КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шаг — изданы учебники, написанные по-русски и созданные с опорой на отечественный опыт обучения глухих детей. 3 страница
Замысел Гаюи о введении совместного обучения мальчиков и девочек в силу некоторых особенностей официального помощника г-на Бушуева пришлось оставить, и в школу решили принимать мальчиков из бедных и богатых семей. Программы их обучения разнились меж собой, ибо по французским канонам строились сообразно материальному положению учеников: первых учили чтению, музыке, ручному труду и книгопечатанию; вторых, сверх названного минимума, — письму, истории, географии, поэзии; всем ученикам преподавался Закон Божий. Особого внимания заслуживают цели образования незрячих и задачи учреждаемых для них государственных институтов. Гаюи считал важным: дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжелого и опасного бремени праздности, которая способствует формированию дурных привычек и пороков; объединить незрячих общей работой, полезной и обществу, и им самим; обеспечить неимущих слепцов заработком взамен жизни подаянием; предоставить талантливым слепым из состоятельных семей возможность заниматься интеллектуальным трудом; сделать их максимально независимыми, создать предпосылки для самообразования и саморазвития; вернуть обществу праздные, но здоровые руки поводырей, живущих за счет благотворительности. Выдвинутые Гаюи основания необходимости создания специальных институтов свидетельствуют о том, что выдающийся тифлопеда- Новосильцев Николай Николаевич (1761 —1838) — граф, государственный деятель. В 1806—1809 гг. состоял при императоре. Слыл человеком весьма образованным, в частной же жизни добродетелями не отличался. «Был человек ума необыкновенного, обладавший обширными сведениями и замечательным даром слова, но властолюбивый, коварный, бездушный и жестокий» [38, с. 142]. : ■...,.■■,..■■ гог опередил не только российское, но и западноевропейское время. Проживающие второй период россияне не могли принять аргументы, убедительные для просвещенных парижан или образованных горожан протестантских стран, проживавших на тот момент следующий, третий период эволюции отношения государства и общества к людям с физическими и умственными недостатками. Напомним, и во Франции многие замыслы Гаюи не находили понимания и поддержки даже среди образованных современников, европейцы осознают их справедливость лишь в четвертом периоде. Мало кто в начале XIX в. мог согласиться принять слепых образцом для зрячих, а именно эту идею отстаивал Гаюи. Он полагал, что результаты в обучении слепого станут убедительным доказательством образовательных потенций человека для молодежи, прежде всего той ее части, которую некоторые называли не способной к наукам и ремеслам. Казалось, интеллектуальные успехи слепцов — тех, кого общество признавало исключительно объектом жалости и милосердного призрения, позволят филантропам направлять свою благотворительность не на призрение, а на организацию рабочих мест для слепых ремесленников. Отстаивая необходимость обучения незрячих, Гаюи доказывал государственную выгоду от этого предприятия тем, что за счет создания учебных и рабочих мест станет возможным расширить сферу деятельного призрения. Россия не вняла страстным призывам парижанина, деятельное призрение не вызывало интереса, а о создании рабочих мест для слепцов и речи быть не могло. Казалось бы, у нас есть все основания вслед за А. И. Скребицким и его единомышленниками подвергнуть нелицеприятной критике самодержавие и пассивность российской бюрократии, но мы не станем делать этого, поскольку видим иной причину случившегося. Стране, едва завершившей первый период эволюции отношения к инвалидам, Гаюи предложил ценности и институты еще далекого для нее третьего периода и тем самым обрек свой проект на провал, но сам прецедент попытки создать императорскую, т. е. государственную, школу для слепых заслуживает самого пристального внимания. Прежде невозможный частный проект сам по себе результат либерализации общественной жизни, предпринятой Александром I. Не окажись на российским троне монарха, с ранних лет воспитываемого венценосной бабушкой-немкой «по законам разума и в принципе добродетели», не приехал бы в Санкт-Петербург Валентин Гаюи и долго еще отечество не задумалось бы о школьном обучении слепых. Провидению было угодно привести к власти человека, выращенного «в общем благоволении к роду человеческому, доброжелательности ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всякому», и вскоре его замыслом Россия встанет на путь деятельной благотворительности, обретет и училище для слепых, и училище для глухих детей. Чрезвычайные трудности, сопровождавшие становление этих учреждений, объясняются тем, что европейская модель специального обучения, закономерная для начала третьего периода эволюции отношения государства и общества к людям с физическими и умственными недостатками, реализовывалась в стране, не завершившей предшествующий период. Правительство не заботилось о вовлечении глухих и слепых в школьную науку, да что правительство, если даже образованные состоятельные родители подобных детей не видели смысла в их обучении. Модель специальной школы попала в Россию раньше, чем была воспроизведена в ряде европейских стран, где политические, экономические и социально-культурные предпосылки к ее появлению складывались столетиями. ДЩСчастливый финал случайной встречи: России открывается императорское училище для глухих детей Дата начала официального обучения глухих — дня рождения отечественной системы специального образования — 14 октября 1806 г. (по старому стилю). Именно она проставлена на повелении произвести первые опыты обучения глухонемых питомцев из Воспитательных домов Ведомства императрицы Марии Федоровны, отобрав для того 12 детей, мальчиков и девочек поровну. Известные нам успешные попытки индивидуального обучения глухих на Западе относятся к XVI в. (Испания, Педро Понсе де Леон), в 1620 г. опубликовано первое наставление по сурдопедагогике (Испания, Боннет), через полтора столетия учрежден Парижский королевский институт глухих (Франция, 1770). К описываемому моменту королевские (государственные) учебные заведения существовали не только во Франции, но и в Саксонии, Австрии, Англии, Чехии, Пруссии, Голландии, Бельгии, Дании, Испании, Венгрии. В России попыток обучения глухих вплоть до распоряжения вдовствующей императрицы Марии Федоровны не зафиксировано, по крайней мере, в доступных источниках подобных свидетельств найти не удалось. К моменту воцарения Александра I первая волна открытия школ для глухонемых в Европе уже прошла, а потому эти учебные заведения, в отличие от Парижского института слепых, не попали в перечень «модных начинаний последних сезонов» и, соответственно, не привлекли внимания либерального самодержца. Зато монарх узнал о Парижском институте слепых, а узнав (честь и хвала Александру I), решил учредить нечто подобное в собственной столице. Не вина императора, что дело изначально пошло не так, как мечталось. Приглашение Гаюи писалось летом 1803 г., но, пока тот собирался, Россия объявила Франции войну, в Петербург же парижанин прибыл непосредственно после позорного для России Аустерлица, т. е. совсем не ко времени! Тем не менее Александр I все свои ранее данные обеща- 1 В сражении под Аустерлицем 20 ноября 1805 г. (2 декабря по старому стилю) армия Наполеона I разгромила австро-русские войска.
'•'-'*-":.-;т*'х
ния исполнил: здание под размещение училища выделили, квартиру и денежный оклад приезжему тифлопедагогу дали, все представляемые им проекты и финансовые сметы государь утверждал. Императора трудно упрекнуть в нежелании помочь Гаюи, беда заключалась в другом: чиновники постоянно вмешивались в проект, руководили, вводили в дело «нужных людей», дотошно высчитывали целесообразность затрат, не понимая целей расходов, и совершенно не интересовались сутью педагогического замысла! К тому же служебное рвение бюрократов всех рангов строго соответствовало степени монаршего интереса к проекту, и только тот угас, кураторы учебного заведения забыли и о школе, и о Гаюи. Судьба училища для глухонемых сложится не в пример удачнее, его опекуном надолго станет вдовствующая императрица Мария Федоровна и подчиненное ей ведомство. Петербургское училище превратится в уникальный педагогический оазис, куда на протяжении всех лет его существования чиновникам Министерства просвещения вход будет заказан. Начиналась же история училища как в сказке: «Гуляла царица в саду и встретила глухого мальчика. Сжалилась государыня над несчастным и решила в школу отдать, для чего повелела пригласить из тридевятого царства учителя...» Счастливым глухим мальчиком оказался один из шести детей генерал-майора Е. И. Мсллера1 Александр, глухотой также страдали его брат и сестра. Лето 1806 г. легендарный Саша Меллер проводил в Павловске в гостях у родной тетки Екатерины Борисовны Ахвердовой, чей муж (генерал-лейтенант Н. И. Ахвердов2) состоял воспитателем великих князей Николая и Михаила Павловичей. Судьбе было угодно, чтобы в придворном парке, окружавшем романтический замок-крепость Бип3, пути глухого подростка и Марии Федоровны пересеклись. Хорошо знавшая супругу наставника цесаревичей императрица сочла возможным вступить с Е. Б. Ахвердовой и ее юным спутником в беседу. Глухонемой мальчик ответить не мог, чем весьма расстроил императрицу, еще более ее опечалил рассказ Е. Б. Ахвердовой о горькой отцовской доле барона Меллера. 1 Меллер-Закомельский Егор Иванович — барон (1767—1830), гене 2 Ахвердов Николай Исаевич (1754—1817) — генерал-лейтенант. «Гене 3 Бип — потешная крепость императора Павла I, построенная на месте
.....:.,;, ■■.■■, ■. ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ
Потешная крепость Бип в Павловске Из воспоминаний Александра Меллера: «Приняв положение семьи нашей близко к сердцу, со свойственным ей состраданием, [императрица] сказала: «За границею на участь подобных детей давно уже обращено внимание правительства, там для образования их учреждены специальные институты, а у нас, к сожалению, в этом отношении ничего не сделано». <...> Императрица предложила <...> отправить меня вместе с ее братом герцогом Вюртембергским за границу для поступления в институт» [5, с. 72—73]. Искреннее сетование одного из первых лиц империи па отсутствие в подвластной стране специальных школ может удивить только западного читателя. Взращенная на протестантской системе ценностей Мария Федоровна, став первой дамой империи, не предполагала навязывать собственную мораль православным подданным. Сменив страну проживания, она приняла правила политической жизни новой родины и вовсе не предполагала, используя свое высокое положение, инициировать реформы. Супруг Павел I поставил Марию Федоровну во главе благотворительного ведомства, случай сделал возможным ее знакомство с глухим мальчиком. А вот дальше императрица, убежденная, что каждый ребенок (тем более из знатной семьи) обязан учиться и что выучить грамоте можно и глухого, начинает действовать по немецким правилам, тем более что и мальчик, строго говоря, рос в лютеранской семье. Мария Федоровна нашла простой и необременительный способ помочь Саше Меллеру, придумав просить своего младшего брата Александра1, благо тот ехал за границу, отвезти несчастного подростка в одно из приличных немецких училищ для глухих. 1 Александр-Фридрих Вюртембергский (1771 —1833) — герцог, генерал-лейтенант австрийских войск. По рекомендации А. В. Суворова принят в русскую службу в чине генерал-лейтенанта (1800).
_,,,;. {.:(•»-• '....................... Щ^"г '-•■•■--- ■-..::. '^
Случись подобное в западной стране, все бы разрешилось известным образом к общему удовольствию. Ее Императорское Величество исполнила благотворительную миссию в строгом соответствии со своим высоким положением и в рамках западной культуры, пополнив перечень королевских благодеяний еще одним человеколюбивым волеизъявлением. До того в силу исключительных обстоятельств не учившие своего больного ребенка родители-аристократы благодаря монаршему жесту милосердия предоставленную возможность тотчас использовали бы, не забыв при этом засвидетельствовать глубочайшую признательность государыне. Мальчик же уехал бы в школу, на том бы все и завершилось. Но в российских реалиях подобное (естественное для Запада) развитие событий оказалось невозможным, напротив, мимолетная встреча вызвала просто революционные последствия — страна обрела училище для глухих Учитывая важность события, расскажем о нем несколько подробнее. По сути немецкое, но обрусевшее и чтящее традиции новой родины семейство Меллеров не пришло в восторг от предложения отправить сына на чужбину, напротив, родители слезно попросили императрицу не забирать у них глухого ребенка. Сжалившись, государыня удовлетворила желание матери оставить мальчика в России, но не переменила решения организовать его обучение, найдя оригинальный способ исполнить задуманное. Мария Федоровна дает поручение срочно «выписать из заграницы одного из более известных профессоров, чтоб учредить в Петербурге Училище глухонемых», дабы предоставить глухим братьям Меллерам возможность получить образование, не покидая пределов родины. Не располагая точными данными о том, как определялся выбор адресатов, заметим, что француза пригласить не могли — Россия пребывала в состоянии войны с Францией, а уже упоминавшийся брат императрицы герцог Вюртембергский военную карьеру составил в австрийской армии и о венских сурдопедагогических достижениях вполне мог знать. Во всяком случае, поручение Марии Федоровны в российскую столицу прибыл исполнять польский ксендз Зигмунд Анзельм, обладавший опытом практической работы в Венском институте глухонемых. Во многих современных источниках именно его с легкой руки Саши Меллера1 числят первым 1 В 1901 г. русский врач М. В. Богданов-Березовский опубликовал книгу «Положение глухонемых в России», приведя в ней фрагменты воспоминаний А. Меллера, глухого выпускника Павловского училища. Сегодня многие авторы, так или иначе касающиеся обстоятельств открытия первого российского училища глухих, опираются на отрывочные детские впечатления как на официальный документ. К сожалению, даже профессиональные публикации по истории дефектологии грешат неточностью при перечислении педагогов, стоявших у истоков первого российского специального учебного заведения. Его научным предтечей являлся Гаюи, по тот факт советские историки сурдопедагогики почему-то не упоминают, отдавая пальму первенства Анзельму (Сигмунду). К моменту прибытия польского ксендза в Павловск Мария Федоровна уже получила ряд профессиональных рекомендаций от Гаюи. учителем отечественной школы глухих, однако Саша ошибся! Пальма первенства принадлежит великому Валентину Гаюи. Долгое время никому в Петербурге не нужный и уже отчаявшийся тифлопедагог в силу случайной оказии пришелся «ко двору»! Вспомнить о нем высокородную челядь вынудила прихоть государыни открыть Училище глухонемых. Так же как предшественникам выпало биться над загадкой долгауза, новой генерации бюрократов пришлось срочно решать задачу создания заведения, о котором никто из них толком не знал. Единственным человеком, способным исполнить традиционное для Руси царское повеление предоставить «неведомо что», оказался настырный парижанин, докучавший просьбами об институте слепых. Бывшему волонтеру Парижского института глухих1 судьба определила на короткое время стать консультантом Марии Федоровны и даже в какой-то мере взять на себя организацию нового для России дела. «Первоучитель, непонятый окружающими, попав во враждебную ему обстановку, отравляющую его существование, старался, — пишет А. И. Скре-бицкий, — и на чужбине быть полезным, как верный долгу наставник» [35, с. 707]. Еще до приглашения к императрице тифлопедагог занялся индивидуальным обучением глухонемых детей, сохранились упоминания о его занятиях с дочерью генерала Михель-сона и юным Польнером. Не считая себя достаточно компетентным в вопросах сурдопедагогики, Гаюи обратился за помощью к Сикару, и тот прислал из Парижа свою последнюю научную публикацию. Неожиданное поручение императрицы заставит Гаюи возобновить переписку. Проявляя личное участие и милосердие, желая помочь конкретным людям, Мария Федоровна, в поле зрения которой удачно оказался талантливый иноземный ученый, не только «милостиво повелела» основать при царской резиденции в Павловске училище «в малом виде и притом как опытное», но и выделила на его устройство деньги из личных средств. Образованная и по-немецки практичная Мария Федоровна не стала обращаться в недавно созданное Министерство просвещения, предпочтя воспользоваться опытом лучших западных учебных заведений. Главным очным советником императрицы, как мы знаем, оказался Гаюи, а заочным, по его же рекомендации, ректор Парижского института Роже Си-кар. Опытный сурдопедагог делегирует в Россию для постановки учебного дела должным, т. е. французским, образом своего молодого единомышленника — учителя Жоффре. Что касается Анзельма, то тот прошел стажировку не в Парижском, а в Венском институте глухих, а потому являлся сторонником венской методики обучения неслышащих. Здесь необходимо сделать два принципиальных уточнения, одно о сурдопедагогических пристрастиях Анзельма, другое о его проекте. 1 Гаюи присутствовал при первых опытах индивидуального обучения глухонемых, предпринятых Эпе и Сикаром, хорошо знал их методики. Достаточно сказать, что Эпе доверил Гаюи воспитание глухонемого мальчика (1784).
. й-Аеи-.,
и^--^ г^Ы &Ж& АХ
&»
Во-первых, о «венском методе». Его создатели, И. Май и Ф. Шторк, успешно пройдя подготовку в Париже у самого Шарля Эпе, по возвращении на родину становятся штатными сотрудниками незадолго до того учрежденного Венского Королевского института глухих. Освоив мимический (французский) метод обучения неслышащих непосредственно под руководством его создателя, австрийские специалисты «пришли к убеждению в том, что система мимического метода искусственна и сложна. <...> И. Май и Ф. Шторк видоиреобразовали систему, заменяя жесты дактиль-ной азбукой. <...> Основным же средством обучения глухих стала дактильная речь» [3, с. 51]. Скорее всего, Гаюи и Анзельм не сходились во взглядах на методы обучения воспитанников придворной школы, что, полагаем, породило жаркую научную дискуссию между педагогами и заставило Марию Федоровну обратиться к Сикару как к третейскому судье. На протяжении двух лет (1808—1810) императрица переписывалась с ректором главного французского училища, обсуждая с ним вопросы сурдопедагогики. Не полагаясь исключительно на иностранных специалистов, предусмотрительная Мария Федоровна задумала отправить в Париж на выучку нескольких русских людей, уже получивших педагогическое образование. Во-вторых, о «проекте Анзельма». За несколько лет до описываемых событий польский ксендз получил епископский наказ взяться за обучение глухих1, но ему, полагаем, не могло прийти в голову, что воплотить поручение придется не в родном Вильно, а в далеком и чужом Павловске. Польские земли, где начинал свою сурдопедагогическую деятельность Зигмунд Анзельм, в конце XVIII в. отходят России, «выписанный из заграницы профессор» являлся российским подданным! Ничего парадоксального в этом курьезном факте мы уже не видим. Сами по себе инициативы католических священников, как и не свойственное коренным россиянам отношение населения присоединенных Виленских земель к возможности обучения глухонемых, не могли заинтересовать ни русского монарха, ни созданное им Министерство просвещения. Анзельм попал в поле зрения столичных чиновников вынужденно, разыскать его их понудило монаршее желание перенести в отечество плоды западной учености. Иными словами, добейся Анзельм или любой другой россиянин невиданных успехов 1 Вдохновленный примером Людовика XVI, польский король Станислав Август Понятовский (1764—1795) повелел ксендзу Я. Непомук-Коссаковско-му организовать обучение глухих детей (1778). Исполнение задуманного растянется на десятилетия, согласно международным конвенциям 1795— 1797 гг. Виленские земли из-под польской короны перешли в подчинение российскому императору. Непомук-Коссаковский становится епископом вновь образованной Виленской губернии и поручает ксендзу Анзельму создать учебное заведение по образцу Парижского Королевского института. Зигмунд Анзельм в течение года (1804—1805) готовит проект, но не успевает реализовать его, так как призван в Павловск. Примерно тогда же попытку устроить частную школу для глухих в Романове под Ровно (1803) предпринимает Август Ильинский.
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ в индивидуальном обучении детей-инвалидов, соотечественники («верхи» и «низы») оставили бы это событие без внимания. Так что не станем все сводить к пассивности чиновников, петербуржцы проявили не меньшую, если не большую индифферентность к поступку вдовствующей императрицы. «Русское общество, — писал М. В. Богданов-Березовский, — с умилением встретило новый акт монаршего человеколюбия, но и тогда дальше благих намерений оно не пошло» [5, с. 2]. Как бы то ни было, но страна наконец получила специальное образовательное заведение, правда, задумывалось оно копией парижского, Анзельм же не вполне принимал французский мимический метод обучения! Самостоятельность педагога не могла понравиться императрице, мечтавшей не об обучении глухих вообще, а лишь о повторении западного образчика в собственных (в буквальном смысле слова при загородном доме в Павловске) владениях. Как мы помним, начиналось все с желания добросердечной Марии Федоровны помочь одному конкретному подростку, а вылилось в создание императорского общедоступного благотворительного училища для глухонемых детей. Итак, уникальное учебное заведение возникло в России по инициативе не говорящих по-русски — императрицы-немки Марии Федоровны, под наблюдением французского тифлопедагога Гаюи, при участии польского ксендза Анзельма. В 1807 г. Валентин Гаюи, полагаем, не без помощи государыни, откроет в Гатчине (неподалеку от Павловского училища глухих) и столь долгожданную школу для слепых. Анализируя историю открытия двух первых отечественных специальных школ, мы попытались отыскать если не прямые, то хотя бы косвенные свидетельства трансформации отношения россиян к людям с нарушением слуха и зрения. Длительная и кропотливая работа с архивными документами, историческими исследованиями, хрониками и мемуарной литературой не дает оснований говорить о заметных изменениях в сознании даже столичного населения. За исключением упомянутых лиц мало кто видел смысл в деятельной благотворительности. «Картина русского попечения об обездоленных настолько мрачна; общественная и государственная Россия настолько безучастна к вопросам гуманитарное™, настолько безжалостна к страдающим и беззащитным, что самый сдержанный отчет о положении дела призрения вызывает обвинение в злонамеренном пессимизме» [42, с. 105—106]. Тем неожиданнее появление на фоне «мрачной картины» двух специальных училищ. Их рождению способствовал курс на либерализацию общественной жизни, проводимый Александром I, и внутренней потребностью в деятельной благотворительности, которую испытывала его мать, императрица Мария Федоровна. Никто другой в империи, кроме высочайших особ, всерьез проблемой обучения слепых и глухонемых детей не интересовался. Волей просвещенного императора модель специальной школы попала в Россию прежде, чем получила распространение даже в тех европейских
странах, где политические, экономические и социально-культурные предпосылки к ее возникновению складывались столетиями. Открытие королевских училищ для глухих и слепых в Европе явилось результатом политических и экономических реформ, секуляризации общественной жизни, законотворчества в области гражданских и имущественных прав, развития науки (философии, медицины, педагогики), университетской традиции, неуклонного роста числа светских школ, книгопечатания, переосмысления прав людей с сенсорными нарушениями, накопления успешного опыта их индивидуального обучения. И за рубежом опытные специальные институты возникали по воле первого лица государства, но в Европе то был ответ просвещенного монарха на инициативы снизу. Тамошнее общество (образованная его часть) поднялось до понимания необходимости распространить законодательство об образовании на детей-инвалидов. В отличие от европейских венценосных особ российский монарх, учреждая первые специальные школы в родном отечестве, не мог опереться в полной мере ни на один из слоев населения, исключая, возможно, некоторых обрусевших иноземцев да выученных на Западе дворян. На тот момент в России еще не сложились все необходимые социально-культурные предпосылки для развития практики специального обучения, вследствие чего и трудности, сопровождавшие создание образцовых школ для глухих и слепых детей, оказались из ряда вон выходящими. Условной верхней границей второго периода эволюции служат прецеденты открытия специальных школ для глухих и слепых детей. Эти события как в Европе, так и в России пришлись на конец XVIII — начало XIX в. Стартовавший на пять веков позже, чем в Европе, второй период эволюции в нашей стране формально завершился в сопоставимые хронологические сроки аналогичными прецедентами. Практика специального обучения возникает в России под влиянием западного опыта и при отсутствии всех необходимых социально-культурных предпосылок, тем не менее прецедент был создан, рубеж, отделяющий второй период от третьего, перейден. Итак, благодаря курсу Александра I на либерализацию общественной жизни, ориентации монарха на европейские ценности и новинки оказалось возможным заимствование и перенос на российскую почву западного опыта создания специальных школ. Невзирая на отсутствие всех необходимых предпосылок, в России в сопоставимое с Западной Европой время учреждаются училища для глухонемых (1806) и слепых детей (1807). Созданное стараниями великого французского тифлопедагога Гаюи училище для слепых, лишенное монаршей поддержки, ненужное ни государству, ни петербуржцам, тихо угаснет и будет преобразовано в богадельню. Петербургскому же училищу глухих выпадет счастливая судьба: его заботливой и влиятельной патронессой станет вдовствующая императрица Мария Федоровна. До Петровских реформ отношение власти и населения страны к калекам и немощным совпадало, в годы лихолетья они претерпевали те же невзгоды, что и все, но почти не подвергались сознательным гонениям. Верхи и низы испытывали равное нищелюбие и сочувствие к убогим, нередко проявляя к ним личную милость и сострадание.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |