Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Псих.основы О в мл.шк.возрасте




УД форм-ся у детей от6 до 10 лет. На ее основе у мл.шк.возникает теоретич.сознание и мышление, развив-ся соотв.им спос-ти (рефлексия, анализ, мысленное планир-е). в этом возрасте у детей происх0т также становление потребности и мотивов учения. Ученики нач.кл.за редким исключением любят заним0ся в школе. Им нравится быть в положении уч-ся, привлекает и сам процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения. Чтобы уч-ся было интересно, необх.частые переходы от 1 зад.к др. Дети активно реагируют на впечатления, доставляемые органами чувств. произвольностьВн, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение мл.шк.возраста. основным критерием полноценного обобщения знаний явл.умение реб.привести конкрет.пример или иллюстрацию, кот.соотв.получ.знаниям. новообраз-я мл.шк.возр.явл-ся произвольность психич.явлений, внутр.план действия, рефлексия. В 1 кл.дети отлич-ся прилежанием, они более ответственны, но начиная с 3 класса старание часто ослабевает. Дети, приходящ.в школу, еще не имеют целенаправленного Вн. Но постепенно реб.учится направлять и устойчиво сохранять Вн на нужных, а не просто внешне привлекат-х предметах. Во 2-3 кл.многие уч-ся уже облад.произв.Вн, концентрируя его на любом мат-ле, объясненном уч-лем.

В мл.шк.возр.ведущей станов-ся УД., когда глав.задачей станов-ся приобрет.ЗУНов, накопление системат.сведений об окр.мире, природе и общ-ве. В процессе О уч-ся обнаруж-т, что учение – это не своеобр.новая игра, а труд, треб-й усилий, напряжения, самоограничений. Форм-е интереса к сод-ю УД, приобретение знаний связано с переживанием шк-ми чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой уч-ля, кот.подчеркивает каждый, даже самый маленький успех.

Мл.шк.отлич-ся остротой и свежестью восприятия, любознательностью. Часто дети выделяют случайные детали, сужественное и важное не воспринимают. Благодаря О восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает х-р наблюдения. У мл.шк-ков более развита наглядно-образная память. Порой они склонны к механич.запоминанию без осознания смысловых связей запоминаемого мат-ла. Мышление наглядно-образное. В проц.О мышление интенсивно развивается.. в учении развив-ся способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению, выводам и умозаключениям.

У мл.шк.слабо развито произвольн.Вн, значит.лучше развито непроизв.Вн. Интерес – главн.побудительная причина непроизв.Вн. также Вн неустойчиво.

 

59. социально-псих.проблемы общения(ОБ)

ОБ – это тип внутривидовых и межвид-х контактов. ОБ св-венно всем высшим живым сущ-вам, но на ур-не чел-ка оно приобрет-т самые соверш.формы, становясь осознанным и опосредованы речью. В ОБ выдел.след.аспекты: сод-е, цель и ср-ва.

Сод-е – это инфо, кот.в межиндивидуальных контактах перед-ся от 1 жив.сущ-ва к др. Сод-ем ОБ могут быть свед-я о внутр-м мотивацион-м или эмоц-м сост-нии. Ч/з ОБ могут передаваться данные об эмоц.сост-ях (радость, гнев, печаль). Люди обменив-ся друг с другом инфо, представляющей знан.о мире, жизнен.опыт, ЗУНы. Цель ОБ – это то, ради чего у чел.возникает дан.вид активности. Не менее существенны отличия ср-в ОБ. Кодирование инфо – способ передачи ее от 1 жив.сущ-ва к др. Способы передачи инфо – это язык и др.знаковые системы (схемы, рис, чертежи), техср-ва записи, передачи и хранения инфо (радио, видео).

В зависимости от сод-я, целей и ср-в ОБ можно разделить на неск-ко видов. По сод-ю оно может быть материальное (обмен предметами и продуктами Д); когнитивное (обмен знан.), кондиционное (обмен психич.и физиологич.сост-ями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

ОБ имеет огром.знач.в формир-и чел-й психики, ее Р, становлении культурного повед. Ч/з ОБ чел.приобрет.все свои высшие познават.спос-ти и кач-ва. Псих.Р реб.нач-ся с ОБ.

Коммуникативные спос-ти – это ум.и нав.ОБ с людьми, от кот.зависит его успеность.

Вопросом Р ОБ занималась Лисина. В ее исслед-ях было установлено, что из различ.видов ОБ реб.со взрос.в 6 лет преоблад.личностное ОБ. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, т.к.стрем-ся получить оценку себя и своей Д.

Стр-ра ОБ сост.из 3 взаимосвяз.сторон: коммуникативной (сост.в обмене инфо м/у общающимися), интерактивной (заключ-ся во взаимод.м/у общающимися – обмен не только зн., но и действиями) и перцептивной (процесс восприятия друг друга партнерами по ОБ и устан-я на этой основе взаимопоним.).

В ОБ выдел.3 функции: 1)информационно-коммуникат-я; 2) регуляционно-ком-я; 3)аффективно-ком-я.

Речь – это вербальн.кммуникация, т.е.процесс ОБ с пом.языка. Ср-вами верб.ком-и явл.слова со значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, записаны, выражены жестами. Виды речи: письменная и устная (диалогич-я и монолог-я). Речь функцион-т на основе 2-й сигнальной системы. Ср-ми выр-ти уст.речи явл. интонация, темп, ритм. Монологич-я речь – разновидность уст.речи, речь одного чел.: рассказ уч-ля, развернутый ответ уч-ка. Монолог.речь имеет большую компазицион.сложность, треб.завершенности мысли, более строгого соблюд.грам.правил, строгой логики и послед-ти при излож-и. монолог.речь развив0ся в онтогенезе позднее, чем диалогич-я.

Диалогич.речь – разговор, поддерживающийся собеседниками. Для нее х-рны реплики. Особенности этой речи зависят от степ.взаимопоним-я собеседников, их взаимоотнош-й. больш.знач.имеет степ.эмоц-го возбуждения при разговоре.

Невербальная коммуникация. К ее ср-вам относ.жесты, мимика, интонации, паузы, смех, слезы, поза, кот.обр-т систему, дополняющую и усилив-ю ср-ва верб.кммуникации – слова. В разн.возр.группах д/осущ.невербальн.ком-ции выбир.различ.ср-ва. Дети часто исп.плач как способ передачи взр.своих желаний.

Цели ОБ отраж.потребности совмест.Д людей. Часто ОБ выступ.как межличностное взаимод., т.е.совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся в проц.их совмест.Д. межличностное взаимод.представляет собой послед-ть развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Совмест.Д и ОБ протекают в усл.социальн.контроля, на основе соц.норм – принятых в общ-ве образцов повед.

За взаимод.и коммуникативной стороной ОБ выступает его перцептивный аспект – осуществляемое в ОБ взаимное восприятие его участников. Перцептивный аспект ОБ – это восприятие, понимание и оценка чел.человеком. Познавая др.людей, индивид получ-т возм.лучше опред.перспективы совмест.Д с ним. Во взаимном познании действие с 3 важнейшими механизмами межличн.восприятия: идентификация, рефлексия и стереотизация. Идентиф-я – это способ понимания др.чел-ка ч/з осознанное или бессознат-е уподобление его х-кам самого субъекта.

Рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по ОБ.

Стереотипизация – классиф-я форм повед., отвечающих социальным стереотипам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.