Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование способностей




Проблема способностей в психологии. Классификация и структура способностей. Формирование способностей.

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (Сергей Леонидович Рубинштейн), можно добавить, определяющие совершенствование в деятельности и результативность ее выполнения.

Теплов Борис Михайлович, один из выдающихся отечественных психологов, занимавшихся проблемой способностей, выделял: 3 основных признака способностей: 1. индивидуально-психологические особенности;
2. они определяют успешность выполнения деятельности;
3. понятие способностей не сводится к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливают быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

В подходе к проблеме способностей существует две противоположных точки зрения: одна основывается на положении о том, что способности наследственно предопределены; другая – утверждает, что способности являются результатом жизнедеятельности человека, в процессе которой он усваивает общественно-исторический опыт.

Доводы 1-й:

- способности проявляются уже в раннем возрасте;

- способности повторяются в потомстве людей (прим., семья Бахов);

- исследования однояйцевых близнецов свидетельствуют о том, что если способности одного проявляются, то они будут проявляться и у другого.

Доводы 2-й:

- на развитие способностей серьезное влияние оказывает обучение и образование;

- существуют факты развития специальных способностей в условиях определенных культур.

Таким образом, способности являются результатом взаимодействия, взаимосвязи взаимозависимости факторов внутреннего развития человека и внешних условий его существования.

Классификация и структура способностей.

Исходя из теории Чарльза Спирмена (теории 2-х факторов развития способностей: фактор общих и фактор частных способностей) все способности человека можно разделить на две группы:

- способности элементарные (частные и общие);

- способности сложные (частные и общие).

К элементарны общим способностям относятся способности, которые присущи всем людям, но по-разному выражены. Это способности к психической деятельности и связанными с ней психическими процессами, способность к движению и т.д.

В рамках элементарных можно выделить частные способности. Они присущи не всем людям: абсолютный слух, глазомер, феноменальные виды памяти.

К общим сложным способностям относятся способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, обучению, игре и т.д.

В тоже время сложные способности проявляются на уровне частных: способности, которые развились в процессе исторического развития человечества: способности с начало к ремеслам, затем к определенным профессиям.

Классифицировать способности можно и в соответствии с видами деятельности. Эта классификация достаточно объемна. Выделяют, например, математические, музыкальные, литературные и др. способности.

Классифицировать способности можно и по степени их выраженности. Или же вообще можно выделить структуру способностей:

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе способностей, это потенциал.

Склонности – проявление тех или иных задатков в обучении и деятельности.

Уровень непосредственных умений, который базируется на знаниях и на деятельности, где умение особенно проявляется.

Одаренность обеспечивает особенно успешную деятельность определенных людей в определенной области и позволяет выделить их среди других.

Талант проявляется через способности к творчеству, когда человек проявляет в своей деятельности открытие чего-то нового.

Гениальность - это высшая степень одаренности и таланта, имеющая историческое значение.

Рубинштейн С.Л. писал: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
В развитии способностей можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит несколько периодов повышенной чувствительности к развитию того или иного вида деятельности (сензитивные периоды). Например, в возрасте 2-3 лет интенсивно развивается речь, в 5—7 лет – готов к овладению чтением. Но эти периоды заканчиваются и если та или иная функция не получила своего развития, то наверстать упущенное очень сложно (пример Маугли).

Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности (зона ближайшего развития):

- простая деятельность - снижение интересов;

- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.