Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выписка из ГОС ВПО




Дисциплина История педагогики и образования

ОПД.Ф.07 и ДДП.Ф. 06 История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ

После изучения данного учебного курса у студентов должны быть сформированы:

Знания:

1. Историко-педагогических источников, позволяющих представить всеобщее универсальное основание всемирного историко-педагогического процесса.

2. О воспитательных системах прошлого.

3. Историко-педагогического материала через призму смены культурных эпох: античности, средневековья, Нового времени, Новейшей истории.

4. Понятийно-категориального аппарата курса.

Умения:

5. Устанавливать причинно-следственные связи в развитии всех компонентов сферы образования на разных этапах развития человеческого общества.

6. Логического исследования историко-педагогические публикаций.

7. Самостоятельного анализа и критического оценивания первоисточники педагогической литературы, относящиеся к курсу.

Навыки:

8. Коммуникативные.

9. Проектировочные.

10. Методологические.

11. Организаторские.

12. Исследовательские.

 

Рабочая программа по дисциплине

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Историко-педагогическая образованность позволяет студентам ориентироваться в многообразии идей и подходов, которые существуют в воспитательно-образовательной практике. Сегодня и педагогическая наука, и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого опыта, при этом, осуществляя попытки прогнозировать будущее. В такой обстановке возникает необходимость актуализации историко-педагогического знания. Именно это позволяет мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях.

Курс «История педагогики и образования» имеет главной своей задачей представить всемирный историко-педагогический процесс как важную сторону культурного развития человечества, раскрыть его единство и многообразие, показать общую гуманную направленность истории образования и педагогической мысли. Сложный и многообразный генезис образования, являющийся важнейшей сферой духовной культуры общества, является предметом специальной отрасли знания – истории педагогики и образования. Как область науки, и как учебный предмет, охватывает широкий круг не только педагогических, но и социально-культурных явлений. История педагогики и образования, как часть гражданской истории, - объемный по содержанию курс, отражающий сложный, во многом противоречивый путь развития истории и практики воспитания на протяжении тысячелетий человеческой истории. Он требует от студента глубокого усвоения многочисленных педагогических идей, значительного фактического материала в их объективной связи с конкретными общественно - историческими условиями. Курс «История педагогики и образования» входит в блок общепрофессиональных дисциплин, базируется на принципах фундаментализации, культуросообразности, историзма и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания, рассматривающих изучаемые явления и факты в контексте конкретно-исторического времени, и соответствует требованиям государственного стандарта. При изучении курса широко используются межпредметные связи с философией, педагогикой, психологией, мировой художественной культурой, историей религии, историей литературы, историей и др.

Целью курса «История педагогики и образования» является освоение студентами мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у разных народов в конкретных исторических формах от древнейших времен до наших дней. Содержание курса направлено на выявление объективных тенденций взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур и опыта воспитания у народов мира.

Задачи курса:

- сформировать целостное представление о развитии теории и практики образования и воспитания у народов мира в различные историческое эпохи;

- раскрыть положительные тенденции, непреходящие ценности историко-педагогического процесса, востребованные современностью;

- повысить социальную и профессиональную активность студентов, развить толерантность с учетом плюрализма педагогических концепций, систем и моделей в их критическом осмыслении.

Содержание курса

Тема 1. История педагогики и образования как область научного знания. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Теоретико-методологические основы изучения дисциплины. История педагогики и образования как область научного знания. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений (сравнительно-сопоставительный, сравнительно-генетический, парадигмальный, метабиографический и др.) Понятие мирового педагогического процесса. Ведущие идеи в истории человечества на разных этапах развития.

Тема 2. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытнообщинного общества. Возникновение воспитательного процесса. Концепция генезиса первобытного воспитания. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье. Обряд инициации и подготовка к нему как зачаточная форма организованного воспитания.

Тема 3. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока. Влияние педагогической мысли Древнего Востока на генезис воспитания и обучения античности. Эллинская культура и образование. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Педагогические идеи Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Теория и практика античного воспитания. Спарта и Афины - два взгляда на воспитание ребенка. Воспитание и обучение в Древнем Риме. Воспитание в семье, тривиальные, грамматические, риторические школы. Педагогическая мысль в Римской республике: Сенека, Цицерон, Квинтилиан, Катон Старший.

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения. Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрожденческого гуманизма. Педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Рабле, Э.Ротердамского, Т.Мора и др. Организация воспитания и обучения. Возрождение античных традиций. Человек и его воспитание в христианской идеологии. Монополия церкви на воспитание молодого поколения. Организация церковных и светских школ. Сословное воспитание (цеховые, гильдейские школы). Происхождение и развитие средневековых университетов. Развитие схоластики и педагогической мысли (П. Абеляр, Фома Аквинский др.) Влияние Реформации на воспитание и образование молодого поколения (М. Лютер, Т. Мюнцер, И. Штурм). Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Контрреформация и ее влияние на практику школы. Школа и педагогика иезуитов. Философия гуманизма в образовании. Теоретические обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (14-16 вв.) Зарождение школ нового типа: «Дом радости» Витторино де Фельтре, французские колледжи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.