КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Попечение
ПРИЗРЕНИЕ СВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЦЕРКОВНАЯ
МИЛОСЕРДИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ Милостыня, подаяние
Структурно, если так можно выразиться, благотворительность подразделялась на государственную и негосударственную, последняя, в свою очередь, делилась на церковную и светскую. На протяжении XIX в. церковная благотворительность оставалась на уровне личного милосердия отдельных духовных лиц. Церковь всецело зависела от самодержца, и ее волеизъявления в сфере призрения регулировались государственным законодательством. Что же касается способов благотворительности, то она могла реализовываться как милосердие, призрение и попечение. Милосердие — сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердность. Призирать — приглядывать, присматривать, наблюдать. Приказ общественного призрения — губернское место, заведующее этой частью, заботой о нищих, калеках, больных, сиротах, содержащееся на средства земства. Попечение — забота, усердие, рачение и старание о чем. [В. И. Даль, Толковый словарь] Под милосердием понималась потенциальная готовность делать добро, на практике жалостливость и сочувствие к детям-инвалидам чаще всего реализовывались в виде милостыни, подаяния. Призрение подразумевало активные действия, выражающиеся в создании заведений временного проживания (ночлежек, странноприимных домов, приютов, богаделен, вдовьих домов и т. п.), где инвалид мог рассчитывать на кров и еду. Попечение (попечительство) детей-инвалидов означало широкую деятельную заботу об их будущем. Попечительство не сводилось только к удовлетворению витальных потребностей ребенка в еде, одежде и жилье, но и обеспечивало потребности культурные и социальные — воспитание, обучение грамоте и ремеслу. Итак, к концу XIX столетия набрало силу государственное и общественное призрение и стремительно обрело наивысшую свою форму — попечение. Вне контекста политических преобразований, либеральных реформ, роста личных свобод и образовательного уровня населения ничего подобного случиться не могло. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов городского самоуправления (Городских дум), судебная реформа (1864) привели к изменению уклада жизни наших соотечественников, следствием чего и стало развитие организованной благотворительности. | Филантропы организуют обучение слепых детей Сострадательно-милосердное отношение к слепым, как уже не раз отмечалось, характерно для всех христиан, однако россияне, охотно подавая слепцам милостыню, не могли взять в толк, зачем отсылать их в школу. Зная о различиях позиции католической, протестантской и православной церквей относительно обучения детей-инвалидов, не станем искать причин, по которым в православной стране с преобладающим сельским населением вплоть до приезда Гаюи не зафиксированы прецеденты индивидуального обучения незрячих. Родители из лагеря «цивилизации» в этом вопросе ничем не отличались от родителей из стана «почвы», и те и другие не имели повода отдавать ребенка-инвалида в «науку». В подобной ситуации могла бы помочь прогрессивная позиция монарха (вспомним Англию, Францию, Австрию, Пруссию) либо на- 13-Малофесв. Ч. 1 193 личие закона об обязательном начальном обучении (как в Германии или странах Скандинавии). Но и это в России случиться не могло — закон о всеобуче отсутствовал, а император вскоре после открытия первого училища для слепых охладел к французской диковине, без его заинтересованности прожект оказался никому не нужным. Неудача, постигшая в начале XIX в. первое императорское училище для слепых, закономерна и объяснима. Опыт, заимствованный в стране, проживавшей третий период эволюции отношения к инвалидам, оказался явно преждевременным для России, исповедующей ценности второго периода. Устроительству специальных учебных заведений должен предшествовать весьма длительный период церковной и светской благотворительности, закладывающий фундамент их будущей жизнеспособности. К моменту монаршего решения открыть в Петербурге институт слепых на манер парижского отечественный опыт деятельной благотворительности оставался весьма скудным, филантропов можно было пересчитать по пальцам. Финансово обескровленная православная церковь не могла соперничать с западной в деле благотворительности и призрения. Учебное заведение просуществовало всего десять лет (1807—1817), а его основатель без почестей расстался с негостеприимной страной. Ни искушенная столичная публика, ни просвещенная знать (участливо подававшая милостыню слепцам), ни профессура, ни чиновники Министерства просвещения иноземной диковиной не заинтересовались, педагогические семена упали на неподготовленную почву. После того как интерес императора к чужеземной новации угас, а приглашенного устроителя отправили восвояси, не просто закрылось необычное училище, на многие годы заглохло в России дело школьного обучения слепых. Уместен вопрос: почему созданное по французским лекалам одним и тем же человеком — Гаюи — училище глухонемых успешно функционировало и крепло, а училище слепых захирело? Возможно, «пережив все волнения и ужасы, опытно, так сказать, испытав опасность даже соседства революции и лично насмотревшись на разгром Западной Европы, Александр из нетерпеливого реформатора превратился в самого ярого охранителя внешнего и внутреннего порядка»1. Тогда почему «ярый охранитель», закрыв одно учреждение, не тронул другое? Поместив факты в культурно-исторический контекст жизни империи, мы сможем найти ответ. Войдя в конфронтацию с Францией, Россия, естественно, с подозрением начала относиться к любым парижским веяниям, чего бы они ни касались. Пожалуй, ярче других охранительные тенденции после Отечественной войны 1812 г. прослеживаются в деятельности Министерства народного просвещения. Особое рвение при искоренении либеральной крамолы (или того, что на нее походило) проявили попечители Петербургского и Казанского 1 Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII— XIX вв.). - СПб., 1912. - С. 10. учебных округов Рунич1 и Магницкий2, чьи имена «затмили собою саму Николаевскую эпоху»3. Еще раньше (1811) министр просвещения А. К. Разумовский4 начал ожесточенную борьбу со всяким влиянием Запада на русскую школу. Однако столичные училища глухонемых и слепых не подчинялись министерству и графа А. К. Разумовского не интересовали. Роковым для детища Гаюи событием стала утрата монаршего интереса. Мария Федоровна, не в пример сыну, об училище глухонемых пеклась, и оно крепло, опираясь на крамольные западные идеи. Александр I от института слепых отвернулся, и чиновников словно с цепи спустили. Бюрократ лишен собственной воли, он отождествляет государственные интересы с интересами непосредственного начальника, и коль скоро царский энтузиазм остыл, то пропала и корысть заботиться о необычном училище. Столичное общество по известным причинам не испытывало восторга по поводу обучения слепых, а потому не заметило, как училище тихо угасало. Тогдашнее понимание заслуг Гаюи отражает краткость записи письмоводителя канцелярии ИЧО в год перевода училища (1819) в подчинение этой благотворительной организации: «Прежде оно находилось под управлением 1 Рунич Дмитрий Павлович (1778—1860) — государственный деятель. 2 Магницкий Михаил Леонтьевич (1778—1844) — государственный дея 3 Весной 1824 г. директор заведения М. С. Пилецкий-Урбанович обращается 4 Разумовский Алексей Кириллович (1748—1822) — государственный де 13* 195
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |