КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты изучения. · Сущность воспитания как многофакторного целенаправленного процесса формирования личности и его цели
Целевые задачи Знать: · Сущность воспитания как многофакторного целенаправленного процесса формирования личности и его цели. · Структуру, функции и логику развития воспитательного процесса. · Виды воспитания. Роль воспитания в развитии и формировании личности современного человека. · Значение медицинского воспитания и его структурные компоненты (антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, физическое, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание) и их роль в укреплении здоровья общества. · Принципы воспитания и основные требования к их применению на практике. · Методы и средства воспитания и основные требования к их применению на практике. · Методы и средства воспитания, самовоспитания и самообразования. · Иметь представления о современных концепциях воспитания. Уметь: · Использовать понятия и категории процесса воспитания на практике. · Обеспечивать реализацию функций и принципов воспитания в профессиональной деятельности. · Организовывать и осуществлять на практике медицинское воспитание во всем многообразии его компонентов и общественной значимости. · Объяснять актуальность использования научных идей Я.А. Коменского, К. Ушинского, Н. Пирогова, В. Сухомлинского о нравственном, гражданском, патриотическом воспитании в условиях реформирования современного образования. · Применять методы воспитания и самовоспитания в работе над собой.
Основные понятия: Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание благоприятных условий для развития его личности. Цель воспитания - те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, формирования которых стремятся достигнуть воспитывающие в процессе воспитательной работы. Функции воспитания: · Аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития. · Диагностическая - выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности. · Прогностическая - целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижения. · Проектировочная - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели. · Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения (по В.И. Смирнову). Содержание воспитания - система знаний, убеждений; навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами. Медицинское воспитание - вид воспитания, специфику которого выражает система его структурных компонентов, которыми являются антинаркоманное, антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание. Принципы воспитания - это общие сходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, которыми руководствуются при решении воспитательных задач. К ним относятся: · Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам. · Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций. · Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию. · Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод; предъявление разумных и посильных требований. · Принцип опоры на положительное в человеке. · Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности. · Принцип связи воспитания с жизнью, трудом и др (по И.П. Подласому). Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. Средства воспитания - те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используют в процессе реализации того или иного метода. Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями и убеждениями. Приемы самовоспитания - это самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества). Самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный в определенное время путь. Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий. Методы самовоспитания: 1. Самопознание (включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение). 2. Самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самопринуждение). 3. Самостимулирование (оно предполагает: самоутверждение, самоободрение, самонаказание, самоограничение). Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленного на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеческого опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам. Эмпатия - умение сопереживать, сочувствовать, ставить себя в положение другого человека. Основные парадигмы современной зарубежной педагогики: · Традиционалистская или парадигма "знании": главная цель обучения и воспитания - дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; "плохой" ученик - это незнающий ученик. · Технократическая: дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой. · Бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и поведения в обществе. · Гуманистическая: содействовать, помогать развитию способностей человека, развитию его личности, духовному росту, нравственности и самосовершенствованию, самореализации. · Теологическая парадигма: развитие религиозных чувств и нравственных основ человека. 3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме: · В чем заключается сущность и особенности процесса воспитания? · Каковы цели современного воспитания? · В чем отличие понятий "воспитание", "социализация", "самовоспитание"? · Что является основными ценностями гуманистического личностно-ориентированного воспитания? · Перечислите принципы воспитания. · Какие воспитательные функции реализует врач в своей деятельности? · Почему нравственное воспитание невозможно осуществить в отрыве от других видов воспитания: трудового, правового, гражданского, патриотического, экономического, медицинского? · Попытайтесь разработать свод правил по осуществлению следующих принципов: 1. Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию. 2. Опоры на положительное в человеке; 3. Принцип гуманистической направленности воспитания; 4. Принцип стимулирования активности личности; 5. Принцип сотрудничества в воспитании · Что нового вносит в трудовое воспитание рыночная экономика? · В чем состоит цель медицинского воспитания? Чем объясняется востребованность формирования медицинского воспитания в современной России? · Проанализируйте структуру компонентов медицинского воспитания. Какова роль специалиста в формировании здорового образа жизни и привычек здорового поведения? · Проанализируйте отношение студентов группы к своему здоровью и здоровью окружающих их людей. · Какие методы самовоспитания из педагогического наследия В.А. Сухомлинского Вы знаете? Литература: Обязательная: 1. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. проф. П. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996. – С. 216 – 265. 2. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. В 2-х кн. - М., 1999. - Кн. 2. – С. 6-36, 51-55. 3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - Гл. 18-21. – С. 248-257; 271-295.
Дополнительная: 1. Белых М.И., Егорева Е.Н. Личностно-ориентированное воспитание: от теории к практике // Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество: Межвуз. сб.науч. тр. – Саратов: Издательство СГМУ, 2004. – С. 95-101. 2. Белых М.И., Носкова С.В. М.Я. Мудров о воспитании врача / Забота: от бытийной стратегии к этическим профессиональным ценностям: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во СГМУ, 2006. – С. 125-131. 3. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1988. – С. 366. 4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 тт. - М., 1984. - Т.3. - С. 512. 5. Носкова С.В. Воспитание толерантного мышления как одно из условий профессионализации студентов-медиков // Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2004. – С. 224-228. 6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: 1981. – С. 27 – 37; 69-90.
Тема: Семейное воспитание Основные вопросы: 1. Содержание семейного воспитания. Семья и ее функции. 2. Типы семейного воспитания. Авторитарный, либеральный, демократический стили семейного воспитания. 3. Методы воспитания детей в семье. 4. Педагогическая поддержка семьи.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |