Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия развития личности дошкольника




РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА. ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Активная деятельность ребенка и его общение со взрослыми выступает условиями освоения социального опыта.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двухстороннее взаимодействие. Не только окружающие воздействуют на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество.

Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений. Результат освоения опыта – овладение этими предметами, формирование человеческих способностей и функций. Таким образом, развитие ребенка, в том числе психическое, происходит через его деятельность.

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности.

Развитие познавательной сферы ребенка и его личности идут в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе:

- непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст);

- предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст);

- ролевая игра (дошкольный возраст);

- учебная деятельность (младший школьный возраст);

- интимно-личностное общение (подростковый возраст);

- учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).

На протяжении первых семи лет жизни ребенок последовательно осваивает несколько видов деятельности: общение, предметную деятельность, игру.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает до того, как ребенок овладевает хотя бы самыми простыми действиями с предметами.

В раннем возрасте (от года до трех лет) интерес, обращенный к взрослому, переносится и на предметы, ребенок приобщается к предметной деятельности.

Следующий шаг – переход к ролевой игре, ребенок становится достаточно самостоятельным, чтобы стремиться быть как взрослый, выполнять его роль, управлять, подобно взрослому, вещами, событиями.

Усвоение новых действий увеличивает возможности ребенка и служит предпосылкой для появления новых видов ведущей деятельности.

Таким образом, каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает карлинальные линии психического развития именно в этот период.

 

 


 

Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом условиями развития личности дошкольника выступают не только овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и процесс формирования определенных качеств личности.

Развитие личности ребенка происходит как в повседневной жизни, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Так, например, умственные способности необходимо формировать уже в раннем, и развивать в дошкольном возрасте. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания.

 


61. ДЕТСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие отдельного человека, ребенка, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность характеризует отдельного человека в многообразии его мыслей чувств, проявлений воли, потребностей, привычек, мотивов, желаний, интересов, настроений, переживаний, качеств перцептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида.

Формирование личности – процесс и становление личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, которые и являются в данном контексте механизмами ее формирования; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.


62. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание) выступает как один из критериев умственного развития ребенка, наряду с объемом, характером и содержанием его знаний и способностью к самострельному творчеству.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир (игра, труд, прогулки, занятия, общение со взрослыми и сверстниками). Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. Результаты мышления отражаются с помощью слова. Важнейшими задачами умственного развития детей дошкольного возраста являются: сенсорное воспитание, развитие мыслительной деятельности, становление речи, воспитание любознательности, познавательных интересов, формирование системы элементарных знаний.

Развитие мыслительной деятельности рассматривается как овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями. Положительный результат мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, воспитать привычку к ним.

Воспитание любознательности, познавательных интересов – одна из задач умственного воспитания дошкольников, направленная на формирование познавательных мотивов.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.