Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 18 Технологии обучения




Билет № 32 Инновации

Критерии и показатели инновационности нововведений. Подлинно инновационными признаются идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого, общественного развития. Они предлагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов. Критериями педагогических новшеств являются:

· новизна (абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, разной степени известности, разной области применения);

· оптимальность (достижение высоких результатов обучения и
воспитания при минимальных затратах сил, времени и других ресурсов);

· результативность (устойчивость положительных результатов, их
измеримость, фиксируемость, однозначность понимания и т. п.);

· возможность творческого применения базовых идей и технологий
инновации в деятельности учителей школ всех типов (В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов).

Современная педагогическая наука и практика располагают четырьмя основными, теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения (инновационными образовательными системами): Л. В. Занкова (дидактическая система для начальной школы), Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (разработана и методически обеспечена для разных типов образовательных структур), В. С. Библера, М.М.Бахтина (развивающая система «Школа диалога культур») и Ш. А. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

Образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий: если система до­статочно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методичес­кой; если же она задается в более или менее жесткой алгоритмичес­кой последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее называют технологией. Понятие «образовательная тех­нология», несмотря на его широкую распространенность, достаточ­но условно. Те виды технологий, которые применя­ются в учебном процессе, точнее назвать обучающими (ОТ). Сам термин заимство­ван из производственной сферы и применяется в образовании условно.

Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной:

1. Одни ученые считают технологию формой реализации методики;

2. Другие полагают, что понятие тех­нологии шире, чем методика.

В.И. Загвязинский полагает, что: и технология, и методика обладают системностью (т. е. в их основе должна лежать система научных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (это, например, система программированного обучения), т. е. инструментальностью. Методика же предусматри­вает разнообразие, вариативность способов реализации теорети­ческих положений, и не предполагает гаранти­рованное достижение цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий: целей, определенность этапов, шагов, опе­раций, ведущих к цели. Это основное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Уровень развития инструментальности, может служить признаком, на основе которого в дидактической системе можно выявить сте­пень ее приближения либо к технологии, либо к методике.

Технологии принято делить на традиционные и нетрадиционные (активного, интенсивного обучения). Для нетрадиционных технологий характерны: интенсивная подача ма­териала, активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, постоянная внутренняя обратная связь (самоконт­роль и самокоррекция), диалогичность, проблемность. Они вбирают и развивают многие черты эффективного тра­диционного обучения. Вот почему их лучше всего называть совре­менными.

Одно из первых определений ПТ середины 50-х годов прошлого века относилось к программированному обучению — это научное описание педагогического процесса (совокупность средств и мето­дов), неизбежно ведущего к запланированному результату. Технологияпрограммированного обучения была построена на основе тео­рии бихевиоризма, когда учебная деятельность была организована по принципу: стимул (S) — реакция (R) — подкрепление (Р).

С середины 70-х годов большое количество определений ПТ связано с понятием оптимизации: ПТ — это изучение, разработ­ка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники (ТСО, педагоги­ческая квалиметрия, теория управления). Технология обучения оп­ределилась как область знаний, связанная с системой предписа­ний, обеспечивающих оптимизацию обучения.

Сегодня предмет педагогической технологии определяется как область знания, которая охватывает сферу прак­тических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах дея­тельности, организованных на основе четкого целеполагания, систе­матизации, алгоритмизации приемов обучения.

Современный этап развития образования определяют как переход от традиционных массовых средств информации (книги, кинофильмы, телевидение) к новым информационным технологиям (компьютеризированные системы хранения информации, лазерные каналы связи, мик­роэлектронные устройства и т. д.).

Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения - это системная проектировочная деятельность, по­зволяющая запрограммировать образовательные ситуации, дея­тельность субъектов обучения и со значительной степенью веро­ятности гарантировать желаемые результаты. Важным атрибутом педагогических технологий является измеримость и воспроизво­димость результатов. В технологизированных системах не декла­рируется нечто, если его нельзя измерить и воспроизвести на практике.

Общая идея воспроизводимости учебных процедур, распро­страненная на весь учебный процесс, приводит к мысли о том, что он может стать независимым от «живого» учителя. Если ход обучения разбивается на полностью воспроизводимые учебные эпизоды, то в идеале учитель исполняет лишь роль организатора и консультанта учащихся по работе с уже составленными мате­риалами. Учитель при этом рассматривается как пассивный ис­полнитель «фирменного» дидактического проекта, причем, по мнению некоторых западных педагогов-технологов, его личность, культура и квалификация не играют особой роли. Это - крайнее выражение «технократического мышления», которое может на­нести обучению серьезный ущерб, привести к его дегуманиза­ции.

Попытаемся отразить обобщенно важнейшие признаки образо­вательных (обучающих) технологий и соответствующие показате­ли их реализации.

Признаки обучающих технологий и показатели их реализации:

· Системность (гармонизация целей, содержания и дидактического процесса). Показатели реализации: наличие научной психолого-педагогической основы (это может быть целостная теория или набор отдельных научных положений);

· Воспроизводимость и гарантированность результата. Показатели реализации: наличие диагностических целей; наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам;

· Система обратной связи. Показатели реализации: наличие системы контрольных заданий, адекватных целям; наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля).

Билет № 2 Содержание образования. Компоненты содержания образования

Содержание образования мы рассматриваем как:

- совокупность знаний о мире, то есть о человеке, обществе, природе, технике;

- опыт осуществления способов деятельности;

- опыт проектной деятельности;

- опыт творческой деятельности, преобразующей действительность - материальную и духовную;

- опыт рефлексивной деятельности;

- опыт эмоционально-ценностногоотношения к деятельности, ее объектам;

- опыт профессионального самоопределения.

Содержание образования — это не сами по себе знания, умения, навыки, а человеческая культура, выраженная через них.

Содержание образования — не только знания основ наук, но и нормы, цели, условия и понятия, адекватные им реальные действия и поступки, которые станут не только методом обучения, но содержанием образования. Сами же знания получат целостную гуманистическую направленность, будут, как бы вплетены в мотивационную сферу.

Личность ученика в результате стремления «познать себя» станет предметом самоанализа, самосовершенствования и изучения. В содержание образования будут включены сами способности личности в их единстве с духовными качествами ученика.

Содержание образования должно отражать в себе всю культуру, понимаемую как совокупность достижений человечества в познании природы, общества и человека, в творении духовных ценностей, в создании общественных институтов и в разработке техники, технологии в системе воспитания человека.

В отечественной педагогике сформировались различные концепции содержания образования:

1. Содержание образования — педагогически адаптированные основы наук. Данная концепция ориентирует на приобщение учащихся к науке и производству. Ведущими принципами отбора и построения содержания образования выступают общие методы и принципы построения знания, свойственные, прежде всего, естественным и точным наукам. Данная концепция характеризуется как технократическая, сциентистская, продолжающая отчасти теорию диалектического материализма.

2. Содержание образования — система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Знания, умения и навыки, относящиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимся, чтобы те умели жить и действовать в социуме (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.).

3. Содержание образования — педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. В данном случае содержание образования состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности — в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта творческой деятельности — в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т. п.; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский).

4. Содержание образования — содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности. Набор общеобразовательных курсов обусловливается структурой изучаемой области действительности (живая и неживая природа, человек, общество, системы и структуры, техника и технологии и др.) и структурой деятельности, отражаемой в инвариантных сторонах культуры личности — познавательной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой, физической (В. С. Леднев).

5. Содержание образования — образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. Содержание образования делится на внешнее — среду, и внутреннее — создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой. Внешнее и внутреннее содержания образования не совпадают. Диагностике и оценке подлежит не полнота усвоения учеником внешнего содержания, а приращение его внутреннего содержания образования за определенный учебный период (А. В. Хуторской).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.