КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование способностей
Проблема способностей в психологии. Классификация и структура способностей. Формирование способностей. Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (Сергей Леонидович Рубинштейн), можно добавить, определяющие совершенствование в деятельности и результативность ее выполнения. Теплов Борис Михайлович, один из выдающихся отечественных психологов, занимавшихся проблемой способностей, выделял: 3 основных признака способностей: 1. индивидуально-психологические особенности; В подходе к проблеме способностей существует две противоположных точки зрения: одна основывается на положении о том, что способности наследственно предопределены; другая – утверждает, что способности являются результатом жизнедеятельности человека, в процессе которой он усваивает общественно-исторический опыт. Доводы 1-й: - способности проявляются уже в раннем возрасте; - способности повторяются в потомстве людей (прим., семья Бахов); - исследования однояйцевых близнецов свидетельствуют о том, что если способности одного проявляются, то они будут проявляться и у другого. Доводы 2-й: - на развитие способностей серьезное влияние оказывает обучение и образование; - существуют факты развития специальных способностей в условиях определенных культур. Таким образом, способности являются результатом взаимодействия, взаимосвязи взаимозависимости факторов внутреннего развития человека и внешних условий его существования. Классификация и структура способностей. Исходя из теории Чарльза Спирмена (теории 2-х факторов развития способностей: фактор общих и фактор частных способностей) все способности человека можно разделить на две группы: - способности элементарные (частные и общие); - способности сложные (частные и общие). К элементарны общим способностям относятся способности, которые присущи всем людям, но по-разному выражены. Это способности к психической деятельности и связанными с ней психическими процессами, способность к движению и т.д. В рамках элементарных можно выделить частные способности. Они присущи не всем людям: абсолютный слух, глазомер, феноменальные виды памяти. К общим сложным способностям относятся способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, обучению, игре и т.д. В тоже время сложные способности проявляются на уровне частных: способности, которые развились в процессе исторического развития человечества: способности с начало к ремеслам, затем к определенным профессиям. Классифицировать способности можно и в соответствии с видами деятельности. Эта классификация достаточно объемна. Выделяют, например, математические, музыкальные, литературные и др. способности. Классифицировать способности можно и по степени их выраженности. Или же вообще можно выделить структуру способностей: Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе способностей, это потенциал. Склонности – проявление тех или иных задатков в обучении и деятельности. Уровень непосредственных умений, который базируется на знаниях и на деятельности, где умение особенно проявляется. Одаренность обеспечивает особенно успешную деятельность определенных людей в определенной области и позволяет выделить их среди других. Талант проявляется через способности к творчеству, когда человек проявляет в своей деятельности открытие чего-то нового. Гениальность - это высшая степень одаренности и таланта, имеющая историческое значение. Рубинштейн С.Л. писал: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Условия развития способностей: 1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; 3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности (зона ближайшего развития): - простая деятельность - снижение интересов; - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |