Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика развития изобразительных способностей дошкольников




РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Образные движения как главное средство создания творческого продукта — пластических образов — используются в таком виде детского творчества как образно-пластическое.

Различаются два вида образно-пластического творчества. Исполнительское творчество обнаруживается, когда ребенок, воспроизводя заданную композицию движений, эмоционально-пластически проживает передаваемое содержание «с позиции образа», перевоплощается в образ. Такое «проживание», «перевоплощение», как правило, отличается индивидуальной манерой исполнения; оно требует движения «всем телом» и перестройки привычной пластики в соответствии с характером образа. «Сочинительское» творчество — это придумывание ребенком собственных способов пластического воплощения образа, заданного словесно. Продуктом здесь является произведение, образное содержание которого оформляется в той или иной композиции движений

 

 


Для выявления степени овладения ребенком навыками изобразительной деятельности используется методика диагностирования, включающая две группы критериев: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности.

Анализ продуктов деятельности: содержание изображения (анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения); передача формы; строение предмета; передача пропорций предмета в изображении; композиция: расположение на листе, соотношение по величине разных изображений; передача движения; цвет.

Анализ процесса деятельности: характер линий: нажим, раскрашивание, регуляция силы нажима; регуляция деятельности: отношение к оценке взрослого, оценка ребенком созданного им изображения, эмоциональное отношение к деятельности; уровень самостоятельности; творчество (оценка носит качественный характер и дается в описательной форме).

По всем критериям дается оценка по трехбалльной системе, все оценки суммируются и получается итоговый балл.

С целью уровня развития художественно-творческих способностей детей можно провести диагностическое обследование с использование шести кругов. Ребенку дается стандартный альбомный лист с нарисованными на нем в два рядя (по три в каждом) кругами одинаковой величины. Ставится задача рассмотреть эти круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их. Выполнение задания оценивается по критериям: «продуктивность» – количество кругов, оформленных в образы; «оригинальность» – повторы, обычные образы. Подсчитывается общее количество баллов.

 
 

39. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие речи осуществляется в той или иной деятельности детей, то есть средствами развития речи являются обучение, игра, труд, бытовая и повседневная деятельность, восприятие произведений искусства.

Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирование речевых умений и навыков.

Игра является эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. Ролевые способствуют самостоятельным высказываниям, активизируют определенную группу словаря. Строительные игры пополняют и активируют словарь детей за счет наиболее трудных для школьников слов: обозначений качеств, величины, пространственного расположения предметов. Подвижные музыкальные игры с текстом формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря.

Бытовая деятельность детей при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства - естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор. Во время бытовой деятельности чрезвычайно обогащается словарный запас детей, формируются навыки разговорной речи.


40. СУЩНОСТЬ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, и, вместе с тем, познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Можно выделить количественную и качественную сторону этого процесса. Так, от 10-12 слов в возрасте 1 года, к 6 годам ребенок увеличивает свой словарный запас до 3-3,5 тысяч слов.

Задачи словарной работы:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов.

3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой в следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний и предметах, явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

 

 


41. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Грамматическим строем речи ребенок начинает овладевать очень рано. В речи трехлетнего ребенка, как правило, уже есть все свойственные разговорному языку части речи, основные грамматические категории. На данном возрастном этапе речь становится для ребенка основным средством общения. Но это средство еще очень несовершенно. Малышу предстоит полностью освоить богатство родного языка, многообразие способов построения простых и сложных предложений (синтаксис); системы склонений и спряжений, традиционные формы словоизменений (морфологию), средства и способы образования новых слов (словообразование).

Основной формой обучения детей грамматическим средствам и способам является речевое занятие, которое проводится еженедельно во всех возрастных группах. Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержание, включаемые в речевые занятия, являются очень важным средством выработки, а также закрепления грамматических навыков и умений. Кроме того, необходимо активно использовать дополнительные формы организации работы по речевому развитию с детьми в повседневной жизни.

На первых этапах усвоения грамматических средств перед ребенком последовательно ставятся следующие задачи: понимать смысл сказанного; использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи; самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомым; оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так сказать.

Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связанной речи и рассказыванию. Развитие морфологический стороны речи сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка. В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения. Ознакомление детей со словообразованием происходит на примере нескольких типичных для русского языка способов, на материале которых дети учатся ориентироваться в существенных для названия предметных и формально-семантических отношениях, воспитывают интерес к слову, стремление говорить точно, выразительно, правильно.

 


42. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЧИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

Монологическую речь характеризует развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, требует от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению.

Развитие связной речи происходит на занятиях по пересказу литературных произведений, во время рассказывания об игрушке и по картине, когда в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия, а затем они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки (ее свойств, качеств и действий), на назначение хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы повествовательного типа.

В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием.


43. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ХУДОЖЕТСВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому владение навыками выразительного чтения педагогом приобретают особое значение.

Особенности работы с художественной литературой:

Вторая младшая группа: выбирать небольшие по объему произведения; подводить к различению жанров, четко давать названия жанров; при чтении стихов учить детей произносить их не спеша, четко, расставлять логические ударения; связывать сюжеты произведений с личным опытом детей; вводить слова, услышанные на занятиях в активный словарь; способствовать формированию грамматически правильной речи.

Средняя группа: четко называть жанр произведения; обращать внимание не только на содержание, но и на особенности языка – образные слова и выражения, эпитеты и сравнения; формулировать вопросы после прочтения; использовать в пояснении отдельные строки из произведения; обращать внимание на четкость и отчетливость произнесения слов; закреплять слова, усвоенные на занятии.

Старшая группа: обращать внимание на особенности жанров; при чтении сказки так проводить ее анализ, чтобы дети почувствовали и ее идейное содержание, и художественное достоинство, и особенности сказочного жанра; при ознакомлении с рассказом обращать внимание на общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на отношение автора к своим героям, подчеркивать художественную форму; стихи читать наизусть, не надо сразу давать установку на запоминание, провести беседу на понимание, прочитать с установкой на запоминание.

Подготовительная группа: воспитывается способность наслаждаться художественным образом, словом; закладывается основы для формирования любви к родному языку, его точности, выразительности, меткости и образности. Необходим специальный анализ литературных произведений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.