Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Псих.основы воспитания и самовоспитания




В – это целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, процесс поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, обществу, труду.

Биоген.теор.В утвержд., что личност.кач-ва чел-ка в основном перед-ся по наследству и мало измен.под влиян. среды. Эта теория представл.пессимист. взгляд на возможности В личности. Ею пользовались Фрейд, Макдауголл и др. в те годы, когда они публиковали свои работы, считалось, что значит.часть х-ристик личности В не подлежит, т.к.они явл-ся врожденными.

В основе социогенной теории идея о почти исключительной социальной детерминировано стиличностных кач-в чел-ка. Утверждает, что все, что есть личностного в чел-ке возникает при его жизни под влиян. соц.условий и в принципе поддается В, начиная от темперамента и кончая нрав.чув-ми и установками. Есть недостатки: некоторые св-ва личности(темперамент) не могут быть воспитаны,т.к.зависят от генотипа и опред-ся им; существует связь болезненных состояний орг-зма с изменениями в психологии личности больного чел-ка(истерия, шизофрения). Поэтому не все в личности зависит от В.

В входит в сод-е пед.Д. Оно осущ.через межличностное общение людей, т.е. имеет дело с чувствами и межличност.отношениями. Цель В – Р мировоззрен., мотивов, формир-е х-ра, черт личности, морали. Цели В не являются постоян.в любом общ-ве. Неизменными остаются лишь общечеловеч.нравст.ценности. Именно они опред. цели В. Есть и спец.социальн.цели В. Они соотв.треб-ям текущего момента истории общества.

Под ср-ми В понимают сп-бы организованного и неорганизован.воздействия, при пом.котор.восп-ли воздейств.на восп-ков с целью выработать у них опред.психол.кач-ва и формы повед. Ср-ва: всевозможные виды научения, связ.с форм-ем поступков чел., убеждение, внушение+психотерапия, соц.-психол.тренинг и др. Также личный пример восп-ля, образцы повед.др.людей.

Ср-ва В по х-ру воздействия на чел. можно разделить на прямые (непосредств.личностное воздейств.) и косвенные(чтение книг). У них есть +и-стороны.

По включенности сознания в-ля и в-емого в процесс его В ср-ва делятся на осознанные(в-ль сознат.ставит цель) и неосознанные.

Полноценными в-ые воздействия будут лишь тогда, когда проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

Методы В касаются передачи матер.ценностей, социальн.установок, чувств, норм и правил повед. Они основаны на восприятии и понимании человека человеком. Сущ-ет много классиф-й методов В:(по Ильиной) объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упр-я, стимулир-я, самовоспитания.

В связано с О. В ходе В у уч-ся складыв.черты личности, мотивы, потребности, без которых невозможно успешное О(ответственность, аккуратность). В каждом возрасте В имеет свои особенности, необх.учитывать возраст.особ-ти.

Институты В:семья, школа, детсад. Именно в семье формир-ся представление о себе, «Я-концепция». Семья принимает участие в форм-и всех сторон личности. Дает возм-сти усваивать различн.социаль.роли. Процесс В в семье очень индуализирован.

Активн.процесс самоВ начин.в подрост.возрасте и продолж.в теч.всей жизни чел-ка. СамоВ проходит опред. путь Р:

1 ступень – физич.и волевое самоВ.(подрост.возраст). Цель – физич.и волев.самосоверш-е, задача – улучшение волев.кач-в личности через применение спец.ср-в и упр-й. Начин-т заниматься физ-рой и спортом.

2 ступень – нравст.самосовершен-е(ран.юнош.возраст). Цель – духовное, моральное Р, выработка у себя благородн.кач-в личности.

3 ступень – профессион.самоВ(20-40 лет) Это время делового самосов-я, связ.с Р у чел-ка целого комплекса проф.необходимых кач-в.(для работы по спец-ти).

4 ступень – социально-мировоззренческое самоВ(после40-45лет). Задача: выработка социальной позиции, опред.взгляда на жизнь.

Иногда встречается 5 ступень – постановка и реализация чел-ком цели самоактуализации. Это высшая ступень личностного Р.

Успешность занятий личностным самосовершенствованием, его рез-ты опред.х-р чел-ка как личности. Большую роль в самоВ играет пример взрослых. Подростки сталкиваются с проблемой нрав.самосоверш-я: романтические и прагматические идеалы. Но они могут быть вполне совместимы, не обязат.отказываться от одного в пользу другого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.