Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Принцип ведущей деятельности




Принцип ведущей деятельности.

(Алексей Николаевич Леонтьев, Лев Семенович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин)

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития. А.Н. Леонтьев, ученик Л.С. Выготского, выделял три основных признака ведущей деятельности:

1. в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности;

2. в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции;

3. от ведущей деятельности зависит наблюдаемое в это время изменение личности.

Значение ведущей деятельности для психического развития зависит прежде всего от ее содержания. Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

- общение младенца со взрослым;

- предметно-манипулятивная деятельность;

- сюжетно-ролевая игра;

- учебная деятельность школьников;

- профессионально-учебная деятельность.

Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает отмены той, которая была ведущей на предыдущем этапе.

Понятие деятельности разрабатывалось выдающимися отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Александр Романович Лурия, П.Я. Гальпериным, Сергеем Леонидовичем Рубинштейном.

 

 

1. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?

2. Каковы основные компоненты структуры деятельности?

3. Роль и влияние игры на формирование личности ребенка?

4. Каковы основные виды деятельности?

5. Что такое умение, навык, привычка и как они образуются?

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983.

5. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

7. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1987.

9. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.

10. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования М., 1966.

ТЕМА 4:ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

 

ЦЕЛЬ: Раскрыть сущность понятий «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «мышление», «воображение». Исследовать виды и закономерности функционирования познавательных процессов.

ВОПРОСЫ:

 

4.I. Понятие об ощущении. Виды ощущений. Общие закономерности ощущений.

4.2. Понятие восприятия и его физиологические основы. Основные особенности восприятия.

4.3. Общая характеристика внимания. Качества внимания. Виды внимания и их характеристика.

4.4. Общее понятие памяти. Процессы памяти. Виды памяти.

4.5. Определение мышления. Виды мышления и их классификация.

4.6. Воображение как фактор поведения. Виды воображения. Этапы творческого воображения.

 

4.1. Психические процессы – это формы психического отражения человеком внешнего мира, которые побуждают его к деятельности, регулируют ее.

Ощущения – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения объективны, т.к. в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны – субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей органов чувств.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий отдельных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором.

Каждый анализатор состоит из трех составляющих:

1. рецептора, органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы.

2. проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в головной мозг.

3. мозгового центра в коре полушарий головного мозга.

Выделяют виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестетические (ощущения движения тела), интроцептивные (ощущения о внутреннем состоянии организма).

Свойства ощущений:

- качество,

- интенсивность,

- длительность,

- пространственная локализация,

- адаптация.

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения. Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую может воспринимать анализатор. Интервал между ними называется «диапазон чувствительности».

2. Порог различия – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ощущаются как различные.

3. Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

4. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

4.2. Восприятие – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

В процессах восприятия формируется целостный образ предмета, ситуации, другого человека. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.

Виды восприятия:

По типу ведущего анализатора:

- зрительное,

- слуховое,

- осязательное (тактильное),

- вкусовое,

- обонятельное.

По объекту:

- пространства,

- движения,

- времени.

По участию в нем других психических образований:

- эмоциональное,

- рациональное.

Свойства восприятия:

1. Предметность – способность отражать объекты и явления в форме отдельных предметов.

2. Целостность – восприятие дает целостный образ.

3. структурность – мы воспринимаем абстрагированную от наших ощущений обобщенную структуру.

4. Константность – постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий восприятия (большой грузовик воспринимается как большой предмет, даже когда уехал в даль).

5. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют смысловое значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.