КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет № 18 Технологии обучения
Билет № 32 Инновации Критерии и показатели инновационности нововведений. Подлинно инновационными признаются идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого, общественного развития. Они предлагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов. Критериями педагогических новшеств являются: · новизна (абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, разной степени известности, разной области применения); · оптимальность (достижение высоких результатов обучения и · результативность (устойчивость положительных результатов, их · возможность творческого применения базовых идей и технологий Современная педагогическая наука и практика располагают четырьмя основными, теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения (инновационными образовательными системами): Л. В. Занкова (дидактическая система для начальной школы), Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (разработана и методически обеспечена для разных типов образовательных структур), В. С. Библера, М.М.Бахтина (развивающая система «Школа диалога культур») и Ш. А. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества). Образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий: если система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической; если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее называют технологией. Понятие «образовательная технология», несмотря на его широкую распространенность, достаточно условно. Те виды технологий, которые применяются в учебном процессе, точнее назвать обучающими (ОТ). Сам термин заимствован из производственной сферы и применяется в образовании условно. Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной: 1. Одни ученые считают технологию формой реализации методики; 2. Другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика. В.И. Загвязинский полагает, что: и технология, и методика обладают системностью (т. е. в их основе должна лежать система научных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (это, например, система программированного обучения), т. е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, и не предполагает гарантированное достижение цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий: целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Это основное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Уровень развития инструментальности, может служить признаком, на основе которого в дидактической системе можно выявить степень ее приближения либо к технологии, либо к методике. Технологии принято делить на традиционные и нетрадиционные (активного, интенсивного обучения). Для нетрадиционных технологий характерны: интенсивная подача материала, активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, постоянная внутренняя обратная связь (самоконтроль и самокоррекция), диалогичность, проблемность. Они вбирают и развивают многие черты эффективного традиционного обучения. Вот почему их лучше всего называть современными. Одно из первых определений ПТ середины 50-х годов прошлого века относилось к программированному обучению — это научное описание педагогического процесса (совокупность средств и методов), неизбежно ведущего к запланированному результату. Технологияпрограммированного обучения была построена на основе теории бихевиоризма, когда учебная деятельность была организована по принципу: стимул (S) — реакция (R) — подкрепление (Р). С середины 70-х годов большое количество определений ПТ связано с понятием оптимизации: ПТ — это изучение, разработка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники (ТСО, педагогическая квалиметрия, теория управления). Технология обучения определилась как область знаний, связанная с системой предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения. Сегодня предмет педагогической технологии определяется как область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Современный этап развития образования определяют как переход от традиционных массовых средств информации (книги, кинофильмы, телевидение) к новым информационным технологиям (компьютеризированные системы хранения информации, лазерные каналы связи, микроэлектронные устройства и т. д.). Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения - это системная проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты. Важным атрибутом педагогических технологий является измеримость и воспроизводимость результатов. В технологизированных системах не декларируется нечто, если его нельзя измерить и воспроизвести на практике. Общая идея воспроизводимости учебных процедур, распространенная на весь учебный процесс, приводит к мысли о том, что он может стать независимым от «живого» учителя. Если ход обучения разбивается на полностью воспроизводимые учебные эпизоды, то в идеале учитель исполняет лишь роль организатора и консультанта учащихся по работе с уже составленными материалами. Учитель при этом рассматривается как пассивный исполнитель «фирменного» дидактического проекта, причем, по мнению некоторых западных педагогов-технологов, его личность, культура и квалификация не играют особой роли. Это - крайнее выражение «технократического мышления», которое может нанести обучению серьезный ущерб, привести к его дегуманизации. Попытаемся отразить обобщенно важнейшие признаки образовательных (обучающих) технологий и соответствующие показатели их реализации. Признаки обучающих технологий и показатели их реализации: · Системность (гармонизация целей, содержания и дидактического процесса). Показатели реализации: наличие научной психолого-педагогической основы (это может быть целостная теория или набор отдельных научных положений); · Воспроизводимость и гарантированность результата. Показатели реализации: наличие диагностических целей; наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам; · Система обратной связи. Показатели реализации: наличие системы контрольных заданий, адекватных целям; наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля). Билет № 2 Содержание образования. Компоненты содержания образования Содержание образования мы рассматриваем как: - совокупность знаний о мире, то есть о человеке, обществе, природе, технике; - опыт осуществления способов деятельности; - опыт проектной деятельности; - опыт творческой деятельности, преобразующей действительность - материальную и духовную; - опыт рефлексивной деятельности; - опыт эмоционально-ценностногоотношения к деятельности, ее объектам; - опыт профессионального самоопределения. Содержание образования — это не сами по себе знания, умения, навыки, а человеческая культура, выраженная через них. Содержание образования — не только знания основ наук, но и нормы, цели, условия и понятия, адекватные им реальные действия и поступки, которые станут не только методом обучения, но содержанием образования. Сами же знания получат целостную гуманистическую направленность, будут, как бы вплетены в мотивационную сферу. Личность ученика в результате стремления «познать себя» станет предметом самоанализа, самосовершенствования и изучения. В содержание образования будут включены сами способности личности в их единстве с духовными качествами ученика. Содержание образования должно отражать в себе всю культуру, понимаемую как совокупность достижений человечества в познании природы, общества и человека, в творении духовных ценностей, в создании общественных институтов и в разработке техники, технологии в системе воспитания человека. В отечественной педагогике сформировались различные концепции содержания образования: 1. Содержание образования — педагогически адаптированные основы наук. Данная концепция ориентирует на приобщение учащихся к науке и производству. Ведущими принципами отбора и построения содержания образования выступают общие методы и принципы построения знания, свойственные, прежде всего, естественным и точным наукам. Данная концепция характеризуется как технократическая, сциентистская, продолжающая отчасти теорию диалектического материализма. 2. Содержание образования — система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Знания, умения и навыки, относящиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимся, чтобы те умели жить и действовать в социуме (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.). 3. Содержание образования — педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. В данном случае содержание образования состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности — в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта творческой деятельности — в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т. п.; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский). 4. Содержание образования — содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности. Набор общеобразовательных курсов обусловливается структурой изучаемой области действительности (живая и неживая природа, человек, общество, системы и структуры, техника и технологии и др.) и структурой деятельности, отражаемой в инвариантных сторонах культуры личности — познавательной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой, физической (В. С. Леднев). 5. Содержание образования — образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. Содержание образования делится на внешнее — среду, и внутреннее — создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой. Внешнее и внутреннее содержания образования не совпадают. Диагностике и оценке подлежит не полнота усвоения учеником внешнего содержания, а приращение его внутреннего содержания образования за определенный учебный период (А. В. Хуторской).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |