КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шаг — изданы учебники, написанные по-русски и созданные с опорой на отечественный опыт обучения глухих детей. 5 страница
В России многие из перечисленных социально-культурных условий (детерминант) долгое время отсутствовали, зачаточное состояние отечественной науки, медицины, университетского и школьного образования на протяжении столетий препятствовало возникновению попыток индивидуального обучения лиц с сенсорными нарушениями. Значительная часть родителей детей-инвалидов, включая привилегированные сословия, не испытывали потребности в обучении своих чад, поскольку по-прежнему не осознавали ценности и важности образования в жизни человека. Не случайно знакомство россиян с весьма эффективным опытом индивидуального обучения детей с нарушением слуха или зрения за границей не подвигало их к попыткам организации чего-то подобного у себя на родине. Переход России в третий период эволюции отношения к детям с физическими и умственными недостатками обеспечили либеральные реформы Александра I. Точкой отсчета служат прецеденты открытия в столице училищ для глухих (1806) и слепых детей (1807). Завершение же периода связано с законодательным оформлением в начале 30-х гг. XX столетия отечественной системы специального образования, включающей три типа специальных школ: для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта. Уникальность третьего периода в нашей стране заключается в том, что на него пришлись три революции, мировая и гражданская войны, приведшие к коренному переустройству государства и общества. Предпосылки формирования национальной системы специального образования начали складываться в государстве одного типа (монархическом), тогда как ее окончательное оформление состоялось в государстве другого типа (социалистическом). Третий период эволюции отношения государства и общества 1С детям с физическими и умственными недостатками соотносится, как мы уже знаем, с этапом становления национальных систем специального образования, и Россия не является исключением. Вместе с тем судьба специальной школы в нашей стране уникальна. После Октябрьской революции 1917 г. основы, на которых она возводилась, рухнут, советская система специального образования станет строиться на принципиально ином идеологическом фундаменте. Отношение к детям с отклонениями в развитии, как и философия специального образования, коренным образом изменится, а потому представляется необходимым выделить два исторических отрезка в пространстве третьего периода эволюции — дореволюционный и послереволюционный. В силу насованных обстоятельств, несмотря на то что граница между третьим и четвертым периодом в СССР приходится на 30-е гг. XX столетия, рассказ об истории становления отечественной системы специального образования мы прервем на рубеже 1917 г. Прежде чем перейти к рассмотрению общих закономерностей и уникальных особенностей третьего периода эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками в России, приведем хронологию событий отечественной истории, в контексте которых происходят интересующие нас изменения. Хронологические ориентиры (1801—1917) 1805 г. Открыт университет в Казани. 1801—1825 гг. Годы правления императора Александра I. 1806 г. Основано первое учебное (опытное) училище для воспитания и обучения глухонемых детей (Павловск). 1807 г. Открыта первая школа для слепых детей (Гатчина). 1808 г. Запрещена торговля крепостными на рынках и ярмарках. 1809 г. Указ об обязательности высшего образования или прохождения экзамена для получения высших гражданских административных постов. 1811 г. Основан Императорский Царскосельский лицей — закрытое учебное заведение для детей дворян. 1815 г. Ббльшая часть герцогства Варшавского по решению Венского конгресса присоединена к России под именем Царства Польского. 1819 г. Открыты университеты в Санкт-Петербурге и Харькове. 1827 г. Открыт университет в Хельсинки. 1828 г. Учреждено IV отделение государственной канцелярии, ведающее благотворительными заведениями и женскими училищами. Принят «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». 1833 г. Опубликован Свод законов Российской империи (15 томов). 1834 г. Открыт университет в Киеве.
1847 г. Опубликована повесть А. И. Герцена «Доктор Крупов». 1848 г. Создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых (в структуре ВУИМ). 1861 г. Отменено крепостное право (на момент его отмены общее число крепостных крестьян составляло более половины населения империи). 1864 г. Учреждено земство (выборные органы местного самоуправления). Земства ведали народным образованием и здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек). Земство ликвидировано декретом Советского правительства (1918). Принят новый Устав начальных школ, увеличиваются права местной администрации, церкви и земства в школьных советах; создание начальных школ и управление ими возложено на земство. Судебная реформа вводит равенство всех перед законом. 1864 г. Утверждено новое Положение о гимназиях и прогимназиях. Гимназии разделили на классические, дающие право поступать в университет без экзаменов, и реальные, которые готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. 1865 г. Открыт университет в Одессе. 1868 г. Опубликован роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Открыта военная прогимназия для малоспособных учащихся (Вольск, Саратовская губерния). 1870 г. Реформа городского самоуправления. Организацию образования и здравоохранения в черте города император поручает Городской думе. 1871—1872 гг. Реальные гимназии преобразованы в реальные училища (6-летний цикл обучения) без права последующего поступления в университет. 1874 г. Введена всеобщая воинская повинность. 1881 г. Создано Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых (в структуре ВУИМ). 1884 г. Введен контроль над всеми начальными школами, он поручается Священному синоду. Растет число церковноприходских школ. Вводятся ограничения в высшем женском образовании. 1887 г. Министерство народного просвещения распространяет циркуляр о «кухаркиных детях», ставящий препятствие поступлению в гимназию «служанкиным, прачкиным и кухаркиным детям». декабрь 1895 — январь 1896 г. В рамках II Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию организована Секция «Призрение и обучение слепых, глухонемых и ненормальных детей» (Москва). 1897 г. Перепись населения Российской империи (общая численность— 129 млн; городское население — 13%, сельское — 87%). 1908 г. Принят Закон об обязательном начальном обучении. Предполагалось его поэтапное введение в действие на протяжении 10 лет. В 1900 г. в начальных школах обучалось 4 млн детей, в 1914 г. — 7,2 млн детей, в том числе 2,3 млн девочек. 1910 г. Всероссийский Съезд деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых (Москва). 1911 г. Общеземский съезд по народному образованию (вопрос о необходимости специальных учреждений для дефективных детей). 1917 г. Октябрьская социалистическая революция. гути строительства отечественной системы специального образования, или История Опытного училища глухонемых Первая российская специальная школа возникла по воле вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Александра I, в загородной царской резиденции поблизости от Павловского дворца в октябре 1806 г. Государыня намеревалась организовать обучение глухонемых детей, и тотчас во исполнение ее желания в столице собрали 12 неслышащих отпрысков разного пола и возраста. Через три года школу перевели в Санкт-Петербург, придав ей с 1 января 1810 г. статус училища и подчинив Ведомству Санкт-Петербургского Опекунского совета. Тогда же в российскую столицу по рекомендации Сикара прибывает учитель Парижского Училище глухонемых в г. Санкт-Петербурге института глухонемых Жан Батист Жоффре1, с легкой руки которого Опытное училище встанет на французские сурдопедагогические рельсы2. Парижанин изменил школьный устав, прежде всего разделив воспитанников на два класса: в один вошли дети из «благородных» семей, в другой — из «простых». Класс «простых» укомплектовали сиротами из Воспитательного дома и детьми родителей, принадлежавших к так называемому «подлому» сословию (табл. 1). Инициатива Жоффре разделить учеников по сословной принадлежности естественна для носителя западной культуры, но почему российские устроители Опытного училища не обращали внимания ни на пол, ни на сословную принадлежность воспитанников? Дело в том, что изначально кандидаты в императорское училище почти что рекрутировались. О родителях Саши Меллера уже сообщалось, учить сына их обязала лично Мария Федоровна, но набрать недостающих до 12 (числа учеников, полагаем, рекомендованного Гаюи и Анзельмом) оказалось затруднительно. Ни слепых, ни глухих дворянских отпрысков в столице найти не удалось, а потому, дабы исполнить повеление матушки-императрицы немедленно, в училище зачислили всех, кто оказался под рукою. Принцип комплектования специального, но все же придворного заведения за- 1 Жоффре (ТаийтеГ) Жан Батист Клер (?—1824) — французский и рос 2 Согласно воспоминаниям воспитанника Павловского училища Саши
::;,:. СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
падноевропеица поверг в недоумение, для россиян же со времени петровских «цифирных» школ подобный способ приобщения детей к образованию стал привычным. Напомним, что за полвека до описываемых событий власти столкнулись с похожей проблемой при учреждении Смольного института для благородных девиц (1764). Екатерина II Великая рассчитывала на высокий конкурс и даже полагала ввести отбор претендентов по «справкам из герольдии» (родословным), но знатных родителей, желающих отдать дочерей в Смольный институт, явилось крайне мало. «Учреждение общественного учебного заведения для знатных девушек не встретило, особенно в начале, сочувствия, а вызвало скорее изумление, преимущественно в высших кругах. Идея и не могла быть в то время принята сочувственно» — так характеризует отношения русского дворянства к школьному обучению девочек Е. Лихачева [11]. Понятно, с какими душевными муками соглашались родители-дворяне отдать глухого (больного) ребенка в казенное заведение. Школьное обучение большинству россиян по-прежнему представлялось не привилегией, а тяглом (службой). Комплектование опытного училища шло трудно, рады были любому глухому ребенку, о каком-либо отборе вопрос не поднимался. Таблица 1 Списочный состав учеников Павловского училища глухонемых (по состоянию на 1810 г.)
Прибывший не просто из другой страны, но из «другого времени» парижанин не считал глухонемоту основанием отказаться от соблюдения сословных правил при приеме воспитанников. По убеждению Жоффре, глухие дети из благородных семей в силу происхождения обладали правом на образование и достойные условия содержания в учебном заведении. Сиротам же и выходцам не из дворян не следовало предлагать жизнеустройство, которого они прежде не имели и не смогут достичь по завершении обучения. Само зачисление в училище, по мысли француза, являлось для них привилегией, о комфорте и единой программе не могло быть и речи, а потому Жоффре предложил привычное (справедливое для западной культуры) сословное разделение воспитанников. Подопечные Опытного училища в реальной жизни встретиться едва ли могли, в стенах же уникального заведения дети генерал-майора и подмастерья, мальчики и девочки, выходцы из семей разного вероисповедания (православные, католики, протестанты) сидели за соседними партами. Политкорректность, проявленную при комплектовании училища, можно объяснить отсутствием у соотечественников интереса к обучению детей-инвалидов. Те, кто по долгу службы взялся за исполнение монаршего поручения, отнеслись к нему как к мимолетной прихоти, а потому не рассматривали опытное заведение как часть российской системы образования. Училище понималось вотчиной императрицы, здесь она решала, кого, как и зачем учить. В отыскании глухих Мария Федоровна испытала те же трудности, что и Гаюи в розыске слепых детей в Санкт-Петербурге. Правда, в отличие от заезжего тифлопедагога государыня могла рекрутировать учеников, что она и сделала, повелев укомплектовать класс сиротами из подведомственного ей же Воспитательного дома (см. таблицу 1). Вот причина, по которой сирот Дарью Никитину и Ульяну Николаеву зачислили в Павловское училище на месяц раньше дворянских отпрысков Меллеров, во благо которых оно изначально задумывалось. Обратим внимание и на тот факт, что воспитанники имели различную конфессиональную принадлежность, что объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, отбор детей в училище не регламентировался инструкциями Министерства народного просвещения, так как последнее не смело контролировать «педагогический эксперимент», начатый с благословения члена царской семьи. Во-вторых, веротерпимую императрицу — протестантку, принявшую православие, не смущало ни нахождение в учебном заведении детей из православных, протестантских и католических семей, ни конфессиональная разномастность педагогов. Так в начале XIX в. в России был создан прецедент, благодаря которому впоследствии становится возможным и открытие специальных школ для иноверцев, и объединение детей разных сословий, как и педагогов разных вероисповеданий, под одной крышей. Закон, регламентирующий специальное обучение, в дореволюционный период не появится, и устроители новых учебных заведений, открывая свои частные школы, смогут, невзирая на сословную
и конфессиональную принадлежность, отбирать воспитанников и учителей, ссылаясь на придворный образец. Отметим, западноевропейские государства не практиковали подобного конфессионального конгломерата в стенах одного учебного заведения. Невиданный демократизм, проявленный при комплектовании российского Опытного училища для глухих, несомненно, носил непреднамеренный характер. Внутренней потребности в подобной веротерпимости не существовало, государственная власть «осчастливила» подданных не только без их на то желания, но и вопреки их ценностным установкам. Специальное образование пока не было востребовано даже «цивилизацией», традициям же «почвы» оно и вовсе противоречило. Инициаторы специального обучения говорили на разных языках (подчас не владея русским), принадлежали к разным ветвям христианства, придерживались несовпадающих педагогических доктрин, не были едины в выборе сурдопедагогических методов. Даже первоначальный список книг опытного училища глухих носил случайный характер. Иноземные учителя привозили традиционные и органичные для культуры, носителями которой они являлись, методические пособия, отечественные учебники и программы отсутствовали. Иностранцы использовали учебники, популярные на тот момент на их родине. Свирепствовавшая относительно иностранных книг цензура библиотеки специальных учебных заведений своим вниманием обойдет. Итак, при создании первой императорской школы для глухонемых была заложена традипия сословной и конфессиональной терпимости, либерального отношения к выбору методов специального обучения. Что же до источников финансирования пионера отечественного специального обучения, то они были предложены и узаконены императрицей. «Воспитательного Дома Опекунскому Совету. Следуя постоянно коренному правилу Воспитательнаго Дома, избытки его обращать на дела благоугодныя и обществу полезныя, и почитая до-стоинымъ оныхъ употреблен1емъ пожертвовать некоторою частью на со-держаые заведеыя для несчастныхъ детей, лишенныхъ отъ природы двухь изъ важнейшихъ способностей, слуха и глагола, Я полагаю, что наступило время, поэлику не токмо на самомъ деле доказать успехи въ обученм здесь таковыхъ детей существующимъ въ Павловске на Моемъ изждивенм Опытнымъ Училищемъ глухонемыхъ, но и ожидается вскоре выписанный мною искуссный наставникъ оныхъ, ученикъ славнаго въ воспитаны глухонемыхъ Аббата Сикарда. И такъ, съ соглаая ИМПЕРАТОРА, Любезнаго Моего Сына, основывая подъ Ведомствомъ С.-Петербургскаго Опекунска-го Совъта Училище глухонемыхъ на изждивеыи обоихъ Воспитательныхъ Домовъ и участвуя Сама въ содержали онаго, Я препровождаю при семь утвержденное Мною учреждеые и стать сего Училища съ принадлежащими къ тому исчислен1ями, для надлежащего исполнен1я и повелеваю изъ общихъ доходов обоихъ Воспитательныхъ Домовъ производить по 2-й статье учрежден1я ежегодно по семи тысячъ рублей, равными частями, да по 4-й статье, сколько когда причитаться будетъ, а на первое заготовлеые потребныхъ для 12 питомцевъ Воспитательныхъ Домовъ вещей, исчислен-ныхъ по росписан1Ю подъ Лит. Д., семьсотъ пятъдесятъ рублей единовременно, поставляя см последые на счеть С.-Петербургскаго и Московскаго 10—Малофеев. Ч. 1 домов соразмерно числу питомцевъ, которые изъ одного или другого по-ступять въ число положенныхъ по стату двенадцати. По окончаыи же почи-нокъ, производящихся въ Доме, повелен1емъ Моимъ С.-Петербургскому Опекунскому Совету, отъ 2 декабря для сего заведеыя назначенномъ, Училище въ немъ открыто быть имееть 28 сего месяца». «Мар1я». Генваря 1 дня 1810 г. Оберъ-Секретарь Васил|й Крюковсюй». [3, с. 29] Текст монаршей записки заслуживает особого анализа. Как мы уже знаем, от изначальных официальных распоряжений короля относительно источников финансирования придворного специального института впоследствии зависела не только его судьба. Позднее возникающая сеть специальных школ всегда строилась с оглядкой на столичный образец. Как же складывался механизм финансирования отечественной специальной школы? Основным, если не единственным, источником содержания избрали благотворительные средства. Защитив казну от затрат на Опытное училище, верховная власть невольно поставила будущее специальных школ в зависимость от складывающейся внутриполитической и виутриэкономической ситуации, любая нестабильность вмиг лишала их необходимых средств. Принятое решение было небезупречно и для потенциального дарителя, так как деньги, жертвуемые им на призрение детей-сирот, могли переадресовывать на иные нужды. В отличие от Запада, где филантроп и высшая власть сотрудничали во имя общей цели, Российское государство, поощряя частных лиц к благотворительности, предпочитало использовать полученные средства по собственному усмотрению. Насколько уязвим избранный механизм финансирования специальных школ, выявится в будущем, пока же все складывалось весьма успешно. Эффект обучения глухих оказался столь значительным, что в рождественские дни 1810 г. государыня приняла решение придать своей необычной педагогической затее официальный статус. Так, возглавляемое ею Ведомство управления благотворительными заведениями (после кончины государыни его назовут Ведомством учреждений императрицы Марии)1 пополнилось Опытным училищем глухонемых. Утверждается его штатное рас- 1 «Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ) — в России орган управления системой учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных учреждений, находившихся под покровительством императрицы. Ведет историю с 1796 г., когда императрица Мария Федоровна по указу Павла I взяла в свое ведение созданные в 1760—1770 гг. по плану И. И. Бецкого Воспитательные дома в Москве и Санкт-Петербурге» [22, с. 129]. Преемницей дела Марии Федоровны после ее кончины (1828) станет супруга Николая I императрица Александра Федоровна. Возглавленное ею ВУИМ руководило Опекунскими советами, Санкт-Петербургским попечительским советом заведений общественного призрения, Комитетом главного попечительства детских приютов с 81 приютом, Благотворительным обществом г. Москвы, частными благотворительными учреждениями. ■, ■)
писание, число учебных мест увеличивается до 241, финансирование училища осуществляется из бюджета Ведомства управления благотворительными заведениями. Не забывает свое детище и императрица, только в 1816 г. она жертвует на его содержание 256 000 р. из личных средств, сумму по тем временам фантастическую, «училище начинает жить вполне прочной жизнью» [3, с. 79]. Формальное сравнение российского училища с западными королевскими институтами, безусловно, окажется в пользу отечественного заведения, никто из европейских монархов не проявил подобной заботы о сиротах из простонародья. Решив создать уникальное для России училище, государыня не жалела на него ни сил, ни времени, ни средств. Однако прямое сопоставление «достатка» специальных школ разных стран бессмысленно, ибо их устроители руководствовались несходными мотивами, намечали неодинаковые цели, пытались решать разные задачи. В Европе монарх, открывая институт для глухих или для слепых, всегда отвечал на вызов времени, призывая в помощники соотечественника-единоверца, хорошо осведомленного в вопросах специального обучения. Королевский указ об открытии столичного заведения служил своего рода сигналом необходимости поддержания частных инициатив правительством, а потому вслед за первой в короткий срок появлялось еще две-три государственные или городские специальные школы. Через столетие от момента создания учреждения врач училища М. В. Богданов-Березовский2 с горечью напишет: «Просматривая историю развития вопроса в России, мы встречаем массу единичных фактов, когда отдельные личности своим высокогуманным примером и неутомимою энергией в святом деле любви к ближнему старались поднять вопрос о призрении глухонемых в нашем отечестве на должную высоту. К сожалению, эти немногие сподвижники не заразили своим добрым примером русского общества, и оно, в большей своей части, рассматривало эти факты с точки зрения простой филантропической забавы и вовсе не хотело придавать всему этому оценку серьезного, научного, общегосударственного вопроса. Даже и тогда, когда на этот предмет обратила свое милостивое внимание императрица Мария Федоровна, основав училище 1 Предполагалось, что основную массу учащихся необычной школы со 2 Богданов-Березовский Михаил Валерианович (1867—1921) — доктор для глухонемых, русское общество с умилением встретило новый акт монаршего человеколюбия, но и тогда дальше благих намерений оно не пошло» [3, с. 2]. Не станем упрекать российское общество в равнодушии к педагогическим экспериментам с глухими детьми. В отличие от Марии Федоровны и современных ей европейских сторонников специального обучения россияне продолжали следовать ценностям предшествующего второго периода1. В пору возникновения необычного придворного учебного заведения в стране продолжали действовать невольничьи рынки, где торговали крепостными (взрослыми и детьми). Под благотворительностью понималась жалость, сострадание, реализуемые в форме милостыни, подаяния деньгами или хлебом. Попытка выучить глухонемых грамоте в глазах россиян (быть может, за исключением следовавших протестантской вере) человеколюбивым деянием не выглядела. Появление школы воспринималось как царская прихоть, а потому не обсуждалось, не осуждалось, но и стать примером для подражания не могло. Одной из главных причин пассивности соотечественников оставалась их политическая несвобода. «Семья глухонемых все размножалась, росла, и вместе с поднятием умственного и экономического уровня в русском обществе вообще уровень этот должен был подняться и в среде глухонемых, они также поняли, что без специальных знаний, без работы и ума, и мысли жизнь полная, жизнь разумная немыслима даже и в деревне. До 19 февраля 1861 г. вопрос этот оставался как-то незамеченным и на очереди как будто не стоял, но когда времена крепостничества отпали и жажда самостоятельной гражданской и духовной жизни начала охватывать и наше сельское сословие, все убогое и умственно обездоленное, все, что прежде рабски, без всякого протеста ютилось в деревнях, не найдя теперь там себе ни поддержки, ни утешения, все это потекло к большим городам, к столицам и вообще к свету, твердо веря, что знания и опытность этих житейских и ученых центров поддержат их и научат, как бороться им с природными физическими и умственными недостатками. Так было и с глухонемыми» [3, с. 2—3]. Либерализация жизни, обретение относительной свободы, в том числе в предпринимательстве, приведут к осознанию всеми слоями населения значимости образования2. Люди из средних сословий, чья деловая инициатива на протяжении многих веков сдерживалась традицией, смогут реализовать свою энергию на ниве организации школьного обучения. Возникнет и быстро наберет силу встречное 1 Для справки: всего двумя годами позже начала обучения глухих в Пав 2 Дворянство, состоятельные граждане не могли не задуматься о необхо движение энтузиастов (педагогов, медиков, священнослужителей, подвижников-филантропов), одержимых идеей народного просвещения, а также родителей, возжелавших наконец дать своим детям школьные знания. Правда, случится это в конце XIX в. после отмены крепостного права, а пока вернемся в училище императрицы Марии Федоровны. Численность его воспитанников неуклонно росла: в 1811 г. их было 23, в 1815 г. - 34, в 1835 г. - 100, в 1843 г. -160 (в том числе 100 мальчиков и 60 девочек).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |