Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова




Психолого-педагогические основы развивающего обучения.

Система развивающего О Л. В. Занкова. Целевые ориентации: высокое общее Р личности; создание основы для всестороннего гармоничного Р (гармонизация содержания). Главной задачей системы является общее Р учащихся, которое понимается как Р интеллекта, воли: чувств школьника и как надежная основа усвоения им ЗУНов. В основу О положены взаимосвязанные дидактические принципы: О на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над Р всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых.

Считая, что сама природа проблемы О и Р требует органического включения психологического изучения школьников в состав педагогического исследования, Л. В. Занков утверждал, что экспериментально О должно строиться на логике педагогических категорий и понятий на основе определенных дидактических принципов. Ход развития школьников, по мнению ученого, должен изучаться в логике психологической науки — по линии Р психической деятельности и в аспекте индивидуально-психических особенностей детей. В качестве таких линий были обоснованно выбраны: наблюдение, мыслительная Д и практические действия.

Особенности урока в системе развивающего О:

• Ход познания — «от учеников».

•Преобразующий характер Д учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют,классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

•Интенсивная самостоятельная Д учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

• Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

• Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего О конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Целевые ориентации: формирование теоретического сознания и мышления; передача детям не столько ЗУНы, сколько способы умственных действий (СУД); воспроизведение в УД детей логику научного познания.

Основной целью развивающего О по мнению В. В. Давыдова, является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способности к нему.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что учитель должен заботиться «прежде всего о научности содержания, т. е. о том, чтобы дети усваивали систему научных понятий и способы их получения». Значит, УД должна строиться в соответствии со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному.

Указанный путь усвоения знаний имеет две характерные черты:

1) мысль ученика целенаправленно движется от общего к частному;

2) усвоение направлено на выявление условий происхождения предметного содержания понятия.

Организация УД на уроке начинается с постановки учебной задачи, решение которой требует учебного исследования. Поэтому основным учебным действием является преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.

Осуществляя УД, школьники выполняют определенные учебные действия. В. В. Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи:

• принятие от учителя учебной задачи или ее постановка детьми;

• преобразование условий задачи с целью определения общих отношений изучаемого объекта (поиск, нахождение и определение);

• моделирование отношений в предметной, графической или буквенной форме;

• преобразование модели отношений для изучения их свойств в «чистом виде»;

• построение системы учебных задач, которые решаются общим способом;

• контроль за выполнением предыдущих действий;

• оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.

Учебные операции входят в состав учебных действий и соответствуют конкретным условиям решения той или другой учебной задачи. Учитель в процессе О целенаправленно и последовательно ведет детей от одной учебной задачи к другой. За решением одной задачи идет постановка следующей.

Носителем УД является ее субъект. Позиция субъекта характеризуется самостоятельным осуществлением всех этапов Д: постановка цели, планирование, реализация цели и анализ (оценка) полученных результатов. Младший школьник как субъект осуществляет собственную УД вместе с другими детьми и с помощью учителя. Р школьника как субъекта УД происходит в процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в ученика.

Приобретение школьником потребности в УД, возникновение мотивов УД способствует формированию у него желания учиться. Овладение учебными действиями, с помощью которых решаются учебные задачи, формирует у ребенка умение учиться. Желание и умение ребенка учиться характеризует младшего школьника как субъекта УД. При этом он овладевает такими важными личностными качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность и др.

Больше внимания уделять теоретич.знаниям – общее у Занкова и Эльконина.

Целевые ориентации технологии саморазвивающего обучения Г. К. Селевко: формирование человека самосовершенствующегося; формирование самоуправляющих механизмов личности; воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности; формирование индивидуального стиля учебной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.