Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лист согласования 1 страница




 

Рабочая программа по дисциплине _ Социальная педагогика______________________ ____

(наименование)

составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) _____________________ 040400 Социальная работа _____________________________________,

(код направления, название без кавычек)

профиль (для программ бакалавриата), специализация_________________________________

(если таковая имеется)

Дисциплина относится к циклу _________ Б3 _______________

(Б1, Б2, Б3 и т.д.)

 

Рабочая программа составлена к.п.н, доц. Смирновой С.Б. и рассмотрена на заседании кафедры

" Социальная работа "

 

 

Протокол № ___ от «___» ________ 201__ г

 

Зав. кафедрой «Социальная работа» _______________ Н.И. Басина

 

 

«___»_____________201__г.

 

 

Одобрена Научно-методическим советом направления 040400 Социальная работа

 

 

Председатель совета _______________ Н.И. Басина

 

«___» _____________201__г

 

Зав. сектором ОП ЦНМОиТОП ________________ Е.Г. Скидан

 

 

«___» ___________201__г

 

 


Структура и содержание рабочей программы

 

Раздел 1. Общие положения

1.1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Целью освоения дисциплины Социальная педагогика является формирование и развитие компетенций будущих бакалавров, предусмотренных ФГОС ВПО для данного направления,

позволяющих осуществлять социально-педагогическую профессиональную деятельность с разными половозрастными и социальными подгруппами населения в различных сферах жизни общества.

В ходе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи ее освоения:

1. систематизация знаний о теоретических, нормативно-правовых основах социально-педагогического подхода;

2. приобретение знаний по основам социальной педагогики в РФ;

3. развитие умений использования комплекса социально-педагогических методик и технологий для решения профессиональных задач;

4. овладение опытом взаимодействия и навыками диалога со специалистами различного профиля и клиентами социальной работы.

1.2 Связь с предшествующими дисциплинами и последующими дисциплинами.

Дисциплина "Социальная педагогика" базируется на знаниях полученных в результате изучения дисциплин "Философия", "Введение в профессию", "Девиантология" и в последствии развивается в дисциплинах "Теория социальной работы", "Технология социальной работы", "Этические основы социальной работы", "Основы социального образования", "Социальная работа с молодежью", "Социальная геронтология", "Социальная инноватика", "Социальная работа с группой".

Раздел 2. Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения.

 

Студенты, завершившие изучение дисциплины "Социальная педагогика" должны обладать следующими компетенциями:

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4).

 

Уровни освоения компетенций представлены в таблице:

ОК Знать Уметь Владеть
Уровень 1 основные способы и средства самостоятельного получения информации в данной предметной области самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической и справочной литературой, другими информационными источниками; воспринимать, осмысливать информацию; применять полученные знания для решения учебных задач; ставить цели. основами социально-педагогической культуры мышления; логикой рассуждений; навыками самостоятельного получения информации в данной предметной области.
Уровень 2 основные способы и средства самостоятельного получения и анализа информации в данной предметной области самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической и справочной литературой, другими информационными источниками; воспринимать, осмысливать, анализировать информацию; применять полученные знания для решения учебных задач; ставить цели и разбивать их на задачи основами социально-педагогической культуры мышления; логикой рассуждений; навыками самостоятельного получения и анализа информации в данной предметной области.
Уровень 3 основные способы и средства самостоятельного получения, анализа и обобщения информации в данной предметной области самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической и справочной литературой, другими информационными источниками; воспринимать, осмысливать, анализировать и обобщать информацию, применять полученные знания для решения творческих задач в контексте будущей профессиональной деятельности; ставить цели, разбивать их на задачи и выбирать оптимальные пути решения. социально-педагогической культурой мышления, способствующей формированию мотивации к выполнению будущей профессиональной деятельности; логикой рассуждений; навыками самостоятельного получения, анализа и обобщения информации в данной предметной области.

 

ПК Знать Уметь Владеть
Уровень 1 основные положения социально-педагогической деятельности.   выполнять типовые практические задания, отражающие основные положения дисциплины.     основными понятиями, терминами данной предметной области, способами и формами осуществления социально-педагогической деятельности.
Уровень 2 основные положения социально-педагогической деятельности, способы предоставления социально-педагогических услуг, обеспечивающих помощь и поддержку отдельным лицам и социальным группам в сфере социального обслуживания.   выполнять практические задания, требующие сравнительного анализа способов предоставления социально-педагогических услуг, обеспечивающих помощь и поддержку отдельным лицам и социальным группам в сфере социального обслуживания. основными понятиями, терминами данной предметной области, способами и формами осуществления услуг социально-педагогической деятельности; приёмами выполнения типовых учебных заданий, навыками работы с библиотечными каталогами, методами использования информационной обработки литературных источников.
Уровень 3 основные положения социально-педагогической деятельности, способы предоставления социально-педагогических услуг, обеспечивающих помощь и поддержку отдельным лицам и социальным группам в сфере социального обслуживания. и других сферах (в учреждениях МВД, образования, здравоохранения и пр.).   выполнять практические задания, требующие сравнительного анализа и обобщения способов предоставления социально-педагогических услуг, обеспечивающих помощь и поддержку отдельным лицам и социальным группам в сфере социального обслуживания и других сферах (в учреждениях МВД, образования, здравоохранения и пр.). основными понятиями, терминами данной предметной области, способами и формами осуществления услуг социально-педагогической деятельности; приёмами выполнения типовых учебных заданий, навыками работы с библиотечными каталогами, методами использования информации, полученной из литературных источников для выполнения самостоятельной работы (доклад).

 

Раздел 3. Структура и содержание дисциплины

3.1 Тематический план дисциплины

№ п/п Раздел (название) Название темы, литература Содержание
1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности. 1.1 Социальная педагогика как наука и практика: предмет, специфика и принципы. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. [6.1.1-6.1.8]   Социальная педагогика как наука и практика. История возникновения и развития социальной педагогики. Зарубежный опыт возникновения и развития социальной педагогики. А.Дистервег, П. Наторп - основоположники социальной педагогики: основные идеи и педагогические воззрения. Социально-педагогические идеи Демокрита, Платона, Аристотеля, М. Квинтилиана, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Г. Киршенштейнера и др. Отечественный опыт возникновения и развития социальной педагогики. Основные социально-педагогические идеи и принципы в педагогической теории и практике киевского митрополита Иллариона, Владимира Маномаха, Е.Славинецкого, С.Полоцкого, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева. Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. Предмет, специфика и принципы современной социальной педагогики. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
    1.2 Социально-педагогический процесс и его структура. [6.1.1-6.1.8]   Социально-педагогический процесс: понятие и сущность. Структура социально-педагогического процесса. Субъект и объект социально-педагогического процесса. Этапы и подэтапы социально-педагогического процесса и их характеристика. Условия действенности качественно-количественной оценки социально-педагогического процесса.
    1.3 Социально-педагогические технологии [6.1.1.-6.1.8] Этимология происхождения термина "технология". "Социальная технология", "технология социальной работы", "педагогическая технология", "социально-педагогическая технология": сущность и специфика. Понятие социально-педагогической технологии, история возникновения и развития теоретических взглядов на проблему. Характеристика социально-педагогических технологий. Классификация социально-педагогических технологий. Структура социально-педагогических технологий. Требования, предъявляемые к социально-педагогическим технологиям в социальной работе. Инновационный подход к реализации социально-педагогических технологий.
    1.4 Педагогическая культура социального работника [6.1.1.-6.1.8] Понятие педагогической культуры. Значение педагогической культуры для специалистов социальной сферы. Характеристика педагогической культуры специалиста в социальной сфере. Внешние и внутренние составляющие педагогической культуры специалиста социальной сферы. Основные структурные компоненты. Педагогический опыт. Педагогическое мастерство. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Уровни развития педагогической культуры специалиста социальной сферы. Пути формирование педагогической культуры.
2. Социально-педагогическая деятельность в сфере социального обслуживания 2.1 Социально-педагогическая деятельность с семьей [6.1.1-6.1.8]   Семья и ее основные социально-педагогические функции. Роль семейного воспитания в историко-культурном контексте развития педагогики. Факторы, характеризующие разрушение или ослабление семейных связей. Социально-педагогические проблемы семьи. Особенности социально-педагогической деятельности социального работника с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей. Формы социально-педагогической помощи семье. Способы и рекомендации семейного воспитания в контексте социально-педагогической деятельности.
    2.2.Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей, беспризорными детьми и подростками [6.1.1-6.1.8]. Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. История социально-педагогической работы с данной категорией детей. Социальная политика государства в отношении детей, оставшимися без попечения родителей, беспризорными детьми и подростками. Социально-педагогические технологии, используемые в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, беспризорными детьми и подростками.
    2.3Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами (инвалидами) [6.1.1-6.1.8]. Дети с особыми нуждами как объект социально-педагогической работы. Социально-педагогические программы реабилитации ребенка с особыми нуждами. Особенности образовательной среды специальных учебных учреждений для детей с особыми нуждами. Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с разными категориями детей с особыми нуждами в различных образовательных учреждениях.
    2.4. Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми [6.1.1-6.1.8]. Социально-педагогические проблемы в деятельности социального работника с пожилыми людьми. Помощь пожилым людям в адаптации к новой для них жизненной ситуации в связи с выходом на пенсию. Профилактика социальной изоляции и одиночества пожилых людей. Социально-педагогическая помощь в сложных жизненных ситуациях пожилых людей. Педагогика общения с пожилыми людьми. Использование педагогического потенциала пожилых людей.
    2.5 Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения [6.1.1-6.1.8] Девиантное и делинквентное поведение человека. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения детей и подростков. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения детей и подростков: задачи, содержание, методы и формы работы. Основные подходы к деятельности социального работника с людьми девиантного поведения: информационный, медико-биологический, социально-психологический и социально-педагогический. Социально-педагогическая реабилитационная деятельность социального работниками с лицами девиантного поведения: задачи, содержание, методы и формы работы.
3. Социально-педагогическая деятельность в других сферах 3.1 Социально-педагогическая деятельность КНД (комиссии по делам несовершеннолетних) [6.1.1-6.1.8] Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД (Отдел), его социально-педагогическое назначение. Взаимодействие Отдела с социальной службой при решении проблем защиты прав ребенка, проведении профилактической работы с семьями «группы риска», организации работы по месту жительства. Деятельность социального работника во взаимодействии с Отделом по защите прав ребенка: посещение и беседы с родителями, приглашение их в Отдел, направление на комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), возбуждение ходатайства о лишении родительских прав тех, чья жизнь и деятельность представляет угрозу социальному здоровью их детей, вовлечение в общественную работу с детьми и подростками, продолжение работы с родителями, лишенными родительских прав, по привлечению их к посещению ребенка, изменению образа жизни и возможности восстановления их родительских прав.
 
    3.2Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования [6.1.1-6.1.8] Социально-педагогическая служба школы, ее назначение. Основные задачи социального работника школы. Типовые технологии деятельности социального работника образовательного учреждения: изучение социально-педагогических проблем учеников, семей «группы риска» и их диагностика; социально-педагогическая работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения; взаимодействие с семьями при решении социальных проблем детей; защита прав ребенка; обеспечение взаимодействия школы, семьи и специальных учреждений при решении социальных проблем ребенка; помощь классным руководителям и классным воспитателям при решении социальных проблем ребенка и его семьи.
    3.3Социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения [6.1.1-6.1.8] Социальный работник учреждения здравоохранения и его назначение. Конституция РФ и «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» как основополагающие законы, регламентирующие охрану здоровья населения. Содержание и методика социально-педагогических технологий в социально-медицинской работе в учреждениях здравоохранения: планирование семьи и репродукция; в центрах профилактики СПИД; в онкологии; в кардиологии; в работе поликлиник; в наркологии; в психиатрии.
    3.4Образовательно - воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях [6.1.1-6.1.8] Понятие «пенитенциарная (исправительная) педагогика»: сущность и содержание. Основные принципы и задачи пенитенциарной педагогики. Основные составляющие системы исправительных учреждений, их характеристика. Специфика образовательных и воспитательных проблем работы в пенитенциарных учреждениях. Направления и виды воспитательной работы с осужденными. Характеристика основных методов и форм перевоспитательной работы в условиях пенитенциарных учреждениях.

 

Распределение бюджета времени по видам занятий

3.2 Лекционные занятия

№ рейтингового блока № темы Объем времени, час
норм. срок обучения сокращ.(ускорен.)
очная заочная очная заочная
           
  1.1 Социальная педагогика как наука и практика: предмет, специфика и принципы. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.        
1.2 Социально-педагогический процесс и его структура.        
1.3 Социально-педагогические технологии        
1.4. Педагогическая культура социального работника        
  2.1 Социально-педагогическая деятельность с семьей        
2.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей, беспризорными детьми и подростками        
2.3 Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами (инвалидами)        
2.4 Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми        
2.5 Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения        
3.1 Социально-педагогическая деятельность КНД (комиссии по делам несовершеннолетних)        
3.2 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования        
3.3 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения        
3.4 Образовательно - воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях        
  Всего:        

 

3.3 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия

№ рейтингового блока Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия № темы из раздела 2 Объем времени, час
норм сокращ. (ускорен.)
очная заочная очная заочная
             
  Социальная педагогика как сфера практической деятельности 1,1        
Педагогическая культура социального работника 1,4        
  Социально-педагогическая деятельность с семьей 2.1        
Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей, беспризорными детьми и подростками. 2.2        
Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами 2,3        
Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми 2,4        
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения 2,5        
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования 3,2        
  Всего:          

 

3.4 Самостоятельная работа студентов (СРС)

№ п/п Вид самостоятельной работы Объем времени, час Рекомендуемая литература
норм. срок обучения сокращ. (ускорен.)
очная заочная очная заочная
             
  Усвоение текущего материала         [6.1.1 - 6.2.6]
  Подготовка к практическим занятиям         [6.1.1 - 6.2.6]
  Подготовка к рейтинговому контролю, зачету, экзамену         [6.1.1 - 6.2.6]
  Выполнение контрольных работ         [6.1.1 - 6.2.6]
  Всего:          

3.5 Распределение баллов за текущую работу

Вид текущей учебной работы Количество баллов
1 рубежный рейтинг
Тестовый контроль  
Работа на практических занятиях  
Итого:  
2 рубежный рейтинг
Тестовый контроль  
Работа на практических занятиях  
Написание рефератов  
Итого:  

 

 

Раздел 4. Образовательные технологии

 

Реализация программы предусматривает использование образовательных технологий, направленных на формирование элементов компетенций, в обеспечении которых участвует дисциплина «Социальная педагогика». В процессе обучения реализуется лекционно-семинарско-зачетная система и используются следующие образовательные технологии:

4.1 Предметно-ориентированные технологии обучения:

4.1.1 Технология постановки цели

4.1.2 Технология полного усвоения

4.1.3 Технология педагогического процесса

4.1.4 Технология концентрированного обучения

4.1.5 Технология разноуровневого обучения

4.2 Личностно-ориентированные технологии обучения:

4.2.1 Технология обучения как учебного исследования

4.2.2 Технология коллективной мыследеятельности

4.2.3 Технология здоровьесбережения

4.3 Информационно-коммуникационные технологии

4.3.1 Чтение лекций в электронной форме - 75 %

4.3.2 Проведение интерактивных занятий - 25 %

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа», квалификация "бакалавр" и принципами компетентностного подхода в учебном процессе по курсу "Социальная педагогика" предусматривается:

- Проведение лекций с применением мультимедийных средств, проблемные, интерактивные лекции, междисциплинарные лекции и др.;

- Широкое использование интерактивных форм проведения групповых занятий: проведение тренинга, дискуссии, «мозгового штурма», метод малых групп, учебные деловые игры (УДИ), подготовка письменных аналитических работ, исследовательского практикума.

В рамках данной дисциплины предполагается выполнение индивидуального творческого проекта в форме мультимедийной презентации одной из тем курса (тема определяется по выбору студента).

В рамках учебных занятий предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Кроме свободной ориентации в теоретических вопросах, студенты должны закрепить ранее полученные на других курсах умения выделять и формулировать проблему, ставить исследовательские цели и задачи, подбирать методический инструментарий, проводить практическое исследование и анализировать его результаты.

 

Раздел 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины.

 

Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного контроля, экзаменов. Фонд включает:

- задания для текущего контроля, в том числе в тестовой форме;

- задания для контрольных работ,

- вопросы к экзамену;

- критерии для оценки достижений результатов освоения дисциплины.

 

5.1 Перечень вопросов для подготовки к промежуточным аттестациям и экзамену:

5.1.1 Комплект тестовых заданий

 

1. При каком подходе сущность социализации личности трактуется как адаптация человека в общество, как процесс и результат становления человека социальным существом?

1. индивидуальном

2. субъективном

3. субъект- объектном

4. субъект –субъектном

2. Самоизменение человека в процессе социализации:

  1. процесс изменения личности под влиянием факторов социализации;
  2. процесс и результат осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным;
  3. развитие и самосовершенствование, преобразование имеющихся черт, знаний, задатков личности;
  4. результат социализации.

 

3. Социальное воспитание это:

  1. процесс передачи знания из поколения в поколение;
  2. влияние на человека с целью формирования личности, развития ее качеств в соответствии с требованиями жизни;
  3. процесс, помогающий человеку самосовершенствоваться, достигать успеха в определенной жизненной ситуации, уметь ориентироваться в общественных отношениях;
  4. специально организованный процесс взращивания человека планомерным созданием условий для целенаправленного, позитивного развития и духовно-ценностной ориентации в окружающей социальной среде, формирование социально значимых качеств необходимых для успешной социализации.

 

4. Социальная адаптация это:

  1. процесс приспособления индивида к условиям социальной среды;
  2. это явление приспособленности индивида к условиям социальной среды;
  3. это результат приобщения индивида к условиям социальной среды;
  4. это процесс социализации индивида

 

5. Агенты социализации:

  1. Космос, планета, мир, которые в той или иной мере влияют на социализацию всех жителей Земли;
  2. Люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека;
  3. Виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека- общении, игре, спорте ит.д.;
  4. Окружающие человека продукты материальной культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.