Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Формы организации обучения в школе и в вузе




Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. - С. 79.

3. Как можно избежать негативных последствий, описываемых Ананьевым Б.Г. и обеспечить психотерапевтическую направленность методам обучения?

Методы обучения (прежде всего корректировки и контроля) несут в себе опасность дидактогений, психотравмирующих воздействий. Психологическую суть процесса оценивания можно назвать ситуацией переживаний и волнений. «Тот, кто еще не ответил, находится в состоянии ожидания и связанного с ним возможного успеха или неуспеха; тот, кто уже ответил, переживает реально этот успех или неуспех. Слушание и ситуации опроса тех, кого в данный момент не спрашивают, носит эмоциональный характер и обусловливается значительным волевым напряжением.

Отсюда интеллектуальные действия школьника, которого педагог спрашивает в данный момент, отражают в себе предшествовавшие опросу состояния ожидания, переживания и волевого напряжения».

Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, IV. - Л., 1936.-С. 13.

1.Как случилось, что изобретение Я.А.Коменским великой дидактической системы превратилось в жестко-авторитарную школу? То, что система перестала удовлетворять требованиям времени, - это возможно, но почему в ней процветает авторитаризм и не приживается сотрудничество? Прав ли, по вашему мнению, Адамский А. в своих выводах о том, что классно-урочная система полностью себя исчерпала? Аргументируйте цитатами из учебных пособий.

Как известно, сложившуюся в России систему образования называют наследием Яна Амоса Коменского. Многие считают его школу воплощением гуманистических взглядов на педагогику, на ребенка. Но то, во что превратилась система почти за 400 лет своего существования, вызывает сегодня очень жесткую критику. Ее обвиняют в авторитарности, жестоком отношении к ребенку.

«В середине восьмидесятых годов среди советского учительства были распространены настроения "беженцев от Коменского". Многих учителей угнетало, что жесткая классно-урочная система не развивает личность ребенка, не дает возможности сотрудничать с детьми, заставляет быть начальником над учениками. Педагогика сотрудничества вступила в противоречие с самой природой школы. <...>

Стремление к творческому воспитанию, воспитанию в свободе вступает в конфликт с четко регламентированной организацией школьной жизни. Класс, урок, предмет - три измерения системы Коменского - в конце двадцатого века стали для учителей преградой, камнем преткновения на пути к нормальным отношениям с детьми.

Основной причиной этих противоречий можно назвать отчуждение детей от содержания их собственного образования. То, что Коменский считал одним из главных достоинств своей системы, превратилось в огромный недостаток - тщательно отобранный, хорошо скомпонованный учебный материал, который учитель с легкостью (обязательное условие) должен преподавать детям.

Оказалось, что если ребенок не участвует в создании, в порождении этого материала, если пищу для его ума и души готовят без участия ребенка, а послушному ученику остается лишь усвоить кем-то приготовленное, ничего не получается. Ни развития, ни сотрудничества, ни свободы.

А к концу двадцатого века стало вдруг очевидно, что именно эти понятия стали основными ценностями человеческой жизни. Это звучит маловероятно, но уже многие учителя считают, что формальные знания вторичны по сравнению с чувством собственного достоинства, способности к самоопределению, чувством свободы, способностью к сотрудничеству и общению. Изменились образовательные ценности. А система образования осталась прежней. <...>

Бегство учителей из системы Коменского стало первым явным, видимым даже ненаучной общественностью, сигналом: время классно- урочно- предметной системы образования закончилось»

Адамский А. Бегство от Коменского // Первое сентября. -1998.-№ 14. С. 2

 

 

2. Познакомьтесь с охарактеризованными типами уроков, представленными у Ильина Е.Н., Лернера И.Я., Курганова С.Ю. Составьте сводный конспект, отвечая на вопросы. Какова дидактическая и методическая структура уроков? В чем их специфика?

В последние годы получили развитие новые типы уроков.

«Уроки открытых мыслей подсказаны экспериментальной практикой, когда были составлены первые опорные сигналы по географии. Большой резерв свободного времени, образовавшийся в результате ускоренного прохождения программы, позволил использовать на уроках самую разнообразную научно-популярную литературу. Систематическое чтение на уроках отдельных глав из книг, журнальных статей и газетных сообщений незамедлительно вызвало ответную реакцию ребят: они стали сами приносить в школу брошюры, газеты, а иной раз и просто краткие записи.

Живое общение выявляет интеллектуальный и творческий потенциал учителя, его профессиональную пригодность. Но суть не в этом. Аккумулируя коллективный труд, оно делает учение радостью, сочетает воедино образование и самообразование, воспитание и самовоспитание. Устраняет перегрузку не сокращением программы, а новым типом отношений учителя с учеником, где в основе - доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес. Общение - это и разнообразие форм, стилей, структур урока, ибо реализуется оно на гибком сплаве жесткой методики и живых процессов искусства. Общение – всегда открытый урок! Прежде - для самого учителя, который с помощью

ребят открывает себя и уже ключом собственной личности в каждом из них открывает личность. Девиз творческого общения прост и лаконичен: быть и работать на уроке - гарантия успеха!»

Ильин Е. Н. Искусство обучения // Педагогический поиск. - М., 1987.-С. 267-269.

«А вот оригинальный спаренный урок в десятом классе. Тема: "Физика и НТР". Ведут два опытных учителя - физики и обществоведения, чтобы обеспечить межпредметную связь. <...>

Урок, организованный двумя учителями совместно, призван реализовать межпредметную связь не тем, что привлекается материал из двух предметов, а тем, что при изложении физического материала физик пристально задумывается над имеющимся в его распоряжении социальным материалом и под его углом зрения изыскивает пути анализа всего физического материала. И, наоборот, обществовед, располагая тем же физическим и инженерным материалом, изыскивает в нем все, что подлежит социальному осмыслению. В ходе такого осмысления или до него (речь идет о десятом классе) должны быть выработаны обобщенный алгоритм социального осмысления (состоящий в поиске ответов на вопросы: кто, что, где, когда, как, почему, следствие, значение) и установка на поиск проблем в физическом и инженерном подходах

для социально-исторического осмысления. <...>

Сущность межпредметных спаренных уроков не в двухчасовом занятии, не в групповой работе, даже не в объединении двух-трех учителей. Это все средства. Сущность их состоит в творческом осмыслении одного и того же учебного материала из разных предметов с разных сторон, в создании, по возможности, обобщенной картины изучаемого объекта».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.