Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько)




Сократическая беседа

Герменевтическая беседа

Катехизическая беседа

Эвристическая беседа

Цель — подвести учащихся с помо­щью умелой по­становки вопросов учителем и благо­даря собственным усилиям и самосто­ятельному мышле­нию к приобрете­нию новых знаний

На один вопрос учителя следует чаще всего много ответов учащихся

Цель — контроль понимания и ус­воения учащими­ся полученных знаний. Служит прежде всего для развития памяти и мышления

На один вопрос учителя следует только один пра­вильный (по су­ти) ответ уча­щихся

Цель — разъясне­ние, растолковы-вание совместно с учащимися смысла читаемого текста, рассматриваемой картины, результа­тов эксперимента, экскурсий

Вырабатываются умения понимать и правильно оцени­вать изучаемое

Цель — научить мыслить диалек­тически, избегать категорических высказываний

Устный диало­гический метод, рассчитанный на то, что уже известно собесед­нику, но будет подвергнуто со­мнению

 

52. Програм. Обучение.

Программированное обучение — управляемое усвоение учебного матери­ала, осуществляемое по специально составленной пошаговой обучающей программе, реализуемой с помощью обучающих устройств или програм­мированных учебников.

Программированный учебный материал представляет собой серию срав­нительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов),, подаваемых в определенной логической последовательности.

J& определенная иерархия управляющих устройств, т. е. ступенчатая соподчинен-ность частей в системе при относительной самостоятельности этих частей;

i& осуществление обратной связи, т. е. передача информации о необходимом образе действий от управляющего объекта к управляемому (прямая связь) и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (об­ратная связь);

>& осуществление шагового технологического процесса при ракрытии и подаче учебного материала;

j£a индивидуальный темп продвижения и управления в обучении, создающий условия для успешного изучения материала всеми учащимися, но в индиви­дуально необходимое время для каждого отдельного ученика;

»£в использование специальных технических средств или пособий.

Виды обучающих программ

Линейные программы — последовательно сменяющиеся небольшие бло­ки учебной информации с контрольным заданием, чаще всего тестового характера с выбором ответа. (При неправильном ответе надо вернуться к первому этапу.) (Б. Скиннер).

Разветвленная программа — обучаемому в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ на контрольный вопрос (или выполнить задание) и продолжить работу с новой порцией материала. (Н. Краудер).

Адаптивная программа — подбирает или предоставляет обучаемому воз­можность самому выбирать уровень сложности нового учебного материа­ла, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочни­кам, словарям и пособиям и т. д. (В основном возможна при использова­нии компьютера). В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которо­го учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа — включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Преимущества программированного обучения

* применение алгоритмизированных предписаний помогает обучаемым нахо­дить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем;

* выработка способов рациональных умственных действий, логичности мыш­ления;

* приобщение к использованию в обучении современных информационных тех­нологий;

* индивидуализация учебного процесса;

* обеспечение эффективной организации и управления учебным процессом;

* возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умствен­ными или речевыми ограничениями по специальным программам).

Недостатки программированного обучения

D преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обу­
чаемого;


53. Проблемное обучение.

Проблемное обучение — обучение, при котором учащимся знания не со­общаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе раз­решения проблемных ситуаций.

Уровни проблемного обучения

 

Уровень Деятельность учителя Деятельность ученика Задачи уровня
Проблемное изложение Ставит проблему, выдвигает гипотезу, показывает путь ее доказательства, фор­мулирует вывод Мысленно следит за процессом творче­ского поиска и логи­кой доказательства Формирование об­разца умственных действий в проб­лемной ситуации
Частично-поисковый уровень Конструирует общее задание, расчленяет его на вспомогатель­ные, намечает план поиска, консульти­рует и помогает в процессе реализа­ции обучаемыми по­следующих поиско­вых этапов Самостоятельно осу­ществляет последу­ющие этапы поиска решения по состав­ленному плану при корректирующей ро­ли педагога Формирование эле­ментарных умений и навыков поиско­вой деятельности
Исследова­тельский уровень Объявляет тему, по­степенно подводит к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы Самостоятельно фор­мулирует проблему, находит ее решение, делает выводы Формирование на­выков исследова­тельской, творче­ской деятельности

54. Методы обучения

Проблемная лекция — собственно проблемная лекция, пресс-конференция, лекция вдвоем (чтение лекции несколькими специалистами из разных от­раслей), лекция с запрограммированными ошибками.

 

Коллективно-групповая работа — динамические, статические пары и пары

сменного состава; групповая работа.

Деловая игра — имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или

иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Организационно-деловые игры (ОДИ). Организационно-мыслительные игры (ОМИ). Драматизация и театрализация.

Синектика (развитие методики мозгового штурма) — метод объединения раз­нородных элементов, построенный на аналогии: прямая аналогия (как реша­ются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное оп­ределение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).

Инверсия — переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушаю­щая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.

Метод контрольных вопросов — А если сделать наоборот? Если изменить форму? И т. п.

Мозговой штурм (атака) — метод активизации мыслительных процессов пу­тем совместного поиска решения трудной проблемы. Дискуссия, круглый стол.

Метод фокальных объектов (объект, находящийся в фокусе внимания): при­знаки случайного объекта переносятся на фокальный, в результате чего по­лучаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инверсию и косность мышления.

Метод эвристических вопросов — применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Задаются вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?, которые соединяются в оп­ределенной последовательности, что порождает множество новых вопросов. Метод морфологического анализа — выделяются главные характеристики-(оси) объекта, а затем они анализируются во взаимосвязи. Игровое проектирование. Имитационный тренинг. Психотехнические игры и тренинги. Видеотренинги и др.


55. Упражнение в системе методов обучения.

Упражнение — метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, прак­тических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учи­телем или в специально организованной индивидуальной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.