Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Особенности, закономерности, принципы воспитания




1. Одна из актуальных задач современной педагогической науки - разработка процесса концептуальных основ воспитания. Познакомившись с основными положениями некоторых концепций воспитания, ответьте на вопрос: можно ли утверждать, что в статье Щурковой Н. Е. речь идет о методологических подходах к процессу воспитания? Почему?

«Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации. В совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда развитие личности не загнано в прокрустово ложе "социального заказа", а пред­лагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не "ведомым", "управляемым", а творцом самого себя, своих обстоятельств. Гуманистическое воспитание, которое предстоит утвердить в нашей стране, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия <...> и поможет человеку раскрыться полно, выразить богатство своего мира.

Учет индивидуальных особенностей предотвращает форсиро­вание развития личности, предъявление к ней невыполнимых для нее на данном этапе требований. Терпение и такт по отношению к школьнику становятся со временем естественной позицией и са­мих ребят: вслед за учителем они проявляют великодушие, спра­ведливость, чуткость, потому что педагог научил их этому.

При личностном подходе своя роль в организуемой деятельно­сти, учитывающая индивидуальные особенности, находится для каждого ученика.

Стоя на позиции личностного подхода, педагог естественно, без каких-либо "хитрых" или заштампованных приемов находит способы влияния на школьника даже в трудных ситуациях. Лич­ностный подход не означает индивидуалистического подхода. Воля субъекта в данном случае реализуется через волю коллекти­ва, потому что и сам субъект как личность проявляет себя в сис­теме коллективных отношений. <...>

При личностном подходе изменяются взаимоотношения между учителем и учеником. Не скованный страхом, административным давлением, школьник свободно проявляет свое "я", что облегчает его воспитание, ибо педагог видит процесс развития личности и может на него влиять. Личностный подход предполагает посто­янное изучение школьников, пристальное всматривание в тонкие повседневные проявления их отношений.

Еще один основополагающий принцип - комплексный подход в организации воспитания. Он означает следующее. Человек - це­лостное существо, и каждый акт его жизнедеятельности является выражением его социальной сущности. Не отдельные отношения проявляются в отдельном акте, не одно качество личности нахо­дит свое выражение в одном поступке, а вся система отношений человека при некотором доминировании одного отношения. Вос­питание не может не учитывать этого. Организуя воспитательные влияния, надо направлять их не на отдельное качество, а на всю систему личностных отношений школьника. В одном воспита­тельном акте должен планироваться выход на целостную лич­ность с ее нравственными, политическими, эстетическими, поло­выми и т.д. отношениями».

Щуркова Н. Е. Что же такое воспитание? // Воспитание школьников. - 1989. - № 6. - С. 33-45.

2. А.Н.Леонтьев выдвинул основные принципы гуманистиче­ского воспитания. Составьте тезисный конспект его статьи, анализируя следующие моменты: в чем вы видите гуманистический смысл предлагаемых принципов? как эти принципы воспитания согласуются с данными в современных учебных пособиях по педагогике? Попробуйте определить некоторые пути их реализации в педагогическом процессе.

«Принцип активности. И целью воспитания, и способом вос­питания является не пассивное усвоение тех или иных норм и цен­ностей (которые могут быть совершенно "правильными", соци­ально значимыми, но которые для ребенка пустой звук, голая аб­стракция), а способность к социальному действию, социальному поступку.

Принцип социального творчества. Действие, которое соверша­ет ребенок, поступок, который он совершает, может быть вынуж­денным, не осознанным и не "прожитым" (А.Н.Леонтьев) школь­ником, а может и должен быть актом его свободного выбора, свободного волеизъявления. Этот поступок он должен совершить сам, не под давлением.

Принцип коллективности. Забыта мысль А.С.Макаренко о том, что в образовательном учреждении действует единый кол­лектив, включающий и учеников, и учителей. При этом учениче­ский коллектив, который по замыслу должен быть способом со­циального бытия ребенка, в последние советские десятилетия пре­вратился в игрушку, в макет, своего рода демонстрационное сред­ство реализации педагогических требований, полностью находя­щееся в руках школьной администрации и учителей. Это был спо­соб манипулирования ребенком через коллектив. В результате мы разучились относиться к школьнику как к человеку и гражданину, элементарно уважать его мнение, позицию, его личность и даже мнение и позицию группы школьников, ученического коллектива, если он оказывается способен на такую позицию. Дело в том, что школа оказалась изолированной от общества, а социальная жизнь и активность ребенка в школьном коллективе стали имитацией реальной социальной жизни, социальной активности, игрой на макете. Именно поэтому наша система воспитания так быстро отмерла, как только резко изменилась социальная и социально-психологическая атмосфера в обществе. Надо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как ее составная органическая часть. В тимуров­ском движении при всех его издержках был большой смысл! Мы же все время сбиваем их на игры.

Принцип развивающего воспитания. "Зона ближайшего разви­тия" (Л.С.Выготский) есть не только в обучении, но и воспита­нии. Пусть школьник выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, под­держке, подсказке коллектива, учителя. Важно, чтобы он осознал эту позицию и принял ее как свою, иначе это будет простейший конформизм.

Принцип мотивированности. А.Н.Леонтьев писал: "Надо го­товить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобретали для него субъективный личностный смысл. Сейчас ребенок идет на "воспитательное мероприятие" (если оно еще про­водится), чаще всего окруженный мощным барьером психологи-

ческой защиты. Он ждет, когда его начнут воспитывать! Эффек­тивность такого воспитания понятна. Субъективно, для самого школьника, акт воспитания должен быть ответом на проблему - его собственную, личную, коллектива, общественную, государст­венную, общемировую.

Принцип проблемности означает, что воспитание начинается с обнаружения нами совместно со школьником проблемы и поиска ее решения. Если же решение уже найдено - то с обсуждения, взвешивания совместно со школьником его правильности. Пока же воспитание начинается с готовых ответов на не заданные и вообще не существующие вопросы.

Принцип индивидуализации. Нельзя воспитывать скопом. Об­ратная связь воспитания - от конкретной личности, а не от внеш­них признаков поведения. Ребенок должен "вписываться" не в наше обобщенное и усредненное, а, следовательно, обедненное "эталонное" представление о том, каким он должен быть, а в на­ше представление о том, каким этот конкретный ребенок как лич­ность мог бы стать.

Принцип целостности воспитательного процесса. Удобные пе­дагогические абстракции ("трудовое воспитание", "патриотичес­кое воспитание" и т.п.) нельзя переносить в реальный воспита­тельный процесс.

Принцип единства образовательной среды. Воспитывает все, что окружает ребенка: семейный круг, сеть неформальных органи­заций и групп, в которую входит любой ребенок, массовые ком­муникации, наконец, просто жизнь общества. Л.С.Выготский пи­сал: "В правильной жизни правильно растут дети".

Принцип опоры на ведущую деятельность. Такой деятельно­стью для подростков является общение (Д.Б.Эльконин). У них постоянный дефицит этого общения, и воспитание должно вхо­дить в первую очередь именно в эту "нишу".

Эти принципы имеют практико-ориентированную направлен­ность, ими могут руководствоваться, прежде всего, учителя обще­образовательных школ».

Круглый стол «Формирование образования в России». -Педагогика. -1997. -№ 5. - С. 34-35.

3. Справедлив я ли критика Кульневича С. В. в адрес традиционной классификации методов воспитания? Авторы современных учебников по педагогике пытаются приблизиться к новой образовательной парадигме. На основе анализа новых учебных пособий письменно сформулируйте вывод: претерпела ли серьезные изменения тема «Методы воспитания»? Каким образом должна быть пересмотрена традиционная классификация методов воспитания?

«Бесспорным является то, что в процессе воспитания и раз­вития личности существует определенный набор действий, прие­мов, способов, которые педагог применяет по отношению к вос­питаннику. Однако большие сомнения вызывает то, что в этих методах, как в путях практического освоения педагогической действительности, можно найти единое логическое основание для их классификации. Но, имея дело с особой педагогикой коммуни­стического воспитания, предполагающей возможность отношения к ученику как к объекту воздействия, подверженному, как прави­ло, чисто внешним, механическим влияниям, мы с полной уверен­ностью можем допустить логичность такого подхода.

Несоответствие же его с идеей воспитания и развития творче­ской личности очевидно: творчество не может происходить в атмо­сфере обязательного внешнего управления личностью. Но именно на это ориентирует любая из существующих классификаций мето­дов воспитания, поскольку претендует на определенную универ­сальность и всеобщность управленческих действий учителя.

Вторым противоречием между целью и методами воспитания творческой личности в традиционной педагогике является содер­жание методов и их классификаций. Современный классификатор методов воспитания, как своеобразный аппарат по разделению различных способов воздействия на личность, представлен че­тырьмя группами методов: методы формирования сознания лич­ности, методы стимулирования и мотивации деятельности и пове­дения, методы организации деятельности, методы контроля, са­моконтроля и самооценки деятельности и поведения.

Такая группировка не случайна. Поскольку мы имеем дело с реализацией марксистско-ленинской методологии, то и в основу данной классификации заложены такие ее производные, как доми­нирование внешних воздействий (среда), недопустимость самораз­вития, "стихийности", обязательность жесткого внешнего управ­ления и т.д. Классификатор полностью реализует также и пред­ставление К.Маркса о структуре производственной деятельности, где в триединстве выступают следующие компоненты: организация-стимулирование-контроль. Таким образом, мы имеем дело не только с механическим переносом промышленных технологий в систему воспитания, но и с замаскированным формированием технократического мышления. Рассматривая содержание каждой из групп классификатора, мы сразу обращаем внимание на то, что вся деятельность приходите» на долю учителя. <...>

Приоритет в воспитании отдан словесным методам: беседам, лекциям, диспутам, дискуссиям. Вряд ли кто из педагогов станет оспаривать необходимость сообщения ученикам информации, в которой они нуждаются, но самостоятельно приобрести не могут. Но никто из учителей не станет утверждать, что сознание учеников по мере их взросления, остается на одном уровне потребностей» информации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.