КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная педагогика как образовательная дисциплина
Социальная педагогика как практика Объект – человек в социальной среде. Предмет - взаимодействие человека и социума (в различных его типах и видах). Практика социально-педагогической деятельности ориентируется на предупреждение социальных аномалий личностного развития. - на предупреждение или устранение причин, формирующих социально-проблемную группу населения; - На возвращение людей из социально проблемной группы в социально стабильную; - на сохранение устойчивости социально стабильной группы населения с целью не допустить переход людей из неё в социально-проблемную группу;
Целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума.
Гармонизация взаимодействия человека и социума осуществляется по трём основным направлениям (стратегиям социальной педагогики): Ø Социальное развитие самой личности; Ø Педагогизация социальной среды; Ø Обеспечение взаимодействия человека и среды.
Объектом СП как образовательной дисциплины являются научные и научно-эмпирические знания и области социума, социальных отношений в нём, т.е педагогические закономерности взаимодействия человека и социума. Предметом СП как образовательной дисциплины становится научная социально-педагогическая картина социума, социальной познавательной, преобразовательной и образовательной деятельности субъектов.
Функциями СП как образовательной дисциплины являются: § Формирование системы научных знаний у социального педагога; § Развитие системы знаний, навыков и умений; § Передача опыта (способов) репродуктивной и продуктивной (тврческой) профессиональной деятельности в социальной сфере; § Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Социум - окружение, в котором формируется человек, совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движе- ний, составляющих это окружение, среда, влияние которой испытывает че- ловек в процессе своей жизнедеятельности, пространство - предметное, культурное, духовное - где он реализует свою активность. Микросоциум-ближайшее человеческое окружение: семья, школа, сво- бодное общение по месту жительства, компания, зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляется его повседневная деятельность, отношение и общение. Социально-педагогическая работа - деятельность в микросоциуме, направленная на оказание помощи человеку, на его социальную реабилитацию, на помощь в социальной адаптации путем взаимодействия со средой.
Рассмотрим толкование объекта и предмета, а также основных понятий социальной педагогики ведущими отечественными учеными, книгами которых Вы будете пользоваться при изучении нашего курса. А.В.Мудрик в учебном пособии в качестве объекта изучения социальной педагогики выделяет «социальное или общественное воспитание, которое и является объектом изучения социальной педагогики» [3, с 4] и далее конкретизирует это положение. «Социальная педагогика - отрасль знания... о том, что неизбежно произойдет в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах... как можно создать благоприятные условия для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации... как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает..,»[3, с.6]; «Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социалъное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.}». Такое понимание социальной педагогики позволяет считать «ее предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека» [4, с. 176]. Таким образом, в качестве объекта социальной педагогики А.В.Мудрик рассматривает социальное воспитание, а предметом ее исследования - воспитательные силы общества и способы их актуализации. Следует отметить, что автор ведущим понятием социальной педагогики рассматривает социализацию как социально-педагогическое явление, социализацию всех возрастных групп и социальных категорий людей. Авторский коллектив под руководством В.Г.Бочаровой выделяет в качестве объекта социальной педагогики «процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий» [5, с. 9]; «предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления». И далее «объектом социальной педагогики... выступает «целостная система социальных взаимодействий человека», а предметом - процесс личностно-средового взаимодействия в течение всех возрастных периодов бытия личности в различных сферах микросреды» [5, с.9]. В учебном пособии Ю.В. и Т.А.Васильковых авторы рассматривают социальную педагогику как междисциплинарную науку, основаниями которой являются педагогика и социальная философия. При определении понятия «социальная педагогика» авторы ссылаются на А.В.Мудрика. «Общественный смыл социальной педагогики, — как утверждается в пособии, - состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков»[1, с. 16]. Рассматривая социальную педагогику как часть социальной философии, авторы акцентируют внимание на том, что «социальная педагогика сегодня — это знания о человеке в обществе, о формировании личности в обществе, о социализации личности, о трудностях детства в современных условиях» [1, с. 29]. Среди основных понятий социальной педагогики Ю.В. и Т.А.Васильковы выделяют [1, с. 15, 18] социальное воспитание (целенаправленное воздействие на человека, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом), социально-педагогическую деятельность («это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе»). Не вдаваясь в сущность этих понятии (хотя здесь возникает много вопросов: в чем отличие воспитания и социального воспитания, правомерно ли определять социально-педагогическую деятельность через социальную работу и др.), мы констатируем, что в данной работе авторы выделили основные понятия социальной педагогики Авторский коллектив под руководством М.А.Галагузовой в курсе лекций по социальной педагогике отмечает: «тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отражена в слове «социальная»» [7, с 53]. Объект и предмет социальной педагогики авторы определяют в сравнении с педагогикой: «...объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования - закономерности воспитания и образования ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка», [7, с. 56]. Итак, краткий обзор литературы по социальной педагогике (в основном учебные пособия для вузов), изданной в последние годы свидетельствует о следующем: 1.Объект и предмет исследования данного научного направления трактуется разными авторами по-разному. Это говорит о том, что социальная педагогика находится на эмпирическом этапе теоретического познания, ибо теория полагает научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность. Однако любому теоретическому присущ гипотетический элемент -элемент сомнения и неуверенности. Об этом говорят выдержки из книг, приведенных выше. Поэтому проблема определения объекта и предмета исследования данной науки играет основополагающую роль в развитии теории социальной педагогики. 2.Судя по анализируемым работам основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, социальное обучение, социальное образование, социально-педагогическая деятельность. Однако это не означает, что именно эти и только эти понятия составляют «костяк социальной педагогики». По своей направленности социальная педагогика отлична от традиционной педагогики, поскольку её основные усилия направлены на "создание реальных условий для претворения в жизнь масштабных социальных программ гуманистической направленности, позволяющих привести в движение стимулы развития общественных инициатив, полноценно использовать возможности семьи, образовательных учреждений, других социальных институтов и служб в обеспечении прав и благосостояния личности, повышения качества жизни" [11[. Важной чертой социально-педагогической теории является то, что она в отличие от эмпирического знания отражает сущностные стороны явлений и процессов, выявляя более глубокие и системные взаимосвязи в социуме. Именно поэтому теория социальной педагогики выступает в качестве методологической основы различных социальных проектов и моделей социальной работы на федеральном и региональном уровнях [11[. В отличие от социологии социальная педагогика в первую очередь выделяет развивающую, гуманизирующую суть социальных отношений или стремится их преобразовать в таковые. Социальная педагогика синтезирует в своей предметной направленности знания не только педагогики и социологии, но и психологии, философии, физиологии и др. Социально-педагогическая теория также объединяет знания, рассматривающие самостоятельное преодоление человеком личностных и социальных трудностей (проблем) при облегчающем (в том числе коррекционном, реабилитационном) содействии и непосредственной помощи другого человека - социального педагога или социального работника [11]. Рассматривая своеобразие социальной педагогики нельзя пройти мимо вопроса взаимоотношений этой науки и теории социальной работы. По мнению В.Г. Бочаровой, разделение всей сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическую и социальную работу сегодня считается устаревшим и неправомочным. Общепризнанна определяющая роль психолого-педагогической обеспеченности социальной работы. Социально-педагогический фундамент является базовой интегративной основой социальной работы как единой профессии (специалистами этой профессии является социальный педагог и социальный работник). Согласно этой точке зрения, деятельность социального педагога сориентирована на работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем) с приоритетом превентивно-профилактических задач. [12]. М.В.Фирсов считает, что "социальная работа тождественна социальной педагогике и принципы тождества, справедливые для одного и другого процессов, заключаются в следующем: - данная деятельность направлена на решение проблем, связанных с социальной дезадаптацией и девиацией; - клиент и его проблема имеют сходную этиологию; - социальная работа и социальная педагогика - практический механизм социальной политики; - общность системных феноменов, на основе которых происходит конвергенция понятийных полей разных сфер познания." [13,16].
Вместе с тем В.М.Фирсов считает, что объектом социальной работы является "процесс помощи и взаимопомощи" [13,21]. Что является более узким полем, чем объект социальной педагогики, указанный выше. Мы придерживаемся того взгляда, что социальная работа и социальная педагогика(как вид практической деятельности) имеют общий объект - различные клиентские системы, испытывающие трудности в поддержании своей жизнедеятельности и дальнейшего развития, но имеют разный предмет своей деятельности. Спецификой предмета социальной педагогики является педагогический аспект рассмотрения всех разновидностей социальных отношений клиента и социума, а целью социально-педагогической деятельности является педагогизация социальных отношений, т. е. придания им не только функциональных значений, но и функций развития человеческой субъектности. В связи с таким понимание объекта и предмета социальной педагогики можно выделить следующие задачи теоретические и практические задачи социальной педагогики, а именно изучение: - различных социокультурных сред (социальная группа, семья, учрежде- ние). - особенности личности, интересов и потребностей, отклонений в поведе- нии и ее микросреды бытования, - условий и путей реализации таланта личности и творческого дара. - ситуаций и механизма конфликтов. - путей и средств социальной помощи. - посредничества между личностью и государством, коллективом, социаль- ной группой, семьей. - обеспечение правовых гарантий существования, обучения и воспитания - достойных условий существования - следованию здорового образа жизни
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |