КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шаг — изданы учебники, написанные по-русски и созданные с опорой на отечественный опыт обучения глухих детей. 1 страница
Поступок Марии Федоровны понимания, тем более поддержки со стороны подданных не нашел, поскольку государыня заимствовала модель обучения без учета социально-культурных реалий страны. I На А Ш^МЩЛ М С! Щ 7* 99 Й^1 Л ■... ■: ■..!■■!■■...-. - .—*^
тера, атеистка Екатерина II стремилась широкую и привычную для Руси «дорогу смиренных странников» полностью закрыть. В 1775г. московский обер-полицмейстер Н.П.Архаров получает от государыни строжайший регламент действия московской полиции по отношению к разным категориям лиц, живущих подаянием. Указ разделил «скитающихся по миру и просящих милостыню в здешнем городе» на четыре категории: зазорных младенцев и сирот; увечных и больных; немощных стариков; «молодых ленивцев». Для размещения (социальной изоляции) лиц каждой категории Москву обязали иметь соответствующие типы заведений, к ранее устроенным богадельням добавлялись больницы и работные дома. Закон закрепил размеры суточных затрат на содержание подопечных: в богадельне четыре копейки в день, в работных домах «кормовых денег по три копейки в сутки». Вводилось в модельную структуру и заведение нового типа — смирительный дом, куда полагалось помещать на принудительные работы наряду с преступниками «молодых ленивцев». Первый смирительный дом открылся в Москве в 1785 г., столетием позже, в 1870 г., его переименуют в Московскую городскую исправительную тюрьму. Согласно своему пониманию целей и задач системы призрения правительство поручило ее попечение обер-полицмейстеру. В 1787 г. в Москве учреждается Екатерининская богадельня — комплекс, объединивший сиротский приют, богадельню, дома для инвалидов, престарелых, неизлечимо больных, умалишенных, а также смирительный дом с фабрикой. Несмотря на то что монаршие инициативы не соответствовали ни идеалам православного благочестия, ни тогдашней практике протестантской негосударственной филантропии, усилиями Екатерины II и ее сподвижников в Москве удалось создать «показательную» систему заведений общественного призрения. Образцовый (модельный) комплекс включал: • сиротское учреждение (Воспитательный дом, 1764 г.); - детские приюты; • две больницы (Павловская, 1763 г.; Екатерининская, 1776 г.); • психиатрическое отделение (1776); смирительный дом (1785). К концу XVIII столетия древняя столица наравне с протестантскими странами обрела все типы известных там благотворительных заведений. Стартовав на полтора столетия позже Западной Европы, Российская империя — в границах Москвы — вышла на передовые позиции за четверть века. Все изменения в сфере светской благотворительности происходили исключительно с благословения, если не по прямому повелению государыни. Екатерина II последовательно насаждала опыт благотворительности протестантской Европы на подвластных ей землях. Принятие «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775), казалось бы, передало инициативу в сфере народного образования, деятельной благотворительности на места, однако обеспечить призрение убогих на местах мешали и пассивность губернских чиновников, и отсутствие гражданских прав и свобод большинства населения, и чужеродность предлагаемых моделей традиции, и, конечно, отсутствие средств. О подобных «мелочах» правительство постоянно забывало. Любопытна реакция Сената на простодушный вопрос одного из генерал-губернаторов об источниках финансирования официальной благотворительности. Из центра наместник получил указ «Именной, данный Рижскому и Ревельскому генерал-губернатору графу Броуну «Об отдаче собираемых в Ревельской губернии при платеже пошлин по одной и по две копейки с пошлинного рубля в распоряжение тамошнего Приказа общественного призрения для заведения школ и богаделен» (1784)1. Копеечной в прямом смысле слова субсидии оказалось недостаточно на масштабные дела призрения, а потому педантичный дворянин решился повторно побеспокоить Сенат. Смелый наместник дополнительных субсидий не сыскал, но получил разъяснения. Указ «Именной, данный Рижскому и Ревельскому генерал-губернатору графу Броуну2 «Об устроении богаделен, больниц, смирительных и рабочих домов в Рижской губернии и об управлении на сие суммы, собранной в таможнях Рижской губернии с отвозных товаров но одной, а с привозных по две копейки с пошлинного рубля» (1785)3. Денег на благотворительность в казне перманентно не отыскивалось, тогда как на пополнение кунсткамеры всегда хватало! Из инструкции сотскому4, пункт 22: «О монстрах и о курьезных птицах и зверях. <...> Если где сотни вашей в селениях родится мужеска или женска полу, или от лошадей и рогатого и прочего мелкого скота и от зверей и от птиц каковые монстры или уроды наподобие чудовищ, о таковых с обстоятельством рапортовать в Канцелярию, и те монстры или уроды приносить, а не утаивать, коим за принос как за живых, так и за мертвых платимы будут из казны деньги». Добрые замыслы властей в сфере благотворительности, не подкрепленные общественной поддержкой, не могли быть действенными, как только «человеколюбивое новшество» переставало занимать государя, оно тотчас угасало. В подтверждение сказанного еще раз вернемся к истории Воспитательного дома. Первоначально императрица щедро одарила И. И. Бецкого за проявленное усердие и поручила ему руководство всеми образовательными учреждениями, Сенат удостоил подвижника золотой медалью «За любовь к Отечеству» (1778). Со временем популярность старого сановника начинает раздражать самодержицу, она восклицает в сердцах: «Бецкой присвояет 1 ПСЗ Российской империи, 1784. - № 16056 [28]. 2 Броун (Втолуп) Георг (Юрий Юрьевич) (1698—1792) — граф, государст 3 ПСЗ Российской империи, 1785. - № 16148 [28]. 4 ПСЗ Российской империи, 1773. - № 14231 [28].
,
себя к славе государской». Вскоре самодержица отдаляет бывшего любимца и перестает интересоваться судьбой их общего проекта. Создавая в прямом и переносном смысле образцовый Воспитательный дом, заказчик (полновластная императрица) и исполнитель (европейски образованный филантроп), безусловно, по-разному понимали его предназначение. Допускаем, И. И. Бецкой рассчитывал, что монарх, как это нередко случалось на Западе, оцепит эффективность модельного учреждения и, руководствуясь государственными интересами, поручит правительству повсеместно насаждать его копии. Просвещенное же общество, созревшее для перемен, охотно поддержит инициативу короны. Ради достижения гуманной цели власть, филантропы, ученые, медики, учителя, родители и прогрессивная часть общества объединятся. В отличие от И. И. Бецкого «аккуратная в ведении финансовых дел» императрица мечтала, что придуманная ею модель столь сильно очарует подданных, что они без участия казенных средств примутся ее копировать. Дальнейшие события показали несостоятельность и одних и других надежд. Искусственная модель без государственной финансовой поддержки в провинции не прижилась. Да и в действующих домах многие замыслы остались нереализованными. «Скопление большого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспитателей, прием детей часто больных и даже умирающих — все это повлекло за собой ужасающую смертность питомцев» [14, с. 22]. В московском Воспитательном доме она превышала 70%, а в 1767 г. увеличилась до 98,5%. Решение о передаче младенцев в крестьянские семьи на вскармливание позволило снизить их смертность до 62?о (1768), но свидетельствовало об отступлении от первоначальной идеи, об утопичности проекта. Подлинное развитие светской благотворительности в обществе, терпевшем крепостничество, оказалось невозможным. От человека, пекущегося о разведении крепостных как о размножении домашней скотины, не следовало ждать европейского понимания естественного права, желания поддерживать государственную филантропию, заниматься деятельной благотворительностью или задумываться о необходимости обучения глухих и слепых детей. Приведем в качестве иллюстрации рассуждения представителя созданного не без участия императрицы Вольного экономического общества (1765), предполагавшего одним из направлений своей деятельности филантропию. По свидетельству С. А. Князькова, упомянутый член первой в России общественной научной организации, т. е. человек образованный, рассуждал так: «Девок 18-ти лет в супружество отдавать; добрые экономы от скотины и птиц стараются племя разводить, а человек, просвещение разумеющий, паче должен о размножении рода человеческого, при помощи Божией, печность |попечение] приложить» [37, с. 358]. Если так думал просвещенный дворянин, стоило ли ждать деятельной поддержки Приказов общественного призрения от других сословий?! Императрица не сомневалась, «русский народ есть народ европейский; то, что придавало ему черты неевропейского народа, было временное и случайное, а то, что надобно было принять в расчет как существенное, было европейское и требовало для своего утверждения и развития помощи европейской науки» [33, с. 499]. Следуя своему убеждению о случайности неевропейских черт в русском народе и предпринимая инициативы реформаторского толка, Екатерина Великая верила в успех начинаний и в сфере образования, и в сфере государственного призрения. Увы, ее надежды не вполне оправдывались. Заимствованные образовательные концепции и государственно-общественные модели богоугодных заведений, с энтузиазмом внедряемые императрицей, не получали массовой поддержки. Нищелюбивый бесправный народ («почва») не проявлял интереса к государственной (закрытой) системе призрения. Дворянство, европейски образованные люди («цивилизация») пребывали в явном меньшинстве, они нищелюбия стыдились, государственные же решения принимали в силу сословной принадлежности и служебного положения. Многие смысл высочайших инициатив улавливали смутно и поддерживали их по необходимости. Немногочисленная группа петербуржеких деятельных благотворителей в значительной мере состояла из обрусевших иностранцев, напомним, только немцы составляли «в XVIII в. десятую часть населения Невской столицы» [9, с. 69]. Из русских филантропия прежде всего привлекла аристократов из числа обучавшихся либо подолгу бывавших за границей и, конечно, чиновников и купцов, заботящихся 0 карьере и взыскующих монаршей милости. Российских калек и убогих нельзя признать особо угнетенной социальной группой, в национальном сознании они никогда не воспринимались людьми второсортными, не отторгались как опасные «чужие». Тогда почему XVIII век не оставил нам отечественных примеров индивидуального обучения глухих, к тому времени обретших массовый характер во многих странах Европы? На Западе подобные попытки, как мы знаем, стимулировались нормами гражданского права. Королевский суд считал глухонемого мертвым, однако глухой, выучившийся говорить и писать, тотчас обретал правовой статус, позволявший претендовать на наследство. Другим не менее сильным стимулом педагогических экспериментов выступало желание сурдопедагогов-клириков вернуть глухого в лоно 1 Церкви. Образно говоря, обучение глухонемого можно признать спо Динамично меняющееся правовое положение инвалидов, все учащающиеся попытки индивидуального обучения глухих — эти и другие феномены западной жизни, характерные для завершающей фазы второго периода эволюции отношения государства и общества к интересующим нас людям, в России конца XVIII столетия
Лй#А'о:№
отсутствуют. И это несмотря на то, что ранее ущемленные в праве на образование социальные группы и сословия в Екатерининскую эпоху «просвещенного деспотизма» получили к нему доступ: открываются гарнизонные школы для обучения солдатских детей; • быстро растет число духовных школ, семинарий для обуче > организуется женское образование; ■ создаются воспитательные дома для обучения сирот и детей из бедных семей; • открываются школы для иноверцев; " прекращается преследование раскольников, веротерпимость провозглашается как государственная политика. Итак, сторонница «просвещенного абсолютизма», пекшаяся о скорейшей цивилизации России, удивительно энергичная и работоспособная Екатерина II на русские обычаи не оглядывалась. Лютеранка, перешедшая в православие, прагматичная и не нищелюбивая императрица попыталась создать в стране европейскую систему закрытого государственного призрения, вменив социальную опеку калек и убогих в обязанность чиновничеству. За долгие годы правления самодержица подписала около четырнадцати с половиной тысяч актов, манифестов, постановлений, уложений, указов и грамот, многие из которых легли в основу будущего российского законодательства в сфере социальной политики. Усилиями Екатерины Великой в обеих столицах удалось создать модельные структуры государственной благотворительности, по губерниям учредить Приказы общественного призрения, которые управляли местными образовательными, лечебными и благотворительными заведениями. Стартовав на полтора столетия позже Западной Европы, Российская империя с ее образцово-показательной системой благотворительных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга всего через четверть века вышла на передовые позиции, правда, исключительно в границах этих двух городов. Обеспечить призрение убогих на громадных территориях Российской империи еще только предстояло, но фундамент будущих перемен в деле светского призрения Екатерине Великой заложить удалось. создает Ведомство благотворительных учреждений и поручает его императрице Марии Федоровне Петр I и Екатерина II проводили реформы в целях «скорейшей цивилизации»1 страны. Искренность их замыслов не вызывает со- 1 «Введенное энциклопедистами понятие цивилизация первоначально несло в себе отпечаток просветительского мышления. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума» [10, с. 228]. В печатном издании термин «цивилизация» впервые появился в 1766 г.
мнения, но на ум приходят рассуждения почетного иностранного члена Петербургской академии (с 1760 г.) французского философа Гольбаха: «Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — вес это может быть только результатом работы исков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта» [10, с. 229]. Именно этих усилий и опыта недоставало российскому обществу. В течение века продолжалось ожесточенное противостояние «почвы» и «цивилизации», и хотя носителями новых западноевропейских ценностей выступала малая часть страны, но, как писал К. С. Аксаков, «эта часть сильна и богата, от нее зависит другая, неизменившая вере и земле родной...» [1, с. 24]. Вольно или невольно государство пыталось сломать традиционное народное милосердие к калеке и сострадание к убогому, искоренить милостыню во спасение — духовные опоры, которые помогали русскому человеку выстаивать и перед лицом рока, п перед еще более грозным для соотечественника лицом безжалостной власти, помогали переносить тяжелые жизненные испытания. Средневековое незамутненное нищелюбие простонародья деформировалось и иссякало, но оно не исчезло окончательно, скорее сжалось и окуклилось, скрытно продолжая таиться в душах большинства россиян, словно зерно в темном амбаре, ожидающее встречи с теплом и землей. Вековые ценности остались в фонде абсолютов и святынь национальной русской культуры. Насаждаемые «цивилизацией» закрытое призрение, организованная благотворительность, неприятие нищенства не приживались по велению закона, их требовалось внедрить в жизненный уклад, культурную норму, а вот это оказалось затруднительно. К тому же начиная с Петра Великого большинство монархов, исходя на трон, прежде всего меняли внутриполитический курс и отменяли новации предшественника. Точно так поступил сын Екатерины Великой. В 1796 г. российский престол занял Павел I1 — «желчный, раздражительный до бешенства человек, воспитавшийся в убеждении, что его самовластие беспредельно, что подданными следует управлять железным прутом, при помощи суровой, а если понадобится, то и железной дисциплины. <...> Его законодательная деятельность чаще всего зависела от настроения духа и потому не всегда была строго обдуманна. <...> Он ненавидел порядки, установившиеся в ее [Екатерины II] царствование» [40, с. 530]. 1 Павел I (1754—1801) — император (с 1796 г.), сын Петра III и Екатерины II. Видел себя продолжателем дела Петра I, однако конкретная деятельность 1 [авла I отличалась импульсивностью и непредсказуемостью. Установил в стране прусские порядки, игре в «просвещенный абсолютизм», по собственному признанию, противопоставил политику «железной лозы». Ввел строгую цензуру, закрыл частные типографии (1797), запретил ввоз иностранных книг (1800), полицейскими мерами преследовал оппозицию, насаждал централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата.
С того момента, как штурвал власти достался Павлу, курс государства вновь перестал сверяться с лоциями долговременных стратегических планов, и Россия принялась, словно корабль, причудливо менять галсы, подчиняясь не ветрам времени, а непредсказуемым прихотям капитана. Внутриполитический барометр постоянно показывал шторм. Государственные решения нередко оказывались взаимоисключающими. По мнению многих отечественных историков, политическая жизнь России, в отличие от екатерининских времен, приобрела «ненациональный характер». Мечтающий отомстить матери за десятилетия унижения монарх принялся рушить все ею созданное. Учреждения, в том числе местного самоуправления, введенные екатерининским указом 1775 г., но еще не созданные на деле к моменту воцарения Павла I, дальнейшего распространения не получили. Права и привилегии, дарованные дворянству, купечеству и городам, были отменены, административные реформы остановлены. Прежняя система управления подверглась ревизии и разрушению, новая не создавалась. Усиливался административный хаос, законность подменялась произволом. Приказы общественного призрения почти повсеместно закрылись, число судебных инстанций сократилось. Также закрылись городские сословные думы, управление городами поручалось военно-полицейским органам. Бессмысленно рассуждать о положении инвалидов в государстве, где правит всевластный и деспотичный монарх. Любитель муштры и парадов, Павел I пытался регламентировать все сферы жизни верноподданных, включая их частную жизнь. Знакомство с краткими выписками из высочайших рескриптов поможет почувствовать силу давления на личные свободы человека: «1798 год. Февраля 18. Запрещается танцевать вальс. Июля 28. Чтоб малолетние дети на улицу из домов выпущаемы не были без присмотру. Августа 12. Чтобы те, кто желает иметь на окошках горшки с цветами, держали бы оные по внутреннюю сторону окон, но если по наружную, то не иначе, чтоб были решетки, и запрещается носить жабо. Чтоб никто не имел бакенбард. 1800 год. Февраля 22. Чтоб хозяева, имеющие надобность иметь собак, отнюдь не выпущали их на улицу, прочие же были со знаками. Декабря 15. Чтоб всякой выезжающий из города, куда бы то ни было, публиковался в газетах 3 раза сряду» [34, с. 323—328]. Вновь широкое распространение получают телесные наказания, подвергнуться которым могли и лица высших сословий. По прихоти монарха неповинующийся дворянин, как во времена Ива- на Грозного, мог оказаться в сумасшедшем доме, из чего следует, что Павел I понимал это заведение как изоляционное, карательно-исправительное, но не благотворительно-лечебное. Декларация прав человека, утвержденная французским Конвентом (1793), провозглашала священным долгом оказание помощи несчастным членам общества, включая и душевнобольных. Психиатр Ф. Пинель, как мы уже знаем, собственноручно снимает оковы с пациентов Бисетра и Сальпетриера. Прежде широко применявшиеся в психиатрических лечебницах пытки и притеснения искореняются в Европе по мере сил. Российский же монарх приказывает отставного подполковника Алёшина «за дерзость и сумасшествие посадить в Санкт-Петербурге в дом сумасшедших» [34, с. 340]. Карающий самодержец не принял во внимание ни военные заслуги, ни сословную принадлежность, ни чин человека, посмевшего ему возразить. Полагаем, никто не осмеливался жаловаться или заступаться за близких, тем более что жалобы и просьбы раздражали императора столь сильно, что он издал распоряжение, согласно которому «всяк, дерзнувший по двукратной просьбе еще утруждать его императорское величество, имеет быть посажен в тюрьму на месяц» [34]. При Павле культурные контакты с Европой прерываются, выезд россиян за границу сделался почти невозможным. Одновременно запрещается обучение российской молодежи в «иностранных училищах» (университетах)1, а также ввоз «всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия, равномерно и музыку» [40, с. 534]. Жестко контролировалась не только светская жизнь, но и жизнь духовенства, тем более что Павел полагал себя главой церкви. В противовес матери-вольтерьянке он благосклонно поддерживал синодальные решения, направленные на улучшение церковного быта. За короткое время (1797—1799) архиереям и монастырям удалось вдвое увеличить землевладения и поступающие из казны должностные оклады. Сторонник палочной дисциплины, Павел I неожиданно освободил от телесных наказаний священнослужителей, справедливо указывая, что наказание, «чинимое в виду тех самых прихожан, кои получали от них спасительные тайны, располагает их к презрению священного сана». Также при Павле I Синоду впервые (1799) удалось принять меры по социальному обеспечению вдов и сирот духовенства, определив для них вакансии в монастырских и архиерейских богадельнях [19]. Непоследовательный и непредсказуемый Павел I, с одной стороны, жестко контролировал православную церковь, с другой — способствовал ее благоустройству, а с третьей, подчиняясь религи- Нет худа без добра: в связи с запретом на обучение за рубежом дворянству Прибалтийского края дозволено было учредить (1799) университет в Дерите (Тарту), что впоследствии будет способствовать открытию в крае училищ для глухих. Тогда же в Петербурге и Казани учреждаются духовные академии, в столице основан Кадетский военно-сиротский корпус (впоследствии Павловский), женские институты (Екатерининский и Мариинский).
:}фУ^:4^: -:■■'■.■.,.■.••:.■•■•-•.■■.•• 1:. 6*4* 10**. 1-;:" ■ЯА&.
озно-теократическому настроению, — приблизил к себе церковь римско-католическую. Император предложил убежище в России папе римскому1, приютил изгнанный из ряда европейских стран орден иезуитов и даже принял сан Великого магистра Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Изначально названный духовный орден возник в Иерусалиме (1048), дабы давать приют и врачебную помощь богомольцам, являвшимся в Святую землю. Российский монарх стал членом католического ордена, в числе основных задач которого была деятельная благотворительность, а потому отнюдь не случайно краткий срок его правления — четыре года, четыре месяца и четыре дня — отмечен судьбоносным решением, кардинально и позитивно изменившим отношение Российского государства к инвалидам. Важные шаги на пути становления отечественной системы государственного призрения совершены монархом, которого многие современники считали безумцем2. Первый шаг на пути деятельной благотворительности Павел сделал в юном возрасте. В девять лет цесаревич заболел столь тяжело, что Екатерина II сомневалась, выживет ли он. По преданию, Павлу порекомендовали дать обет построить в случае выздоровления лечебное заведение. Обет был дан и исполнен. 11 июня 1763 г. Сенат обнародовал указ: «Просил Ее Императорское Величество любезный Ее Императорского Величества сын, цесаревич и великий князь Павел Петрович, чтобы Ее Императорское Величество позволили ему в Москве под его именем учредить свободную больницу» [7, с. 8]. Так, благодаря павловскому обету в Москве неподалеку от Даниловского монастыря появилась больница для гражданского населения на 25 коек (1763). Вступая в Мальтийский орден госпитальеров, Павел принимает новый обет — развивать в стране систему медицинских учреждений и также исполняет его. В 1797 г. самодержец повелевает создать во всех (за исключением столичных) губерниях врачебные управы, введя в них инспекторов «для лучшего наблюдения над аптеками и госпиталями». Правда, истинные мотивы указа далеки от филантропических идеалов ордена. Создавалась врачебная управа главным образом для освидетельствования рекрутов. Упра- 1 «Современное положение дел в Италии, угрожающее принять с каж 2 «С ранних лет Павел отличался странностями, свидетельствовавшими
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ ве в подчинение передавался немногочисленный губернский медицинский персонал («оператор»-хирург, уездные лекари, повивальные бабки), а также аптеки и казенные больницы [12]. К сожалению, совершенствование лечебной службы престолонаследник начал с ликвидации Приказов общественного призрения, введенных указом Екатерины II. Их по прихоти нового монарха сменили Камеральные департаменты и врачебные управы, а в столицах — медицинские коллегии. Характер изменений со всей очевидностью раскрывает текст указа по Москве (1798): «Приказ общественного призрения со всеми находящимися при оном чинами, заведениями городского правления с тем, чтобы и впредь принадлежащие здешнему Приказу общественного призрения суммы отсылались в Камеральный городского правления департамент для употребления их на такие же человеколюбивые предметы, на кои оныя и в Приказе назначались» [7, с. 38]. Учреждения, штаты, источники и размеры финансирования, как и благотворительные цели городской системы призрения, частично сохранялись, менялось название и подчинение по принадлежности. Чиновников рассадили по-новому, дело осталось на прежнем месте.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |