КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Азиатская часть Российской империи 2 страница. Итак, в дореволюционной России учреждения для глухих имелись только в европейской части страны2, да и то не во всех губерниях
Итак, в дореволюционной России учреждения для глухих имелись только в европейской части страны2, да и то не во всех губерниях. 1 Якобий Павел Иванович (1842—1913) — врач-психиатр, этнограф, рево 2 За пределами Западной и Центральной России учебные заведения для I $се они возникали благодаря частным инициативам и не имели стабильной финансовой поддержки от правительства за исключением I к'тербургского и Варшавского институтов. Живя на частные пожертвования и благотворительные средства ВУИМ, школы испытывали постоянную зависимость, в том числе в выборе целей и содержания обучения, от меценатов. В от-личие от немецких или скандинавских специальных институтов российские училища не курировались Министерством просвещения и, следовательно, не получали от государства не только материальной, по и административной и методической помощи. На государственном уровне никто не проявил заинтересованности в распространении прогрессивного сурдопедагогического опыта лучших училищ среди других учебных заведений страны, в силу чего научные достижения петербуржцев, москвичей и учителей Прибалтики долгое время оставались недоступными для большинства коллег-сурдопедагогов. Каждая школа оказалась вынужденной самостоятельно готовить для себя педагогические кадры. Все перечисленные факторы тормозили создание в масштабах страны сети специальных образовательных учреждений, соразмерной числу нуждающихся. И все же экономические и политические реформы делали свое дело. Общественное сознание медленно, но менялось, все больше людей, еще вчера далеких от вопросов специального обучения, оказываются вовлеченными в их решение. Россияне помогают попечителям деньгами, но главное — задумались о гражданском праве глухих детей на образование. Доказательством тому служит появление на российской «карте школ глухих» казачьей станицы Горячеводской. 1 октября 1911 г. отставной урядник казак Иван Сергеевич Климов на собственные сбережения открыл в родной станице1 класс для глухонемых детей. Что же это был за человек? Военную службу Климову выпало проходить в столице в составе личного императорского конвоя. Сегодня невозможно установить, какие причины побудили казака задуматься об обучении глухих. Быть может, сопровождая императора Александра III в придворное училище, он познакомился с воспитанниками и решил изменить карьеру, а быть может, повод оказался совсем иным, не это важно. Военный человек, казак из элитного подразделения записался слушателем педагогического курса в Петербургском училище глухих. Парадокс? Но ведь и Гаюи начинал служебную карьеру шифровальщиком в Министерстве иностранных дел. Правда, в отличие от Гаюи урядник Климов не общался с Ж.-Ж. Руссо и вряд ли читал знаменитые письма Д. Дидро. Как же сумел уроженец кавказской станицы, православный казак Климов сравняться с просвещенными парижанами Дидро, Гаюи, Руссо, Эпе? Обогнать время, по которому жили земляки-станичники, Климов смог в силу особой гражданской позиции. На проблему обучения глухих, точнее, его отсутствия в границах земель Терского казачьего войска урядник взглянул глазами свободного, грамотного Станица Горячеводская Пятигорского отдела Терской области. Население области около полутора миллионов. В Пятигорский отдел входило 14 казачьих станиц с населением более 60 000 человек. фщ,.,*« человека, гражданина, патриота-государственника. Им двигало не православное благочиние, не протестантское понимание важности обучения грамоте, не просвещенческие идеалы прав личности. Принадлежа к особому сословию, Иван Сергеевич с молоком матери впитал не только чувство преданности царю и Отечеству, но и убежденность в ответной заботе государя о казачестве. Однако на глухих казачат эта забота, как выяснилось, не распространялась. Живя в родной станице, И. С. Климов, конечно, смотрел на глухих детей с присущей русскому человеку жалостью, но после знакомства со столичным училищем, тем более после стажировки в нем, представления урядника изменились. В Петербурге он узнал, что, во-первых, глухих детей, как и обычных, можно учить грамоте, во-вторых, что во многих странах их давным-давно учат, в-третьих, глухих давно учат и в России. Если первые два положения могли оказаться для военного человека только любопытной информацией, то третье задело за живое. Казаки, в том числе отцы и братья глухих детей, исправно несут военную повинность, тогда почему государство не предоставляет их глухим сородичам бесплатное школьное обучение, как всем остальным казачатам? Вряд ли И. С. Климов заподозрил верховную или войсковую власть в нарушении слова, скорее он предположил, что та просто «не в курсе», и решил исправить положение. Глухота, по мнению Климова, не должна была служить причиной лишения ребенка гражданского права на образование. Располагая статистикой о распространенности глухоты на европейском континенте, урядник воспользовался опубликованными данными переписи населения 1897 г. и вычислил вероятную численность взрослых глухих в крае, а затем — приблизительное количество таких детей в близлежащих станицах. По мнению образованного урядника, в Терской области должно было проживать около 375 глухих детей в возрасте от 7 до 14 лет. По его заявлению атаман Пятигорского отдела полковник И. Д. Попов распорядился подсчитать истинное число глухонемых детей обоего пола по станицам вверенного ему отдела. Полученная информация (18 человек) не устроила энтузиаста, который сам проехал по станицам и выявил 40 детей с нарушением слуха. Причину несовпадения данных И. С. Климов видел в том, «что само население не знает, сколько у них есть всего глухонемых» [19, с. 9]. Не дожидаясь перемен, отставной урядник решает сам взяться за дело и открывает в небольшой саманной избе класс на 11 учеников. Местные власти не мешали, но и не помогали подвижнику, который на личные средства и символическую плату родителей пытался содержать частную школу-класс, что оказалось весьма трудно. «Масса глухонемых, — с горечью писал Иван Сергеевич, — остается в Терской об -ласти без всякого обучения и призрения. Зародившаяся же школа не в состоянии принимать за такую плату, как указано в этом отчете1, 1 За обучение в 1911/12 учебном году взималась плата от 8 до 125 р., с учетом финансовых возможностей родителей. Один ребенок учился бесплатно. Средняя стоимость годовой оплаты 55 р. В 1912/13 учебном году средняя оплата возросла до 140 р. ;| многие родители не в состоянии даже и этой платы вносить. Между прочим, нормальные дети из казачьего сословия обучаются в станичных школах бесплатно <...>. Родители глухонемых детей несут все военные и общественные повинности наравне с прочими, следовательно, и дети их должны пользоваться такими же правами, как и нормальные» [19, с. 9]. Трудно отказать уряднику в государственном понимании права глухого ребенка на образование и юридических основ организации специального обучения. Список учащихся горячеводской школы указывает на отсутствие у И. С. Климова сословных или иных предубеждений при зачислении ребенка в свое учреждение (см. табл. 4). Изначально беспокоясь о судьбе казачат, урядник-сурдопедагог готов был принимать в школу любого глухого ребенка. Первоначально он набрал 6 мальчиков и 5 девочек (8 из казаков, двое из мещан, одна — крестьянка). Определяющим являлся не пол, вероисповедание или происхождение, а гражданское право глухого на образование. Успехи, которых удалось достичь за короткий первый учебный год (с 1 ноября 1911 г. по 1 мая 1912 г.), педагог описывал так: «Поставлено 26 звуков и более 150 понятий (слов). Звуки и слова глухонемые дети могут говорить сами и понимать их у говорящего лица по движению губ и языка, а также прочитывать по букварю и написать их. Кроме того, они научились считать устно и письменно до десяти и записывать формулы на сложение и вычитание в пределах десяти» [20, с. 2]. Допустимо предположить, что лучшие показатели обеспечили оглохшие и слабослышащие дети, тем не менее успех обучения не вызывает сомнения. В конце учебного года педагог пропел «публичное испытание глухонемых». Трудный для детей и учителя экзамен Иван Сергеевич организовал сознательно, дабы, как он сам пишет: «Убедить присутствующую публику, что глухонемые обучаются в училище всем тем предметам, каким обучаются и слышащие дети в народных школах, чтобы все, как сами родители глухонемых детей, так и местное население, относились бы к обучению глухонемых с сочувствием, вниманием и доверием, так как в начале, при открытии этого училища, многие не обращали на это никакого внимания, а некоторые по своему незнанию относились с каким-то недоверием, говоря, что для глухонемого разговорная речь недоступна и всякое другое обучение для него лишнее» [20, с. 4]. Поставленной цели подвижник отчасти достиг, к его детищу и Попыткам обучения глухих стали относиться с большим вниманием. В ноябре 1912 г. училище посетил начальник Терской области ('. 11. Флейшер, засвидетельствовавший успехи учеников и свое удовлетворение записью в школьной книге отзывов. Заинтересованное отношение к училищу атаман подтвердил приказом по Терскому казачьему войску и но области (№ 1854 от 21/31 декабря 1912 г.). Приказ отмечал «результаты громадной работы г. Климова, организатора и учредителя школы, вложившего свое сердце И душу в дело обращения обиженных природой несчастных в разумные и сознательные существа» и содержал поручение «младшему помощнику доложить свои соображения, чем может прийти на помощь горячеводской школе глухонемых войско» [20, с. 4—5]. 1ЛА- ' Таблица 4 Список учеников горячеводской школы (отчет за 1912 г.)1
1 В школы глухонемых, где метод обучения устный, обыкновенно принимаются дети не старше 10—12 лет; здесь же дети принимались и старше этого возраста потому, что не находилось учеников с определенным возрастом, за которых родители могли бы хотя что-нибудь внести за обучение и содержание. [19] Продолжение
Короткая история уникальной станичной школы весьма поучитель-I га. Не начнись через полгода мировая война и не случись все то, что за ней последовало, убеждены, в скором времени сначала в одном округе, а затем во всех казачьих землях сумели бы решить вопрос об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В пользу этого соображения говорит и настойчивость урядника И. С. Климова, и быстро достигнутое им взаимопонимание со станичниками, и ясная позиция командующего Терского казачьего войска С. Н. Флейшера. Напомним, в Новочеркасске, на территории Донского казачьего войска, несколько раньше княгиня К. М. Святополк-Мирская и местное Попечительство о бедных учредили школу-приют для глухих детей (1886). Почин отставного урядника И. С. Климова, одобренный казаками и высшим военным руководством, можно оценивать как свидетельство происходящих перемен в гражданском сознании россиян. Речь идет уже не о столичных жителях, не о людях, ориентированных на западную культуру и европейскую систему ценностей, а о представителях «народа» («низов», «почвы»). Да, к началу XX в. (1902) ведущими и наиболее крупными специальными заведениями для детей с недостатками слуха оставались старейшие училища Петербурга, Варшавы и Москвы (см. табл. 5). Тем не менее не стоит недооценивать темпы и географию развития сети в целом. Таблица 5 Ведущие российские учебные заведения для глухих (по состоянию на 1902 г.)
'
Дабы осознать дистанцию между старейшими училищами и прочими, достаточно сравнить численность воспитанников и педагогов столичных школ с показателями заведений, следующих за ними. Новочеркасская школа в отчетный год имела 62 ученика и 5 педагогов, казанская — 61 ученика и 6 педагогов, их годовые бюджеты соответственно равнялись 7000 р. и 2200 р. Мы сознательно сопоставляем бюджеты, так как качество обучения в значительной мере зависело от объемов финансирования, а оно, в свою очередь, измерялось щедростью учредителей и попечителей. Иными словами, глухие дети, проживающие в разных территориях Российской империи, не могли надеяться (тем более претендовать) на равные условия обучения и содержания. Тем не менее очевидна динамика процесса развития сети специальных учреждений, которые в известной мере управлялись и координировались Попечительством государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Есть все основания полагать, что со временем Россия неминуемо пошла бы по европейскому пути создания государственных специальных учебных заведений. Число региональных отделений попечительства стремительно росло, ширились ряды состоящих в них активных членов, жертвователей на дело обучения неслыша-щих, появлялись школы нового типа, отвечающие духу либеральных реформ. Особого внимания заслуживает Мариинская Александровская школа-хутор (1903). Оригинальная модель учебного заведения «школа-хутор» возникла вблизи города Александровска1 Екатеринославской губернии благодаря энергии и душевной щедрости небольшой группы подвижников. Школа-хутор (сегодня она определялась бы как учебно-производственный комплекс) занимала 11 гектаров подаренной и 40 гектаров арендуемой земли, где разместились учебный, спальный и медицинский корпуса, церковь, хозяйственный блок с пекарней, баней и прачечной. Школа обустроила большое учебно-подсобное хозяйство, куда входили сады, огороды с парниками, пасека, молочная и свиная фермы, опытные поля и даже сельскохозяйственная метеорологическая станция, а кроме того, мастерские для обучения столярному, токарному, переплетному делу, вязанию и рукоделию. Отчет учителя А. А. Мальцева о состоянии сельского хозяйства читается как гимн свободному фермерству, опирающемуся на агрономическую науку. За сезон воспитанники-хуторяне под руководством педагогов собирали со своих земель около Ют озимой и 8,5 т яровой пшеницы, 1,5 т ячменя, выращивали арбузы, дыни, баклажаны, огурцы, капусту, зелень, обеспечивая себя и персонал хлебом, овощами и фруктами полностью. Имела школа и теплицу-оранжерею, что позволило организовать цветоводство, выращивать на продажу розы. Рациональное землепользование осуществлялось с помощью Харьковского агрономического бюро, с которым школа заключила договор. Для обработки земли, сбора урожая хуторяне Ныне г. Запорожье Днепропетровской обл., Украина. располагали самым современным инвентарем и достаточным техническим парком. Хозяйство держало много скота и птицы, до сотни свиней, 12 лошадей, столько же коров, обеспечивая себя полностью молоком и мясом. Ферма постоянно пополнялась животными элитных пород (коровы голландской и симментальской породы, свиньи йоркширской породы, плимутрокские и итальянские куры), вызывая зависть и интерес у местных жителей. Со временем в целях экономии средств на ремонт одежды и обуви, а также ради обучения воспитанников ремеслу школа пригласила профильных мастеров и придала им в помощь учащихся. В 1908 г. усилиями регионального отдела попечительства, при активной поддержке уездного земства, училище получило небольшой участок земли на побережье Черного моря в Евпатории и организовало там школу-санаторий на 30 мест. Благодаря энергии, разумному ведению хозяйства, коммерческой жилке администрации и пожертвованиям жителей губернии за 5 лет школа увеличила свой капитал с 300 р. (1903) до 186 000 р. в Александровском и 173 000 р. в Евпаторийском отделениях (1908)1. Активность и целеустремленность Александровского отдела попечительства и коллектива учебного комплекса вызывают восхищение, тем более что рождение и становление школы пришлись на драматический отрезок времени в отечественной истории. «В 1904 г. началась война с Японией, в 1905 г. пронеслись широкой волной народные волнения с забастовками и еврейскими погромами, каковые бедствия, естественно, прежде всего самым пагубным образом отразились на благосостоянии всех благотворительных учреждений вообще. <...> В особенности тяжелым годом явился 1906 г. <...> Школа в Александровске была временно с июня по 15 сентября закрыта, деятельность отдела приостановлена, и мало было вероятия на возрождение этого симпатичнейшего учреждения. Причиной явились последствия 1905 г.», — отмечено в отчете отделения, представленного в попечительство и 1908 г. ВУИМ почти не помогал школе-хутору. Первоначально выделив пятитысячный кредит под процент, Попечительство пообещало школе 80 000 р., но слово не сдержало. Пытаясь выбиться из долгов, отдел устраивал лотереи, распродажи, обращался за помощью к населению. Заметим, рабочие Екатеринославской губернии обратились к собратьям с воззванием отчислить от своих заработков средства в пользу школы. Сумма отчислений составила 495 р.! Знакомство С финансовым отчетом (1907) позволяет понять, что школа-хутор выжила в трудные времена и продолжала крепнуть не только благодаря пожертвованиям, но и рачительному ведению хозяйства, грамотному использованию имеющейся недвижимости, земли, техники, а также труду учащихся и педагогов. Отчет Александровского отдела попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых за 1907 год. — Александровск, 1908. Подведем некоторые итоги. Хронологическое сопоставление развития сети учебных заведений для глухих на Западе и в России окажется явно не в пользу последней. В 1907 г. в Российской империи действовало 61 заведение для глухонемых, в том числе 7 приютов. В 50 школах, училищах и 4 учреждениях смешанного типа (для призрения и обучения) насчитывалось чуть более 2200 учеников и примерно 350 педагогов. Анализируя приведенные статические данные как реальный итог вековых (1806—1907) усилий соотечественников в деле организации обучения глухих детей, доктор П. И. Якобий приходит к неутешительным выводам: «Положение дела образования глухонемых продолжает оставаться очень печальным. 2200 учащихся и призреваемых составляют едва 6% по отношению к числу глухонемых школьного возраста» [35, с. 110]. И правда, на фоне успехов за рубежом картина выглядела удручающей. К началу XX столетия ряд североевропейских стран (Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Германия) сумел охватить школьным обучением более 85% глухих детей, проживающих на их территориях. На этом фоне российские 6% — показатель мизерный, казалось бы, не только у современника событий доктора П. И. Якобий, но и у нас, потомков, есть все основания для нелицеприятной критики пассивности властей. Вместе с тем картина выглядит неутешительной, если сопоставлять факты российской и западной жизни по хронологическому принципу. Но стоит разместить те же факты на шкале периодизации, как мы увидим несколько иную картину. И упомянутые европейские страны, и Россия в конце XIX — начале XX в. пребывали в границах одного и того же третьего периода эволюции отношения и соотносящегося с ним первого этапа строительства системы специального образования для глухих детей, однако проживали разные его стадии. Страны Запада накануне Первой мировой войны уже завершали строительство национальных систем специального образования, тогда как Российская империя находилась в стадии активного созидания. Страна вошла в общеевропейский поток и не была в нем аутсайдером, если сопоставлять факты европейской и отечественной истории, соответствующие началу третьего периода эволюции. Более того, в России складывалась незнакомая Европе демократическая традиция в организации обучения глухих: ни пол ребенка, ни его сословная, религиозная или национальная принадлежность не имели решающего значения при приеме в учебное заведение. Вынужденный опыт обрел черты традиции в конце XIX — начала XX в., возможно, потому, что уходила она своими корнями в исконные русские православные идеалы благочестия, жалости и сострадательного отношения к детям, обиженным судьбой. То, что не допускалось при организации обучения здоровых детей, становится дозволенным и одобряемым в организации обучения детей, страдающих не по своей воле. При благополучном стечении исторических обстоятельств Россия эволюционным путем в относительно короткий срок, несомненно, смогла бы войти в число стран, задающих тон в деле обучения глухих, к тому были все предпосылки. СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ Обучение слепых набирает темп (1881-1917) Подлинное развитие сети учебных заведений для слепых детей начинается со дня официального утверждения устава и состава Попечительства о слепых1 (13 февраля 1881 г.). Обращаясь сегодня к сформулированным тогда «Основным началам для деятельности попечительства», мы должны признать прогрессивность этого документа. Своей главной целью попечительство определило: «а) призрение, воспитание, обучение слепых детей и подготовление их к самостоятельной деятельности; б) попечение о взрослых слепых посредством помещения их в заведения, в которых они могли бы изучать доступные для них ремесла, а также поддержка семейств их и тех лиц, которые взяли бы их на свое содержание, или же посредством помещения в богадельни и т. п. учреждения неспособных к труду, слабых и престарелых» [18, с. 139]. Попечительство (частное, по сути, учреждение) находилось под покровительством престола и входило со своими отделениями, комитетами, приютами и училищами в число благотворительных организаций ВУИМ. За тридцать лет деятельности попечительство превратилось в весьма разветвленную структуру, чей центральный аппарат — почетные и действительные попечители, учредители, соревнователи и сотрудники — превышал 1600 чело-иск, еще 6000 обслуживали региональные отделения и комитеты. Только за 1910 г. штат общественной организации вырос почти на полторы тысячи функционеров и составил 8011 человек. Филантропия среди богатых людей становилась престижной, движение активной благотворительности в поддержку незрячих ширилось. Весьма обширный список почетных членов попечительства (31 человек) включал императора и членов царской семьи, иерархов церкви, сенаторов, знатных и богатых филантропов. Составы местных комитетов и отделений также выглядели весьма представительно2, в то же время устав допускал участие в их работе «лиц обоего пола, всех состояний и званий, содействующих его цели взносами или личным трудом». Так что, несмотря на наличие в со- 1 Полное официальное название Попечительства о слепых — «Состоящее 2 Упомянем лишь некоторые имена представителей знатных русских ро
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |