Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Развитие ведущих педагогических идей в воспитательных системах педагогов прошлого




Тема 9. Оценка гуманистического потенциала современных педагогических парадигм

Ведущая идея занятия: Аксиологическое знание является основой педагогических систем, поскольку выступает как системообразующий фактор, определяющий направленность, структуру педагогической системы и смысл каждого ее элемента в отдельности. На данном занятии предлагается оценить своеобразие каждой педагогической системы с точки зрения ее общечеловеческого смысла, сопоставив несколько современных образовательных парадигм (экзистенциалистская, прагматистская, фрейдистская, марксистская педагогики) по критерию их гуманистического потенциала. Это осуществляется путем подбора педагогом ряда «трудных» ситуаций из образовательной практики, отражающих способ разрешения парадигмой ключевых педагогических проблем. Технология определения гуманистического потенциала следующая: сначала попарно сравниваются две любые парадигмы (например, фрейдистская и прагматистская) и в них выявляются общие и отличные философско-мировоззренческие основания. Далее к одной и той же ситуации прилагаются обе парадигмы с целью дать ей оценку. При этом выявляется ценностный смысл компонентов ситуации и определяется ценностный статус онтологических последствий ситуации.

Этапы проведения занятия:

1. Постановка проблемы преподавателем, изложение теоретических сведений, необходимых для самоопределения студентов в дальнейшей деятельности.

2. Знакомство с авторскими текстами, представляющими избранную ценностную систему.

3. Разработка обоснования важнейших воспитательных ценностей с позиций одной из ценностных систем

4. Межгрупповая дискуссия: представление докладов одной группы и критическое их испытание другими.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Ведущая идея занятия: В ходе подготовки к занятию студенты знакомятся с творчеством нескольких педагогов, намечая собственную логику развития историко-педагогических идей и прогнозируя перспективные линии развития современного образования. Непосредственно на практическом занятии, разбившись на микрогруппы, студенты разрабатывают проект «Школа будущего», пытаясь в процессе продуктивного диалога найти пути синтеза воспринятых при чтении идей педагогов прошлого или найти наилучший из представленных в группе вариантов. Построенный группой проект предлагается на общее обсуждение, в процессе которого оцениваются его актуальность для современного образования, внутренняя стройность, осуществимость, прогнозируются возможные последствия его реализации.

Этапы проведения занятия:

1. Выдача задания для чтения и помощь преподавателя в ориентации в воспитательных системах педагогов прошлого.

2. Объединение в малые группы согласно близости взглядов на линии развития современного образования.

3. Разработка проекта внутри групп.

4. Экспертная оценка проектов.

5. Подведение итогов занятия.

Примечание: целесообразно для более эффективной работы групп заранее намечать их состав и подбирать соответствующий круг чтения. Весьма желательным является широкий временной охват рассматриваемых воспитательных систем, знакомство с оригинальной литературой, соответствие избранной педагогической концепции интересам студента. Примерный список персоналий педагогов можно найти в следующих изданиях:


Рекомендуемая литература

1. Бордовская, Нина Валентиновна. Педагогика: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 299 с. - (Серия "Учебник для вузов").

2. Кадцын, Лев Михайлович. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Л. М. Кадцын; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. - 185 с.

3. Педагогика: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008. - 430 с. - (Высшее образование). - (Основы наук).

Дополнительная литература

1. Азаров Ю. Радость учить и учиться. - М.: Педагогика, 1994.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995.

3. Андрюхина Л.М. Культура и стиль: педагогические тональности: В 3 ч - М. 1993.

4. Батищев Г С Введение в диалектику творчества – СПб. Изд-воРХГИ, 1997.

5. Батищев Г С Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии 1995 № 3

6. Бахтин М М К философии поступка // Бахтин М М Работы 20-х гг Искусство и ответственность К философии поступка -Киев NEXT, 1994

7. Белкин А С Основы возрастной педагогики Материалы экспериментального курса В 2 ч Часть 1 Екатеринбург Уральский госпединститут, 1992

8. Белкин А С Ситуация успеха Как ее создать -М Просвещение, 1991

9. Беляева Л А Философия воспитания как основа педагогической деятельности -Екатеринбург Изд-во Урал гос пед ин-та, 1985

10. Берне Р Развитие Я-концепции и воспитание М. Прогресс, 1986

11. Бим-Бад Б М Педагогические течения в начале XX века - М, 1994

12. Бордовская Н В, Реан А А Педагогика - СПб Изд-во «Питера», 2000

13. Борытко, Н. М. Педагогика: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 492 с. - (Высшее профессиональное образование).

14. БуберМ Я и Ты -М Высшая школа, 1993

15. Воронов В В Педагогика школы в двух словах -М Педагогическое общество России, 1999

16. Вульфов Б 3, Иванов В Д Основы педагогики в лекциях, первоисточниках, ситуациях - М Педагогика, 1997

17. Вульфов Б 3, Иванов В Д Основы педагогики в лекциях, ситуациях,
первоисточниках - М Изд-во УрАО, 1997

18. Выготский Л С Мышление и речь//Выготский Л С Собр соч В 6т Т2

19. Выготский Л С Педагогическая психология -М Педагогика, 1996

20. Гершунский Б С Философия образования для XXI века - М, 1998

21. Гессен С И Основы педагогики Введение в прикладную философию – М Школа-Пресс, 1995

22. Гуманистические проблемы психологической теории Сб статей - М, 1995

23. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М, 1986

24. Джуринский А Н Развитие образования в современном мире. М Гуманит изд центр ВЛАДОС, 1999

25. Достоевский Ф М Записки из подполья // Собр соч в 12 тт, Т 5

26. Дьюи Дж Философия воспитания,1921

27. Загвязинский В И, Закирова А Ф Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика 1997 № 2 С 9-14

28. Закон Российской Федерации «Об образовании» /Бюллетень
Государственного комитета РФ по высшему образованию 1996 № 2. С 2-60

29. Зеньковский В В Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. Школа-Пресс, 1996

30. Зинченко В П Образование Мышление Культура // Новое педагогическое мышление. М. Педагогика, 1989 -С 38-46.

31. Ильенков Э В Философия и культура – М.: Политиздат, 1991.

32. Ильин И А О сопротивлении злу силою // Путь к очевидности – М.: Республика, 1993

33. Кларин В М Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках М «Арена», 1994

34. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: ACADEMIA, 2000.

35. Макаренко А С Педагогическая поэма//Макаренко A G Пед. соч. В 8т М, Педагогика, 1984 ТЗ.

36. Матюнин Б Г Нетрадиционная педагогика М Школа-Пресс, 1994

37. Мацкевич В В Полемические этюды об образовании - М, 1993

38. Меньшиков В М Педагогика Эразма Роттердамского открытие мира детства М.1995

39. МидМ Культура и мир детства//Мид М Избр произв -М, 1988

40. Мудрик А В Социализация //Магистр 1993 № 3.

41. Никандров Н Д Россия социализация на рубеже тысячелетий -
Екатеринбург, 2000

42. Обухова Л Ф Детская психология теории, факты, проблемы - М, 1995

43. Прикот О Г Педагогика отождествления и педагогическая системология - М, 1995

44. Сартр Ж -П Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов - М Изд-во гголит литературы, 1990

45. Семенов В Д Педагогический процесс (социально-педагогический аспект) Свердловск, 1990

46. Сухомлинский В А Избр произведения В 5 т - М, 1979

47. Сухомлинский В А Методика воспитания коллектива М Просвещение, 1981

48. Ушинский К Д Человек как предмет воспитания Опыт педагогической
антропологии // Ушинский К Д Избр пед соч В 2 т М,1974 Т 1

49. Философско-психологические предположения Школы диалога культур /Под ред. В. С. Библера.- М. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.

50. ФранклВ Человек в поисках смысла. Сборник -М Прогресс, 1990.

 


 

 

Планы семинарских занятий

по дисциплине

«Педагогика»

 

 

Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.