КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая педагогика
Теоретическая педагогика Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса. Модуль 2. Теории обучения и воспитания. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Многообразие образовательных программ. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Содержание (часть 1) Модуль 1. Педагогика как наука. Основные этапы становления педагогика как науки: природный, философский, собственно научный. Вклад Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. в становление педагогики как науки. Характеристики педагогики как науки: объект и предмет педагогики; цель и задачи педагогики; функции педагогики (теоретическая, практическая, прогностическая); категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, педагогический процесс. Структура педагогики как науки. Связь педагогики с другими науками. Связь педагогики с другими науками: объекты связи педагогики с другими науками (понятия – термины, объекты – предметы, закономерности, критерии, методы, концепции). Типы связи педагогики с другими науками (взаимовлияние, взаимопроникновение, взаимодействие; интегративная, межнаучная; междисциплинарная, внутрипредметная связь). Связь педагогики с философией; связь педагогики с психологией; связь педагогики с науками, изучающими человека как индивида (анатомия, физиология, антропология и др.); связь педагогики с науками, изучающими человека в системе социальных связей (социология, политология, экономика и др.). Научное исследование в педагогике. Понятие о научном исследовании. Особенности педагогических исследований. Значение исследований в педагогике. Типы педагогических исследований (теоретические, прикладные). Методы педагогических исследований: понятие, значение. Классификация методов педагогических исследований: методы теоретического исследования и методы эмпирического исследования; традиционные, количественные методы и методы исследования коллективных явлений в педагогике: понятие, характеристика, особенности. Опытно-экспериментальная работа в педагогике: понятие, логика, организация. Воспитание и образование как процессы социального наследования. Социальное наследование: понятие, значение. Формы фиксирования социального опыта. Педагогический процесс как целенаправленное социальное наследование: понятие. Характеристика педагогического процесса: функции (обучающая, воспитательная, развивающая), свойства (целостность, системность, комплексность), закономерности. Этапы педагогического процесса. Воспитание: понятие, значение; особенности воспитания как процесса освоения социального опыта. Образование: понятие, значение; особенности образования как процесса освоения социального опыта.Возрастосообразность педагогического процесса. Модуль 2. Обучение как педагогический процесс. Обучение: понятие, сущность, движущие силы, логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Процесс обучения: понятие, структура (целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты), взаимосвязь компонентов. Функции обучения (образовательная, воспитательная, развивающая). Свойства процесса обучения (целостность, системность, комплексность, цикличность). Современные теории обучения (ассоциативно-рефлекторная, теория содержательного обобщения, теория поэтапного формирования умственных действий). Традиционная система (И.Ф. Гербарт), педоцентристская дидактическая система (Д. Дьюи), новая дидактика (Д. Брунер): основные положения, особенности обучения. Преподавание как компонент процесса обучения: понятие, предмет деятельности, условия, задачи. Учение как компонент процесса обучения: понятие, предмет деятельности, качества, структура деятельности. Характеристика деятельности учителя и ученика в различных видах обучения (объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное). Цель и содержание образования как компоненты процесса обучения. Цель образования: понятие. Характеристика современной цели отечественного образования. Место цели в структуре процесса обучения. Понятие и сущность содержания образования. Основные теории формирования содержания образования (теория дидактического материализма, теория дидактического формализма, теория дидактического утилитаризма, теория функционального материализма, современная теория). Принципы и критерии отбора содержания образования. Структура содержания образования: когнитивный опыт личности, практический опыт личности, опыт творческой деятельности, опыт мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений личности. Место содержания в структуре процесса обучения. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Стандартизация образования: понятие, значение. Государственный образовательный стандарт: понятие, структура. Базисный учебный план: понятие, значение, структура. Учебная программа: понятие, значение, структура. Многообразие образовательных программ. Формы организации обучения как компонент процесса обучения. Понятие о форме обучения. Подходы к классификации форм обучения (классификации форм обучения по количеству обучаемых учащихся, по времени и месту обучения). Характеристика форм обучения по количеству обучаемых учащихся (индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная). Понятие о формах организации обучения (ФОО). История вопроса (классно-урочная система обучения, Белл-ланкастерская система обучения, Батовская система обучения, Маннгеймская система обучения, Дальтон-план, план Трампа): характеристика ФОО, причины возникновения, достоинства и недостатки. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Основные характеристики урока: тип, вид, структура. Предварительная и непосредственная подготовка к уроку: этапы, содержание, результаты. Вспомогательные ФОО: понятие, значение, характеристика. Методы и средства обучения как компоненты процесса обучения. Метод обучения: понятие, значение. Метод обучения как компонент процесса обучения. Подходы к классификации методов обучения (классификации методов обучения по источнику знаний, по назначению, по дидактической цели, по характеру познавательной деятельности учащихся и др.). Характеристика основных словесных (рассказ, беседа, объяснение), практических (лабораторный, практический, упражнение, работа с книгой), наглядных (демонстрация, иллюстрация) методов обучения. Подходы к выбору оптимальных методов обучения. Прием обучения: понятие. Соотношение метода и приема обучения. Средства обучения: понятие, значение. Подходы к классификациям средств обучения. Специфика и дидактическое значение средств обучения разных видов. Контроль над результатами обучения как этап процесса обучения. Понятие о контроле над результатами обучения. Проверка и оценивание как компоненты контроля. Оценка, отметка как результаты контроля. Принципы контроля. Функции контроля: обучающая, диагностическая, воспитывающая, развивающая, прогностическая, организующая. Этапы и виды контроля (предварительный, текущий, тематический, поэтапный, итоговый). Формы контроля (индивидуальные, групповые, фронтальные, комбинированные; взаимоконтроль, самоконтроль; контрольный урок, практическое занятие, опрос, зачет, экзамен). Методы контроля (устный, письменный, графический, практическая работа). Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Понятие о компетентностном подходе в образовании. Компетенции и компетентность: понятие, виды. Компетентностный подход как основа построение процесса обучения. В результате освоения содержания обучающийся должен: Знать:
· логику построения процесса обучения; Уметь:
· применять систему понятий, описывающих процесс обучения; · идентифицировать закономерности и принципы обучения; · идентифицировать функции обучения; · описывать логику построения процесса обучения. Владеть:
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |