Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории и понятие педагогики




Объект, предмет и задачи педагогики

Объектом педагогики является воспитание как социальное явление

Предметом педагогической науки многозначен и включает: изучение педагогического процесса, реализующего социальный заказ по воспитанию, образованию, обучение членов общества, а также объективные законов, закономерности, принципы, содержание, технологии педагогического процесса

Задачи педагогики

Многоаспектности научной педагогики выделяются несколько направлений педагогических исследований и соответствующих им задачи педагогической науки

1. Научное обоснование направлений и моделей образование в целом и педагогических процессов на различных уровнях и ступенях образования.

2. Исследование сущности, структуры и функций педагогического процесса.

3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процессов обучения и воспитание.

4. Разработка целей образования, обучения и воспитание, а также теории целей полагания.

5. Разработка теорий содержания образование и требований по отбору и построению содержание образование и воспитания

6. Разработка эффективных технологий обучения и воспитания

7. Разработка мониторинга образования, обучения и воспитания

8. Исследование особенностей содержания деятельности педагога, путей его подготовки, повышения квалификации и развитие педагогического мастерства

9. Изучение и распространение педагогического опыта и инноваций в образовании

10. Разработка методологических проблем педагогики, методик педагогических исследований и внедрение теории в практику образование

12.03.13

Лекция 3

В любой науки с учетом ее истоков международной практике и современном уровне развития, разработан и используется понятийный аппарат, называемый тезаурусом, который включает в себя категории, понятия, термины науки.

Кроме этого любая наука имеет свои методы исследования, позволяющие уточнять тезаурус расширять теоритические основы, формулировать рекомендации для практики образования.

Понятия – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений

Категории стоят на ступень выше понятий, одновременно сохраняя их признаки.

Категории всегда понятийные, но не все понятия являются категориями.

Основные педагогические понятия, выражающие педагогические обобщение называют педагогическими категориями

Термины – это слово или сочетание слов, употребляемое с оттенком специального научного значения

В педагогической науки сложились три основных понятия – категории:

1. Воспитание

2. Образование

3. Обучение

 

1) Одна из основных категорий педагогики «воспитание» имеет несколько дефиниций (определение понятий). В частности воспитание определяется в двух аспектах, то есть этот процесс характеризуется с двух сторон

1. В социальном смысле (через функции и роль государства)

2. В педагогическом смысле (через функции и роль различных педагогических учреждений и воспитательных заведений)

Воспитание как социальная категория и как социальная функция общества государства трактуется в двух смыслах

Ø В широком социальном смысле (ВШСС) – это процесс передачи старшими и усвоение новыми поколениями исторически сложившегося опыта необходимого для развития общества и жизни исторически сложившегося опыта необходимого для развития общества и жизни в нем человека. ВШСС как функция государства прописана в актах, где определенны юридические нормы цели и уровни воспитания, как процессы передачи старшими поколениями как социального опыта (конституция РФ, закон РФ об образовании, закон о функциях государства в образовательных учреждениях по работе с детьми и молодежи). Под опытом понимается совокупность знаний умения и навыков нравственных, политических, эстетических правовых и других норм поведения. Суда же относятся традиции, менталитет сформировавшие в обществе на данном этапе развития с учетом всей истории государства

Ø Воспитание в узком социальном смысле ВУСС – целенаправленное, специально организованное воздействие на человека социальных институтах (семьи, образовательных и воспитательных учреждений, СМИ, трудовых коллективов литературы искусства и др.). С целью формирование у него личностного опыта, взглядов и убеждений, развитие психических свойств и личностных качеств в соответствии с социальным заказом общества

В педагогическом смысле:

Ø В широком педагогическом смысле ВШПС – это целенаправленное специально организованное управляемое и контролируемое воздействие коллектива и педагогов на воспитуемого с целью формирование заданных сторон личности (опыта, психических свойств и личностных качеств), осуществляемое в образовательных и воспитательных учреждениях

Ø Воспитание в узком педагогическом смысле ВУПС – это процесс и результат взаимодействие педагогов и воспитуемых, организуемый в условиях образовательных и воспитательных учреждений и направленный на решение конкретных воспитательных задач. ВУПС осуществляется в рамках не классной воспитательной работы организуется в учебных заведений классных руководителями

 

2. Образование – это процесс и результат овладение человека системы научных знаний познавательных и профессиональных умений и навыков, формирование на их основе личностных качеств, развитие психических свойств и творческих способностей

Образование, как процесс в системе образование организуется по четырем уровням, имеющие свои ступени

1. Дошкольное образование (ясли и детский сад)

2. Школьное (начальное 4 класса, неполное общее среднее образование 9ть классов класса, полное общее среднее образование 11ть классов)

3. Профессиональное (начальное, среднее и высшее)

4. Научное (аспирантура, докторантура)

Результаты образования по 2,3 и 4 уровню подтверждаются специальными документами, установленного государственного образца

3. Обучение целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога и обучаемых в ходе, которого осуществляется образование человека его воспитания и развития

Обучение организуется в разных формах:

ü Государственные обучаемые заведения (очное, заочное, вечернее, дистанционное), экстернат

ü Негосударственные образовательные обучения с обязательной аккредитации

Важное место в понимании выше перечисленных понятий и категорий имеют такие понятия как формирование и развитие

Понятие формирование, является меж научным, и означает процесс становления человека, как социального существа. Под воздействием различных факторов: экологических, экономических, политических, идеологических, педагогических и других.

Формирование подразумевает некую завершенность человеческой личности, достижение уровни личностной зрелости, устойчивости, хотя и предполагает перманентный (бесконечный) процесс в жизни человека

Развитие – это тоже меж научное понятия, означающее качественные и количественные изменения в организме и личности человека оно связанно с постоянными не прекращающимися изменениями переходами из одного состояния в другое

Психология выделяет несколько этапов развития человека:

ü До младенческий

ü Младенческий

ü Детский

ü Юношеский

ü Взрослый

ü Зрелый

ü Старческий

Педагогика рассматривает развитие с позиции изменение личностных сторон:

ü Духовное

ü Физическое

ü Эстетическое

ü И другое развитие человека и условий его эффективного протекания

19.03.13

Лекция 4

Структура педагогической науки. Отрасли педагогики.

1. История педагогики – изучает особенности становление и развитие педагогической науки (теории, концепции) методов исследования и т.д. в ретроспективе, а также этапы исторического развития различных систем образования

2. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующие основные концептуальные подходы определение целей образования и путей их реализации

3. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общи закономерности принципы педагогического процесса и составляющая основу для его организации в образовательных учреждениях всех типах. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела

ü Общая основа педагогики (ТОП)

ü Дидактика (теория обучения)

ü Теория воспитания

ü Школоведение (менеджмент и теория управления образования)

4. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека разного возраста

ü Преддошкольная

ü Дошкольная

ü Школьная

ü Андрогогика – обучение взрослых

ü Гиронтогика (педагогик старости)

5. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования

ü Педагогика начального профессионального образования

ü Педагогика среднего профессионального образования

ü Педагогика высшей школы

ü Педагогика научного образования

ü Производственная педагогика

6. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовке людей к определенным видам деятельности (инженерная, военная, юридическая, педагогическая)

7. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания влияния социума на формирования и развитие личности

8. Коррекционная педагогика (специальная педагогика), изучает особенности обучение и воспитание детей с психическими, физическими и психофизиологическими недостатками в развитие

ü Дефектология детей имеющие задержки в психическом развитии

ü Логопедия, имеющие дефекты у детей в речи

ü Сурдопедагогика (работа слабослышащих детей)

ü Тифлопедагогика, обучение слепых детей

ü Олигофренопедагогика (обучение умственно-отсталых детей)

9. Этнопедагогика, исследует закономерности и особенности народного и этнического воспитания

10. Сравнительная педагогика раскрывает особенности организации образования в различных странах мира

11. Частные (предметные методики) исследуют закономерности преподавания и изучение конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.