Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 18 Государственный образовательный стандарт: учебный план, учебные программы. Структура государственного образовательного стандарта




В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Конституция Российской Федерации провозглашает свободу преподавания (ст. 44). Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания, не ограничивая преподавателя в педагогическом творчестве, в определении форм и методов обучения.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала.

В Законе «Об образовании» (ст. 7) закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования. Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. Ученический компонент позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.

Государственные образовательные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные программы. Учебный план учебного заведения определяет:

• продолжительность учебного года, длительность четвертей
(семестров) и каникул;

• полный перечень дисциплин, изучаемых в данном учебном
заведении;

• распределение предметов по годам обучения;

• количество часов по каждому предмету за все время обучения и на
изучение предмета в каждом классе;

• количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

• структуру и продолжительность практикумов, учебных, производственных, преддипломных практик.

Структура учебного плана учебного заведения конкретизирует критерии отбора и структурирование содержания образования. Основные виды учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план учебного заведения. Эти планы отражают федеральный, национально-региональный и школьный (конкретный для данного учебного заведения) компоненты образования. Кроме того, учебный план (как и все содержание образования) подразделяется на

1. Инвариантную, базовую, обязательную для изучения во всех видах и типах образовательных учреждений страны данного профиля, часть. Основой базисного учебного плана является осуществление принципа преемственности на разных ступенях обучения.

2. Вариативную часть, включающую свободно избираемые факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Призвана обеспечивать индивидуальный характер развития личности обучаемого, учитывать психологические особенности, интересы и склонности, а также специфику учебного заведения и региональную социокультурную среду. Предметы школьного компонента определяются на местах.

Например, в базисном учебном плане реформируемой школы с 12-летним сроком обучения выделяется 7 образовательных областей, в соответствии с которыми вычленяются сквозные учебные курсы: языки и литература; естествознание; человекознание; обшествознание; математика; искусство; технология. В структуре учебного плана на этой основе вычленяется инвариантная часть (ядро) — унифицированный государственный компоненти вариативная часть — школьный компонент.

Учебная программа — это нормативный документ, определяющий цели и содержание обучения, и основные требования к методам, организации и результатам обучения. Она описывает в общем назывном виде ту информацию и процессуальные умения, которые следует усвоить учащимся. Программа составляется на основе учебного плана и отражает конкретное содержание материала, его объем, логику изучения, количество часов по темам и разделам, перечень умений и навыков, подлежащих формированию. В структурном отношении учебная программа состоит из трех компонентов: объяснительной записки или введения; собственно содержания образования, включающего основную информацию; методических указаний о путях реализации данной программы.

В объяснительной записке дается общая характеристика учебного курса, раскрываются задачи обучения данному предмету, характеризуется структура программы, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм, связь с преподаванием других предметов.

Собственно предметное содержание — учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных умений и навыков, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых происходит на межпредметной основе.

Методические указания содержат, главным образом, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Учебная программа может быть построена концентрически (учебный материал повторяется на разных ступенях обучения, все усложняясь) и линейно (материал сразу даётся на необходимом уровне сложности в виде непрерывной последовательности тесно взаимосвязанных между собой звеньев).

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовыеучебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области и утверждаются Федеральным Агентством Образования РФ (МО РФ в прошлом), носят рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программыпреподавателей. Они разрабатываются, исходя из имеющихся в каждом конкретном случае возможностей методического, информационного, технического оснащения учебного процесса, уровня подготовленности обучаемых, творческих возможностей преподавателя. Проходят рецензирование и утверждаются экспертными комиссиями отделов (управлений) образования, советом школы, кафедрой, деканатом и пр.

Многие учителя и коллективы идут на коррекцию, улучшение, доработку государственных программ, а иногда и коренную их переработку (включая целевые установки и концептуальные позиции). Такая переработанная (модернизированная, модифицированная) программа может представлять собой уже авторскую модель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.