Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1. Каково значение ощущений в жизни человека.




 

1. Каково значение ощущений в жизни человека?

2. Какие виды ощущений вы знаете?

 

3. Каково строение и работа анализатора?

4. Дайте характеристику процесса восприятия.

5. Каковы основные особенности восприятия?

6. Классификация восприятий.

7. Какие виды внимания вы знаете?

8. Характерные особенности внимания.

9.Что называется памятью?

10. В чем заключаются физиологические механизмы памяти?

11. Охарактеризуйте различные виды памяти?

12. Общая характеристика мышления.

13. Основные подходы к психологии мышления в отечественной психологии.

14. Воображение и его роль в деятельности человека.

15. Каковы основные виды воображения?

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1990.

2. Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности. М., 1990.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

4. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний. М., 1993.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, М., 1990.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - М., 1989.

8. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958.

9. Словарь. Психология. Под ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

10. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания, М., 1974.

 

ТЕМА 5: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ.

ЦЕЛЬ: Изучить понятия «эмоции», «чувства», «воля». Рассмотреть виды чувств. Исследовать характерные особенности волевых действий.

ВОПРОСЫ:

 

5.1. Общее понятие об эмоциях и чувствах.

5.2. Воля как характеристика сознания. Анализ волевого действия.

 

5.1. Эмоции являются неотъемлемой частью процесса психического отражения действительности. Без эмоций невозможна познавательная деятельность, т.к. в процессе отражения человеком предметов и явлений окружающей действительности, кроме органов чувств, активную роль играют отношение психики к тому, что воспринимается, запоминается или осмысливается.

Эмоции – реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску.

Функции эмоций:

1. Сигнальная функция – эмоции возникают или изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или на уровне организма человека.

2. Регулирующая функция – эмоции направляют наше поведение и поддерживают его. При этом эмоции могут активизировать деятельность и поведение или блокировать.

Эмоции присущи как животным, так и человеку, но у человека имеет место более сложная форма отражения, которая свойственна только ему – чувства.

Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Эмоции обычно носят ситуативный характер, они кратковременны, имеют ярко выраженные внешние проявления. Чувства, напротив, долговременны, устойчивы и внешне менее выразительны.

Чувства социально обусловлены и связаны с особенностями жизнедеятельности человека как общественного существа.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

- моральные, связанные с отношением человека к самому себе, другим людям, обязанностям;

- познавательные- удивление, любознательность, сомнения, интерес к новому;

- эстетические - чувства красоты, юмора, сопереживания и т.д.

- практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Эмоции и чувства связаны между собой и обладают некоторыми свойствами:

1. Сила и длительность. (есть настроение – длительное, но слабо выраженное, есть аффект – краткое, но ярко выраженное).

2. Эмоции и чувства обладают некоторой динамикой, которая проявляется через определенную фазность. Напряжение, как правило, сменяется расслаблением.

3. Эмоции и чувства обладают полярностью, т.е. имеют свои противоположности (горе-радость, любовь-ненависть).

4. Эмоции и чувства могут понижать или повышать человеческую активность. Выделяют стенические (повышают) и астенические (понижают) чувства и эмоции.

5. Эмоции и чувства серьезным образом влияют на психическое здоровье человека. (например, шизофрения проявляется в эмоциональной тупости, когда человек лишен адекватных эмоциональных реакций).

Психические состояния – это целый комплекс эмоций и чувств, которые также регулируют жизнедеятельность человека на уровне организма и личности (неуверенность, растерянность, увлеченность).

Психические состояния можно разделить на:

1. Оптимальные психические состояния.

2. Стрессовые состояния. Эти состояния связаны с определенными негативными переживаниями человека на психическом уровне и ситуацией, в которой человек испытывает негативное воздействие на организм на физиологическом уровне.

Следует отличать стресс жизни, который связан с постоянным приспособлением организма человека и его психики к изменяющимся условиям, от дистресса (собственно стресса), который связан с сильным и негативным влиянием на человека. (физические упражнения-каторжный труд, любовь-неразделенная любовь).

3. Депрессивные и маниакальные состояния.

4. Внушенные состояния (прим. Религиозные секты).

5. Состояния фрустрации. Это психические состояния, которые связаны с преодолением человеком каких-либо препятствий, возникающих на пути достижения определенной цели. (стресс: хочеться пить, а напиться негде. Фрустрация: хочется пить, нашли автомат, есть монетка, но нет стакана).

6. Тревожные состояния.

В виду того, что психические состояния являются результатом функционирования эмоций и чувств, они обладают теми же особенностями:

- психические состояния зависят от индивидуально-психологических особенностей личности.

- психические состояния могут передаваться от одних людей другим.

 

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, связанное с доминированием какой-либо эмоции.

Аффект – сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, без волевого контроля (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно - и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).

Амбивалентность – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств. (горе и радость, смех и слезы).

Апатия – психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием, заболеванием, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему.

Вдохновение – психическое состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление.

Депрессия – подавленное настроение, связанное со снижением побуждений.

Страсть – внутреннее отношение людей к тому, с чем они имеют дело и что происходит в их жизни, приобретает стабильный характер, становится постоянно действующей силой. Эта сила определяет особенности того, как воспринимается, представляется и мыслится человеком волнующий его предмет, как переживает он сменяющие друг друга эмоции, аффекты, настроения. Она становится побуждением к определенным действиям и мощным тормозом для поступков, не соответствующих укоренившемуся чувству.

Стресс – особая форма переживания чувств близкая к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроению.

Эмпатия – процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживания другого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.