Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности человека, понятие о мотивации, оптимум мотивации




В психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Но во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Чаще всего под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Мотива́ция (от фр. Motif — побуждение) — побуждение к действию. Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Мотив – это побуждение к выполнению определенной деятельности, к совершению поступков, в основе которых лежат потребности человека.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».

Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • голод
    • жажда
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные
    • исследовательское поведение
    • игровая деятельность
    • и т. д.

Потребности человека – это переживаемые им осознаваемые и неосознаваемые нужды, необходимые для жизнедеятельности организма и развития личности.

Потребности порождают желания, стремления, эмоции, чувства, побуждающие субъекта к активности. Традиционно потребности делили на материальные (пища, одежда) и духовные (музыка, дружба, труд). Некоорые психологи все потребности сводят к семи основным видам:

- физиологические (питание, сон, дыхание);

- продолжение рода (рождение, воспитание, защита);

- добывание средств к существованию (жилище, пища, одежда);

- духовные запросы;

- общение;

- самовыражение (в религии, искусстве, науке);

- самоутверждение (уважение, признание, власть).

Иерархия потребностей Маслоу. Согласно концепции иерархии мотивов Абрахама Харольда Маслоу потребности личности делятся на (иногда можно встретить пять групп), семь групп (пирамида) снизу вверх. В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

- физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение,

- потребности в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, агрессивности,

- потребность в принадлежности и любви: принадлежать общности, находиться рядом с людьми, быть принятым,

- потребность уважения (почитания): компетентность, достижение успехов, признание, авторитет,

- познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать,

- эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота,

- потребности в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие своей личности.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.