КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура педагогического процесса. Функционально-деятельностный подход
С позиции деятельности и профессиональных функций педагога, а так же учебно-познавательной деятельности педагогический процесс по своей структуре состоит из следующих компонентов: ü Педагогический процесс = Ц (целевой) + С (содержательный) + Т (технологический) + КО (контрольно-оценочный) Целевой компонент, предполагает проектирование целей обучения воспитания и развития учащихся на всех уровнях социальной системы, то есть педагогического процесса. На обще государственном уровне цели педагогического процесса зафиксированы на законодательно нормативной базе (конституции РФ законе об образование и других законов), а также ФГОС. ü На уровне органа управления об образовании цели проектируются в учебно-программной документации по ступеням образования в инструктивных документах ü На уровне учебного заведения цели фиксируются в уставе в образовательных программа по ступеням образования и специальностям, а так же в типовых и рабочих программах по предметам. Таким образом, цели выстраиваются в некую иерархию от обще-государственных до конкретных по предмету и конкретному занятию Иерархией целей часто называют таксономией Таксономия цели – порядок распределения целей в учебно-программной нормативной документации по степени их обобщенности Знания таксономия цели позволяет преподавателю при разработке программных оперативных и рабочих целей ориентироваться на более общие цели подготовки специалиста (бакалавра). Именно таксономия цели обеспечивает согласованность и соподчиненность цели и получение результата подготовки бакалавра через циклы дисциплин различных целей и дисциплин Цель педагогического процесса прогнозируемый результат обучение, воспитание и развитие обучающихся. Целевой компонент ка прогнозируемые результаты обучения принято разделять на:
ü Общие (глобальные) цели. Они формулируются в основных нормативных документах по уровню образования ü Комплексные цели определяют прогнозируемый результат подготовки по ступеням образования на каждом уровне, а также по специальностям (направлениям) профессионального образования ü Цикловые цели, требование к уровню подготовки по основным циклам дисциплин, включенным ФГОС образовательные программы или учебный план ü Предметные (программные) цели, определяет результат освоение учебных предметов и дисциплин, формулируется в примерных и рабочих программах предмета ориентированы на комплексные и цикловые цели ü Оперативные цели фиксируются в программах предметах и дисциплин по большим разделам и темам ü Рабочие цели, фиксирует результат обучения на конкретном занятии, и отражаются в плане преподавателя конкретного учебного занятия (план урока, план лекции и т.д.) В середине 90х годов целью обучения (дидактические), было принято формулировать, определяя уровень освоение учебной информации (иметь представление, знать, уметь, владеть) По уровневая проектирование целей связано с тем, что различные учебные предметы, различная учебная информация для учащихся разных специальностях должна быть усвоена на разных уровнях. Какая-то информация имеет основное значение и должна быть освоена на уровне прочных ЗУН. Но по некоторым предметам, учащимся дается информации ознакомительного характера, расширяющего мировоззрение повышающий уровень общей культуры Введение в систему ФГОС третьего поколения цели обучения стали формулироваться, в форме общекультурных и профессиональных компетенций 21.05.13 Лекция Теория целостного педагогического процесса
Теория любой науки в изучение объяснении и преобразование объектов, процессов, явлений должны рассмотреть тезаурус сформулировать основные сущностные характеристики и описать особенности процесса, выявить закономерности его протекания и законы существования. Основной тезаурус в отношении педагогического процесса уже сформулирован. Следующим этапом рассмотрение теории педагогического процесса является выявление и описание его основных и особенностей. Эти характеристики и особенности выявлены и сформулированы в педагогике 70го года XX столетия, авторами этой части теории являются Ю.К. Бабанский, М.К. Скаткин, В.С. Леднев, В.И. Журавлев. Эти характеристики получили название в теории педагогики «Теория целостного педагогического процесса». Это теория включает три основных характеристик, которые вытекают из сущности понятия педагогического процесса: 1. Целенаправленность педагогического процесса. Педагогический процесс в отличие от других социальных явлений всегда во всей исторической эпохи был и остается целенаправленным, так как в обучение, воспитание и развитие детей и взрослых всегда должен быть спрогнозирован результат прогрессивном изменение личности или ее корректировки. Целенаправленность предполагает проектирование целей различных уровней, через которые государства, образовательные системы конкретные учебные заведения и конкретные преподаватели прогнозируют результат обучения, воспитания и развитие учащихся. Это иерархия целей точно отражена в законодательно-нормативной и учебно-программной документация. Реализации этой сущности и особенности педагогического процесса, посвящена особой теории педагогической науки «Теория целеполагания». Педагогов, занимающихся обучением, воспитанием и развитием учащихся специально обучают проектированию целей контролю уровню их выполнения, прогнозирование последующих целей профессиональной деятельности
Это особенность определяет многогранность и многофункциональность педагогического процесса, так как и организационно и по целям и по результатам педагогического процесса предполагает обучение, воспитание и развитие субъекта, которое осуществляется в единстве организационной в структуре образовательных учреждениях
Закономерности и принципы педагогического процесса Под закономерностями понимается объективные, существенные, повторяющиеся связи между компонентами педагогического процесса. Закономерности, как сложная часть педагогического процесса выявлялись и формулировались ученными на основе эмпирического исследования, то есть изучение практики образования. Знания закономерности педагогического процесса позволяет педагогу прогнозировать его результаты выбирать целесообразные и необходимые формы методы и средства обучения и воспитания. А так же создавать специальные педагогические условия для оптимального протекания и эффективности педагогического процесса
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |