КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты изучения
Целевые задачи Знать: · Понятие - дидактика. Вклад Я.А. Коменского в разработку научных основ дидактики. · Сущность процесса обучения как главное составляющее целостного педагогического процесса, его цели и функции. · Значение двусторонности процесса обучения-преподавания и учения, их роль в дидактике. · Главные факторы достижения результата обучения. · Структуру компонентов процесса обучения и их содержание. · Закономерности обучения и дидактические принципы. · Методы обучения и их классификации, содержание проблемного метода обучения. · Формы обучения и суть лекционно-практической системы обучения в вузе. · Понятия "педагогическая технология" и "инновация" в обучении. · Основные дидактические теории и концепции. Уметь: · Оперировать базовыми понятиями дидактики. · Объяснять цели и задачи обучения, содержание основных компонентов его внутренней структуры. · Применять дидактические принципы обучения в профессиональной деятельности при изучении и внедрении медицинских программ оздоровления населения. · Владеть современными методами обучения и активно участвовать в организационных формах вузовского обучения. · Ориентироваться в принципах педагогических технологий, реализация которых ведет студентов к овладению своей профессиональной деятельностью. · Видеть место технологии в структуре процесса обучения и значимость инноваций в образовательном процессе. · Определять сущность синергетического подхода в обучении. · Разбираться в основных дидактических теориях и концепциях, их достоинствах и недостатках. Основные понятия: Дидактика (от гр. didaktikos-поучающий, и didasko-изучающий). Термин ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635). Я.А. Коменский опубликовал в 1657 в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика". Дидактика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов), направленная также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Обучение – совместная целенаправленная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Главные составляющие процесса обучения – преподавание и учение. В их единстве заключается основная дидактическая функция обучения. Преподавание - это деятельность по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценка их учебных достижений. Учение - это деятельность учащихся по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков, самостимулированию к поиску решения учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Обучаемость - способность к усвоению знаний, восприимчивость к обучению. Характеризуется скоростью процессов формирования знаний, легкостью овладения приемами умственной деятельности, умением анализировать, синтезировать, гибкостью мышления, памяти, внимания, рационального мышления. Задачи, решаемые в процессе обучения: Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей, совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Структура компонентов процесса обучения представлена: · целевым; · развивающим; · стимулирующе-мотивационным; · содержательным; · операционно-деятельностным; · эмоционально-волевым; · контрольно-регулировочным; · оценочно-результативным компонентами. Закономерности обучения: Выделяют внешние закономерности обучения, выражающие зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования) и внутренние закономерности, выражающие связи между компонентами процесса обучения. К внешним закономерностям относятся: · социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; воспитывающий и развивающий характер последнего; · обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе; · зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром. К внутренним закономерностям обучения относятся: · зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными задачами и существующим уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития; · влияние взаимодействия учителя и ученика на результаты обучения; · подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого обучающегося и др. Выделяют следующие принципы обучения: · принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; · принцип научности; · принцип наглядности; · связи обучения с практикой; · систематичности и последовательности; · принцип доступности, сознательности и самостоятельности обучающихся; · прочности знаний; · принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и др. Методы обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы обучения классифицируются по разным основаниям. Словесные методы передачи и усвоения знаний (беседа, рассказ, лекция, дискуссия, работа с текстом). Практические методы обучения (упражнения, лабораторные занятия и эксперименты, практические занятия, семинары). К группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита дипломных работ, курсовых). Классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. И.Я. Лернер, Н.Н. Скаткин выделяют следующие методы обучения: · объяснительно-иллюстративный; · репродуктивный; · метод проблемного изложения; · эвристический, или частично-поисковый; · исследовательский. Форма обучения (от лат. "forma", означает наружный вид, внешнее очертание). Как дидактическая категория форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентированной основы для самостоятельной работы студентов вуза. Различают следующие виды лекций: вводная, лекция-информация, обзорная, проблемная, лекция-визуализация, бинарная, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-консультация. Самостоятельная работа – это планируемаz работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Проблемное обучение – обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Песталоцци, А. Дистервега, К. Ушинского, Л. Выготского, Л. Занкова, В. Давыдова и др. Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал, анализа межпредметных и внутрипредметных связей, выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса (по В.И. Сластенину и В.П. Каширину). Принципы педагогических технологий - целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; фундаментальность, то есть сущностный подход - знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность; культуросообразность; гуманитаризация и гуманизация обучения; обучать, исследуя, исследовать, обучая; непрерывность образования; деятельностный подход. Таковы основные принципы педагогических технологий, исходные положения, реализация которых ведет преподавателя к овладению педагогическим мастерством, а студентов - своей профессиональной деятельностью. Педагогические инновации (нововведения) - изменения внутри педагогической системы, осуществляемые за счет ее внутренних ресурсов и резервов. Модуль - это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых. Основой для формирования модулей служит рабочая программа учебных дисциплин. Дидактическая система представляет собой совокупность элементов, образующих единую цельную структуру, служащую достижению целей обучения. Выделяют три основные дидактические концепции - традиционную, педоцентрическую и современную систему дидактики. Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя (Я.А. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт). В педоцентрической концепции главная роль отводится учению и обучению через делание (Д. Дьюи). Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение, педагогическая технология, педагогика сотрудничества.
Тема: Сущность процесса воспитания, его принципы и методы Основные вопросы: 1. Сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Научные подходы к воспитанию в педагогике. 2. Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты. 3. Принципы воспитания и их применение в деятельности специалиста. 4. Методы и средства воспитания. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности специалиста.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |