КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
МОДУЛЬ II: Методология педагогики и методы педагогических исследований
План: I. Методология педагогики: понятия и задачи II. Педагогическая действительность и методы педагогических исследований
I. Методология педагогики: понятия и задачи Сам термин методология греческого происхождения и означает учение о методах или теория, о методах. В определении методологии педагогики большой вклад внесли такие отечественные педагоги, как Л.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.М. Новиков и другие. С учетом этих работ под методологии педагогики понимается система знаний об исходных положений об основаниях и структуре педагогической науки о принципах подхода и способах добывания научно-педагогического знания об объектах и предмете педагогики Функция методологии педагогики 1. Направлять и предопределять достижение научно исследовательской цели, уточнять понятия и содержания целей, задач педагогики 2. Обеспечивать всесторонность получение информации и об объекте процессах и педагогических явлениях, исследовать закономерности и принципы педагогических исследований 3. Вводить новую, уточнять, обогащать и систематизировать терминологию и научную информацию в теории педагогики 4. Создавать систему информации, опирающие на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания. Методы педагогических исследований Это способы изучение педагогических явлений и процессов получение информации о них с целью установление закономерных связей и отношений разработки научных теорий концепций моделей. Выделяют несколько групп методов: 1. Теоритические: ü Исторический анализ или ретроспективный (документах, теорий, фактах событий, личности в образовании) сопровождается синтезом, обобщением выводами и рекомендациями ü Теоритический анализ (анализируется теорией, концепцией, моделей, методики, организационно педагогические условия) сопоставляется с реальной проблемой практики, выявляются закономерности, формулируются принципы, концепции, разрабатываются модели и рекомендации по их реализации и практики 2. Эмпирические методы ü Наблюдение ü Беседа ü Интервью ü Тестирование ü Анкетирование ü Эксперимент
26.03.13 Лекция 5 (продолжение) Дидактические тесты Слово тест происходит от английского слова test, которое означает испытание или проба Тестирование – это способ изучение личности учащегося, в процессе применения которого испытуемый выполняет определенные действия, задания, задачи исследователя Выделяют следующие виды тестов: ü Общих умственных способностей и уровня развития ü Тесты социальных способностей (по определенным видам деятельности) ü тесты обученности и обучаемости (дидактические тесты) ü Тесты определения уровня воспитанности, сформированности нравственных, физических, социальных и других качеств личности Наиболее распространенными тестами являются дидактические тесты, а и именно тесты обученности. Обученность – это совокупность заданий ориентированных на определении уровня освоения определенного объема учебной информации. Чаще всего применяется в модульной технологии обучения. В этой группы существуют такие тесты: ü Входного контроля ü Текущего контроля ü Итогового контроля ü Тесты квалификации Тест обучаемости позволяет проверить способности учащегося овладеть заданным содержанием дидактический потенциал личности. Основные требования к тестам: 1. Валидность (показательность) 2. Диагностическая ценность, оптимальный уровень сложности задания в тесте 3. Надежность (релиабильность), проверяется при повторном выполнении теста, должны быть одинаковые результаты Типы вопросов в тесте: ü Альтернативный. Например: Волга впадает в Каспийское море? ü Выборочные. Например: Эфиопия находится в Европе, в Америке или в Азии? ü Конструируемые. Например, дайте определение понятию «материк»
Педагогический эксперимент Слово эксперимент – лат. означает опыт, испытание Педагогический эксперимент – это научно постановленный опыт испытания педагогических нововведений в определенных условиях В зависимости от цели, который преследует эксперимент различают: ü Констатирующий ü Проверочный (контролирующий) ü Проверочный (уточняющий) ü Формирующий эксперимент В зависимости от условий, в которых проводится, эксперимент различают: ü Естественный эксперимент ü Лабораторный эксперимент Педагогический эксперимент единственный метод, который имеет созидательную направленность Количественные методы педагогического исследования Качество – это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет чем он является Качество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Качество традиционно раскрывается с помощью описания признака В педагогики выделяют две группы количественных методов: 1. Для обработки результатов наблюдения и экспериментов 2. Для моделирования, диагностики, прогнозирования учебно-воспитательного процесса УВП Пальму первенства держат статистические методы: ü Регистрация – выявление определенного качества уязвление данного качества и подсчет количества по наличию или отсутствие данного качества ü Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности определение в этом ряду место изучаемых объектах ü Шкалирование – присвоение данных и других цифровых показателей, исследуемым характеристикам Известно четыре основных градаций измерительных шкал: ü Наименования или номинальные ü Порядка или (ранговые) ü Интервальные ü Отношения Педагогическое моделирование Моделирование занимает особенное место в современных педагогических исследованиях, относительно новый метод. Под педагогическим моделированием понимается процесс познавательной деятельности, связанный с изучением сложно организованных педагогических систем через построение их моделей Модель – объект, который соответствует другому объекту (оригиналу), заменяет его при познании и дает о нем или его частях информацию Модели обычно бывают в виде рисунка, чертежей, схем, таблиц, матриц и описываются в виде текста 02.04.13 Лекция 6
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |