Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Общее понятие о личности




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

 

1. Что такое психология и что она изучает?

2. Место и роль психологии в системе наук.

3. Каковы основные методы психологического исследования?

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977

3. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.,1972.

 

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

5. Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., 1974.

6. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. “Вопросы психологии”. 1975, №2.

7. Петровский А.В. Общая психология. М., 1986.

8. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

10. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1993.

12. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

13. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1984.

14. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.

15. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1970.

16. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

 

ЦЕЛЬ: Изучить понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Раскрыть соотношение биологического и социального в структуре личности. Исследовать активность человека как средства удовлетворения потребностей.

ВОПРОСЫ:

 

2.1. Структура личности. Факторы становления и развития личности.

2.2. Психика человека.

2.3. Потребности человека, понятие о мотивации, оптимум мотивации.

2.4. Структура направленности личности.

 

2.1. В настоящее время в психологической литературе существует большое количество определений личности.

Для иллюстрации можно привести определения понятия “личность”, содержащиеся в трудах некоторых психологов.

“ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты” (И.С. Кон).

“ Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций” (Б.Г. Ананьев).

“Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности” (А.В. Петровский).

“Личность - человек как носитель сознания” (К.К. Платонов).

Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Б.Г. Ананьевым было выделено 4 уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности (многие отечественные психологи не выделяют этот компонент), личность и индивидуальность.

Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность. Понятие “индивид” может употребляться не только для констатации общих свойств психики, но и для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной группы. В этом случае конкретные качества и различия людей не фиксируются, отмечается лишь тот факт, что они являются “единицами” (Б.Д. Парыгин). Далее он включается в систему общественных отношений и процессов, в результате приобретает социальное качество – личность. Оно не является врожденным. Это происходит потому, что человек включается в систему общественных связей, выступая в качестве субъекта. В свою очередь развитие этих 3-х уровней характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Понятие “индивидуальность” указывает на неповторимость, единичность признаков и их сочетания у отдельного человека. Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека.

С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев выделяли три уровня в структуре личности:

1. Направленность личности.

2. Знания, умения, навыки.

3. Индивидуально-типологические особенности.

Наиболее общепризнанной является структура личности, предложенная К.К. Платоновым:

1. Направленность. Объединяет социально обусловленные черты личности: мировоззрение личности, индивидуальную картину мира, кругозор, отношения, влечения, желания, интересы, склонности, убеждения.

2. Социальный опыт. Включает знания, умения, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

3. Психологические формы отражения. Охватывают индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни, воспитания и образования, но в некоторой степени детерминируются биологическими свойствами человека.

4. Биологически обусловленные свойства личности. Объединяют индивидуальные свойства личности, психофизиологические особенности, обусловленные высшей нервной деятельностью (темперамент, половые, возрастные, индивидуальные психические процессы личности – память, эмоции, ощущения, восприятие, мышление, воля).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.