КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Парадигма образования в современной педагогике
1. Проведите контент - анализ учебных пособий по педагогике, вышедших в последние годы. В какой степени научные взгляды их авторов отражают ту образовательную парадигму, о которой говорится в статье Корнетова Г. Б.? «В современных условиях постиндустриального общества происходит перемещение устремленности педагогического идеала от социально ориентированной (конструирование нового человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели воспитания и образования к индивидуально ориентированной (конструирование человека для самого человека и только опосредствованно для общества). При этом как бы происходит перенос акцента с подготовки служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбу общества и готовности прийти на помощь, способности к сотрудничеству. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанных с признанием самоценности личности, формирования ее самосознания, создание условий для ее самоопределения и самореализации. В то же время актуализируется группа проблем, требующих преодоления эгоизма и возможного антисоциального поведения. Однако новые социальные условия создают объективные предпосылки для постановки и решения всех этих групп проблем. По существу можно говорить не об индивидуально-, не о социально-, не об индивидуально-социально, а об антропоориентированной педагогической парадигме.Это, во-первых, позволит подчеркнуть органическое и вполне реалистическое соединение индивидуального и общественного начал в воспитательно-образовательном идеале, вводя понятие "антропос" (от греч. "человек"), естественно соединяющее в себе оба этих начала. И, во-вторых, придать новый качественный уровень гуманистической педагогической парадигме, как бы преодолевающей в себе традиционную бинарную оппозицию. <...>
Бинарные оппозиции в определении воспитательной парадигмы отражают, с одной стороны, трактовку воспитания как педагогического воздействия на воспитуемых, которые ставятся в позиции относительно пассивных объектов, формирование у них качеств, соответствующих идеалам воспитателя и жестко (авторитарно) навязываемых им; а с другой, - воспитание как помощь в развитии, осуществляемом в процессе развертывания внутреннего потенциала ребенка, в ходе педагогического взаимодействия, где обе стороны выступают полноправными субъектами.<...> В настоящее время все более набирает силу гуманистическая тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношениях между учителем и учеником с объектно-субъектных на диалоговые субъектно-субъектные, что связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятные условия. На повестку дня ставится вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их саморазвития в процессе активного освоения культуры в ходе общения с другими людьми. Педагог как бы "ведет" воспитанника, планирует необходимые изменения в его психике и поведении, способствует появлению у него определенных качеств. Он достигает это, помогая войти ребенку в мир культуры, создавая педагогические ситуации, где он может самореализоваться, проявить свою активность. Все это учитель делает неавторитарно, максимально учитывая уровень наличного развития ребенка, доминирующие мотивы его поступков, актуальные интересы, способности и потребности. Педагогическое руководство органически соединяется с саморазвитием ребенка и оказывает свое "формирующее" влияние через это саморазвитие, в основе которого лежит двуединый процесс опредмечивания - распредмечивания культуры, в ходе которого происходит творческое преобразование и мира, и человека. Под руководством педагога происходит самоопределение ребенка, самостоятельно и сознательно (осознанно) делающего свои большие и маленькие жизненные выборы. <..->
Современную гуманистически ориентированную воспитательную парадигму можно назвать парадигмой самореализации личности, ибо в этом смысл и основа воспитательного механизма, который органически сочетает в себе и необходимость педагогического руководства, и организацию саморазвития в ходе активного освоения и переработки культуры. Антропоориентированная педагогическая парадигма позволяет определить стратегическую цель гуманистического педагогического процесса в современных условиях. Общий механизм реализации этого процесса и тип взаимоотношений его участников раскрывает воспитательная парадигма самореализации личности. Следующий шаг к конкретизации гуманистического процесса связан с определением основных черт содержания, методов и форм образования, осуществляемого в его рамках. Можно выделить бинарную оппозицию в их трактовке. Либо содержание, методы и формы образования формируются педагогом и ребенок приспосабливается к ним ("школа учебы"), либо они приспосабливаются к ребенку ("свободная школа"). Возможны также попытки соединения этих подходов ("школа труда"). Несомненно, для гуманистической педагогики присуща тенденция приспособить содержание, формы и методы образования к ребенку. Однако неизбежно существует ряд императивов, ориентируясь на которые учитель осуществляет руководство развитием детей (система общечеловеческих ценностей, стремление дать целостное представление о картине мира, о месте человека в системе природы и общества, стремление развить способность творчески-преобразующей деятельности, умения самостоятельно приобретать и использовать информацию и т.п.). Так как сам педагогический процесс представляет собой некую организацию жизни человека, то он по необходимости привносит в нее определенные жизненные ценности, определенный стиль, на которые ориентируется педагог (в нашем случае гуманистические).
При этом сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная (своя) только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализоваться, т.е. жить в соответствии со своими внутренними законами. Педагог, таким образом, с помощью специально отобранного содержания, форм и методов и обеспечивает корреляцию "внутреннего" и "внешнего". Причем происходит и постоянная корреляция конкретных целей педагогического процесса, осуществляемая, однако, в русле антропоориентированной педагогической парадигмы. Образовательные средства отбираются исходя из целей и возможностей ребенка. Цели и возможности ребенка, в свою очередь, подвергаются педагогической коррекции со стороны учителя. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь. Поэтому образовательную парадигму гуманистического типа на современном этапе мы можем назвать "школой жизни". <...> Итак, антропоориентированная педагогическая парадигма – это воспитательная парадигма самореализации личности - образовательная парадигма "школы жизни" - вот парадигмальная формула современной гуманистической педагогики, современного гуманистического воспитания и образования. <...> Гуманистическая педагогика - это педагогика, в полной мере учитывающая диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости соединения свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов образования к ребенку при сочетании этого с ориентацией их на определенные императивы; на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, что требует вполне определенных ценностных установок и норм поведения. Однако гуманистическая педагогика рассматривает эту диалектику сквозь призму человека, стремясь "очеловечить" образование и ориентируясь на общество "с человеческим лицом".
Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. - М., 1993.- С. 117-121. 2. Ответьте письменно на вопрос почему «проективно-эстетическую» парадигму образования Тхагапсоев X.Г. считает наиболее перспективной, доминирующей в ближайшем будущем? «Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни. Само современное состояние культурного сознания протестует против сциентистского, рационально-знаниевого, технократического характера образования, обостряя проблему его перехода на новую парадигму, а точнее - на новое смысловое и структурно-содержательное наполнение. Частью парадигмального кризиса образования является и проблема отношений обучающего и обучаемого. "Вписывающий" себя в ученика (по меткому замечанию В.П.Зинченко) педагог императивного склада как-то уже не отвечает духу нашего времени и современной культуры. Но в реальной практике все же преобладает именно педагог императивного склада, поскольку пока доминирует "знаниевая" (просвещенческая) парадигма, построенная на категоричных представлениях классических наук о мире и его познаваемости, о детерминированности законов, действующих в реальной действительности, по-прежнему формирующая представления о подвластности мира науке и рациональному разуму. Структура и содержание образования сегодня не соответствуют структурам современной культуры и человеческой деятельности и не в состоянии обеспечить свое основное предназначение - адекватное отражение и эффективное присвоение человеческого опыта. Из трех форм "духовной предметности" - знания, ценности и проекта (М.С.Коган) в пространстве образования находит должное отражение, по сути, одна - знание. Если ценности как-то и представлены в репродуктивно-катехизическом (назидательно-наставленческом) плане, то проективность отсутствует вовсе. Поскольку знания являются итогом познавательной деятельности человека, ценности - продуктом его ориентационных устремлений, а проект (модель будущего) - отражением духовно-преобразовательного труда и первичной фазой любого вида деятельности, становится очевидным несоответствие (неадекватность) современного образования структуре человеческой деятельности и культуры. При этом необходимо иметь в виду значительность "духовной предметности" (проекта), которая не сводится к схемно-графическим изображениям технических устройств и систем, зданий и сооружений, предметов быта и географического объекта. Не является она и трактатом о социальном переустройстве общества или реформировании, скажем, образования. Речь идет о прообразе предполагаемых и совершаемых действий, который может заключаться в обозначении правил игры - для ребенка, в экспериментальном замысле - для ученого или в задуманной образовательной программе - для педагога и т.д. И знания, и ценности, и проект присутствуют в деятельности человека в неразрывном единстве, хотя на этапе индустриального развития они выделились в специфические отрасли духовной культуры - в гносеологию, аксиологию и праксиологию. Но с завершением эпохи индустриализации узкопредметная дифференциация знания и культуры сходит с исторической арены, уступая место межпредметной интеграции и синтетическим формам знания и метапредметам, а точнее - "неклассическим" дисциплинам, которые сочетают в себе содержание и методы как научно-рационального, так и гуманитарного характера (например, информатика, экология, дизайн и т.д.). Постиндустриальное развитие характеризуется и резким расширением предметно-вещного окружения человека, что актуализирует потребность в комплексных знаниях, в том числе в таких формах, которые способны обеспечить гармонизацию и гуманизацию среды обитания человека. <...> Речь идет о таком образовании, которое перестает быть "знаниевым", "рационально-просвещенческим", упрощенно "зуновским", а становится механизмом "окультурации" человека и организации индивидуальной траектории развития личности. Новая парадигма так или иначе ассоциируется с углублением и развитием гуманитарно-культурологических, культуротворческих и этико- эстетических начал, подчеркивая междисциплинарный характер по анализа. Формирующая парадигма образования, которая будет в перспективе доминирующей, определяется нами как "проективно-гностическая". Проективность понимается, прежде всего, как онтологическое качество культуры, актуализируемое современной, чрезвычайно динамичной постиндустриальной фазой цивилизованного развития. Речь идет, прежде всего, об осознаваемой достаточно широко незапрограммированности культурно-исторического процесса и вероятностном характере социальных перспектив, что превращает человека, его интеллектуальный и нравственный потенциал в основной фактор саморазвития общества, в связи с этим неизмеримо возрастает роль обоснованного выбора. Как парадигмальный аспект образования проективность означает: учет переходного характера и высокой динамичности переживаемой фазы культурно-цивилизованного развития; вариативность образования (по целям и содержанию, структуре и формам организации, т.е. по обеспечиваемой траектории развития индивида); принципиальную конструируемость образования, его целей и содержания, методов и технологий, условий реализации и принципов управления с целью обеспечения его соответствия потребностям и перспективам культурно-цивилизованного развития. Проективная природа образования осознается и в более широком контексте, так как к образованию со стороны общества всегда предъявляется требование соответствовать потребностям и историческим перспективам развития. Несколько слов об эстетическом компоненте. Наиболее "ощущаемой" тенденцией культурно-цивилизованного развития в наше время становится многообразие культур и их взаимовлияние -конвергенция. <...> В такой ситуации характерным становится обращение к "иным культурам" через формы, в которых реализована их эстетика, что подпитывается самой логикой развития культуры в современных условиях, когда предметно-вещный мир ("вторая природа"), по сути, стал средой реального обитания индивида и в этом контексте нарастает его (человека) стремление гармонизировать и гуманизировать предметную среду, "переосвоить" ее эстетически. В указанном ракурсе особую актуальность обретает экология, а самой массовой формой эстетической деятельности становится дизайн. Речь в данном случае идет об исторических тенденциях развития предметно-практической деятельности человека, которая, будучи изначально синкретичной (сочетая в ремесле утилитарное и прекрасное в единстве), прошла через дифференцирующее воздействие индустриальной парадигмы развития (превратившей прагматическое и эстетическое в разделенные и неслиянные сферы деятельности) и вновь обретает это единство посредством дизайна, что само по себе требует соответствующего отражения в парадигме образования. Таким образом, "проективно-эстетическое" проявляется двояко - как организация образования по принципам целостности и гармоничности и как историческая тенденция превращения образовательного процесса в эстетическое творчество. Отметим две парадигмальные особенности проективно-эстетического типа образования. Этот тип предполагает постоянное модифицирование целей образования по мере их достижения. Его идеал - "образование в человеке целостного мира культуры" в его гармоничной организации. Но в таком случае прежде всего само образование должно быть целостным. Постиндустриальный этап развития характерен интегративными процессами и гуманитаризацией науки, многообразием культур и человеческой деятельности, отказом от техногенного варианта цивилизации, резким ускорением темпов развития, чем предопределяет проективную направленность и интегративно-метапредметный характер образования. Понятно, что филология и математика, выполняющие роль метасистемы знаков и языков, сохранят свое прочное положение и в новой структуре образования. Но в рамках новой парадигмы соотношение и роль естественно-научного и гуманитарного в образовании, а тем более их предметного выражения должны радикально измениться под интегрирующим влиянием таких метапредметов, как дизайн и экология, которая в последнее время активно рассматривается как системообразующий элемент новой парадигмы образования. В таком качестве выступает и дизайн. Системообразующая роль дизайна обусловлена прежде всего тем, что он выражает важнейшее онтологическое качество культуры и человеческой деятельности - проектность (проективность) через дизайн обретает содержательную конкретизацию и свое место в образовании... Новая парадигма затрагивает не только структуру и содержание, но и методы образования, в первую очередь информационные и педагогические технологии, требуя их переориентации с преимущественно сукцессивных форм (построенных на медлительных процессах линеарно-последовательной организации знаков и смыслов вербальными средствами, в печатных текстах и т.д.) на преимущественно симультанные (на основе мыслеобразов, а также протопроектной, гипертекстовой и виртуальной организации информации). В этом смысле "проективно-эстетическое" в отношении образования включает и эстетический аспект (т. е. формы и меру организованности) образовательной среды и педагогических технологий». Тхагапсоев X. Г. О новой парадигме образования // Педагогика. - 1999.-№ 1.-С. 106-110.
3. Проанализируйте статью Ковалев Г. А., отвечая письменно на вопросы: Являются ли актуальными принципы диалогической методологии для педагогической науки? Правомерно ли утверждать, чтоэто закономерный этап развития методологии педагогики? Почему? Известны ли вам исследования в области педагогическойтеории, связанные с данной проблематикой? «Основываясь на «диалогическом» содержании психической организации человека, психологическая наука утверждает необходимость создания и разработки новой, диалогической методологии. Эта методология исходит из межсубъектного понимания детерминации психического в человеке и основана на вере в позитивный потенциал человека, в его возможности постоянного развития и самосовершенствования, в его неограниченные творческие возможности. Если возвратиться к основному предмету нашей работы - проблеме психологического воздействия, то стратегию воздействия, которая наиболее релевантна для данного субъект-субъектного подхода, можно обозначить как развивающую. Психологическим условием реализации такой стратегии воздействия является диалог. Основными нормативами и принципами организации его являются: эмоциональная и личностная раскрытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний. В состоянии диалога две личности начинают образовывать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, создавать единое эмоциональное "со-бытие", в котором воздействие (в обычном, объектном, монологическом смысле этого понятия) перестает существовать, уступая место психологическому единству субъектов, в котором разворачивается творческий процесс взаимораскрытия и взаиморазвития, создаются условия для самовоздействия и саморазвития. Будучи адекватен субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог, поэтому наиболее релевантен для организации наиболее продуктивных и личностно развивающих контактов между людьми. Кроме того, в рамках разрабатываемой диалогической методологии диалог может выступать в качестве ведущего метода психологического исследования. <...> Полная и последовательная реализация положения о социальной, диалогической природе психической организации человека, признание творческого начала его личности и ее уникальности предполагают то, что и методы научного изучения человека, и методы воздействия на него должны быть принципиально иными, нежели в традициях позитивистской, объектной модели человека, где основным принципом психологического исследования являлся, как известно, пришедший из естествознания экспериментальный принцип, долгое время казавшийся незыблемым. Вместе с тем становится все очевиднее, что концептуальные модели и способы исследования, приложимые к естественным наукам и к изучению объектной, вещной действительности, не могут быть в полной мере и адекватно перенесены на анализ субъективной реальности, на анализ личности и общественных отношений. Предпосылки экспериментальной верификации, в чем мы убедились выше, с неизбежностью ведут к одномерному, упрощенному взгляду на человека. Так, полученные в рамках объектного подхода и экспериментальными методами исследования, в целом крайне интересные факты лучше всего практически реализуются в рамках объектной же парадигмы и одномерного подхода к человеку. Но это, как правило, создает непреодолимые трудности при решении задач эффективного внедрения таких же "объектных" и "обезличенных" рекомендаций в реальную человеческую практику и по отношению к живым людям. <...> Диалог является всеобщим принципом оптимальной организации и управления на всех уровнях организации и развития жизнедеятельности на Земле - от биологического уровня до социального и личностного. И наоборот, именно нарушение принципа диалогизма, использование монологических, объектных стратегий воздействия и порождает острейшие и трудноразрешимые проблемы человечества. <...> Поэтому формирование нового мышления (или, как его иногда называют, "планетарного сознания") - это становление мышления и сознания по сути своей диалогического, гуманистического, воспитание у людей чувства ответственности за судьбы всего мира и всей планеты, друг друга». Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. -1987.-№ 3.-С. 46-47.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |