КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Азиатская часть Российской империи 3 страница. Ставе попечительства ряда светских и церковных вельмож, оно являлось достаточно демократичным сообществом
ставе попечительства ряда светских и церковных вельмож, оно являлось достаточно демократичным сообществом. Всего на территории империи в упомянутом 1910 г. действовало 36 отделений и комитетов1. Попечительство курировало 66 заведений: 21 глазную лечебницу, 10 общежитий для слепых работников и работниц, 2 ремесленных училища (мастерских), 8 убежищ для престарелых и не способных к труду, приют для малолетних и умственно отсталых. Ему также подчинялось 24 училища для слепых детей (см. табл. 6). Таблица 6 Развитие сети учебных заведений Попечительства о слепых ВУИМ (по состоянию на 1 января 1910 г.) [18]
1 Астраханское, Бессарабское, Виленское, Владимирское, Вологодское, Воронежское, Вятское, Гомельское, Елабужское, Иркутское, Кавказское, Казанское, Киевское, Костромско-Ярославское, Минское, Московское, Одесское, Оренбургско-Тургайское, Орловское, Пермское, Подольское, Полтавское, Псковское, Ревельское, Самарское, Саратовское, Смоленское, Тверское, Тульское, Туркестанское, Уфимское, Харьковское, Черниговское, Якутское, Ялтинское, Ярославское.
Продолжение
По преимуществу училища для незрячих открывались в губернских и уездных городах Центральной России1, Малороссии2, по одной школе действовало на Урале (Пермь), в Сибири (Иркутск), Прибалтике (Ревель), на Кавказе (Тифлис) и в Минске. Из 24 учебных заведений 15 принимало лиц обоего пола, 8 — исключительно мальчиков, 2 — девочек. Всего на начало 1910 г. в них обучалось около тысячи человек (примерно две трети — мальчики). В предшествующем 1909 г. губернские училища приняли 138 детей, выпустив 45 человек по завершении полного курса, (ежегодно многие выбывали из школ, так, в 1909г. 43 ребенка были отчислены или выбыли, не окончив курса, 11 детей умерло.) Напомним, открыв в 1881 г. частную и единственную на тот момент в России школу для слепых детей, К. К. Грот смог принять В нее десятерых. По прошествии тридцати лет число незрячих учащихся достигло в империи тысячи. Безусловно, для страны с многомиллионным населением показатель скромен, но нельзя не заменим) темпа роста и неуклонную тенденцию развития сети специальных школ. Накануне Октябрьской революции в стране существовало 35 учебных заведений для слепых детей. 1 К 1910 г. школы для слепых имелись в следующих городах европейской 2 Каменец-Подольский, Киев, Одесса, Полтава, Харьков, Чернигов.
Численностью педагогов и учеников учебные заведения отличались друг от друга, преобладали маленькие школы, где один-два учителя вели один-два класса (Вологда, Елабуга, Каменец-Подольский, Полтава, Ревель, Тула, Тифлис). Число учащихся в большинстве школ колебалось от 30 до 70 человек. Наиболее крупным и известным оставалось петербургское Алексаидро-Мариинское училище, ни в чем не уступавшее европейским. К началу 1910 г. главное училище России насчитывало 112 учащихся, но только 29 из них были жителями столицы, прочих же интернов собрали из разных российских регионов. Не менее пестрым выглядел сословный список учащихся, так, в 1902/03 учебном году в Петербургском училище обучалось детей: крестьян 71 духовного звания 3 военных 17 казаков 2 мещан 17 питомцев Воспитательного дома 1 дворян и чиновников 5 иностранцев 1 По прошествии столетия придворное училище перестало комплектоваться преимущественно сиротами из приютов ВУИМ, более половины воспитанников теперь составляли крестьянские дети, а также чада мещан и военных (по преимуществу солдатские из военных поселений). Случись Гаюи приехать в Россию на столетие позже, он вновь не набрал бы достаточного числа учеников из семей благородных сословий. Можно предположить, что незрячих детей из аристократических или богатых семей учили на дому силами отечественных или иностранных гувернеров, и потому немногие дворянские отпрыски попадали в училище. Кроме того, глазным болезням чаще подвергались выходцы из бедных семей. Обрапддет на себя внимание демократичность попечителей и администрации училища в вопросах комплектования. Оценивая причины подобного либерализма, не забудем традиционную нелюбовь знати отдавать детей в государственные школы, а также жгучее желание монарха и его ближайшего окружения иметь училище для слепых в столице. Иначе говоря, специальная школа для незрячих в Петербурге существовала не столько благодаря общественному альтруизму и христианскому милосердию горожан или столичных властей, сколько подчиняясь бюрократическим правилам империи. Монарх повелел школу открыть, ее и открыли, а так как из-за непопулярности идеи обучения незрячих у «благородных» петербуржцев не сыскали достаточного числа детей дворян и чиновников, то укомплектовали заведение детьми «подлого» сословия. Не разделяя западные либеральные идеи, более того, осуждая их, императорская семья вкупе с представителями высшей знати заложила в сердце самодержавной империи либерально-демократический оазис. И к этому духовному источнику потянулись участливые и деятельные врачи, педагоги, меценаты, формируя новую модель социальной опеки и обучения слепых. С конца XIX в. Александро-Мариинское училище структурно состояло из трех отделений. Подготовительное отделение делилось на младшие и старшие классы. Детей этого отделения обу-
■ ■. * СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
«с/ О.' ь- Улеаборго Васа Куопио о 0 Архангельск
АбО,'Л~,/■' ^Ъ^Мз Ревель __® С.-ПВТЕРЁУРГ эстлянда?.. (Х'Хп /'"
*•% 5 о Новгород . гл^4 „ ^4.й„^ >. Псков/,'"' Ярославль Л\Щ) Цитава*5^■ /.),^.,,•'--" (^Т^-. ° Г Кострома \ ~'Х-<>! ~.,~. / ТверЬ§^«\ ;^„_Г"^...^;.~.'1'~.Ч~С^
'... %-..К08Н0 " ->.. ' '>-,_.-: Ч; //^\' "1 оС^Й) ' О- •'«'-"
Р л/а и * */ ° ' "гЗильно< Витеб';|<^ >^^®Ж.ВладимирчНиж.,?"-оСувалки А ' Р1 о^Ф.'/ МОСКВА ^--к Новгород %оцк^"Т3\'~'^' /,-чС о(Т22Г> Смоленск-Кайуд»--> $& (9й"' -1 I Гродно 'Ми^<р \ ', ^4ртлпо Рязань, I '-' ■ \
ч МИНСК ;Могилев;,_, (^рТул^а •-.;- ,"~ 1 "^ / ' - * / - ~ \ • " " ~ * > [ ** *- •* * 11ВНЗЗ „ ''"';-' \ 1. Орел о,\ ..^х'~ 0 чч,-9""
Житомир оч о(ТзТ5 ! '* 1 1 <•' Чч- т
Каменец-Киев Полтава %Щ>..' >/'
д-Подольскии,(Ж)° '-Харьков " ' Гтр4^-. ч С/.,•" Екатер'инбслаа <■ " ЙЛиинев_ Н (г$ 0 Р,9 С &%ТГ'' ' Лпо»^ ]
Херсон
Астрахань о '0Ставрополь4=—
ТоМск „ 7 ' /д^,' *| '
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |