КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. 2. В чем заключается общественная природа личности.
1. Что такое личность? 2. В чем заключается общественная природа личности? 3. Объясните соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность. 4. Что понимают под направленностью личности? 5. Что такое оптимум мотивации?
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 4. Биологическое и социальное в развитии человека. Сб. М., 1977. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 6. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В сб. “Психологические проблемы социальной регуляции поведения”, М., 1976. 7. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии. Уч. Записки ЛГУ, №165, 1959. 8. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. 9. Рубинштейн С.Л. Избранные психологические произведения.М.,1993. 10. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
ТЕМА 3: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЦЕЛЬ: Изучить понятие «деятельность». Раскрыть структуру и виды деятельности.
ВОПРОСЫ: 3.1. Понятие о деятельности. 3.2. Структура деятельности,виды человеческой деятельности. 3.3. Принцип ведущей деятельности.
3.1. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Одним словом, деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Важнейшие особенности деятельности человека: - направляется познавательной потребностью и потребностью в общении; - для человека характерна совместная деятельность, в отличие от животных; - в деятельности происходит передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие знаковые системы); - изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям; - человек в деятельности преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями. Деятельность человека имеет следующие характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, творческий результат. Мотивы и цели деятельности могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда речь идет об активности, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом понимании, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является различного рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения, навыки, предметом трудовой деятельности – материальный продукт. 3.2. В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции как основные составляющие. Действием называется часть деятельности, имеющая самостоятельную, осознаваемую человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение… Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действия имеют подобную деятельности структуру: цель-мотив, способ-результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные, направленные на изменение состояния свойств или предметов и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане). Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть способов выполнения действия, столько существует различных операций. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, тем видам социальной активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются: общение, игра, учение и труд. Общение - это взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании, взаимопереживании. Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не становиться производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Учение – вид деятельности, направленный на приобретение знаний, умений и навыков. Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, является речевое общение. Речь – это язык в действии, процесс общения людей посредством языка. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Структура деятельности (по Алексею Николаевичу Леонтьеву)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |