КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные категории и понятие педагогики
Объект, предмет и задачи педагогики Объектом педагогики является воспитание как социальное явление Предметом педагогической науки многозначен и включает: изучение педагогического процесса, реализующего социальный заказ по воспитанию, образованию, обучение членов общества, а также объективные законов, закономерности, принципы, содержание, технологии педагогического процесса Задачи педагогики Многоаспектности научной педагогики выделяются несколько направлений педагогических исследований и соответствующих им задачи педагогической науки 1. Научное обоснование направлений и моделей образование в целом и педагогических процессов на различных уровнях и ступенях образования. 2. Исследование сущности, структуры и функций педагогического процесса. 3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процессов обучения и воспитание. 4. Разработка целей образования, обучения и воспитание, а также теории целей полагания. 5. Разработка теорий содержания образование и требований по отбору и построению содержание образование и воспитания 6. Разработка эффективных технологий обучения и воспитания 7. Разработка мониторинга образования, обучения и воспитания 8. Исследование особенностей содержания деятельности педагога, путей его подготовки, повышения квалификации и развитие педагогического мастерства 9. Изучение и распространение педагогического опыта и инноваций в образовании 10. Разработка методологических проблем педагогики, методик педагогических исследований и внедрение теории в практику образование 12.03.13 Лекция 3 В любой науки с учетом ее истоков международной практике и современном уровне развития, разработан и используется понятийный аппарат, называемый тезаурусом, который включает в себя категории, понятия, термины науки. Кроме этого любая наука имеет свои методы исследования, позволяющие уточнять тезаурус расширять теоритические основы, формулировать рекомендации для практики образования. Понятия – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений Категории стоят на ступень выше понятий, одновременно сохраняя их признаки. Категории всегда понятийные, но не все понятия являются категориями. Основные педагогические понятия, выражающие педагогические обобщение называют педагогическими категориями Термины – это слово или сочетание слов, употребляемое с оттенком специального научного значения В педагогической науки сложились три основных понятия – категории: 1. Воспитание 2. Образование 3. Обучение
1) Одна из основных категорий педагогики «воспитание» имеет несколько дефиниций (определение понятий). В частности воспитание определяется в двух аспектах, то есть этот процесс характеризуется с двух сторон 1. В социальном смысле (через функции и роль государства) 2. В педагогическом смысле (через функции и роль различных педагогических учреждений и воспитательных заведений) Воспитание как социальная категория и как социальная функция общества государства трактуется в двух смыслах Ø В широком социальном смысле (ВШСС) – это процесс передачи старшими и усвоение новыми поколениями исторически сложившегося опыта необходимого для развития общества и жизни исторически сложившегося опыта необходимого для развития общества и жизни в нем человека. ВШСС как функция государства прописана в актах, где определенны юридические нормы цели и уровни воспитания, как процессы передачи старшими поколениями как социального опыта (конституция РФ, закон РФ об образовании, закон о функциях государства в образовательных учреждениях по работе с детьми и молодежи). Под опытом понимается совокупность знаний умения и навыков нравственных, политических, эстетических правовых и других норм поведения. Суда же относятся традиции, менталитет сформировавшие в обществе на данном этапе развития с учетом всей истории государства Ø Воспитание в узком социальном смысле ВУСС – целенаправленное, специально организованное воздействие на человека социальных институтах (семьи, образовательных и воспитательных учреждений, СМИ, трудовых коллективов литературы искусства и др.). С целью формирование у него личностного опыта, взглядов и убеждений, развитие психических свойств и личностных качеств в соответствии с социальным заказом общества В педагогическом смысле: Ø В широком педагогическом смысле ВШПС – это целенаправленное специально организованное управляемое и контролируемое воздействие коллектива и педагогов на воспитуемого с целью формирование заданных сторон личности (опыта, психических свойств и личностных качеств), осуществляемое в образовательных и воспитательных учреждениях Ø Воспитание в узком педагогическом смысле ВУПС – это процесс и результат взаимодействие педагогов и воспитуемых, организуемый в условиях образовательных и воспитательных учреждений и направленный на решение конкретных воспитательных задач. ВУПС осуществляется в рамках не классной воспитательной работы организуется в учебных заведений классных руководителями
2. Образование – это процесс и результат овладение человека системы научных знаний познавательных и профессиональных умений и навыков, формирование на их основе личностных качеств, развитие психических свойств и творческих способностей Образование, как процесс в системе образование организуется по четырем уровням, имеющие свои ступени 1. Дошкольное образование (ясли и детский сад) 2. Школьное (начальное 4 класса, неполное общее среднее образование 9ть классов класса, полное общее среднее образование 11ть классов) 3. Профессиональное (начальное, среднее и высшее) 4. Научное (аспирантура, докторантура) Результаты образования по 2,3 и 4 уровню подтверждаются специальными документами, установленного государственного образца 3. Обучение целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога и обучаемых в ходе, которого осуществляется образование человека его воспитания и развития Обучение организуется в разных формах: ü Государственные обучаемые заведения (очное, заочное, вечернее, дистанционное), экстернат ü Негосударственные образовательные обучения с обязательной аккредитации Важное место в понимании выше перечисленных понятий и категорий имеют такие понятия как формирование и развитие Понятие формирование, является меж научным, и означает процесс становления человека, как социального существа. Под воздействием различных факторов: экологических, экономических, политических, идеологических, педагогических и других. Формирование подразумевает некую завершенность человеческой личности, достижение уровни личностной зрелости, устойчивости, хотя и предполагает перманентный (бесконечный) процесс в жизни человека Развитие – это тоже меж научное понятия, означающее качественные и количественные изменения в организме и личности человека оно связанно с постоянными не прекращающимися изменениями переходами из одного состояния в другое Психология выделяет несколько этапов развития человека: ü До младенческий ü Младенческий ü Детский ü Юношеский ü Взрослый ü Зрелый ü Старческий Педагогика рассматривает развитие с позиции изменение личностных сторон: ü Духовное ü Физическое ü Эстетическое ü И другое развитие человека и условий его эффективного протекания 19.03.13 Лекция 4 Структура педагогической науки. Отрасли педагогики. 1. История педагогики – изучает особенности становление и развитие педагогической науки (теории, концепции) методов исследования и т.д. в ретроспективе, а также этапы исторического развития различных систем образования 2. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующие основные концептуальные подходы определение целей образования и путей их реализации 3. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общи закономерности принципы педагогического процесса и составляющая основу для его организации в образовательных учреждениях всех типах. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела ü Общая основа педагогики (ТОП) ü Дидактика (теория обучения) ü Теория воспитания ü Школоведение (менеджмент и теория управления образования) 4. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека разного возраста ü Преддошкольная ü Дошкольная ü Школьная ü Андрогогика – обучение взрослых ü Гиронтогика (педагогик старости) 5. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования ü Педагогика начального профессионального образования ü Педагогика среднего профессионального образования ü Педагогика высшей школы ü Педагогика научного образования ü Производственная педагогика 6. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовке людей к определенным видам деятельности (инженерная, военная, юридическая, педагогическая) 7. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания влияния социума на формирования и развитие личности 8. Коррекционная педагогика (специальная педагогика), изучает особенности обучение и воспитание детей с психическими, физическими и психофизиологическими недостатками в развитие ü Дефектология детей имеющие задержки в психическом развитии ü Логопедия, имеющие дефекты у детей в речи ü Сурдопедагогика (работа слабослышащих детей) ü Тифлопедагогика, обучение слепых детей ü Олигофренопедагогика (обучение умственно-отсталых детей) 9. Этнопедагогика, исследует закономерности и особенности народного и этнического воспитания 10. Сравнительная педагогика раскрывает особенности организации образования в различных странах мира 11. Частные (предметные методики) исследуют закономерности преподавания и изучение конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |