Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа № 1




VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.

ТЕМА 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Понятие темперамента. История учений о темпераменте. И.П. Павлов о типах высшей нервной деятельности как о физиологической основе темперамента. Типы темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Свойства темперамента: активность, реактивность, экстраверсия, интроверсия, пластичность, ригидность, чувствительность, темп реакции. Характеристика типов темперамента на основе его свойств. Проявление свойств темперамента в общении и деятельности.

Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента с индивидуальным стилем деятельности.

Понятие характера. Классификация характеров. Интроверты и экстраверты. Гармоничный характер, конфликтный характер, конформный характер. Характер в системе отношений человека к миру, труду, другим людям и самому себе.

Акцентуация характера. Типы акцентуации. Психопатия. Индивидуальный стиль деятельности, общение и поведение людей разных типов характера.

Формирование и развитие характера.

 

Общее понятие способностей. Задатки как анатомо-физиологические особенности, образующиеся врожденные различия между людьми.

Общие и специальные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация различных способностей. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Способности, знания, умения, навыки. Роль обучения и воспитания в развитии способностей. Условия раннего проявления и развития разнообразных способностей.

Способности менеджера и их структура.

 

РАЗДЕЛ 2.

ТЕМА 7. ПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ: ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ.

Педагогика как наука и практика. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Основные категории педагогической науки образование, воспитание, обучение, педагогическая задача, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.

Структура современной педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

Методы педагогических исследований.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и как педагогический процесс. Образовательные системы современной России и тенденции их развития. Цели, содержание структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Образовательные стандарты. Управление образовательными системами.

 

 

Основная литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-2-е изд. - М.: Издательский центр “Академия”, 1996.-224 с.

2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – 2-е изд. - М.: Издательский центр “Академия”, 1996.-128 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.

4. Введение в психологию: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений. / Под общей редакцией А.В. Петровского - М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 496 с.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1996.-336с.

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. - М., 1997.-256 с.

7. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 335 с.

8. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.1 Введение в психологию. Личность и деятельность. / М.В. Гамезо, А.П. Гуркина, И.А. Домашенко и др. / Под. ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение,1982.-176с., ил.: Моск. гос. заоч. пед. ин-т.

9. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.-2е изд. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр “Владос”, 1995. - Кн.1: Общие основы психологии- 1995.-572.

10. Немов Р.С. кн. 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.-1995.-508 с.

11. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. -Самара: Изд. Дом ”Бахрах”, 1996.-408с.

12. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера.- Хрестоматия по психологии и типологии характера. Самара: Изд. Дом “Бахрах”. 1997. – 640 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1989.

14. Слободчиков В.Н., Исаев Е.Н. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Пресс, 1995.-348с.

 

Дополнительная литература:

1. Альманах психологических тестов.- М.: ”КСП”, 1995.-400с.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информ. метод. пособие к курсу “Психология человека”. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 272 с., ил.260.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Учебник для студентов психологических факультетов университетов.- Изд. 2-е, переработанное.- М.: Изд-во “Российское педагогическое агентство”, 1997.-442.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985.-304с.

5. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-376с.

6. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов.- М.: ”Владос”, 1995.-448 с.

7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979.-352 с.

8. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология: основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // психологический журнал, т.1, №2, 1980. - с.61-76.

9. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуального человека.// вопросы психологии, №1, 1985.-с.19-32.

10. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека.// Психологический журнал. - Т.7. - №4., 1986. - С.3.

11. Русалов В.М. Предметный и когнитивный аспекты темперамента человека // Психологический журнал, т.10. - №1, 1989. - с.10-21.

12. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. - М.: Тривола, 1996.-600с.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов - на дону. Изд-во “Феникс”, 1996.-736с

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. пер. с англ. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608с.

15. Юнг К.Г. Психологические типы. пер. с нем. - М.: ”Университетская книга” АСТ, 1997. – 716 с.

16. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., Изд-во МГУ, 1979. – 272; С.Л. Рубинштейн “Память”, с. 177-192; (Л. Линдсей, Д. Норман “Системы памяти”, с. 226-293).

 

Изучение курса «Психология и педагогика» предусматривает различные формы учебно-познавательной деятельности студентов как в часы аудиторных занятий, так и в часы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа играет ведущую роль в формировании личности будущего специалиста и является необходимым условием развития его потенциальных возможностей. Она должна обеспечивать не только усвоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения.

Среди форм самостоятельной работы студентов по курсу «Психология и педагогика» особое значение имеют контрольные и домашние работы (рефераты). Их основная цель состоит в приучении студентов к систематической самостоятельной работе над учебным курсом, а также в формировании у них умений и навыков применения теоретических положений для анализа и оценивания психологических явлений, педагогических ситуаций, конкретных фактов управленческой деятельности.

Контрольные и домашние работы (рефераты) призваны выполнить следующие дидактические функции:

- контроль и самоконтроль полученных знаний и усвоенных умений по изучаемому курсу;

- закрепление знаний, умений, полученных на лекционных и практических занятиях;

- расширение и углубление учебного материала;

- формирование навыков самостоятельного выполнения упражнений и изучения научных источников;

- развитие самостоятельного мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям студентов.

Выполняемые по курсу «Психология и педагогика» контрольные работы и домашние задания (рефераты) в последующем могут способствовать более глубокому усвоению проблем, изучаемых в таких дисциплинах, как «Психология управления», «Социология и психология управления», «Профессиональная психология», «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Социальная психология» и др.

Ряд домашних заданий (рефератов) могут выполняться в русле научно- исследовательской работы кафедры социологии и психологии управления.

Тематика и формы контрольных работ и домашних зданий (рефератов) разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки будущих специалистов управления.

Основой для оценивания степени усвоения знаний студентов, их самостоятельности, активности, творчества в процессе изучения дисциплины являются итоги (результаты) контроля и защиты домашних работ (рефератов). Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные – в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо», удовлетворительно». Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее установленный балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» – балл 5).

Предлагается примерный перечень контрольных вопросов и тем домашних заданий (рефератов) для оценки качества освоения дисциплины «Психология и педагогика» по следующим ключевым вопросам:

Общее понятие о психике человека, ее функциях и структуре.

Методы изучения психических явлений.

Закономерности когнитивной (познавательной) деятельности людей.

Эмоционально-волевая сфера личности.

Психические состояния человека и способы психической саморегуляции.

Понятие личности, ее структура. Свойства личности.

Психология общения.

Конфликты. Природа конфликтов и их предупреждение.

Основные методы психологического влияния на людей.

Процесс обучения. Закономерности и методы обучения.

Процесс воспитания. Закономерности и методы обучения.

Психологическая характеристика деятельности менеджера.

 

VII. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

Выполнение контрольных работ по курсу «Психология и педагогика» имеет цель проверить качество и систематичность работы студентов, оценить полноту их знаний по указанным темам программы в соответствии с графиком изучения дисциплины. Вместе с тем контроль знаний студентов позволяет обеспечивать обратную связь между преподавателем и студентами, получать педагогом объективную информацию о степени усвоения учебного материала, своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях.

Программа предусматривает проведение четырех контрольных работ, как форм рубежного контроля. Они выполняются в рамках практический занятий (2 часа) и осуществляются в письменном виде.

Контрольные работы включают в себя вопросы, требующие развернутых ответов. Кроме того вопросы подготовлены так, что студентам необходимо не только оперировать научными категориями, но и размышлять о своих качествах, анализировать полученные ранее результаты наблюдений и тестирований, а также представлять свои умения ориентироваться в научной литературе.

Домашние задания (рефераты) выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель – углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Домашние задания (рефераты) должны быть самостоятельны и правильно оформлены.

Домашние работы (рефераты) должны включать:

- вводную часть – значение проблемы, ее актуальность, степень изученности, целевые установки;

- основную часть, в которой рассматриваются всесторонние аспекты указанной проблемы;

- заключительную часть – резюме.

В рефератах обязательно должны быть постраничные сноски на использованные источники, а в конце работы – весь список изученной и использованной литературы по теме.

 

VIII. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Контроль и проверка освоенных студентами знаний осуществляется по наиболее важным темам учебного курса «Психология и педагогика». Он призван не только определить степень усвоения важнейших научных понятий, терминов, положений, но и позволяет зафиксировать степень сформированности умений анализировать полученные знания и проработанные научные источники, применять их к толкованию изучаемых явлений, представлять данные наблюдений и самонаблюдений.

 

Темы:

Проблема личности в психологии. Характеристика направленности личности.

Темперамент и характер.

Способности и их развитие.

 

Примерные контрольные вопросы:

1. Что изучает психология личности.

1. Раскройте понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность” и определите их соотношение.

2. Что такое структура личности?

3. Что такое направленность личности, раскройте структуру направленности на собственном примере.

4. Определите место и роль потребностей, интересов, мировоззрения в мотивации поведения и деятельности человека.

5. Каковы особенности мотивации достижения успехов и избегания неудач?

6. Что такое социализация личности? Обозначьте этапы социализации.

7. Проанализируйте структуру личности, представленную в трудах отечественных и зарубежных ученых.

8. Что лежит в основе темперамента? Укажите тип высшей нервной деятельности: сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического темпераментов.

9. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

10. Охарактеризуйте свойства темперамента. Как они проявляются в жизни и деятельности человека?

11. Представьте характеристику типов темперамента на основе его свойств.

12. Опишите свой тип темперамента.

13. Что такое характер? В каких типах отношений он проявляется.

14. Чем характер отличается от темперамента? Каким образом темперамент и характер связаны между собой?

15. Какие существуют типологии характера?

16. Что такое акцентуация и психопатия?

17. Назовите типы акцентуации Леонгарда и охарактеризуйте их.

18. Вспомните черты характера наиболее ярких литературных персонажей и попытайтесь дать им типологическую оценку.

19. Раскройте содержание понятия “способности”.

20. Назовите виды способностей.

21. Назовите условия развития способностей.

22. Назовите уровни развития способностей.

23. Каков уровень развития Ваших способностей?

24. Охарактеризуйте способности менеджера?

25. Обозначьте условия, предпосылки, факторы и уровни развития личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.