Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 16. Формы и средства воспитания (общение, учение, игра, труд)




Формы и средства воспитания (общение, учение, игра, труд).

Организационные формы воспитания:

В современной педагогике нет единого мнения по поводу выбора форм воспитательной работы. Это объясняется, с одной стороны, неоднозначностью в определении самого термина «форма», с другой стороны, наличием в теории и практике воспитания нескольких классификаций форм воспитательной работы.

Под «формой » понимается внешнее выражение какого-либо содержания. Тогда «форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Е. В. Титова предлагает классификацию, в которой она выделяет три вида форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами с целью воздействия на воспитанников.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры- это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы делятся на:

• Кратковременные; продолжительные; традиционные.

По видам деятельности различаются:

• формы учебные; трудовые; спортивные; художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

• Непосредственные; опосредованные.

По субъекту организации:

• деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификации взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагогом подхода одна и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Согласно теории П. Ф. Каптерева, человеческую деятельность можно разделить на четыре вида: общение, игру, учение, труд.

Средства воспитания - процессы, явления, ситуации, предметы, которые используются в воспитании детей. К средствам воспитания можно отнести различные виды воспитывающей деятельности. Учение, игра, труд, спорт, досуговая деятельность - все они могут быть средствами воспитания, если они пронизаны социально ценными отношениями (И. 3. Гликман).

В отличие от дидактического понятия «средства обучения» средства воспитания носят нематериальный характер.

Общению как средству воспитания в своей педагогической практике уделяли большое внимание такие педагоги как С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Но в педагогике рассматривается не просто общение, как взаимодействие с людьми, а педагогическое общение - в основе которого лежит воспитательный характер и предусматривается решение педагогических задач.

Под учением, как средством воспитания, понимается деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение знаний, умений и навыков. Учение обеспечивает формирование определённого отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. Особое значение в последние годы приобретает проблемное и программированное обучение.

Игру, как средство воспитания, чаще всего определяют не как деятельность, выполняемую не для получения конкретного предметного результата, а ради выполнения самой деятельности. Игровая деятельность в воспитании направлена прежде всего на развитие положительных качеств личности.

Труд, как средство воспитания, в свою очередь рассматривается как деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности для удовлетворения потребностей человека. Труд самым тесным образом связан с учением, игрой и общением. Особую роль в воспитании играет физический труд, интеллектуальный, душевный.

Воспитательная эффективность методов, форм и средств воспитания зависит от создания благоприятнойэмоциональной обстановки, душевной отзывчивости, без принуждения, на основе заботы о радостях и бедах каждого ребёнка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.