Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НННЮйШМИ мини 1 страница




Р

Amp;Г

Границей первого периода являются прецеденты осознания го­сударством необходимости организовать призрение инвалидов. В Европе первые государственные убежища для слепых появляют­ся в XIII в., на Руси подобный прецедент случился пятью веками позже — в XVIII столетии и связан с именем Петра I — царя-ре­форматора, мечтавшего о европеизации Руси.

Содержанием первого периода эволюции отношения к детям с отклонениями в развитии является, как мы уже знаем, движение государства и общества к первому осознанию необходимости орга­низации светского призрения инвалидов.

В Европе традиция прагматично-недоброжелательного отноше­ния европейцев к глухонемым, слепым и слабоумным оказалась столь прочной, что им понадобилось тысячелетнее воздействие христианской религии, прежде чем самые милосердные его члены смогли взглянуть на ребенка-инвалида не с насмешкой, презрени­ем или ненавистью, а с жалостью и состраданием. Помощь боль­ным и увечным в государствах Европы поначалу оказывали только монастырские хосписы и приюты, там убогие взрослые и дети мог­ли получать кров и пищу. Со времени Крестовых походов и бурно­го развития городов благотворительное попечение нищих и без­родных инвалидов перестает быть прерогативой христианской 11еркви. В XI—XII вв. созданием разнообразных богоугодных заве­дений наряду с католическими конгрегациями занимаются город­ские органы самоуправления (магистрат, муниципалитет, мэрия, ратуша и т. п.). В XII—XIII столетиях круг творцов деятельной благотворительности пополняется особо милосердными монарха-


4*




ми. Первый период завершается на Западе тем, что церковь, город и корона оказываются партнерами в деле призрения убогих.

Истоки традиции отношения наших соотечественников к ина-ким кроются в славянской языческой традиции. До соприкоснове­ния с христианством отношение восточных славян-язычников к таким людям было неагрессивным, что роднило их с викингами и отличало от западноевропейцев.

Присущее славянам-язычникам неагрессивное отношение к увечным, обогащенное идеалами христианского благочестия, на­чинает оформляться в особую традицию милосердия — культ ни­щего, страждущего, обездоленного. Особая добродетель — накор­мить голодного, напоить жаждущего, проведать заключенного, подать нуждающемуся. Подобную снисходительность к слабому, увечному, больному, голодному, нищему можно рассматривать как своего рода механизм самозащиты общества, ни один член которо­го не обладал гражданским статусом, известным античной циви­лизации.

Христианские идеалы терпимого и милосердного отношения к убогим не противоречили обычаям и нравственным установкам восточных славян, не ломали традиционно неагрессивного отно­шения к обездоленному, в силу чего могли быть восприняты Древ­ней Русью.

Организованное призрение сирот, нищих, убогих и калек воз­никает в контексте освоения христианства: на Западе — католиче­ства, в Киевской Руси — православия. Принимая православное христианство, Киевская и Новгородская Русь знакомится с визан­тийским опытом церковного призрения убогих и начинает осваи­вать его, не уступая европейским королевствам и княжествам, а, возможно, и опережая некоторые из них. У истоков русской цер­ковной благотворительности стояли князь Владимир Креститель и настоятель Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосии. Первый дал писаный закон о церковной благотворительности, вто­рой подал пример практической организации монастырского при­зрения убогих на Руси.

Распад Киевского государства в первой половине XII в. на пол­тора десятка самостоятельных княжеств не позволил монастырско­му призрению окрепнуть, а городской (светской) благотворительно­сти зародиться. Опыт киевских и новгородских князей оказался забытым. Полагаться можно было лишь на личное милосердие.

Последовавшее за распадом Киевского государства вековое монголо-татарское иго разорило русские земли, но не смогло осла­бить традицию терпимого отношения к убогим, напротив, она крепнет. В условиях испытаний и бедствий жители Руси становят­ся нищелюбивее, сострадательнее к убогим и калекам, однако ор­ганизованное призрение сдерживается разорением земель, обни­щанием представителей всех сословий.

В невыносимых условиях жизни периода Средневековья «про­сыпаются» и усиливаются языческие предрассудки, возникает прежде несвойственный страх перед людьми с врожденными урод­ствами и психическими расстройствами.


 


 


ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ


 


Нищенство, понимаемое в Киевской Руси как подвиг, стано­вится в печальную эпоху Средневековья весьма распространенным промыслом, из-за чего появляется новый оттенок в восприятии фигуры нищего и убогого.

Объединяя русские земли вокруг Москвы, власть сталкивается с неимоверным числом нищих, среди которых много слепых, не­мых, калек и бесноватых, из-за чего вынуждена предпринять по­пытку организовать призрение живущих Христа ради. Предлагает­ся открывать при московских церквях и монастырях богадельни, чтобы обеспечить самый простой приют и скромное пропитание.

Если на Западе в деле организации призрения убогих объеди­няются Церковь, государство, бюргерство, то в Московской Руси это прерогатива самодержца Ивана Грозного, церковь зависима от него, личные свободы отсутствуют, исключены любые инициативы в сфере деятельной благотворительности.

Средневековый Запад отвергает юродство как стиль поведения, образ жизни. Простолюдины и знать воспринимают истинных юродивых, как и сумасшедших, либо с болезненным любопытст­вом, либо с отвращением и ужасом. В Московской Руси сохраня­ется сакральное отношение к юродивому. Увечье, сумасшествие, телесный недуг вызывают у русского человека не только жалость, сострадание, сочувствие к их носителю, но и ощущение причастно­сти этих людей к чему-то высшему, святому.

Череда драматических событий XVII в. ослабила традицию тер­пимо-сострадательного отношения к убогим, Церковь для организа­ции призрения калек и убогих не имела полномочий и достаточных средств, самодержец не считал деятельную благотворительность нужной. Московская Русь продолжала жить оскудевающей жало­стью и личной милостыней.

Предпринятая в XVII в. кодификация ранее созданных законов поставила монарха (государство) перед необходимостью внести в отечественную юрисдикцию статьи, касающиеся имущественных и иных прав инвалидов. Соборное уложение 1649 г. де-юре должно было изменить их жизнь, де-факто этого не случилось: дистанция между законодательным предписанием и реальной жизнью была слишком велика.

Церковный раскол, «охота на ведьм», вымарывание имен почи­таемых юродивых из церковных книг, борьба с нищенством, появ­ление суеверий и предрассудков истощали традицию терпимо-со­страдательного отношения к убогим, государственное же призре­ние по-прежнему отсутствовало.

Первый опыт организации государственного (светского) при­зрения убогих связан с указами Г1етра Великого, строительство светских богоугодных заведений в России стало фрагментом при­нудительной и радикальной европеизации Руси. Была предприня­та попытка копирования православной державой, проживающей первый период эволюции отношения к инвалидам, протестантско­го опыта организации призрения, соотносящегося со вторым пери­одом. Власть хотела стремительно возвести на Руси европейскую систему призрения, не имея к тому ни предпосылок, ни условий.



В Европе светские убежища, приюты, госпитали финансирова­лись из средств государственного и городского бюджета, специаль­ного налога, добровольных пожертвований и завещаний богатых граждан, в то время как православная Русь не накопила достаточ­ного опыта церковного призрения, а монастырская казна регуляр­но опустошалась иностранными захватчиками, бунтовщиками, а со времени правления Ивана III и отечественными монархами.

На Руси, в отличие от Запада, отсутствовала широкая сеть цер­ковных приютов, убежищ, госпиталей и сумасшедших домов. Ка­толическая и протестантская церкви, обладая большой степенью политической и финансовой независимости, на протяжении столе­тий вырабатывали нормы и правила благотворительности, мона­стырского призрения, целенаправленно и последовательно вне­дряя их в умы своей паствы. Подчиненная самодержцу право­славная церковь не имела подобных средств и возможностей разви­вать церковную благотворительность, долгое время монастыри ограничивали свою заботу о нищих и убогих разовыми подаяниями.

Отсутствовало и городское самоуправление, но инициативе ко­торого в Европе на протяжении не одного столетия формирова­лась система городского призрения неимущих больных и инвали­дов. На рубеже XVII—XVIII столетий Русь оставалась аграрной страной, где процесс урбанизации едва набирал силу. Городское самоуправление, возникнув в результате Петровских реформ (1699, 1721), пребывало в зачаточном состоянии.

В западных странах правовое положение инвалида, выступаю­щего потенциальным наследником значительной собственности, пересматривалось в процессе расширения гражданских прав и сво­бод. В самодержавной Руси институт гражданского права отсутст­вовал. Не защищенным от царского произвола был любой человек.

Простые люди традиционно относились к убогим и калекам с участием, но не могли сделать шага к организации светской бла­готворительности и призрения, предпочитая чувство сострадания и личное милосердие, милостыню организованной деятельной бла­готворительности западного толка.

Организация лечебной помощи людям с физическими и умст­венными недостатками, индивидуального обучения глухонемых на Западе стала возможной благодаря длительному существованию университетов, развитию науки, медицины, в частности распростра­нению образования. В государстве Российском начала XVIII в. уни­верситеты отсутствовали, страна не располагала специалистами, способными оказать медицинскую или педагогическую помощь детям-инвалидам.

На протяжении веков бездействие светской и духовной власти отчасти компенсировалось участливым и милосердным отношени­ем к нищим и убогим всех слоев общества, личной благотвори­тельностью. Смутное время существенно ослабило и поколебало эту традицию, Петр Великий попытался преградить путь стихии жалости и участия, противопоставить традиции систему организо­ванного государственного призрения по европейскому образцу, од­нако для создания таковой не было ни предпосылок, ни условий.


ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ

В результате проводимых Петром I «европейских» преобразова­ний калека и убогий начинают терять покровительство нищелюби-вого населения и все более попадают в зависимость от государства, от бдительности нижних полицейских чинов и усердия местных служивых.

Постройте схему первого периода эволюции отношения к детям-инвалидам на Руси и отразите на ней все то, что сущест­венно, по вашему мнению, для понимания его содержания. Срав­ните схемы, обсудите в группе и выберите лучшую по смыслу и форме.

Почему, анализируя события европейской и отечественной истории в аспекте отношения к инвалидам, автор сопоставляет Ев­ропу XIII в. с Россией начала XVIII столетия? Можно ли перейти к сопоставлению событий по хронологическому принципу и что в этом случае изменится? Докажите свою точку зрения фактами, используя первый и второй том учебника.

Могли ли возникнуть прецеденты обучения глухого, слепо­го ребенка грамоте в дохристианском славянском мире?

• Согласны ли вы с автором в том, что индивидуальное обуче­ние глухих не могло быть организовано монахами Киево-Псчерской лавры в XI в.? Обоснуйте свою точку зрения и обсудите в группе.

Охарактеризуйте отношение к инвалидам язычников, насе­лявших Римскую империю, Скандинавию и земли восточных сла­вян, накануне их христианизации.

6. Сравните, как соотносились христианские идеалы отношения к убогим с языческими обычаями и нравственными установками восточных славян или скандинавов-викингов и населения Римской империи первых веков нашей эры. Почему мы сравниваем Киевскую Русь и земли викингов X—XI вв. с Римской империей III—IV вв.?

7. Почему в Киевской Руси начинает оформляться культ ни­щего, страждущего, обездоленного? Как вы считаете, сохраняется ли этот культ в системе ценностей населения современной Рос­сии? Обоснуйте свое мнение, используя материалы современных СМИ и интернет-источники.

8. Почему инициаторами призрения в Киевской Руси высту­пили князья, а не церковь, как это случилось в Западной Европе времен первого периода?

9. Почему опыт призрения, накопленный Киевской Русью, остался не востребованным Московской Русью?

Почему многовековое монголо-татарское иго не смогло ослабить традицию терпимого отношения к убогим, но задержало развитие организованного призрения?

11. Опишите движущие силы организации призрения убогих в Московском царстве. Можно ли утверждать, что движущие силы




екк>,«■;■'■-':. ■.■.•/.«-Тгл

' лил. вч,ь^*»*4г


. '


>; :;:


:■■'"


В«

 


 


/


организации призрения убогих в Московском царстве и в Запад­ной Европе были сходными?

Как повлияло Смутное время на традицию терпимо-со­страдательного отношения к убогим и развитие деятельной благо­творительности?

Какое утверждение вы считаете верным? Кодификация за­конов Московского царства (Стоглав, 1551 г. и Соборное уло­жение, 1649 г.) не улучшила реального положения инвалидов по­тому, что:

население не соглашалось признать инвалида равным; Церковь считала инвалидность ребенка наказанием родите­лей за грехи и осуждала попытки помочь ему; в самодержавном государстве наличие закона не гарантирует его исполнения властями всех уровней.

Следует ли считать церковный раскол событием в эволю­ции отношения православной Руси к детям-инвалидам? Органи­зуйте дискуссию на эту тему в группе.

Почему в допетровской Руси не сложилась система мона­стырских приютов, убежищ, госпиталей, хотя известны инициати­вы отдельных подвижников?

Почему в допетровской Руси не сложилась система свет­ского призрения калек и убогих?

Почему в эпоху Петра в России зарождается система свет­ского призрения калек и убогих? Выберите верный вариант ответа: ' сердобольный самодержец вознамерился улучшить положе­ние нищих, калек и убогих;» чуткий правитель уловил настойчивое желание подданных перемены отношения власти к инвалидам; православный царь меняет социальную политику под влия­нием церкви;

в царской семье родился больной ребенок, вследствие чего государь решает сделать заботу о страждущих детях делом государственным;

государь, желая переустроить Русь на европейский манер, не может оставить без внимания нищих, калек и убогих, вынуж­ден приступить к созданию системы светского призрения. Мог ли Петр I рассчитывать на чью-то поддержку, заимст­вуя чужеземные модели светского призрения?

Как изменилось положение нищих, калек и убогих вслед­ствие Петровских реформ?

Всегда ли чужеземное чужеродно? В чем заключается ис­торический урок неудавшейся попытки Петра I воспроизвести в России оправдавший себя в Европе опыт светского призрения?

Попытайтесь дать прогноз ближайших и отдаленных по­следствий Петровских реформ для развития системы светского призрения и специального образования в России. Запишите все прогнозы, высказанные в вашей учебной группе.

Проанализируйте портретную галерею, представленную в первой главе, и объясните присутствие в ней каждого историче­ского персонажа.




1. Белинский В. Г. Литературные мечтания // Полн. собр. соч. В 13т. -М., 1953.-Т. 1.

2. Бестужев-Рюмин К. Н. Русская история // Соч. В 2 т. — СПб., 1872.-Т. 1.

3. Борисов Н. С. Церковные деятели Средневековой Руси ХШ-ХУП вв. / Н. С. Борисов. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Вернадский Т. В. Русская история: учебник / Г. В. Вернад­ский. — М.: Аграф, 1997.

5. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права / М. Ф. Владимирский-Буданов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

6. Герцен А. И. Император Александр I и В. Н. Каразин // Собр. соч. В 30т. -М., 1959.-Т. 16.

7. ГорсейДж. Записки о России. XVI—XVII вв. / под ред. В. Л. Янина. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

8. Греков Б. Д. Киевская Русь. / Б. Д. Греков. — М., 1939.

9. Гумилев Л. Н. От Руси к России/Л. Н. Гумилев. — М., 1992.

10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского язы­ка. - М., 1956. -Т.1-1У.

11. Даль В. И. Напутное // Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. — М., 1986.

12. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей/ А. И. Дьячков. - М., 1957.

13. Дювернуа Н. Л. Источники права и суд в Древней Руси / И. Л. Дювернуа. - СПб., 1889.

14. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дорево­люционной России / Н. И. Ерошкин. — М., 1997.

15. ЗамскийХ. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. / X. С. Замский. - М., 1995.

16. Иванов С. А. Византийское юродство / С. А. Иванов. — М., 1994.

17. КаннабихЮ.В. История психиатрии / Ю. В. Каннабих; пре-дисл. П. Б. Ганнушкина. — Л.: Госмедиздат, 1929.

18. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского/ И. М. Карамзин. - М., 1990.

19. КарташовА.В. Очерки по истории русской церкви// Соч. В Зт.-М., 1991. - Т. 1.

20. Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч. В 8 т. — М., 1956.-Т. 1.

21. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей. В 2 т. — М., 1995.— Т. 1.

22. Лихачев Д. С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. — М., 1984.

23. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. / П.Н.Милюков. М., 1994.-Т. 2.

24. Митрополит Макарий. История русской церкви. В 3 кн. — М.,

1995. - Кн. 2-3.



25. МошковаЛ.В. Три грани древнерусского образования (цель, содержание, ценность) // Европейская педагогика от Антич­ности до Нового времени. — М., 1993. — Ч. 2.

26. Муравьев О. В. Очерки истории русской культу­ры ГХ-ХУИ вв. / О. В. Муравьев, А. М. Сахаров. - М., 1984.

27. Памятники литературы Древней Руси / вступ. ст. Д. С. Лиха­чева. — М.: Художественная литература, 1980.

28. Пекарский П. Русские мемуары XVIII в.//Современник, 1855.

29. Погодин М. П. Древняя русская история / М. П. Погодин. — М., 1871.

30. Повесть временных лет: В 2 т.; пер. Д. С. Лихачева, А. Романо­ва. В 2 т. -М., 1950.

31. Полевой Н. А. История русского народа//Соч. В 6 т. — М., 1830. - Т. 1-6.

32. Полное собрание законов Российской империи с 1649 го­да. - СПб., 1830.

33. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомст­ву православного исповедания Российской империи. — СПб., 1870. - Т. 1.

34. Полный православный богословский энциклопедический сло­варь. - Репринт, изд. В 2 т.-М., 1992. - Т. 1-2.

35. Прыжов И. Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дура­ков и другие труды по русской истории и этнографии/ И. Г. Прыжов; под. ред. Л. Я. Лурье. — Репринт, изд. — М., 1996.

36. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русско­го национального характера. Далекие предки. I—XVII вв. В 2 т./сост. С. К. Иванов. - М., 1996. - Т. 1-2.

37. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и по­эзия / сост. М. Забылин. — М., 1880.

38. Сборник императорского Русского исторического обще­ства. - СПб., 1887.-Т. 56.

39. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым: сб./вступ. ст., подгот. текста В. Аникина. — М., 1989.

40. Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. — М., 1975.

41. Соловьев СМ. История России с древнейших времен// Соч. В 15 кн. -М., 1959.-Кн. 1.

42. Соловьев С. М. Об истории новой России / С. М. Соловь­ев. - М., 1975.

43. Устрялов Н. Г. Русская история / И. Г. Устрялов. — СПб., 1849.

44. Флетчер Д. О государстве Русском / Д. Флетчер. — СПб., 1905.

45. Фуко М. История безумия в классическую эпоху/М. Фу­ко. - СПб., 1997.



Введение

В настоящей главе мы рассмотрим второй период эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками, на протяжении которого Российское государство и общество шли к осознанию ответственности за социальную опеку инвалидов и первому признанию возможности обучения глухого и слепого ре­бенка. Напомним, в европейской истории нижняя граница второго периода датируется XIII веком — временем открытия королевских приютов для слепых воинов в Баварии и Франции. В России ниж­ний рубеж периода — конец XVII — начало XVIII столетия. Прин­ципиальное изменение государственной политики в отношении калек и убогих заложили многочисленные указы Петра I об иско­ренении нищенства и о запрете подаяния, указы об открытии в гу­бернских городах госпиталей, богаделен и сиропитательных домов, о запрете умерщвления незаконнорожденных младенцев. Заверша­ется второй период признанием российской верховной властью своей ответственности за социальную опеку инвалидов и разреше­нием учить глухих и слепых детей.

Дабы пройти путь от открытия первых королевских приютов до создания отлаженной системы светского частно-государствен­ного призрения, отторжения глухонемых папой и королевским судом до организации их обучения и принятия в лоно церкви, от признания за калекой права на жизнь до мысли о праве ребен­ка — инвалида по слуху или зрению на обучение грамоте и возник­новению городских и королевских учебных заведений для глухих и слепых западным государствам потребовалось около пяти веков. (В Северной и Центральной Европе процесс шел быстрее, в Юж-

* Рисунок к главе: В. И. Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны. 1872. Фрагмент.



§■ |*АйМ

•^ *


Ел* ^*#%"

•'.,'." '."'"' ''.." ■...


#:!5*^ДАС1


..' -•"".'•'••■.-'- л'4' ■ ■'■-

«:П*


 



ной Европе — медленнее.) Российская империя, войдя во второй период четырьмя веками позже своих западноевропейских сосе­дей, формально завершила его в сопоставимые сроки — первые училища для глухих и слепых детей, финансируемые из государст­венной казны, появились в отечестве в начале XIX столетия. По этому показателю Россия вошла в группу лидеров, опередив боль­шинство стран Центральной и Южной Европы. Чтобы понять, как и почему это случилось, необходимо познакомиться прежде всего с хронологией событий политической, экономической и культур­ной жизни, в контексте которых произошли столь заметные изме­нения в жизни интересующих нас людей.

Хронологические ориентиры (1725—1807)

1725 г. Петр Великий умирает, не успев назначить наследника.

1726 г. Указ о слиянии в целях экономии арифметических (светских) и епархиальных (духовных) школ.

Указ «О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормильцам».

1727 г. Царский двор возвращается в Москву.

1729 г. Пожар уничтожает Немецкую слободу в Москве.

1730—1740 гг. Правление Анны Иоанновны:

• дворянам разрешено обучать детей на дому, приглашать иностранных учителей; часть дворянских детей получает об­разование за границей;

• архиерейские школы преобразуются в духовные семина­рии, где принудительно обязаны учиться дети духовенства;

• учреждены иноверческие школы.

1730 г. Царский манифест осуждает предшествующие рефор­
мы, предписывает духовенству скрупулезно соблюдать цер­
ковные обряды.

1732 г. Цифирные школы крупных городов (Москва, Смоленск, Казань, Нижний Новгород и др.) преобразованы в гарнизон­ные, они открываются при полках для обучения солдатских детей.

1733 г. Вводится обязательное крещение детей.

1733—1738 гг. Временно прервано обучение в Академическом университете (Санкт-Петербург).

1736 г, Принят закон, ограничивающий служебную повинность дворян и позволяющий одному из сыновей оставаться дома (в поместье).

1739 г. Во всех епархиях приказано открыть семинарии (к 1740 г. число их достигает 17).

Начало 40-х гг. Синод повелевает открыть малые (низшие) школы для детей духовенства при местных церквях.



1741 г. Указ «О непропуске нищих в Санкт-Петербург».

1742 г. Доклад проф. Г. Крафта об особенностях восприятия мира глухими.

1755 г. Открыт Московский университет.

1760 г. Открыт инвалидный дом для офицеров (Казань).

1762 г. Указ Петра III запрещает заточать сумасшедших в мо­
настыри.

Коронация Екатерины II.

1763 г. Опубликован проект И. И. Бецкого «Об учреждении в Москве Воспитательного дома».

1764 г. Секуляризация церковных и монастырских земель, многие монастыри закрываются.

Указ о терпимом отношении к раскольникам. Екатерина II делает себе прививку оспы, чтобы подать при­мер подданным.

Издан «Общий регламент по воспитанию детей обоего по­ла», в основу которого положены идеи Руссо (практического применения не нашел).

Учреждено Воспитательное общество благородных девиц (при Воскресенском Смольном женском монастыре, Санкт-Петербург).

Открыт Воспитательный дом (Москва, И. И. Бецкой). В империи действует 112 гарнизонных школ, 26 семинарий.

1765 г. Указ об открытии в Москве и Новгороде долгаузов (су­масшедших домов).

1766 г. Указ, запрещающий направлять сумасшедших в мона­стыри, опека буйных больных поручается полиции.

1770 г. Открыт второй Воспитательный дом (Санкт-Петербург, И. И. Бецкой).

1773 г. В Петербург по приглашению Екатерины II приезжает Д. Дидро, ему поручают составить программу реформ для России.

1775 г. Учреждено новое административное разделение импе­
рии на 50 губерний и уездов.

Созданы раздельные суды для дворян, граждан, государст­венных крестьян. Крепостные крестьяне остаются в полной зависимости от хозяев.

Законодательный акт «Учреждение для управлений губернией Всероссийской империи» вводит Приказы общественного призрения, им поручается создание народных школ, сирот­ских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых бо­льных, для умалишенных, работных и смирительных домов. Учреждены сиротские суды.

1776 г. Открыт первый в стране сумасшедший дом (Новгород).
Открыта первая благотворительная больница, при ней пси­
хиатрическое отделение и богадельня для безнадежно боль­
ных (Москва, Екатерининская).



1780 г. Екатерина II посылает ценный подарок аббату Сикару в знак признания его сурдопедагогических успехов. X. Кратценштейн пытается создать аппарат для постановки звуков у глухих.

1782 г. Создан московский Приказ общественного призрения (как показательная модель системы общественного призре­ния для российских губерний).

1785 г. Жалованная грамота дворянству определяет статус дво­рянина, его права, вольности и привилегии, дворяне осво­бождены от обязательной военной и гражданской службы. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» делит горожан на 6 категорий: владельцы недвижимого имущества; купцы (разделены на три гильдии по размерам капитала); цеховые ремесленники;

посадские, живущие промыслами или работающие на себя; именитые граждане (люди свободных профессий); иногородние и иностранные гости. Открыт смирительный дом (Москва).

1788 г. Манифест о присоединении к России Крыма.

1790 г. Опубликовано «Путешествие из Петербурга в Москву» (А. Н. Радищев). Автор арестован, осужден и сослан в Сибирь.

1792—1796 гг. Опубликован трактат «О человеке, о его смерт­ности и бессмертии» (А. Н. Радищев), содержащий критику сурдопедагогических взглядов Эпе.

1795 г. Третий раздел Польши, Россия получает Курляндию.

1796 г. Создается Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское), которому поручается кураторство воспита­тельных домов, приютов, богаделен. Со временем Ведомст­во (ВУИМ) становится особой структурой народного просве­щения, здравоохранения, социального обеспечения.

1798 г. Запрещен ввоз в Россию французских книг.

1800 г. Запрещен ввоз в Россию любых иностранных книг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.