Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогического процесса с позиции системного подхода




Системный подход в рассмотрении педагогического процесса предполагает рассмотрение его как целого.

Система от греческого слова systema – состоящее из частей, элементы, которые в совокупности образуют интегративное свойство этого объекта

Теоритический смысл системного подхода глубоко освещен в работах А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьева, И.В. Блаубега, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин

Все исследователи системного подхода подчеркивают, говоря словами В.Г. Афанасьева, что систему можно определить, как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств не свойственных отдельно взятых, образующим систему компонентов

Что бы всесторонни, познать систему нужно изучить, прежде всего, ее внутреннее строение, то есть, установить из каких компонентов, она образованна, каковы ее структура и функции, а так же силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность

Свойства системы:

1. Целостность. Система есть целостное совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом

2. Структурность. Структурность предполагает между элементами, образующими систему, существуют определенные связи и отношение. Связи могут быть внешними и внутренними. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. В противном случае система не сможет существовать

3. Целенаправленность. Действие системы подчиненно определенной цели

4. Интегративность. Наличие системообразующего фактора

5. Иерархичность. Каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема), более широкой глобальной системы

Системный подход к структуре педагогического процесса. Внутренние связи.

Внутренние связи педагогического процесса проявляются через взаимодействие и взаимовлияние различных подсистем внутри:

ü Системы обучения (подготовки)

ü Системы воспитания

ü Системы творческого развития

 
 


Педагогический процесс

 

 
 

 


В зависимости от целей обучения, в системе обучения выделяют подсистемы:

ü Теоритического

ü Практического

ü Производственного обучения

В зависимости от уровня учебно-познавательной деятельности (УПД) обучающегося выделяют подсистемы:

ü Учебной

ü Учебно-исследовательская работа (УИР)

ü Научно-исследовательская работа (НИС)

Системный подход к структуре педагогического процесса. Внешние связи.

При изучении педагогического процесса, как сложный биосоциальной системы необходимо выявить его место в составе более общих – метасистем.

Педагогический процесс является частью более общей системы, социальной метаситеме государства по образованию, обучению, воспитанию, и развитию детей и взрослого населения.

Условия протекания и эффективность педагогического процесса, как сложной биосоциальной системы зависят от других социальных систем, то есть имеют внешние связи с:

ü Политика и идеологией государства

ü Производительными силами и производственными отношениями (рынок труда)

ü Формами общественного сознания (культура, религия, наука, общественный менталитет, средство массовой информации и т.д.)

ü Экономикой (уровень развития экономики государства)

ü Социальными институтами (семья, органы воспитания и перевоспитания, партии и общественные движения)

Биологические системы – это личность учащегося, с его психическими свойствами, особенностями, уровня развития, образованностью, воспитанностью. А так же с его мотивами, интересами, потребностями.

Кроме этого результативность педагогического процесса зависит от личности педагога, как субъекта профессиональной деятельности, с его психическими свойствами, уровня профессионализма и личностными качествами

 

 
 

 

 


Структура педагогического процесса с позиции организационно-управленческого подхода.

Как сложный многофакторный процесс, педагогический процесс предполагает четкую его организацию, регулирование и управление, только в этом случае обеспечивается его эффективность.

Если рассматривать структуру педагогического процесса с позиции организации системы образования по уровням и ступеням, то в соответствии об образовании в РФ определенны четыре уровня образования (организации педагогического процесса):

1. Дошкольное образование (ступени: ясли и детсад)

2. Школьное образование (ступени: начальное, неполное общее среднее полное общее образование)

3. Профессиональное образование (начальное, среднее и высшее)

4. Научное или послевузовское образование (аспирантура, докторантура…)

Управление педагогического процесса

Иерархия управления педагогического процесса дополняет и является основанием для его организации. В управлении педагогическим процессом выделяют несколько уровней:

ü Федеральный или государственный

ü Ведомственный

ü Региональный

ü Муниципальный

ü Локальный или местный

16.04.13

Лекция 8

Организационно-управленческий подход

Организационная структура педагогического процесса, рассматривается с нескольких позиций:

1. С учетом того, что в ходе педагогического процесса осуществляется обучение, воспитание и развитие его субъектов он организуется специфически и управляется по двум самостоятельным организационным структурам:

Ø Процесс обучения

Ø Процесс воспитания

Цель и развития субъекта педагогического процесса, реализуется и в процессе обучения и в процессе воспитания

Организация процесса обучения в образовательных учреждениях имеет иерархическую структуру. Причем в разных типах учебных заведений она несколько отличается между собой. Единая структура организации процесса обучения и процесса воспитания характерна для обще образовательной школы по всем ступеням и типам учебных заведений. Этот тип организации процесса обучения называется классно урочной системой, формально он зафиксирован в основных нормативных документах по общему среднему образованию (ФГОС, Образовательные программы, учебные планы, график учебного процесса, расписания занятий). Кроме этого особенности процесса обучения и процесса воспитания определенны в каждом конкретном учебном заведении в «Положении» и «Уставе», утвержденным педагогическим советом учебного заведения.

Процесс воспитательной работы в учебном заведении, а так же организационно определен в соответствующем документе (ФГОС) требование к личностным качествам выпускника и организации процесса воспитания. Кроме этого, Положение воспитательной работы, программы или внеклассные работы

В конкретных учебных заведений организация процесса воспитания четко оговаривается, в перспективном плане воспитательной работы на весь период обучения учащихся. В планах воспитательных работах всего учреждения и в планах воспитательной работы классных руководителей с учебными группами

Иерархия управления процессом обучения в учебном заведении следующая:

ü За учебный процесс отвечает заместитель директора по учебной работе

ü Зам директора по учебно-производственному обучению

ü Методисты составляют расписание и контролируют ход учебного процесса

ü Преподаватели и учебно-воспитательный персонал

Воспитательная работа по структуре управления имеет свои особенности:

ü Зам директора по воспитательной работе (педагоги организаторы и классные руководители)

ü С учетом организационной структуры процесса обучения и процесса воспитания, специфических их целей содержание, а также с учетом целостности процесса формирования всесторонне развитой личности. Педагогический процесс принято называть учебно-воспитательным процессом

 

2.Организационная структура педагогического процесса рассматривается также с позиции его логики, последовательности действия педагога в учебно-воспитательном процессе.

С этой позиции педагогический процесс рассматривается как три взаимосвязанных этапа профессиональной деятельности педагога

1. Подготовительный (проектировочный). На этом этапе педагог осуществляет проектирование процесса обучения или процесса воспитания. В учебном заведении это осуществляется в форме составления плана, программ, подбором дидактических и учебно-методических материалов. На этом этапе помимо проектирования проводиться педагогическая диагностика объекта и субъекта педагогического процесса, изучаются личные дела учащихся и студента. Кроме этого может быть проведена углубленная педагогическая диагностика (входной контроль по определению уровня знаний и студента по предшествующим предметам, индивидуальные беседы, так же могут применяться психологические тесты, анкетирование и другие методы индивидуальной и групповой диагностики) по результатам диагностики в начале учебного года преподаватель может скорректировать свои планы и программы

2. Основной этап осуществления или (реализации) педагогических проектов. В реальной практике этот этап включает организацию и проведение занятий, подготовку и проведение воспитательных мероприятий, индивидуально-учебной и воспитательную работу с учащимися. Именно этот этап в учебных заведениях четко регламентирован расписанием учебных занятий и планом проведения воспитательных мероприятий. Это наиболее сложный, имеющий много задач этап педагогического процесса, в ходе которого педагогом организуется собственная профессиональная деятельность. А также учебно-познавательная деятельность обучающихся.

3. Заключительный этап (оценочно результативный). На заключительном этапе, как на уровне учебного заведения в целом, так и в работе каждого преподавателя проводится, контроль и анализ успешности реализации процесса обучения и процесса воспитания, обычно этот этап. Осуществляется в конце учебного года, а также по итогам выпуска и государственной аттестации учащихся и студентов. На основании полученных результатов проводится корректировка, планов программ, методов обучения, средств, приемов обучения воспитания и развития

23.04.13

Лекция 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.