Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. А. Рубакин




ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАННЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

(Из кн.: Избранное: В 2 т. М., 1975. Т. 2)

Действительно, образованный человек — не тот, кто считает себя "образованным". Даже неграмотные лавочники и урядники и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе "немецкое платье" и при его помощи причисляться к "чистой публике", даже такие считают себя образованными, хотя их душа — тьма кро­мешная. Действительно, образованный человек не тот, кто окон­чил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, — ма­ло ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе те­ми или иными способами некоторый запас, хотя бы и очень боль­шой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает об­разование человеку для переделки окружающей жизни, во внесе­нии в нее чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий — переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека — чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе ду­ха. Величайшие реформаторы в науке и в философии — Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин — физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образова­ния, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точ­ные знания и твердые обоснованные, на них опирающиеся мне­ния. Нужно, прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мне­ния. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от на­падок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли— это Другой вопрос), не имеет особенной ценности. Особенно важно для нас, русских, для нашего родного народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны пони­мать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в об­щественной жизни.

Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в дан­ный исторический момент не тот человек, который обладает бо­лее или менее обширными, глубокими, разносторонними, точны­ми и достоверными знаниями; и даже не тот, кто умеет критичес­ки мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в це­лом и в частностях, — этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих обра­зованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. <...>

Интеллигентный человек — это такой человек, который на­столько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действитель­ным выразителем.

Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образован­ного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения — вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, муж­чина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история свое­образна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в лю­бой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и по­требностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.

Человек действительно образованный должен быть всегда гото­вым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в слу­чае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружаю­щей общественной жизни. Никакое образование, никакое самооб­разование не должно оставлять без внимания прежде всего этой возможности.

Не в этом его деле, т.е. не в профессии и занятии самая суть че­ловека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча — яв­ление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и де­лает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет — там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдум­чивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспо­собный выражать интересы жизни, не есть действительно образо­ванный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Образованный человек — прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего кру­га, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость — узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за ча­стностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, ве­ликое.

Образованный человек — непременно разносторонний, а зна­чит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Фак­ты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образован­ного человека — не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные. <...>

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1. Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую дей­ствительность, ориентироваться в ней в любой момент и на лю­бом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблю­дая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проник­нуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в фор­мы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2. Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться, это умение вдумываться, оценивать и понимать.

3. Активность — уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, чувствующую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде..., а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, во­обще для работы, для жизни. Активность — это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким спосо­бом, чтобы раздвигать ее, подчас непомерно тесные, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность, в конечном итоге, сводится к умению вести свою ли­нию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя пу­тем борьбы. Активность — это и есть жизнь. Без активности нет образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность, в конеч­ном итоге, сводится не иначе как к нулю.

4. Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ста­вить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания — будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. От­зывчивость — это уменье "не делать другим того, чего не жела­ешь, чтобы тебе делали". Отзывчивость — это чуткость к окру­жающей жизни, это своего рода "образованность чувства", как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в прост­ранстве и во времени. Отзывчивость, тонкость — это противопо­ложность "дубинности", благодаря которой иной даже очень уче­ный человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности "превратиться в толстокожее". При посредстве той же отзывчиво­сти личность, ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выра­зителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного че­ловека, и что выше его...

Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интелли­гентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди, и которая не может не оставить свет­лого следа в той среде, где она налицо.

Вывод из этой главы таков: действительно образованный и ин­теллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он — образованный для всех, он — одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он — источник, он — естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни...

Самостоятельная работа 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.