КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НННЮйШМИ мини 1 страница
Р Amp;Г Границей первого периода являются прецеденты осознания государством необходимости организовать призрение инвалидов. В Европе первые государственные убежища для слепых появляются в XIII в., на Руси подобный прецедент случился пятью веками позже — в XVIII столетии и связан с именем Петра I — царя-реформатора, мечтавшего о европеизации Руси. Содержанием первого периода эволюции отношения к детям с отклонениями в развитии является, как мы уже знаем, движение государства и общества к первому осознанию необходимости организации светского призрения инвалидов. В Европе традиция прагматично-недоброжелательного отношения европейцев к глухонемым, слепым и слабоумным оказалась столь прочной, что им понадобилось тысячелетнее воздействие христианской религии, прежде чем самые милосердные его члены смогли взглянуть на ребенка-инвалида не с насмешкой, презрением или ненавистью, а с жалостью и состраданием. Помощь больным и увечным в государствах Европы поначалу оказывали только монастырские хосписы и приюты, там убогие взрослые и дети могли получать кров и пищу. Со времени Крестовых походов и бурного развития городов благотворительное попечение нищих и безродных инвалидов перестает быть прерогативой христианской 11еркви. В XI—XII вв. созданием разнообразных богоугодных заведений наряду с католическими конгрегациями занимаются городские органы самоуправления (магистрат, муниципалитет, мэрия, ратуша и т. п.). В XII—XIII столетиях круг творцов деятельной благотворительности пополняется особо милосердными монарха- 4* ми. Первый период завершается на Западе тем, что церковь, город и корона оказываются партнерами в деле призрения убогих. Истоки традиции отношения наших соотечественников к ина-ким кроются в славянской языческой традиции. До соприкосновения с христианством отношение восточных славян-язычников к таким людям было неагрессивным, что роднило их с викингами и отличало от западноевропейцев. Присущее славянам-язычникам неагрессивное отношение к увечным, обогащенное идеалами христианского благочестия, начинает оформляться в особую традицию милосердия — культ нищего, страждущего, обездоленного. Особая добродетель — накормить голодного, напоить жаждущего, проведать заключенного, подать нуждающемуся. Подобную снисходительность к слабому, увечному, больному, голодному, нищему можно рассматривать как своего рода механизм самозащиты общества, ни один член которого не обладал гражданским статусом, известным античной цивилизации. Христианские идеалы терпимого и милосердного отношения к убогим не противоречили обычаям и нравственным установкам восточных славян, не ломали традиционно неагрессивного отношения к обездоленному, в силу чего могли быть восприняты Древней Русью. Организованное призрение сирот, нищих, убогих и калек возникает в контексте освоения христианства: на Западе — католичества, в Киевской Руси — православия. Принимая православное христианство, Киевская и Новгородская Русь знакомится с византийским опытом церковного призрения убогих и начинает осваивать его, не уступая европейским королевствам и княжествам, а, возможно, и опережая некоторые из них. У истоков русской церковной благотворительности стояли князь Владимир Креститель и настоятель Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосии. Первый дал писаный закон о церковной благотворительности, второй подал пример практической организации монастырского призрения убогих на Руси. Распад Киевского государства в первой половине XII в. на полтора десятка самостоятельных княжеств не позволил монастырскому призрению окрепнуть, а городской (светской) благотворительности зародиться. Опыт киевских и новгородских князей оказался забытым. Полагаться можно было лишь на личное милосердие. Последовавшее за распадом Киевского государства вековое монголо-татарское иго разорило русские земли, но не смогло ослабить традицию терпимого отношения к убогим, напротив, она крепнет. В условиях испытаний и бедствий жители Руси становятся нищелюбивее, сострадательнее к убогим и калекам, однако организованное призрение сдерживается разорением земель, обнищанием представителей всех сословий. В невыносимых условиях жизни периода Средневековья «просыпаются» и усиливаются языческие предрассудки, возникает прежде несвойственный страх перед людьми с врожденными уродствами и психическими расстройствами.
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Нищенство, понимаемое в Киевской Руси как подвиг, становится в печальную эпоху Средневековья весьма распространенным промыслом, из-за чего появляется новый оттенок в восприятии фигуры нищего и убогого. Объединяя русские земли вокруг Москвы, власть сталкивается с неимоверным числом нищих, среди которых много слепых, немых, калек и бесноватых, из-за чего вынуждена предпринять попытку организовать призрение живущих Христа ради. Предлагается открывать при московских церквях и монастырях богадельни, чтобы обеспечить самый простой приют и скромное пропитание. Если на Западе в деле организации призрения убогих объединяются Церковь, государство, бюргерство, то в Московской Руси это прерогатива самодержца Ивана Грозного, церковь зависима от него, личные свободы отсутствуют, исключены любые инициативы в сфере деятельной благотворительности. Средневековый Запад отвергает юродство как стиль поведения, образ жизни. Простолюдины и знать воспринимают истинных юродивых, как и сумасшедших, либо с болезненным любопытством, либо с отвращением и ужасом. В Московской Руси сохраняется сакральное отношение к юродивому. Увечье, сумасшествие, телесный недуг вызывают у русского человека не только жалость, сострадание, сочувствие к их носителю, но и ощущение причастности этих людей к чему-то высшему, святому. Череда драматических событий XVII в. ослабила традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим, Церковь для организации призрения калек и убогих не имела полномочий и достаточных средств, самодержец не считал деятельную благотворительность нужной. Московская Русь продолжала жить оскудевающей жалостью и личной милостыней. Предпринятая в XVII в. кодификация ранее созданных законов поставила монарха (государство) перед необходимостью внести в отечественную юрисдикцию статьи, касающиеся имущественных и иных прав инвалидов. Соборное уложение 1649 г. де-юре должно было изменить их жизнь, де-факто этого не случилось: дистанция между законодательным предписанием и реальной жизнью была слишком велика. Церковный раскол, «охота на ведьм», вымарывание имен почитаемых юродивых из церковных книг, борьба с нищенством, появление суеверий и предрассудков истощали традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим, государственное же призрение по-прежнему отсутствовало. Первый опыт организации государственного (светского) призрения убогих связан с указами Г1етра Великого, строительство светских богоугодных заведений в России стало фрагментом принудительной и радикальной европеизации Руси. Была предпринята попытка копирования православной державой, проживающей первый период эволюции отношения к инвалидам, протестантского опыта организации призрения, соотносящегося со вторым периодом. Власть хотела стремительно возвести на Руси европейскую систему призрения, не имея к тому ни предпосылок, ни условий. В Европе светские убежища, приюты, госпитали финансировались из средств государственного и городского бюджета, специального налога, добровольных пожертвований и завещаний богатых граждан, в то время как православная Русь не накопила достаточного опыта церковного призрения, а монастырская казна регулярно опустошалась иностранными захватчиками, бунтовщиками, а со времени правления Ивана III и отечественными монархами. На Руси, в отличие от Запада, отсутствовала широкая сеть церковных приютов, убежищ, госпиталей и сумасшедших домов. Католическая и протестантская церкви, обладая большой степенью политической и финансовой независимости, на протяжении столетий вырабатывали нормы и правила благотворительности, монастырского призрения, целенаправленно и последовательно внедряя их в умы своей паствы. Подчиненная самодержцу православная церковь не имела подобных средств и возможностей развивать церковную благотворительность, долгое время монастыри ограничивали свою заботу о нищих и убогих разовыми подаяниями. Отсутствовало и городское самоуправление, но инициативе которого в Европе на протяжении не одного столетия формировалась система городского призрения неимущих больных и инвалидов. На рубеже XVII—XVIII столетий Русь оставалась аграрной страной, где процесс урбанизации едва набирал силу. Городское самоуправление, возникнув в результате Петровских реформ (1699, 1721), пребывало в зачаточном состоянии. В западных странах правовое положение инвалида, выступающего потенциальным наследником значительной собственности, пересматривалось в процессе расширения гражданских прав и свобод. В самодержавной Руси институт гражданского права отсутствовал. Не защищенным от царского произвола был любой человек. Простые люди традиционно относились к убогим и калекам с участием, но не могли сделать шага к организации светской благотворительности и призрения, предпочитая чувство сострадания и личное милосердие, милостыню организованной деятельной благотворительности западного толка. Организация лечебной помощи людям с физическими и умственными недостатками, индивидуального обучения глухонемых на Западе стала возможной благодаря длительному существованию университетов, развитию науки, медицины, в частности распространению образования. В государстве Российском начала XVIII в. университеты отсутствовали, страна не располагала специалистами, способными оказать медицинскую или педагогическую помощь детям-инвалидам. На протяжении веков бездействие светской и духовной власти отчасти компенсировалось участливым и милосердным отношением к нищим и убогим всех слоев общества, личной благотворительностью. Смутное время существенно ослабило и поколебало эту традицию, Петр Великий попытался преградить путь стихии жалости и участия, противопоставить традиции систему организованного государственного призрения по европейскому образцу, однако для создания таковой не было ни предпосылок, ни условий. ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В результате проводимых Петром I «европейских» преобразований калека и убогий начинают терять покровительство нищелюби-вого населения и все более попадают в зависимость от государства, от бдительности нижних полицейских чинов и усердия местных служивых. Постройте схему первого периода эволюции отношения к детям-инвалидам на Руси и отразите на ней все то, что существенно, по вашему мнению, для понимания его содержания. Сравните схемы, обсудите в группе и выберите лучшую по смыслу и форме. Почему, анализируя события европейской и отечественной истории в аспекте отношения к инвалидам, автор сопоставляет Европу XIII в. с Россией начала XVIII столетия? Можно ли перейти к сопоставлению событий по хронологическому принципу и что в этом случае изменится? Докажите свою точку зрения фактами, используя первый и второй том учебника. Могли ли возникнуть прецеденты обучения глухого, слепого ребенка грамоте в дохристианском славянском мире? • Согласны ли вы с автором в том, что индивидуальное обучение глухих не могло быть организовано монахами Киево-Псчерской лавры в XI в.? Обоснуйте свою точку зрения и обсудите в группе. Охарактеризуйте отношение к инвалидам язычников, населявших Римскую империю, Скандинавию и земли восточных славян, накануне их христианизации. 6. Сравните, как соотносились христианские идеалы отношения к убогим с языческими обычаями и нравственными установками восточных славян или скандинавов-викингов и населения Римской империи первых веков нашей эры. Почему мы сравниваем Киевскую Русь и земли викингов X—XI вв. с Римской империей III—IV вв.? 7. Почему в Киевской Руси начинает оформляться культ нищего, страждущего, обездоленного? Как вы считаете, сохраняется ли этот культ в системе ценностей населения современной России? Обоснуйте свое мнение, используя материалы современных СМИ и интернет-источники. 8. Почему инициаторами призрения в Киевской Руси выступили князья, а не церковь, как это случилось в Западной Европе времен первого периода? 9. Почему опыт призрения, накопленный Киевской Русью, остался не востребованным Московской Русью? Почему многовековое монголо-татарское иго не смогло ослабить традицию терпимого отношения к убогим, но задержало развитие организованного призрения? 11. Опишите движущие силы организации призрения убогих в Московском царстве. Можно ли утверждать, что движущие силы екк>,«■;■'■-':. ■.■.•/.«-Тгл ' лил. вч,ь^*»*4г . ' >; :;: :■■'" В«
/ организации призрения убогих в Московском царстве и в Западной Европе были сходными? Как повлияло Смутное время на традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим и развитие деятельной благотворительности? Какое утверждение вы считаете верным? Кодификация законов Московского царства (Стоглав, 1551 г. и Соборное уложение, 1649 г.) не улучшила реального положения инвалидов потому, что: население не соглашалось признать инвалида равным; Церковь считала инвалидность ребенка наказанием родителей за грехи и осуждала попытки помочь ему; в самодержавном государстве наличие закона не гарантирует его исполнения властями всех уровней. Следует ли считать церковный раскол событием в эволюции отношения православной Руси к детям-инвалидам? Организуйте дискуссию на эту тему в группе. Почему в допетровской Руси не сложилась система монастырских приютов, убежищ, госпиталей, хотя известны инициативы отдельных подвижников? Почему в допетровской Руси не сложилась система светского призрения калек и убогих? Почему в эпоху Петра в России зарождается система светского призрения калек и убогих? Выберите верный вариант ответа: ' сердобольный самодержец вознамерился улучшить положение нищих, калек и убогих;» чуткий правитель уловил настойчивое желание подданных перемены отношения власти к инвалидам; православный царь меняет социальную политику под влиянием церкви; в царской семье родился больной ребенок, вследствие чего государь решает сделать заботу о страждущих детях делом государственным; государь, желая переустроить Русь на европейский манер, не может оставить без внимания нищих, калек и убогих, вынужден приступить к созданию системы светского призрения. Мог ли Петр I рассчитывать на чью-то поддержку, заимствуя чужеземные модели светского призрения? Как изменилось положение нищих, калек и убогих вследствие Петровских реформ? Всегда ли чужеземное чужеродно? В чем заключается исторический урок неудавшейся попытки Петра I воспроизвести в России оправдавший себя в Европе опыт светского призрения? Попытайтесь дать прогноз ближайших и отдаленных последствий Петровских реформ для развития системы светского призрения и специального образования в России. Запишите все прогнозы, высказанные в вашей учебной группе. Проанализируйте портретную галерею, представленную в первой главе, и объясните присутствие в ней каждого исторического персонажа. 1. Белинский В. Г. Литературные мечтания // Полн. собр. соч. В 13т. -М., 1953.-Т. 1. 2. Бестужев-Рюмин К. Н. Русская история // Соч. В 2 т. — СПб., 1872.-Т. 1. 3. Борисов Н. С. Церковные деятели Средневековой Руси ХШ-ХУП вв. / Н. С. Борисов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 4. Вернадский Т. В. Русская история: учебник / Г. В. Вернадский. — М.: Аграф, 1997. 5. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права / М. Ф. Владимирский-Буданов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 6. Герцен А. И. Император Александр I и В. Н. Каразин // Собр. соч. В 30т. -М., 1959.-Т. 16. 7. ГорсейДж. Записки о России. XVI—XVII вв. / под ред. В. Л. Янина. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 8. Греков Б. Д. Киевская Русь. / Б. Д. Греков. — М., 1939. 9. Гумилев Л. Н. От Руси к России/Л. Н. Гумилев. — М., 1992. 10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1956. -Т.1-1У. 11. Даль В. И. Напутное // Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. — М., 1986. 12. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей/ А. И. Дьячков. - М., 1957. 13. Дювернуа Н. Л. Источники права и суд в Древней Руси / И. Л. Дювернуа. - СПб., 1889. 14. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. И. Ерошкин. — М., 1997. 15. ЗамскийХ. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. / X. С. Замский. - М., 1995. 16. Иванов С. А. Византийское юродство / С. А. Иванов. — М., 1994. 17. КаннабихЮ.В. История психиатрии / Ю. В. Каннабих; пре-дисл. П. Б. Ганнушкина. — Л.: Госмедиздат, 1929. 18. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского/ И. М. Карамзин. - М., 1990. 19. КарташовА.В. Очерки по истории русской церкви// Соч. В Зт.-М., 1991. - Т. 1. 20. Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч. В 8 т. — М., 1956.-Т. 1. 21. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 2 т. — М., 1995.— Т. 1. 22. Лихачев Д. С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. — М., 1984. 23. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. / П.Н.Милюков. М., 1994.-Т. 2. 24. Митрополит Макарий. История русской церкви. В 3 кн. — М., 1995. - Кн. 2-3. 25. МошковаЛ.В. Три грани древнерусского образования (цель, содержание, ценность) // Европейская педагогика от Античности до Нового времени. — М., 1993. — Ч. 2. 26. Муравьев О. В. Очерки истории русской культуры ГХ-ХУИ вв. / О. В. Муравьев, А. М. Сахаров. - М., 1984. 27. Памятники литературы Древней Руси / вступ. ст. Д. С. Лихачева. — М.: Художественная литература, 1980. 28. Пекарский П. Русские мемуары XVIII в.//Современник, 1855. 29. Погодин М. П. Древняя русская история / М. П. Погодин. — М., 1871. 30. Повесть временных лет: В 2 т.; пер. Д. С. Лихачева, А. Романова. В 2 т. -М., 1950. 31. Полевой Н. А. История русского народа//Соч. В 6 т. — М., 1830. - Т. 1-6. 32. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - СПб., 1830. 33. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. — СПб., 1870. - Т. 1. 34. Полный православный богословский энциклопедический словарь. - Репринт, изд. В 2 т.-М., 1992. - Т. 1-2. 35. Прыжов И. Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии/ И. Г. Прыжов; под. ред. Л. Я. Лурье. — Репринт, изд. — М., 1996. 36. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки. I—XVII вв. В 2 т./сост. С. К. Иванов. - М., 1996. - Т. 1-2. 37. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / сост. М. Забылин. — М., 1880. 38. Сборник императорского Русского исторического общества. - СПб., 1887.-Т. 56. 39. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым: сб./вступ. ст., подгот. текста В. Аникина. — М., 1989. 40. Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. — М., 1975. 41. Соловьев СМ. История России с древнейших времен// Соч. В 15 кн. -М., 1959.-Кн. 1. 42. Соловьев С. М. Об истории новой России / С. М. Соловьев. - М., 1975. 43. Устрялов Н. Г. Русская история / И. Г. Устрялов. — СПб., 1849. 44. Флетчер Д. О государстве Русском / Д. Флетчер. — СПб., 1905. 45. Фуко М. История безумия в классическую эпоху/М. Фуко. - СПб., 1997. Введение В настоящей главе мы рассмотрим второй период эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками, на протяжении которого Российское государство и общество шли к осознанию ответственности за социальную опеку инвалидов и первому признанию возможности обучения глухого и слепого ребенка. Напомним, в европейской истории нижняя граница второго периода датируется XIII веком — временем открытия королевских приютов для слепых воинов в Баварии и Франции. В России нижний рубеж периода — конец XVII — начало XVIII столетия. Принципиальное изменение государственной политики в отношении калек и убогих заложили многочисленные указы Петра I об искоренении нищенства и о запрете подаяния, указы об открытии в губернских городах госпиталей, богаделен и сиропитательных домов, о запрете умерщвления незаконнорожденных младенцев. Завершается второй период признанием российской верховной властью своей ответственности за социальную опеку инвалидов и разрешением учить глухих и слепых детей. Дабы пройти путь от открытия первых королевских приютов до создания отлаженной системы светского частно-государственного призрения, отторжения глухонемых папой и королевским судом до организации их обучения и принятия в лоно церкви, от признания за калекой права на жизнь до мысли о праве ребенка — инвалида по слуху или зрению на обучение грамоте и возникновению городских и королевских учебных заведений для глухих и слепых западным государствам потребовалось около пяти веков. (В Северной и Центральной Европе процесс шел быстрее, в Юж- * Рисунок к главе: В. И. Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны. 1872. Фрагмент. §■ |*АйМ •^ * Ел* ^*#%" •'.,'." '."'"' ''.." ■... #:!5*^ДАС1 ..' -•"".'•'••■.-'- л'4' ■ ■'■- «:П*
ной Европе — медленнее.) Российская империя, войдя во второй период четырьмя веками позже своих западноевропейских соседей, формально завершила его в сопоставимые сроки — первые училища для глухих и слепых детей, финансируемые из государственной казны, появились в отечестве в начале XIX столетия. По этому показателю Россия вошла в группу лидеров, опередив большинство стран Центральной и Южной Европы. Чтобы понять, как и почему это случилось, необходимо познакомиться прежде всего с хронологией событий политической, экономической и культурной жизни, в контексте которых произошли столь заметные изменения в жизни интересующих нас людей. Хронологические ориентиры (1725—1807) 1725 г. Петр Великий умирает, не успев назначить наследника. 1726 г. Указ о слиянии в целях экономии арифметических (светских) и епархиальных (духовных) школ. Указ «О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормильцам». 1727 г. Царский двор возвращается в Москву. 1729 г. Пожар уничтожает Немецкую слободу в Москве. 1730—1740 гг. Правление Анны Иоанновны: • дворянам разрешено обучать детей на дому, приглашать иностранных учителей; часть дворянских детей получает образование за границей; • архиерейские школы преобразуются в духовные семинарии, где принудительно обязаны учиться дети духовенства; • учреждены иноверческие школы. 1730 г. Царский манифест осуждает предшествующие рефор 1732 г. Цифирные школы крупных городов (Москва, Смоленск, Казань, Нижний Новгород и др.) преобразованы в гарнизонные, они открываются при полках для обучения солдатских детей. 1733 г. Вводится обязательное крещение детей. 1733—1738 гг. Временно прервано обучение в Академическом университете (Санкт-Петербург). 1736 г, Принят закон, ограничивающий служебную повинность дворян и позволяющий одному из сыновей оставаться дома (в поместье). 1739 г. Во всех епархиях приказано открыть семинарии (к 1740 г. число их достигает 17). Начало 40-х гг. Синод повелевает открыть малые (низшие) школы для детей духовенства при местных церквях. 1741 г. Указ «О непропуске нищих в Санкт-Петербург». 1742 г. Доклад проф. Г. Крафта об особенностях восприятия мира глухими. 1755 г. Открыт Московский университет. 1760 г. Открыт инвалидный дом для офицеров (Казань). 1762 г. Указ Петра III запрещает заточать сумасшедших в мо Коронация Екатерины II. 1763 г. Опубликован проект И. И. Бецкого «Об учреждении в Москве Воспитательного дома». 1764 г. Секуляризация церковных и монастырских земель, многие монастыри закрываются. Указ о терпимом отношении к раскольникам. Екатерина II делает себе прививку оспы, чтобы подать пример подданным. Издан «Общий регламент по воспитанию детей обоего пола», в основу которого положены идеи Руссо (практического применения не нашел). Учреждено Воспитательное общество благородных девиц (при Воскресенском Смольном женском монастыре, Санкт-Петербург). Открыт Воспитательный дом (Москва, И. И. Бецкой). В империи действует 112 гарнизонных школ, 26 семинарий. 1765 г. Указ об открытии в Москве и Новгороде долгаузов (сумасшедших домов). 1766 г. Указ, запрещающий направлять сумасшедших в монастыри, опека буйных больных поручается полиции. 1770 г. Открыт второй Воспитательный дом (Санкт-Петербург, И. И. Бецкой). 1773 г. В Петербург по приглашению Екатерины II приезжает Д. Дидро, ему поручают составить программу реформ для России. 1775 г. Учреждено новое административное разделение импе Созданы раздельные суды для дворян, граждан, государственных крестьян. Крепостные крестьяне остаются в полной зависимости от хозяев. Законодательный акт «Учреждение для управлений губернией Всероссийской империи» вводит Приказы общественного призрения, им поручается создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, для умалишенных, работных и смирительных домов. Учреждены сиротские суды. 1776 г. Открыт первый в стране сумасшедший дом (Новгород). 1780 г. Екатерина II посылает ценный подарок аббату Сикару в знак признания его сурдопедагогических успехов. X. Кратценштейн пытается создать аппарат для постановки звуков у глухих. 1782 г. Создан московский Приказ общественного призрения (как показательная модель системы общественного призрения для российских губерний). 1785 г. Жалованная грамота дворянству определяет статус дворянина, его права, вольности и привилегии, дворяне освобождены от обязательной военной и гражданской службы. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» делит горожан на 6 категорий: владельцы недвижимого имущества; купцы (разделены на три гильдии по размерам капитала); цеховые ремесленники; посадские, живущие промыслами или работающие на себя; именитые граждане (люди свободных профессий); иногородние и иностранные гости. Открыт смирительный дом (Москва). 1788 г. Манифест о присоединении к России Крыма. 1790 г. Опубликовано «Путешествие из Петербурга в Москву» (А. Н. Радищев). Автор арестован, осужден и сослан в Сибирь. 1792—1796 гг. Опубликован трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (А. Н. Радищев), содержащий критику сурдопедагогических взглядов Эпе. 1795 г. Третий раздел Польши, Россия получает Курляндию. 1796 г. Создается Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское), которому поручается кураторство воспитательных домов, приютов, богаделен. Со временем Ведомство (ВУИМ) становится особой структурой народного просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. 1798 г. Запрещен ввоз в Россию французских книг. 1800 г. Запрещен ввоз в Россию любых иностранных книг.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |