Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Азиатская часть Российской империи 3 страница. Ставе попечительства ряда светских и церковных вельмож, оно являлось достаточно демократичным сообществом






ставе попечительства ряда светских и церковных вельмож, оно являлось достаточно демократичным сообществом. Всего на тер­ритории империи в упомянутом 1910 г. действовало 36 отделений и комитетов1. Попечительство курировало 66 заведений: 21 глаз­ную лечебницу, 10 общежитий для слепых работников и работниц, 2 ремесленных училища (мастерских), 8 убежищ для престарелых и не способных к труду, приют для малолетних и умственно от­сталых. Ему также подчинялось 24 училища для слепых детей (см. табл. 6).

Таблица 6

Развитие сети учебных заведений Попечительства о слепых ВУИМ (по состоянию на 1 января 1910 г.) [18]

 

№ п/п Название училища Год осно­вания Число уч-ся Окон­чили курс
  Санкт-Петербургское Александ-ро-Мариинское      
  Ревельское      
  Киевское      
  Казанское      
  Костромское им. Б. К. Кукеля      
  Харьковское      
  Воронежское      
  Одесское      
  Пермское      
  Московское (мужское)    
  Смоленское (мужское)    
  Саратовское (мужское)    
  Самарское      
  Тульское (женское)      

1 Астраханское, Бессарабское, Виленское, Владимирское, Вологодское, Воронежское, Вятское, Гомельское, Елабужское, Иркутское, Кавказское, Ка­занское, Киевское, Костромско-Ярославское, Минское, Московское, Одес­ское, Оренбургско-Тургайское, Орловское, Пермское, Подольское, Полтав­ское, Псковское, Ревельское, Самарское, Саратовское, Смоленское, Тверское, Тульское, Туркестанское, Уфимское, Харьковское, Черниговское, Якутское, Ялтинское, Ярославское.



 


Продолжение

 

 

 

№ п/п Название училища Год осно­вания Число уч-ся Окон­чили курс
  Тверское (мужское)    
  Тифлисское      
  Черниговское (закрыто в 1910 г.)      
  Иркутское им. И. С. Хаминова      
  Полтавское (женское)      
  Владимирское им. А. Л. Лосева      
  Елабужское (мужское)    
  Минское (мужское)    
  Каменец-Подольское (мужское)    
  Вологодское (мужское)    
Итого:    

По преимуществу училища для незрячих открывались в губерн­ских и уездных городах Центральной России1, Малороссии2, по одной школе действовало на Урале (Пермь), в Сибири (Иркутск), Прибалтике (Ревель), на Кавказе (Тифлис) и в Минске. Из 24 учебных заведений 15 принимало лиц обоего пола, 8 — исклю­чительно мальчиков, 2 — девочек. Всего на начало 1910 г. в них обучалось около тысячи человек (примерно две трети — мальчи­ки). В предшествующем 1909 г. губернские училища приняли 138 детей, выпустив 45 человек по завершении полного курса, (ежегодно многие выбывали из школ, так, в 1909г. 43 ребенка были отчислены или выбыли, не окончив курса, 11 детей умерло.)

Напомним, открыв в 1881 г. частную и единственную на тот момент в России школу для слепых детей, К. К. Грот смог принять В нее десятерых. По прошествии тридцати лет число незрячих уча­щихся достигло в империи тысячи. Безусловно, для страны с мно­гомиллионным населением показатель скромен, но нельзя не заме­ним) темпа роста и неуклонную тенденцию развития сети специальных школ. Накануне Октябрьской революции в стране существовало 35 учебных заведений для слепых детей.

1 К 1910 г. школы для слепых имелись в следующих городах европейской
части империи: Владимир. Вологда, Воронеж, Елабуга, Казань, Кострома, Мо­
сква, Самара, Саратов, Смоленск, Санкт-Петербург, Тверь, Тула.

2 Каменец-Подольский, Киев, Одесса, Полтава, Харьков, Чернигов.


 




Численностью педагогов и учеников учебные заведения отли­чались друг от друга, преобладали маленькие школы, где один-два учителя вели один-два класса (Вологда, Елабуга, Каменец-Подоль­ский, Полтава, Ревель, Тула, Тифлис). Число учащихся в боль­шинстве школ колебалось от 30 до 70 человек. Наиболее крупным и известным оставалось петербургское Алексаидро-Мариинское училище, ни в чем не уступавшее европейским.

К началу 1910 г. главное училище России насчитывало 112 уча­щихся, но только 29 из них были жителями столицы, прочих же ин­тернов собрали из разных российских регионов.

Не менее пестрым выглядел сословный список учащихся, так, в 1902/03 учебном году в Петербургском училище обучалось детей:

крестьян 71 духовного звания 3

военных 17 казаков 2

мещан 17 питомцев Воспитательного дома 1

дворян и чиновников 5 иностранцев 1

По прошествии столетия придворное училище перестало комп­лектоваться преимущественно сиротами из приютов ВУИМ, более половины воспитанников теперь составляли крестьянские дети, а также чада мещан и военных (по преимуществу солдатские из военных поселений). Случись Гаюи приехать в Россию на столе­тие позже, он вновь не набрал бы достаточного числа учеников из семей благородных сословий. Можно предположить, что незрячих детей из аристократических или богатых семей учили на дому си­лами отечественных или иностранных гувернеров, и потому не­многие дворянские отпрыски попадали в училище. Кроме того, глазным болезням чаще подвергались выходцы из бедных семей.

Обрапддет на себя внимание демократичность попечителей и администрации училища в вопросах комплектования. Оценивая причины подобного либерализма, не забудем традиционную нелю­бовь знати отдавать детей в государственные школы, а также жгу­чее желание монарха и его ближайшего окружения иметь училище для слепых в столице. Иначе говоря, специальная школа для не­зрячих в Петербурге существовала не столько благодаря обще­ственному альтруизму и христианскому милосердию горожан или столичных властей, сколько подчиняясь бюрократическим прави­лам империи. Монарх повелел школу открыть, ее и открыли, а так как из-за непопулярности идеи обучения незрячих у «благород­ных» петербуржцев не сыскали достаточного числа детей дворян и чиновников, то укомплектовали заведение детьми «подлого» со­словия. Не разделяя западные либеральные идеи, более того, осуж­дая их, императорская семья вкупе с представителями высшей знати заложила в сердце самодержавной империи либерально-демократи­ческий оазис. И к этому духовному источнику потянулись участ­ливые и деятельные врачи, педагоги, меценаты, формируя новую модель социальной опеки и обучения слепых.

С конца XIX в. Александро-Мариинское училище структурно состояло из трех отделений. Подготовительное отделение де­лилось на младшие и старшие классы. Детей этого отделения обу-


о::,;;-,4:):|
■:■■■,■ /,::■: Л.:■ " У)  
■ж, фЛ$ -.''Л. -^г-^

 

■ ■. *


СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ


 


*.<*

«с/

О.'


ь-


Улеаборго

Васа


Куопио о


0 Архангельск


 

Ч>
§
СТОКГОЛЬМ
Петрозаводск

АбО,'Л~,/■'
^ ® Гельсингфорсо™ ,Ьы(:)§рг

^Ъ^Мз Ревель __® С.-ПВТЕРЁУРГ

эстлянда?.. (Х'Хп /'"

Вологда'
о Вятка

*•% 5 о Новгород

. гл^4 „ ^4.й„^ >. Псков/,'"' Ярославль Л\Щ)

Цитава*5^■ /.),^.,,•'--" (^Т^-. ° Г Кострома

\ ~'Х-<>! ~.,~. / ТверЬ§^«\ ;^„_Г"^...^;.~.'1'~.Ч~С^

Ж

'... %-..К08Н0 " ->.. ' '>-,_.-: Ч; //^\' "1 оС^Й) ' О- •'«'-"

Казань

Р л/а и * */ ° ' "гЗильно< Витеб';|<^ >^^®Ж.ВладимирчНиж.,?"-оСувалки А ' Р1 о^Ф.'/ МОСКВА ^--к Новгород %оцк^"Т3\'~'^' /,-чС о(Т22Г> Смоленск-Кайуд»--> $& (9й"' -1 I Гродно 'Ми^<р \ ', ^4ртлпо Рязань, I '-' ■ \

Варшава
Самара

ч МИНСК ;Могилев;,_, (^рТул^а •-.;-

,"~ 1 "^ / ' - * / - ~ \ • " " ~ * > [ ** *- •* * 11ВНЗЗ „

''"';-' \ 1. Орел о,\ ..^х'~ 0 чч,-9""

"РадЗи
ЧЛюблин

Житомир оч о(ТзТ5 ! '* 1 1 <•' Чч- т

АВСТРО-ВЕНГРИЯ

Каменец-Киев Полтава %Щ>..' >/'

Царицын

д-Подольскии,(Ж)° '-Харьков " '

Гтр4^-. ч С/.,•" Екатер'инбслаа <■

" ЙЛиинев_ Н (г$ 0 Р,9 С &%ТГ'' ' Лпо»^ ]

.
> '.- Новочеркасск Екатеринодар

Херсон

.эдесса Симферополь о
^-Т Р У М1* АгЯ % '■»--.. ®БУХАРЕСТ

Астрахань о

'0Ставрополь4=—


 

Владикавказ Тифл'ие-аЙ1в;
Х<Ш),*>' -Ела^уй?, Пермь

ТоМск „ 7 ' /д^,' *| '

Омск5"
Тургаи:



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.