КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. М. Васнецов. Скоморохи 2 страница
«Впрочем, не государственная деятельность в точном смысле слова была настоящим делом жизни Ртищева, которым он оставил по себе память: он избрал себе не менее трудное, но менее видное и более самоотверженное поприще — служение страждущему и нуждающемуся человечеству. <...> Сопровождая царя в польском походе (1654), Ртищев по дороге подбирал в свой экипаж нищих, больных и увечных, так что от тесноты сам должен был пересаживаться на коня, несмотря на многолетнюю болезнь ног, в попутных городах и селах устроял для этих людей временные госпитали, где содержал и лечил их на свой счет и на деньги, данные ему на это дело царицей. Точно так же и в Москве он велел собирать по улицам валявшихся пьяных и больных в особый приют, где содержал их до вытрезвления и излечения, а для неизлечимых больных, престарелых и убогих устроил богадельню, которую также содержал на свой счет. <...> Его человеколюбие вытекало не из одного только 1 Ртищев Федор Михайлович (1626—1673) — государственный деятель, московский филантроп. Приближенный царя Алексея Михайловича, глава ряда приказов (Большого дворца, Тайных дел и др.). Входил в Кружок ревнителей благочестия. На собственные средства открыл ряд больниц, богаделен, а также школу в Москве при Андреевском монастыре.
сострадания к беспомощным людям, но и из чувства общественной справедливости» [20, Ключевский В. О. Лекция 56]. Отсутствие организованного государственного призрения инвалидов не могло чудесным образом компенсироваться за счет сострадания и подаяний нищелюбивых христиан. Народ, в силу собственного обнищания и бесправия, не имел возможности внести лепту в дело создания и поддержания приютов и богаделен для больных и убогих. Таким образом, общество не могло встать на путь деятельной благотворительности, а государство (монарх) не помышляло строить светскую систему призрения. Правда, наследник Алексея Михайловича, Федор Алексеевич, незадолго до своей кончины повелел отобрать из московских нищих калек и определить их в две специально заведенные богадельни. Трудно сказать, что подвигло самодержца на благотворительный поступок, быть может, память о делах Ф. М. Ртищева, успевшего побывать воспитателем одного из братьев будущего царя, быть может, иные резоны. На церковном соборе 1681 г. Федор Алексеевич предложил патриарху и епископам по всем городам устроить богоугодные заведения по примеру «еуропских стран», справедливо считая, что «в государствах и во градях, где такие до-мы (шпитальни и богадельни) нищих построены, великая от того польза» [35, 41]. Согласно традиции, начало которой положили «Правила о церковных людях», русские храмы имели «записных», т. е. штатных нищих, коих насчитывалось немного. На приход дозволялось иметь не более двух десятков просящих, тогда как счет живших на Руси Христа ради, промышлявших нищенством профессионально, велся на тысячи. Государева «программа» принципиально отличалась от нищелюбивых забот Ф. М. Ртищева, суть ее состояла в том, чтобы «здоровым лентяям работу дать». Впрочем, замысел Федора Алексеевича в связи с его скорой кончиной в жизнь не воплотился. Итак, вереница драматических событий XVII в. ослабила традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим, Церковь для организации призрения не имела полномочий и достаточных средств, самодержец не считал деятельную благотворительность нужной. Московская Русь продолжала жить оскудевающей жалостью и личной милостыней. ИВ Соборное уложение 1649 г.: первое упоминание о «ненормальных» подданных в российском законодательстве В самодержавной стране институт гражданского права отсутствовал, львиную долю населения составляли люди зависимые — крепостные и холопы, чья жизнь безраздельно принадлежала по- | М» к.феев. Ч. 1 Гу>
М*е 1л ■Шт:
■ мещику (вотчиннику). По волеизъявлению владельца крепостной мог быть передан или продан другому хозяину как вместе с семьей, так и отдельно, причем церковь не видела греха в практике торговли православными, т. е. единоверцами. Сословная элита формально обладала значительной свободой, но та вмиг улетучивалась, стоило боярину впасть в царскую немилость. Права владельца на землю, недвижимость, частное пользование и распоряжение имуществом в любой момент могли быть самодержцем пересмотрены и изменены. Точную характеристику Московской Руси дает профессор права Н. Л. Дювернуа: «Чтобы определить, насколько в эту пору и позже государство поглощало личность, насколько за1и5 ге1 риЫюае зиргета 1ех1 преобладал над всем, и прежде всего над интересом отдельных лиц, мы возьмем <...> положение лица по законодательным памятникам той эпохи. Иной оценки достоинства личного, кроме государственной, Уложение 1649 г. не знает, и любопытнее всего то, что этот единственный для всех критерий обнимает не светских только, а и духовного чина людей. Критерий этот и тут и там один — степень близости к власти не только в смысле иерархическом, но прямо в смысле физической близости, которая, конечно, каждую минуту может измениться. Никаких определений для лиц, терпящих или наносящих бесчестье, нет... Характерна забота власти не о лице и его правах, а об интересах государства» [13]. Общине не доставало воли противостоять прихоти самодержца, во всяком случае, отечественная история не знает примеров защиты родовым союзом своего члена от царской опалы. XVII век явился для Руси столетием медленного и тяжелого восстановления государственного порядка, разрушенного во времена Смуты. Процесс нормализации государственной и общественной жизни неоднократно прерывался масштабными социальными потрясениями: крестьянскими войнами, церковной реформой и расколом. Недовольство злоупотреблениями и мздоимством воевод и приказных людей периодически вызывало волну народных бунтов и мятежей. Для умиротворения подданных и удовлетворения сословных притязаний созывается Земский собор, дабы пересмотреть старые и выработать новые законы, «при которых прежние злоупотребления были бы невозможны и суд и расправа была во всяких делах всем равна» [18]. Борьба сословий за свои права, личное достоинство, обретение гражданского статуса сделала возможной ревизию существующего законодательства. (Похожая ситуация, возникшая в XIII в. в Англии, как известно, привела к принятию Хартии вольностей и созданию парламента.) Собор принял Уложение (1649) — свод законов, куда частично вошли Судебники Ивана III и Ивана IV, постановления Боярской думы и Земских соборов, статьи из «правил апостольских и святых отцов, а также некоторые законы греческих царей»; структур- 1 5а1из ге1 риЬНсае зиргета 1ех (лат.) — «общественное благо — высший закон», принцип римского права, в силу которого частные интересы должны уступать интересам общественным.
но за образец был взят Литовский статут. Соборное уложение подчинило церковь государству, окончательно прикрепило крестьян к земле [32]. Политическая необходимость упорядочить и законодательно закрепить сословные права на собственность неотвратимо заставила авторов Уложения вспомнить о глухонемых, слепых и умалишенных. Самодержец, вынужденный принять закон, ясно определяющий сословные права, в том числе право на наследство, столкнулся с необходимостью юридически зафиксировать наличие среди подданных лиц с умственными и физическими нарушениями (XVII в.). Как мы помним, подобные прецеденты в Римской империи датируются V в. до н. э., в Византии — VI—VII столетиями, в странах Западной Европы — VII—XII вв. Принятие Московской Русью закона о правах наследников из знатных фамилий на недвижимость, ранее принадлежавшую умершим родителям, обусловило появление в отечественной юрисдикции первого официального упоминания о лицах с отклонениями в развитии. Глава VII «О вотчинах» Соборного уложения царя Алексея Михайловича содержит статью, регламентирующую право собственности братьев на родовую недвижимость — вотчину1. «Статья 15. А будет после которого умершего останутся дети глухи и немы, а братья их или сестры начнут обижать их, и от отцова и матери имения начнут их отлучать, и тем умершего детям имения отца их или матери разделить по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был» [32, т. III, с. 181 —182]. Уложение де-юре установило для глухого или немого претендента на родительское наследство такое же право на полноценную долю, что и для его здоровых братьев и сестер. Однако, предписав не обижать наследников, что «глухи и немы», самодержец лишь формально проявил государственнзчо заботу об этих подданных. Указ оставался скорее декларацией о благих намерениях власти: в характерном для Московского государства укладе жизни глухонемой из знатной фамилии оставался в полной зависимости от воли своих родственников. Тем не менее принятие Уложения 1649 г. следует оценить как значимое событие в социально-культурной жизни страны, как важный шаг на пути к организации призрения инвалидов. На примере Западной Европы мы убедились, что любая законодательная инициатива в регламентации гражданского права неминуемо влечет за собой следующие шаги в деле заботы об инвалидах. Так случилось и на Руси. Менее чем через тридцать лет после принятия Уложения царь Федор Алексеевич, ревизуя его, столкнулся с необходимостью внести коррективы в статьи, где упоминались подданные, которых до 1649 г. государство не замечало. В марте 1676 г. Уложение пополняется новыми разъяснениями в части наследования имений: Вотчина — родовое недвижимое имение, населенная земля, состоящая во владении [10, Т. 1]. 3* «Статья 23. Которые всяких чинов люди и глупы и глухи, и слепы и немы, и службы не служат, а поместья свои начнут кому поступаться, а матери их, и жены, и дети, и сродники начнут челобитьем спорить, чтобы по той их поступке поместий не справливать для их скорбей, и поступок таких скорбных поместья за теми людьми, кому они поступаются, справливать ли, или за спором не справливать?» «Великий государь указал, и бояре приговорили: Поместья свои сдавать всякому вольно, а челобитья от матери, и от жен, детей и от сродников не принимать» [32, т. IV, с. 242, 257]. Самодержцу поначалу пришлось подтвердить законность продажи поместий любым землевладельцем независимо от его физического и психического состояния, а затем внести уточнения. Указ 1677 г. предлагает статью о поместьях и вотчинах в исправленной редакции. Право свободно распоряжаться наследством лица, страдающего физическими недостатками (глухие, немые, слепые), сохранили. В случае просьбы родственников не признавать подобную сделку по причине умственной отсталости или пьянства собственника, желающего продать имение, полагалось производить расследование: «Статья 27. Бояре приговорили пополнить: которые люди глухи и немы и слепы, и тем поместья свои сдавать вольно; а которые пьяницы и глупы, и про тех разыскивать, и буде по розыску объявятся глупы и пьяницы, и тех поместий по поступке не справливать» [32, т. II, с. 124]. Иными словами, глухой, немой или слепой владелец имения (земли, недвижимости и пр.) признавался способным распоряжаться имуществом самостоятельно, ссылки родственников на физический недостаток человека, объявленного наследником по завещанию, суду не следовало принимать к рассмотрению. Даже распоряжения глупых и пьяниц могли признаваться незаконными только после юридической фиксации их недееспособности по материалам специального расследования. Признаем безусловную гуманность отечественного закона к слепым и глухим людям из знатных фамилий. Есть основания считать, что Уложение имело в виду не врожденную слепоту или глухоту, а приобретенную в зрелом возрасте, так как глухой или слепой от рождения изначально не мог стать владельцем поместья, которое жаловалось царем за заслуги на государственной службе. Появление в Уложении процитированных статей позволяет утверждать, что самодержец и авторы свода законов не считали собственника, приобретшего инвалидность, человеком, утратившим сословные, в том числе имущественные, права. Уникальное свидетельство щадящего отношения наших предков к глухонемым и безумцам в эпоху, когда закон и право постоянно отступали перед силой и произволом, содержит статья 441: «Пункт 28: Глухих и немых и бесных и которые в малых летах, а не в возрасте при учинении повального обыска в обыск не писать» [32]. Для государства Московского (самодержца и светской власти) глухота, немота и сумасшествие не представлялись (в чем убежда- ет пункт 28 статьи 441 Уложения 1676 г.) обстоятельством отягчающим, более того, освобождали от обыска. Мы далеки от мысли о проявлении карательными службами снисхождения к глухонемым или безумным, если те, к несчастью, оказывались в числе захваченных бунтовщиков или обвиненных в «злом умышле-нии» — умысле, направленном против царя и государства1. И все же, признаем, мы сталкиваемся с уникальным прецедентом законодательно закрепленного снисходительного отношения к инвалидам и малолетним! Уложение, пришедшееся на первый период, оказывается гуманнее, чем законодательство европейских стран, проживавших в это время второй период эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками. Неудивительно, что принятый много позже чужеземных отечественный закон оказался, как об этом пишут многие исследователи, «прогрессивнее» западных. Беда в том, что анализируемый акт именно в силу своей прогрессивности не мог кардинально изменить отношение к инвалидам, ибо опередил не только отечественные, но и европейские реалии. Московское царство, оставаясь в первом периоде, попыталось ввести в судебную практику нормы, близкие по духу к весьма еще далекому третьему периоду эволюции, что делало задуманные нововведения неисполнимыми. Итак, предпринятая в XVII в. кодификация прежде писаных законов поставила монарха (государство) перед необходимостью внести в отечественную юрисдикцию статьи, касающиеся имущественных и иных прав инвалидов. Принятое уложение де-юре должно было изменить их жизнь, де-факто этого не случилось: дистанция между законодательным предписанием и реальной жизнью была слишком велика. ШШШ Прежде несвойственный страх Произошедший в XVII в. церковный раскол спровоцировал власти на поиск идейных врагов, еретиков. Охваченная религиозной междоусобицей, борьбой за чистоту веры, призываемая к идеологической бдительности Московская Русь по-новому оценивает как истинное сумасшествие, так и мнимое — юродство. Неграмотное и испуганное население начинает вести себя на манер западноевропейцев времен разгула судов инквизиции. Религиозное противостояние ревнителей старой и новой веры привело к государственному гонению, преследованию и истреблению «верящих неправильно». Церковный собор учреждает особую службу по 1 «Психические болезни и неправильное устройство органов сознания <...> не определяются в закон. <...> Практика, хотя и сознавала важность этого условия вменения, допускала иногда суд и смягчение наказания для лиц, не имеющих его: «Оска Мосеев пытан, он, Оска, глух и нем, дураковат и не в уме; судья приговорил: бить его кнутом и освободить на чистую поруку (уголовное дело 1697 г.)» [5, с. 336].
,а~,й:?"-'«';':' ■''■-ч-"*"~ ^........... ■:. ■. ■ ■■.,„..,
"■ ■:;:;-*•■■■ ■ ■■■■ 4*
< «*. борьбе с раскольниками, их духовный лидер — протопоп Аввакум — казнен. Как и в Западной Европе, на Руси к еретикам стали легко причислять психически больных людей, которые теперь и в церковном поучении, и в государевом указе признаются не просто «одержимыми», но одержимыми бесом. Охота на ведьм не обошла Московскую Русь, известны случаи сожжения чернокнижников и колдуний в царствование Алексея Михайловича [15, 17], в народное сознание проникает прежде не свойственный славянам суеверный страх перед калеками и слабоумными, отныне нередко именуемыми «бесноватыми» или «уродами». Свидетельством тому народные суеверия и чары (ритуальные слова и действия) против калек. «Чары для калек, — пишет И. П. Сахаров, — должны обращать особенное внимание помещиков по своему злоупотреблению в семейной жизни. Простолюдин решительно верит, что калеки, люди, обезображенные разными болезнями, суть несчастливцы, очарованные доками, ведунами. Можно ли придумать нелепее сего заблуждения? Русский поселянин при взгляде на калек сожалеет об них, но вместе с тем и страшится, предполагая в их теле присутствие нечистой силы. Нельзя обвинять поселянина за это последнее предположение, чары для калек действительно находятся в русском чернокнижии» [39, с. 81]. Быстрое искоренение религиозной оппозиции оказывается весьма затруднительным из-за существования полчищ профессиональных побирушек, бесконтрольно перемещающихся по стране. Самодержец и главенствующая церковь не могут более терпеть подобного положения дел и, признав бродяжничество опасным для государства, усиливают наступление на него. Административные меры, принимаемые на Руси в целях искоренения нищенства, неминуемо отражаются на положении той части инвалидов, что жили подаянием Христа ради. Единственным положительным моментом усиливающейся борьбы с нищенством можно считать введение уголовного наказания лиц, промышлявших нищенством, за сознательное калечение детей ради наживы. В 1679—1682 гг. частично пересматривается уголовное законодательство и, отметим это решение как позитивное, запрещается членовредительство арестантов1. Пытаясь сократить численности прошаков, власть неминуемо сталкивается с проблемой малолетних бродяжек. Царь Федор Алексеевич решает отсылать детей-побирушек на обучение в особые места — «дворы». В своем решении государь не оригинален, подобным образом проблема решалась в большинстве европейских стран, там идея искоренения нищенства через общественное призрение родилась сотней лет раньше. Напомним, в Англии королевский акт 1575 г. предписывал строительство в каждом графстве исправительного дома для бродяг, Германия начала последовательно
1 «Членовредительство — один из видов наказания за преступления, предусматривавшихся Уголовным правом Московского государства. Преступнику могло урезаться ухо, язык, выжигаться клеймо» [5, с. 640]. В. И. Суриков. Боярыня Морозова. Фрагмент открывать дома-изоляторы примерно с 1620 г. Главное отличие Московского указа (1682) состояло не только и не столько в хронологическом отставании от западных актов. Упомянутых в царском повелении «дворов» в реальной жизни не существовало, указ же не разъяснял, кто и на какие средства станет их строить. Кроме юго, население Руси, не в пример западному, все еще оставалось пищелюбивым. Если в западном сознании к этому времени «нищета выпадает из диалектики унижения и славы, ее место — в пределах соотношения порядка и беспорядка, внутри категории виновности» [45, с. 75], то на Руси она вызывает сострадание. Русь продолжала оставаться нищелюбивой, но все чаще проявляются предрассудки, согласно которым встреча с уродливым человеком сулит несчастье, что в известной мере является результатом проникновения в страну вместе с западной культурой опас- ливых и недоброжелательных взглядов на инвалида. Комментируя «чары для калек», И. П. Сахаров энергично и настойчиво доказывает, что «они занесены в нашу родину с чужой стороны, русский поселянин не был их изобретателем», что древние славяне не испытывали подобного опасения перед калеками [39, с. 81]. Знаток русских обычаев М. И. Забылин приводит примеры опасливого отношения к увечным — сочиненные в народе «чары», способные защитить от «дурного глаза» (влияния) уродливого или бесноватого человека1. «В былое время, — убеждает М. И. Забылин, — наша Россия изобиловала калеками разного рода, особенно Москва и ее окрестности. Особенно пешеходный путь от Москвы к обители преподобного Сергия изобиловал на каждом шагу слепцами и уродами ростовского изобретения (Ростов Ярославской губернии в прежнее время славился уродами. Промышленники нищенством или за деньги, или воровством приобретали детей, подрезывали жилы, выкалывали глаза или делали другое нарушение здоровья тела и уродование и уродов возили по России, эксплуатируя их). Изуродование существовало искусственное, несмотря на то что было много и естественного безобразия по неуходу за детьми, вследствие наследственных болезней, а также по неискусству повивальных бабок (повитух) и отсутствию даже самого понятия о врачебном искусстве. Простосердечный русский народ, ожидая в каждом новорожденном будущего работника, надежду на подпору в старости, в рожденном уроде видел наказание Божие за свои грехи и уродство невинного младенца считал делом дьявола или прямо, или чрез посредство злых людских козней» [37, с. 399]. Причиной народного страха перед носителем физического уродства М. И. Забылин полагает дьявольскую тень, которую обыватель угадывал за спиной калеки или одержимого. Не прошли даром и старания Церкви, объявившей в XVI в. войну скоморохам и юродивым. Скоморошество и прежде искоренялось как «бесовст-во», «похабство», народных актеров выгоняли из городов и монастырских владений, за предоставление им крова па виновных налагался штраф. Теперь и юродивые в глазах духовенства утрачивают ореол святости, предпринимается попытка вычеркнуть имена ранее чтимых юродов из богослужебных книг. Против прежде упоминавшихся в церковных бумагах имен в XVI в. появляется отметка: «Доложить патриарху», владыка повелевает: «Выключить имена». Патриарх демонстрирует клиру и миру «правильное» отношение к юродивым, Церковь перестала считать даже самых популярных из них своими достойными чадами. В патриарших богослужебных книгах имена впавших в немилость юродов замазывают киноварью, а в текст Служебника образца 1602 г. уже Определения безумный, безрассудный, бестолковый, сумасбродный, сумасшедший идеологически нейтральные и лишь указывают на отсутствие ума (рассудка, толка), тогда как слово бесноватый содержит указание на сверхъестественную, мистическую причину безумия. Использование в государственном документе соответствующего определения отражает понимание законодателем причин сумасшествия, а также степени вины и ответственности безумца. не вписывают. Спустя три десятилетия (1636) патриарх Иосаф осуждает поведение юродивых за то, что они «велик соблазн полагают в простых человецех» [16, с. 150]. Наконец, православная Церковь окончательно порывает с «похабами», «бесноватых» запрещено впускать в храм (1646). При патриархе Никоне, который «юродивых святых бешаными нарицал и на иконах их лики писати не веле» [16, с. 151], официальное неприятие юродивых достигло апогея. Если в предшествующие века мистическое отношение населения к «похабам» также распространялось на истинных умалишенных и сумасшедших, обеспечивая тем самым относительную их защиту, то в XVII столетии закладываются семена опасливо-недоброжелательного отношения к людям психически нездоровым. К концу XVII в. многие образованные москвичи уже разделяли официальную позицию неприятия юродства. Перемене взглядов способствовали распространившиеся во второй половине XVII в. пророчества о близком конце света, о скором приходе антихриста. Его власть, обещали предсказатели, «продолжится на земле два с половиною года — с 1666 по 1669 г., а затем начнется светопреставление. <...> В ожидании этих ужасов, вероятно, во многих местах происходили явления, о которых дошли до нас известия относительно нижегородского края. С осени 1668 г. там забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 года бросили и избы. Собираясь толпами, люди молились, постились, каялись друг другу в грехах» [23, с. 57—58]. Нетрудно себе представить, как утомленное ожиданием антихриста, взвинченное и психически истощенное население легко обнаруживало бесовское влияние в необычном поведении окружающих. «В натурах экзальтированных это напряженное ожидание второго пришествия вызвало особые явления, принявшие, как это всегда бывает в явлениях религиозного экстаза, эпидемический характер» [23, с. 75]. Последнее двадцатилетие XVII в. ознаменовалось на Руси ужесточением преследования раскольников и одновременно кардинальной сменой взглядов монарха на нищенство. Армия побирушек вобрала в себя немалое число беглых крепостных и преступников, разного рода смутьянов, в том числе и противников новой веры. Задача истребить религиозную оппозицию обусловила кардинальную смену отношения государства и церкви к нищенству. Стимулировала борьбу с бродяжничеством и предстоящая военная реформа (1681 У, самодержец предполагал «рассортировать» нищенствующую братию, изъяв из нее мужчин, годных для армейской службы. Калеки и убогие государя интересовали меньше, инвалида в армию или в ремесло не рекрутируешь, а потому проект указа 1682 г. оста- Весьма часто европейские правители вспоминали о нищих на этапе военных реформ, полчища попрошаек в таких случаях представлялись бездонным резервом для пополнения войска. На Земском соборе 1681 г. обсуждалась необходимость реорганизации русской армии. Планируя военную реформу, Федор Алексеевич не мог не задуматься о рекрутировании физически крепких мужчин, живущих подаянием. вил эту часть живущих Христа ради без официального внимания, в очередной раз полагаясь на «милость добрых христиан». В год подготовки указа Федор Алексеевич скончался, а с ним умерла и идея организации в Московском царстве общественного призрения. Население страны, включая его элиту, не видело резона заменять традиционное нищелюбие на деятельную благотворительность. Итак, церковный раскол, «охота на ведьм», вымарывание имен почитаемых юродивых из церковных книг, борьба с нищенством, появление суеверий и предрассудков истощали традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим, государственное же призрение по-прежнему отсутствовало. ■ЯН Петр I: попытка сломать традицию и организовать призрение на европейский манер XVIII век становится не просто временем коренных преобразований в стране, но и периодом ее активного сближения с Западом, освоения западноевропейских идей в области экономики, политики, законодательства, науки, культуры, образования. Реформатор Петр I сознательно и беспощадно ломает устоявшиеся каноны русской государственности, общественного устройства и уклада жизни, окончательно подчиняет Церковь короне и пытается перекроить страну на европейский манер. Преобразуя страну, Петр I полагал, что чужеземные модели, успешные на своей родине, будут не менее полезны и России. Царь-реформатор, как точно заметил В. Г. Белинский, «увидел чудеса и дива заморские и захотел пересадить их на родную почву, не думая о том, что эта почва была слишком еще жестка для иноземных растений, что не по ним была и зима русская; увидел он вековые плоды просвещения и захотел в одну минуту присвоить их своему народу. Подумано — сказано, сказано — сделано: русский не любит ждать. Ну, русский человек, снаряжайся, по царскому наказу, боярскому приказу, по немецкому маниру...» [1, с. 39]. Беда состояла в том, что идеи и новшества венценосного реформатора не проходили активного испытания в противостоянии устремлениям различных сословий и влиятельных политических сил. Маятник преобразований в Европе колебался между консервативными традициями и прогрессивными новациями, регулиру-ясь противовесами интересов монарха, знати, крупных собственников, Церкви, магистратов, гильдий и цехов. В России же маятник реформ приводился в движение либо останавливался единолично волей и рукой самодержца, подчас надолго зависая в крайних положениях, знаменуя то время тотальных перемен, то долгие годы затишья и искоренения результатов предшествующих нововведений.
::&^3, ~:::К:::/::::::;Ьг: :■<
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ Н. Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |