Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Развитие познавательного интереса учащихся




Ч. II.-С. 44-45.

Кульневич С. В. Педагогика личности. - Ростов-на-Дону,

1. Проанализировав статью Сосновского Б.А., ответьте письменно на вопросы. Как вы считаете, готовы ли сегодня педагоги к изучению и воспитанию у каждого учащегося личностных смыслов учения? Почему? На основе знаний психолого-педагогической теории представьте механизм формирования смыслового спектра учения.

«К любой деятельности человека побуждает не потребность (состояние, отвечающее нужде), не мотив (то реальное, в чем "находит себя" потребность), а личностный смысл (того и другого и деятельности): зачем это нужно именно мне и именно сейчас?

Объективно значение учебы довольно полно и одинаково известно каждому школьнику, но субъективный смысл учебы и всего того, что с ней фактически связано (в том числе в широком, социальном аспекте), различен для каждого школьника, студента, учителя, родителя.

Важнейшая и сложнейшая психолого-педагогическая задача, возложенная на учителя и преподавателя, - изучение, понимание и посильное воспитание всей этой пестрой системы личностных смыслов учения каждого учащегося. <...>

По данным многих психологических исследований, в состав смыслового спектра учения органично входят такие мотивационно-личностные конструкты, как достижение, доминирование, аффилиация и др., что существенно дополняет реальную картину этой важной человеческой деятельности и представляет широкие возможности для ее оптимизации и грамотного психолого-педагогического обеспечения. Например, симптоматика достижения выражается в соревновании с самим собой ради успешности дела (учения, в частности) как такового, в прагматичной установке на результативность, в личной уверенности, настойчивости и т.д.

Проявление симптоматики аффилиации дополняют смысловую картину учения: радость при оказании помощи другим людям, сострадание к их неприятностям, непреходящий интерес к дружбе с соучениками, сопереживание успеху товарища и т.п.

Мотивационно-смысловые компоненты доминирования обогащают учение стремлением к превосходству в соревновании и спорах с другими, умением убеждать окружающих, удовольствием от участия в принятии общих решений, прямотой при высказывании своего несогласия и т.д.

Думается, что нет нужды доказывать, что мотивированное подобным образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности "чистого разума" познания, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально сложнее. <...> Уверен, что и многотрудная работа учителя становится при этом не только более эффективной, но и субъективно более содержательной и интересной. При гуманной организации процесса обучения

развиваются оба его субъекта: школьник и учитель, при негуманной регрессируют тоже оба».

Сосновский Б. А. Как и зачем человек учится // Химия в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.