Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход – неплохая идея




Нелинейность» – фундаментальное понятие новой парадигмы. Гуманитарии, не связанные с математикой, обычно имеют смутное представление об этом понятии, поэтому имеет смысл развернуть его наиболее общий, мировоззренческий смысл. Нелинейность в математическом смысле означает определенный вид математических уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше 1 или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Нелинейные уравнения могут иметь несколько (более одного) качественно различных решений. Отсюда вытекает физический смысл нелинейности. Множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями (нелинейной системы).

Структура – это локализованный в определенных участках среды процесс. Иначе говоря, это процесс, имеющий определенную геометрическую форму, способный, к тому же, перестраиваться и перемещаться в среде. Структура (организация) есть процесс или, иначе, блуждающее пятно процесса [7[.

Синергетика исходит из представления, что среда есть некое единое начало, выступающее как носитель различных форм будущей организации, как поле неоднозначных путей развития (кстати, педагогическая синергетика рассматривает образовательную среду, как условие и средство неоднозначных путей развития личности [Кульневич С.В.[).

Ключевые понятия: открытая система, структура-аттракто,р нелинейность

 

 

Внутренний механизм формирования структур и эволюции (перестройки, достраивания, объединения и распада) сложных структур составляет фундаментальная борьба, или игра, двух противоположных начал (как тут не вспомнить гегелевскую диалектику «единства и борьбы противоположностей»). Одно из начал – рассеивающий, разбрасывающий фактор самой различной природы (диффузия, дисперсия, гидродинамика и т.д.). А другое начало – работа источника создает неоднородности в сплошной среде [7[. Синергетика позволяет снять психологические барьеры, страх перед сложными системами, которые могут быть описаны относительно простым образом. Она дает основания предполагать, что сверхсложная, бесконечномерная, хаотизированная на уровне элементов социоприродная среда может описываться, как и всякая открытая нелинейная среда, небольшим числом фундаментальных идей образов, а затем (мечта математиков и «технарей»), возможно, и математических уравнений, определяющих общие тенденции развертывания процессов в ней.

Важнейшим понятием синергетики является понятие о структурах-аттракторах эволюции. Если система (среда) попадает в поле притяжения определенного аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию (структуре). Структуры-аттракторы, направленности или цели относительно просты по сравнению со сложным (запутанным, хаотическим, неустоявшимся) ходом промежуточных процессов в этой среде. Выход на относительно простые, симметричные структуры-аттракторы означает свертывание сложного. На этом основании появляется возможность прогнозирования, учитывая:

А) «цели» процессов (структуры-аттракторы);

Б) общие тенденции развертывания процессов в целостных системах (средах);

В) преследуемый человеком идеал [7[.

Открытые системы.

Класс систем, способных к самоорганизации, - это открытые и нелинейные системы. Открытость системы означает наличие в ней источников и стоков, обмена веществом и энергией с окружающей средой. В случае самоорганизующихся систем источники и стоки имеются в каждой точке таких систем. Процессы обмена происходят не только через границы саморганизующихся систем, но и в каждой точке данной системы. (Понимание этого требует развитого абстрактного мышления). Применительно к социальным системам это означает, что каждый человек является точкой обмена с окружающей средой (культурной, информационной, природной и т.д.) для своей системы - семьи, круга друзей, рабочего коллектива, общества в целом.

Мировоззренческий смысл понятия нелинейности.

В мировозренческом плане идея нелинейности может быть выражена в виде:

- идеи многовариантности, как часто сейчас говорят, путей эволюции;

- идеи выбора из данных альтернатив;

- идеи темпа эволюции (скорости развития процессов в среде);

- идеи необратимости эволюции.

Важнейшим методологическим потенциалом синергетики для теории социальной педагогики и социальной работы является то, что она устанавливает «мостик между мертвой и живой природой, между процессом рождения нового в природе и креативностью человека. В мертвом ведется поиск живого, вернее аналогов живого, элементов самонастраивания, чего-то подобного интуиции. А в живом – поиск мертвого, того, что общо ему с мертвым, что уже преддано, преформировано в мертвом, в законах эволюции Вселенной.» [7[. Мертвыми являются технические и природные системы, которые гораздо более изучены наукой, чем системы живые. Однако человеком созданы и искусственные системы, которые обладают характеристиками живого, это сложные кибернетические системы, программные системы. Человек в современном мире все больше сталкивается с виртуальной реальностью, которую можно рассматривать как образ очень сложной неживой системы, ведущей себя «как живая». Современной педагогике, в том числе и социальной неизбежно придется заниматься вопросом: «Как сложные искусственные системы (виртуальная реальность) влияют на социализацию человека?». (см. раздел Социальная педагогика в информационном обществе). Опыт современного системного анализа в образе синергетики может быть надежной опорой таких исследований.

 

Принципы исследования «мягких» систем

 

Первым обратил внимание на возможные различия картин мира участников социальных систем американский ученый У. Черчмен. Он формулирует четыре базовых тезиса нового подхода к изучению социальных систем:

1) системный подход начинается, когда вы первый раз смотрите на мир глазами другого;

2) системный подход показывает, что картина мира каждого индивида ужасно ограничена;

3) в системном подходе нет экспертов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.