КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. М. Васнецов. Скоморохи 3 страница
Итогом кипучей государственной деятельности Петра I стали около трех с половиной тысяч указов, уставов и регламентов, среди которых имелись многочисленные предписания по организации государственного призрения, искоренению церковно-монастыр-ской и частной милостыни, борьбе с профессиональным нищенством и бродяжничеством. Принимая европейские ценности, Петр мечтает изменить сознание соотечественников, вывести нищету «из диалектики унижения и славы», определив ее место в пределах соотношения порядка и беспорядка, внутри категории виновности. Самодержец ополчается на стихийное личное милосердие и благотворительность, сознательно искореняя сложившуюся в веках традицию участливого отношения населения к нищим и юродивым, пытаясь .<■.::л;;'*,';'.':■:. ' •■'-л.::.4 ; >?>г: й&лфЛФчг ■ ■.::■,■.:■,:::■■.,. ::
противопоставить ей организованное призрение. «Первое сомнение во святости нищих, первые положительные меры против них принадлежат XVII в. В этот век является борьба государственного начала с нищенством, и совершается она в одно время во Франции и России. Но Петр, бывший у нас проводником этого нового движения, был в то время и сыном древней Руси, а потому и меры, употребленные им против нищих, были отчасти круты и жестоки» [28, с. 136]. Курс на искоренение в стране традиции нищенства и нищелюбия заложил Указ 1691 г.1. «В 1691 г. велят забирать гулящих людей, которые, «подвязав руки, такожъ и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, и притворным лукавством просят на Христово имя», и рассылать их по месту жительства; а если они снова появятся, бить кнутом и ссылать в дальние сибирские города. <...> Является неслыханная вещь: запрещают по улицам и церквям подавать милостыню. При Петре Великом частная благотворительность была воспрещена вследствие ее недостаточной обдуманности и неорганизованности. С тех пор стали заботиться об организации благотворительности путем учреждения благотворительных обществ» [28, с. 340—341]. Примером государственной «заботы» является распоряжение (1705) главы Монастырского приказа2 И.А.Мусина-Пушкина, сделанного в угоду царю: «Нищих, которые являются на Москве, просят милостыню, ловить, и деньги, сколько у них сыщется, брать поимщикам себе, а их приводить в Монастырский приказ и чинить им наказанье, и всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть дает в богадельни; а кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать у них пеню по указу; из этих пенных денег половина идет в Монастырский приказ, а другая — тому подьячему, который станет таких людей приводить в приказ, и для того послать из Монастырского приказа подьячих с солдатами и приставами по улицам» [41, с. 176]. 21 января 1712 г. Петр I издает указ «О воспрещении нищенства в Москве; о распределении нищих по монастырям и богадельням 1 Именной указ № 1424 (ноябрь, 30) «О забирании нищих, притворяю 2 «Петр Великий, как и его предшественники — Иван III, Иван IV Гроз и о рассылке неприписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительства, с наказанием»1. «По миру на Москве мужеска и женска пола и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях по-прежнему и смотреть из Монастырского приказа накрепко, буде где по улицам и по мостам для прошения милостыни нищие явятся, тех ловить и приводить в Монастырский приказ; а в Монастырском приказе, чиня наказание, отсылать в богадельни и в монастыри; а которые ж по миру будут ходить, а в богадельнях они нигде не записаны, и тех ловя, в Монастырском приказе учиняя жестокое наказание, отсылать в прежние места, откуда кто пришел». Петровский указ отражает позицию государства по отношению к попрошайкам, а следовательно, и к убогим, жившим за счет подаяния. Власть требует: нищенство запретить; подаяние конфисковывать и делить между государством и поимщиком; филантропов, жертвующих собственные средства, наказывать. Мы видим, что запрет рассматривается как инструмент борьбы с нежелательным социальным явлением, личная благотворительность оценивается преступным деянием, а обычай сострадательного и участливого отношения к убогому подлежит искоренению с помощью оплаченного доноса. Оценивая деяния Петра, французский просветитель Монтескье писал: «Он не нуждался в законах для изменения нравов и обычаев своего народа; было бы достаточно, если бы он сообщил этому народу другие нравы и обычаи. Надо не изменять обычаи народа, а побуждать народ к тому, чтобы он сам изменил их. Закон не есть простое проявление силы; вещи, по своей природе безразличные, не входят в круг его компетенции» [54, т. II, с. 24^25]. Император не имел времени и желания инициировать перемены добрыми примерами, европейские правила вводились с привычной на Москве жестокостью. «Указ 25 февраля 1718 г. велит неистовых монахов и нищих, которые являются на Москве, приводить в Монастырский приказ, а милостыни отнюдь им не подавать; а если кто похочет дать милостыню, то им отсылать ее в богадельню. <...> В том же году вышли указы: 25 мая — о нищих, 20 июня — № 3213 с замечанием, что нищих паки умножилось. Пойманных в первый раз в последнем указе велят бить батожьем нещадно; буде в другой раз будут пойманы, бив на площади кнутом, посылать на каторжную работу, а баб — в шпингауз, а ребят — к мастерствам. Воеводам по инструкции, данной им в 1719 г., поручено смотреть за гулящими и увечными людьми. <...> Указом 1720 г. подтверждено запрещение: по улицам и церквям милостыни не просить и никому не давать» [32, с. 136—137]. Чернила не успевали просохнуть на одном документе, как писался следующий. Именные указы (№3172, 3203, 3213) 1718 г. требовали всех нищих, дерзнувших показаться в Москве или Санкт-Петербурге, арестовывать и бить батогами, задержанных же ПСЗ Российской империи. — № 2470. вторично — направлять на каторжные работы. Еще жестче указы 1719 и 1721 гг.: теперь задержанных без разбора объявляли государственными крепостными и рассылали по полотняным заводам, работавшим на нужды военного флота. За подаяние нищему с сердобольного россиянина взыскивался огромный по тем временам штраф — 5 рублей за каждую милостыню. Штрафные деньги следовало направлять на содержание столичных госпиталей. Попрошаек и странников в столице ловили, подвергали жестоким наказаниям, здоровых возвращали по месту жительства, а слепых и безногих отправляли в богадельни. Москвичи часто вставали на защиту арестованных нищих, отбивали их у солдат. Милостыня — подаяние сиротам, калекам, старикам, нищим, странствующим богомольцам — воспринималась русским человеком моральной нормой, государь же требует поставить духовный подвиг «на поток», не интересуясь при этом, располагают ли церковные и городские власти необходимыми силами и деньгами. Выводя строчки: «Старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях», монарх то ли запамятовал, то ли не знал, что необходимого количества богоугодных заведений в управляемой им стране нет. Рассчитывать на «боготщательную и душеспасительную» инициативу монастырей у монарха также не было оснований, поскольку в те же годы он сам неоднократно опустошал церковную казну на военные нужды государства. Духовный регламент (1721) — церковный документ, имеющий для духовенства и православных христиан силу царского указа, также установил более строгие правила подаяния. Ужесточения объяснялись тем, что «многие бездельники при совершенном здравии, за леностью своею пускаются на прошение милостыни. <...> И что еще меру превосходит безсовестие и безчеловечье оных, младенцам своим очи ослепляют, руки скорачивают и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосердия достойные: воистину нет беззаконнейшего чина людей» [32, т. VI, с. 345—346]. Очередной указ (№ 4335 от 1722 г.) предписывал «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые ни в чем работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были, не помнят; тех отдавать в богадельни. <...> Малолетних, которые чьи они прежде сего были не помнят же, из тех, которые в десяти лет и выше, писать в матросы и присылать в Санкт-Петербург в Адмиралтейство; а которые ниже тех лет, тех отдавать для воспитания тем, кто их к себе принять похочет в вечное владение, и кому отданы будут, за теми писать в подушный сбор; а буде тех малолетних принимать к себе никто не будет не от кого, таковых отдавать на пропитание в богадельни же, в которых и быть до десяти лет, а потом присылать в матросы же» [32, т. VI, с. 183—184]. По царскому наказу малышей сирот и взрослых инвалидов надлежало «на немецкий манер» направлять в соответствующие заведения. Да вот только учреждений таких в империи открыть не успели, в силу чего ребенок мог быть передан в воспитание или услужение (точнее — в крепостные) кому угодно, лишь бы «владелец» внес в каз- ну налог. Сиротам же подросткам государь оставил один путь— в матросы. Поневоле вспомнишь слова А. И. Герцена: «Сложные, разнона-чальные элементы западной жизни были взяты на выбор, подтасованы. Из целой фразы, в которой самые противоречия смягчали односторонности, выполняли крайности и делали своего рода строй, было выхвачено несколько звуков, разрушивших ее сочетание и смысл. Все, увеличивающее власть, все, подавляющее человека, было взято; все, ограждающее лицо, оставлено в стороне» [6, с. 196]. Испытывая острую необходимость поддерживать ратников, пострадавших в сражениях, российский монарх формально действует в логике западноевропейских властителей, которые со времен баварского курфюрста (XIII в.) открывали убежища для воинов, утративших здоровье. Принципиальное отличие заключается в том, что в Западной Европе времен царствования Петра I королевские богадельни для ветеранов существовали наряду с церков-но-монастырскими, городскими и частными богоугодными заведениями, составляя в целом национальную систему призрения с многочисленными источниками финансирования. Российский же реформатор, приняв решение помещать военных инвалидов в богадельни, прежде всего озаботился вопросом, на чье место их туда отсылать и на кого возложить расходы. Формально самодержец скопировал западную модель государственного призрения — направление инвалидов, не имеющих семьи и средств к существованию, в государственные институты; медицинское освидетельствование и переодический осмотр; назначение инвалидам военных пенсий. Однако, не имея разветвленной сети желанных благотворительных заведений, Петр I решил «перепрофилировать» существующие богадельни. То, что искони давало приют безродным нищим, убогим и калекам, отныне предназначалось инвалидам войны. Медицинскую помощь оказывать им было некому, поскольку в действовавших богадельнях лекари отсутствовали. Содержание же государственных богаделен для военных царь возложил на монастыри. «Регламент, или Устав Духовной коллегии» (№3718 от 1724 г.) обязал обители содержать за свой счет и под своим кровом фиксированное число «отставных солдат и всяких убогих, не могущих работать; монахи должны им служить, в женских монастырях велено воспитывать подкидышей или сирот» [33, с. 419]. Россия еще не узнала, что такое светская благотворительность, но уже писались строгие нормативные инструкции, возводились бюрократические преграды вокруг неначинавшегося дела. Православная церковь отныне лишалась возможности осуществлять милосердие вне государственного регламента и надзора. Предшественники царя-реформатора, говоря словами Н. И. Костомарова, вершили дела христианского милосердия «по обряду», Петр Алексеевич милосердия к убогим не испытывал, православный обряд игнорировал, нищелюбие презирал. Задавшись целью искоренить отечественную традицию, ученик и единомышленник
Л*л. *»-;:^х„-лг
насельника московской Немецкой слободы Лефорта1 Петр I предпринял попытку копирования православной державой, проживающей первый период эволюции отношения к инвалидам, протестантской модели организации призрения, соотносящейся со вторым периодом. Светские убежища, приюты, госпитали, приглянувшиеся Петру за границей, размещались в зданиях, некогда занимаемых католическими монастырями, а их финансирование складывалось из средств государственного и городского бюджета, специального налога, добровольных пожертвований и завещаний богатых граждан. Православная Русь не накопила достаточного опыта церковного призрения, монастырскую казну опустошали то иностранные захватчики, то бунтовщики, а со времени правления Ивана III и самодержцы. На Руси, в отличие от Запада, отсутствовала широкая сеть церковных, городских и королевских приютов, убежищ, госпиталей и сумасшедших домов. Отсутствовало и городское самоуправление, по инициативе которого в Европе на протяжении не одного столетия формировалась система призрения неимущих больных и инвалидов. Простые люди относились к убогим и калекам с участием, не противопоставляли себя им, не пытались ухудшить жизнь несчастных, но выйти на путь светской благотворительности и призрения они не могли. Знатные фамилии не предпринимали ничего, дабы защитить права своих детей-инвалидов, что, впрочем, не удивляет — не только убогие, а вообще никто на Руси не обладал статусом полноправного гражданина. Понятно, что учить этих детей никто не пробовал, страна не имела ни университетской традиции, ни школьного образования. На протяжении веков бездействие светской и духовной власти отчасти компенсировалось участливым и милосердным отношением к убогим всех слоев общества, личной благотворительностью (милостыней). Смутное время существенно ослабило и поколебало эту традицию, Петр Великий сознательно разрушал ее, пытаясь преградить путь стихии жалости и участия, противопоставить ей систему организованного государственного призрения, но создать оной не мог — не было к тому ни предпосылок, ни условий. Трудновыполнимыми оказались все петровские указы в сфере социальной политики. 1 Лефорт (Ьеиэгг) Франц Яковлевич (1656—1699) — военный деятель, адмирал (1695), сподвижник Петра I. По происхождению швейцарец, кальвинист. На русской службе с 1678 г., в 1690 г. познакомился с юным Петром I, впоследствии стал его другом, неизменным спутником, участником первых походов; глава Великого посольства 1697 г. Указ от 31 января 1712 г. «Об учреждении во всех губерниях госпиталей»1: «По всем губерниям учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь также, и зело престарелым; также прием незаразных и прокормление младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру новгородского архиерея». Именной указ, объявленный из Сентата, от 4 ноября 1712 г. «О сделании в городах при церквях госпиталей для приема и содержания зазорных младенцев»2: «<...> в Москве и других городах при церквях, у которых пристойно, при оградах сделать госпитали, в Москве мазанки, а в других городах деревянные, так же как о таких же делах боготщательное и душеспасительное осмотрение преосвещенный Иов митрополит Новгородский учинил в Великом Новгороде, и набрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рождают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места. Отчего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рождают, и умерщвляются: и для того объявить указ, чтобы таких младенцев в непристойные места не от-метывали. Но приносили к вышеозначенным госпиталям и клали тайно в окно, дабы приносящих лица было не видно; а ежели такие зазорно рождающие обнаружатся по умерщвлении тех младенцев, и оные за такие злодейственные дела сами казнены будут смертию; а те госпитали построить и кормить из губерний из неокладных прибыльных доходов, а именно: давать приставленным в год денег по три рубля, да хлеба по полуосьмине, а младенцам по три деньги на день». ПСЗ Российской империи. — № 2477. 2 ПСЗ Российской империи. — № 2953. 4-Малофеев. Ч. 1 49 Указ о создании особых заведений Новгородский Иов клирики — собратья митрополита, тем паче разного ранга столоначальники разделяли представления Иова и новгородцев о деятельной благотворительности. А ведь именно этим людям предстояло «те госпитали построить и кормить из губерний из неокладных прибыльных доходов», т. е. изыскивать в местной казне средства, сооружать больницы-приюты, находить для них работников. Подспудный смысл Указа «О создании госпиталей» (1712) выдает фраза о наказании женщин, родивших вне брака и умертвивших своих детей: «Ежели такие зазорно рождающие обнаружатся по умерщвлении тех младенцев, и оные за такие злодейственные дела сами казнены будут смертию». Митропопит Иов печется о спасении христианских душ, самодержец Петр I отождествляет умерщвление незаконнорожденного младенца с убийством солдата — суду предлагается признавать виновного в гибели новорожденного мальчика государственным преступником и приговаривать за содеянное к смерти. В глазах подданных царские указы запрещали добрый обычай — милостыню и поощряли грех! Царское повеление «набрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев» на деле воплощалось в карательную акцию. Предстояло найти по деревням молодых матерей, способных выступить в роли кормилиц, изъять их из родного дома, разлучив с собственным дитем, и отправить в губернский госпиталь ради вскармливания чужих внебрачных сирот. Указ запрещал умерщвлять зазорно рожденных детей, но в большинстве губернских городов требуемые госпитали не были построены, а в столице крепостной Руси все низвели до полной противоположности задуманному. Рекрутированные кормилицы вместо исполнения возложенных на них обязанностей стали под видом сирот вскармливать в госучреждении собственных (или родственников) малышей. Через семь лет от момента подписания указа (1719) по столичной Московской губернии удалось отыскать и собрать в приюте всего * ПЛля. ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ 90 зазорных младенцев, в 1720 г. их численность достигла 125 [41]. 11осле смерти Петра I приюты для малышей закроются, на полвека псе о них позабудут. Итак, стремление к европеизации Руси, перекройка всего уклада общественной жизни по западным лекалам заставляют Петра I обратить внимание на положение нищих, убогих и калеченых. Заботу о них император пытается перевести в разряд государственных задач, взяв за образец опыт протестантских стран. Беспощадной рукой и в одночасье Петр хочет создать на Руси европейскую систему организованного призрения, сознательно разрушая традицию нищелюбия, основанную на сострадании и личном участии, не принимает в расчет отсутствие в отечестве тех предпосылок и условий, в которых эта система рождалась и развивалась в Европе. В результате проводимых преобразований калека и убогий начинают терять покровительство нищелюбивого населения и все более попадают в зависимость от государства, от бдительности нижних полицейских чинов да усердия местных служивых.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |