КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начали выполнять функцию методических центров, куда за советом и помощью либо на стажировку приезжали посланцы провинциальных учебных заведений. 2 страница
!>-!'л.-.>"-. '-•- '-/гг.' "■.;-•:» Мл- СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
Особенной известностью пользовался дамский кружок в Санкт-Петербурге (под руководством Е. А. Шамшиной), в который входило до 100 дам-благотворительниц. В 1895 г. при Александ-ро-Мариинском училище слепых <...> организована небольшая типография, которая занялась регулярным выпуском брайлевской литературы. Для приготовления стереотипов была выписана из Германии машина Кулля. Печатание книг осуществлял Д. С. Раевский вместе с женой, которая диктовала ему текст печатаемой книги. В дальнейшем типография расширила свою деятельность. Через три года начинает выходить журнал «Досуг слепых», который печатался рельефно-точечным шрифтом ежемесячно тиражом в 250 экз.»1. Отсутствие книг, напечатанных рельефным шрифтом, более не сдерживало рост сети учебных заведений для слепых, главным тормозом оставались незаинтересованность государства и общества в открытии специальных школ и, как следствие, скудное финансирование. И все же позитивные перемены происходили, на российской карте последовательно возникали очередные «оазисы» специального обучения, и, что особенно важно, они рождались за пределами европейской части империи — в Сибири и на Урале. Сначала открылась школа в Перми. К началу XX в. губернский город являл собой миниатюрную модель отечественной благотворительности. Так, если с 1848 по 1880 г. в Пермской губернии действовало всего шесть благотворительных обществ, то за следующие девять лет к ним добавился еще десяток. По решению I (ермского отделения Попечительства о слепых создается городское училище в целях «обучения призреваемых детей ремеслам» (1889). К осени 1902 г. полный курс уже завершили 24 человека, 36 человек посещали заведение, в том числе 19 — ремесленный класс. Как и везде, большинство слепых трудилось в корзинной, сапожной и ткацкой мастерских. Попечение слепых становится для пермяков делом понятным, богоугодным и близким. «Игре на рояле обучались только те, кто имел охоту и способности. Из наиболее способных певцов образован хор, поющий в училищной церкви. При училище по-прежнему велись народные чтения, на которых исполнителями музыкальных номеров, а иногда и в качестве чтецов выступали и воспитанники» [18, с. 46]. Для многих (и не только для слепых) данное учебное заведение играло роль культурного центра: «Всех чтений [в 1903/04 учебном | оду] было 15, и на них перебывало до 2000 посетителей. <...> На Рождественских праздниках, как и в прежние годы, на средства, собранные по подписке, был устроен литературно-музыкальный вечер, сопровождавшийся раздачей воспитанникам подарков. <...> Гости-слепцы также получили подарки. Праздник посетили члены совета и около 500 человек гостей. <...> Летом воспитанники, оставшиеся в училище, занимались заготовкой прута и жили по-ла-I ерному в палатках на острове среди Камы» [18, с. 48]. Шапошников А. Е. Начальный период библиотечного обслуживания слепых в России (1806-1895) [Ь«р://НЪсоп15.пагос1.га/1995/р12пШ]. Наконец, училище открывается и в Сибири, т. е. за пределами европейской части империи (Иркутск, 1894 г.). На необъятных российских просторах Уральские горы долгое время являлись границей, через которую не могли пройти никакие инициативы в сфере обучения детей-инвалидов, местное население не испытывало потребности в специальных школах. Помогло, как это не раз случалось в истории специального образования, несчастье. Эпидемии трахомы и оспы, свирепствовавшие в Сибири, способствовали высокой распространенности глазных болезней, что и зафиксировали два летучих «глазных отряда», направленные в регион Попечительством о слепых (1875). Среди больных оказалось немало детей, помощь которым никто не оказывал. Позднее, когда в европейских губерниях империи накопится опыт призрения слепых, эмиссары Мариинского попечительства озаботятся ситуацией на Урале и в Сибири. В 1893 г. одно из отделений попечительства открылось в Иркутске. Выбор в пользу Иркутска вовсе не случаен, согласимся с Н. В. Шелгуновым: «Иркутск <...> единственный город Сибири, имеющий городской характер. <...> Как Англия создала Лондон и Франция — Париж, так Сибирь создавала Иркутск. Она гордится им...» Иркутск — единственный сибирский город, где сложились предпосылки, необходимые для появления специальной школы. На момент ее открытия там уже действовали: Главное народное училище (1788), Сиропитательный дом для девочек (1838), Институт благородных девиц (1845), вторая в России публичная библиотека (1861), мужская гимназия и женская прогимназия (1879), промышленное училище. «Иркутск был полон учреждениями, созданными на частные средства. <...> Трапезников1 оставил городу 10 миллионов и, кроме того, создал и обеспечил 9-классное промышленное училище; на средства Хаминова содержалась женская гимназия и прогимназия; Ел. Медведникова2 создала городской банк и сиропитательный дом; Ю. И. Базанова3, помимо Воспитательного дома4 и других учреждений, построила в Иркутске детскую больницу, рав- 1 Трапезников Иннокентий Никанорович — купец, благотворитель. 2 Медведникова (урожденная Красногорова) Елизавета Михайловна 3 Базанова (урожденная Лявдонская) Юлия Ивановна (1852—1924) — 4 Построен купцом и золотопромышленником И. И. Базановым, который ная которой имелась лишь в Берлине. <...> М. Бутин1 по завещанию оставил жене 100 000 р., а все свои миллионы завещал на нужды просвещения — на реальное училище в Нерчинске и на 10 школ в селах...» [21, с. 17]. К 1895 г. в Иркутске действовало 58 средних и начальных учебных заведений (имевших 4834 учащихся). Иркутск оказался некой ретортой, в которой перемешались личная и предпринимательская свобода богатого региона, удаленного от повседневного контроля центральной власти, купеческий размах благотворительных деяний православных негоциантов и золотопромышленников, а также образование, культура и вольнодумство, приносимые в край политическими ссыльными. О последних стоит упомянуть особо. С XVIII в. сюда ссылали шведов, здесь отбывал наказание А. Н. Радищев, с 30-х гг. XIX в. на поселениях близ Иркутска и в самом городе проживало немало декабристов. В начале 1830-х гг. 1С ним добавились участники польских восстаний 1830—1831 и 1863—1864 гг., потом петрашевцы, революционные демократы, революционеры 1870—1880-х гг. Иркутск был напоен вольнодумством. Заметим, во многих селах и деревнях поселенцы были единственными учителями, культурные ссыльные вели успешную педагогическую и просветительскую работу и в Иркутске. Таким образом, сама по себе распространенность в регионе глазных болезней не подвигла бы ВУИМ учредить в Иркутске попечительство, тому имелась иная причина — местные власти и горожане оказались готовыми выступить деятельными партнерами попечительства. Кроме всего прочего, в пользу Иркутска выступил В. К. Кукель2. Долгое время служивший в подчинении генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, горный инженер В. К. Кукель, выйдя в отставку, получил приглашение от К. К. Грота поработать в Попечительстве о слепых (1881). На новом поприще честный и принципиальный Б. К. Кукель оказался востребованным, сначала он уполномоченный ВУИМ по Курской и Тульской губерниям (1881 — 1885), затем по Костромской и Ярославской губерниям (1885—1902). Активность вольнодумного филантропа при создании училища слепых в Костроме побудила попечительство присвоить ему имя подвижника. Иркутск при выборе места для организации сибирского филиала попечительства предложил хорошо знавший город Б. К. Кукель. Приняв его совет, руководство 15 У ИМ не ошиблось, достаточно скоро осуществляемая Иркут- 1 Бутин Михаил Дмитриевич (1836—1907) — купец, благотворитель. 2 Кукель Бронислав Казимирович (1827—1914) — по образованию гор
ским попечительством о слепых просветительская работа возымеет положительные последствия. Почетный гражданин города Иркутска, купец I гильдии, меценат и филантроп Иван Степанович Хаминов (1817—1884) на благотворительные цели пожертвовал более миллиона рублей. Он также завещал родному городу усадьбу: два каменных двухэтажных и три деревянных дома, амбар и баню. Получив дар, местная Дума обратилась к городскому голове В. П. Сукачеву с просьбой «принять меры к организации в Иркутске отделения попечи-тельств императрицы Марии Александровны о слепых и по открытии действий этого отделения войти с ним в соглашение относительно его участия в руководстве дел указанного заведения на правах попечительского совета». Дума сочла необходимым направить в столицу потенциального организатора обучения слепых. Откомандированному в «европейскую Россию» иркутянину предлагалось познакомиться «с устройством существующих там учреждений для слепых, войти в соглашение с советом попечительства <...> о содействии со стороны оного в деле устройства в Иркутске предположенного Думой заведения для слепых детей, выработав затем проект организации и ведения дел этого заведения, предоставить таковой на утверждение городской Думы» [из архивной справки Госархива Иркутской обл., цит. по 25, с. 13]. Одновременно думцы направили в петербургское Александро-Мариинское училище учительницу А. П. Попову для прохождения шестимесячного курса обучения. Открылось Иркутское училище в 1894 г. Согласно отчету, в 1909 г. училище посещало 33 человека (13 мальчиков и 20 девочек). Как и другие подобные заведения, оно работало по программе сельской школы, воспитанники овладевали традиционными для незрячих ремеслами, им также преподавалось пение и по желанию — музыка1. В первой половине XVIII в. сибиряки знакомятся с вертепом2, вскоре эти представления становятся в народе популярными. Есть мнение, что вертеп попал в город с легкой руки первых иркутских архиереев, выходцев из Украины. Вероятно, среди лиц, сопровождавших служителей церкви в Сибирь, прибыли певчие и незрячие музыканты. Вертепные представления сопровождались хоровым пением, а завершались пляской кукол под аккомпанемент скрипок. «Некогда в Иркутске, — сообщает краевед Н. С. Щукин, — были трое слепых скрипачей: Митька, Яшка и Коренев. Они разделялись по вертепам и музыкантили с певчими». Также известно, что Митька-слепой был в ту пору наиболее популярным городским скрипа- 1 Учителями пения были С. П. Грессеров (1905—1907), А. И. Колмаков (1907—1910), А. А. Виноградов (1910—1912); учителями музыки по фортепиано А.С.Стерн (1902), по скрипке П.Д.Беляев (1902—1903), по классу деревянных духовых инструментов и контрабаса — А. М. Шопник, И. Д. Шевцов, М. Д. Дурнев. Вертеп — в XVIII—XIX вв. украинский народный театр кукол, в котором разыгрывались представления религиозного характера. СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ чом. Он играл и на вертепных представлениях, и на свадьбах простонародья, и на осенних городских вечеринках-«капустниках». Отметим, что незрячий от рождения человек запомнился современникам и как квалифицированный музыкант, и как скрипичный мастер. Более того, из-за отсутствия в Иркутске капельмейстерских кадров слепцу некоторое время пришлось выступать в роли регента военного певческого хора. Так западная (польско-украинская в данном случае) традиция воспитания слепых музыкантов попала в иркутскую губернию, кстати обильно населенную ссыльными из Польши и Западной Украины. В 1909 г. в училище впервые состоялся экзамен по музыке. И здесь устраивали спектакли, а школьный хор несколько раз успешно выступал в общественных собраниях. Пел этот хор и и церкви Святой Троицы, ежегодно получая за это 600 р. Медицинскую помощь воспитанникам на протяжении ряда лет безвозмездно оказывал врач Л. С. Зисман. Вроде бы все складывалось удачно, но со временем и здесь столкнулись с известной проблемой, как обеспечить выпускников жильем и работой. Местные филантропы пытались помогать, как умели. Так, в 1912 г. удачливый лесопромышленник, занимавшийся строительством доходных домов, П. Р. Кравец возводит на территории училища общежитие для взрослых слепых. По окончании учебного заведения незрячие люди зарабатывали на жизнь пением II игрой на музыкальных инструментах. Обычно это происходило па базарах, в кабаках или чайных. Более талантливые выпускники играли в ресторанах, некоторые становились кустарями-надомниками, а Н. И. Юркин даже сумел открыть небольшую щеточную мастерскую, наняв в нее мастера и нескольких подмастерьев. Тем временем училище Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей продолжало свою историю. Здесь для организации летнего отдыха воспитанников попечители купили дачу в пригороде. Выпускники и ученики организовали духовный хор (1897), впоследствии ставший одним из лучших в Первопрестольной, а также оркестр струнных и духовых инструментов (1899). 11 в Москве программа обучения «полностью соответствовала учебной программе городских и сельских четырехклассных начальных школ повышенного типа. Детей также обучали ремеслам, пению и музыке» [25, с. 26]. В 1912 г. в московском учебно-воспитательном заведении пребывало 120 слепых детей (еще 114 человек к тому времени успешно его окончили). Из числа выпускников обязательно следует назвать «крестьянского сына Василия Ерошенко1, кото- Ерошенко Василий Яковлевич (1889—1952) — писатель-символист, эсперантист, музыкант, тифлопедагог, общественный деятель. Выпускник Московского училища слепых (1899—1908). Изучив международный язык эсперанто, совершил самостоятельную поездку (1912) в Англию для обучения и Королевском колледже для слепых и в Академии музыки (Норвуд), овладел английским. В 1914 г. уехал в Японию, где в Токийской школе слепых изучал японский язык, литературу, медицину, музыку и обучал японских слепых языку эсперанто. рому суждено было стать известным писателем, публицистом, журналистом, филологом, талантливым переводчиком, тифлопедагогом, путешественником, выдающимся общественным деятелем, просветителем и одаренным музыкантом» [26, с. 21]. Во всех российских училищах слепых начиная с первого класса в параллель с общеобразовательными уроками шли практические занятия. Девочек учили вязать на спицах, вышивать и шить, мальчиков — плести из соломы, лоскута, веревок, лозы. С третьего класса девочек начинали учить вязанию крючком, филейной иглой, на спицах, плетению ковров, а мальчиков — корзиночному, щеточному и переплетному ремеслам. В 14—15 лет воспитанник переходил в ремесленное отделение, где в течение года совершенствовался в ранее приобретенных навыках ремесленного труда, одновременно имея возможность продолжать обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Что же касается срока обучения слепых детей, то и в столице, и в провинции он по началу не превышал пяти лет. (Не подчинявшееся Попечительству ВУИМ Московское училище установило шестилетнее обучение.) За это время ученику давался элементарный общеобразовательный курс в объеме программы двухлетней сельской школы. Иными словами, тифлопедагоги ориентировались на государственную программу сельской двухлетки, не имея обязательств следовать ей строго, содержание обучения во многом определялось пристрастиями школьной администрации и квалификацией педагогов. Программа училищ включала два раздела: общеобразовательные дисциплины и профессиональную (ремесленную) подготовку. Определенное попечителями содержание обучения слепых детей предопределило организационную структуру училища, в идеале ему следовало иметь три отделения — дошкольное, школьное и ремесленное. Правда, соответствовать этим требованиям удавалось только крупным и хорошо финансируемым заведениям. Попечительство ВУИМ не узаконило единую программу, поэтому и структура губернских училищ, и объем школьного курса в них заметно различались. Так, в Киевском училище (директор В. И. Зайончевский) наиболее важным считалось музыкальное образование. Воронежское училище (В. А. Гандер) на первое место ставило профессиональное обучение, тогда как Харьковское (К. Ф. Лейко) — общеобразовательные предметы. Численность педагогического и вспомогательного штата, условия содержания, качество обучения и многое-многое другое в жизни учебных заведений зависело от человеколюбия и прогрессивности губернских и земских властей, на чьей земле находилась школа, от щедрости меценатов, от степени участия ВУИМ. Интересную информацию о милосердии россиян к незрячим (в денежном исчислении) можно получить, изучая скрупулезно составленные финансовые отчеты попечительств [17, 24]. Проанализируем поступления кружечных сборов — так называли подаяния, поступающие в маркированные кружки в пользу слепых либо конкретного заведения для незрячих (см. табл. 7). Таблица 7 Денежные суммы от сбора из кружек, выставленных в церквях или в казенных складах и винных лавках (за 1903 г.) [17]
Суммы, представленные в таблице 7, свидетельствуют, что соотечественники одинаково щедро жертвовали деньги в пользу слепых и в церкви, и в ходе торговой сделки, и в питейном заведении. Как церковный, так и торговый сбор равно высоки в европейской части страны, причем в регионах с более развитой торговлей и экономикой сбор на складах и в винных лавках выше церковного. 11ебольшие пожертвования легко опускались в кружки, выставленные в любом месте. Скуповатыми оказались жители северных губерний: Вологодской, Вятской и Псковской, и в храме, и в местах привычно легких трат они не особенно раскошеливались на благотворительность. Конечно, сумма сбора с помощью церковных кружек зависела не только от щедрости прихожан, но и от активности священнослужителей, убеждающих паству в необходимости помощи убогим слепцам (см. табл.8). I 7 Малофеев. Ч. 1 257 Таблица 8 Показатели сбора средств из кружек, выставленных в казенных складах и винных лавках (за 1903 г.) [17]
Даже при сопоставимом количестве кружек для подаяния в разных регионах империи удавалось собрать суммы, заметно отличающиеся друг от друга. Разница наполняемости кружек в Волынской и Смоленской губерниях почти одиннадцатикратная. Наиболее «урожайными» оказались южные регионы — Киевская, Бессарабская, Таврическая, Волынская губернии, а из центральных губерний наиболее щедрой — Московская. На размерах сборов в Украине сказалась исконная любовь малороссов к слепым бандуристам-сказителям, занимавшим особое место в народной культуре на протяжении столетий. Не станем недооценивать еще один фактор, объясняющий относительную щедрость жителей центральных и южных регионов. Население так называемых хлебных и торговых губерний по сравнению с крестьянством северных регионов было экономически независимым, более зажиточным. Вероятно, поэтому пожертвования в северных и некоторых центральных областях, где большинству россиян самим было впору побираться, оказались столь скудны. На Юге, Западе России, в Причерноморье, в Украине народная традиция и западные филантропические новации легко соединились. Становится понятным, почему Киевское училище возникло в числе первых, почему среди губернских школ оно уже в 1884 г. занимало почетное место и по списочному составу учеников (53), и по числу выпускников (69), и по финансовому положению, чуть уступая Одесскому и Костромско-Ярославскому. Сравнительно высоки в Киеве и годичные затраты на одного питомца — 258 р.
йЛлф СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ I! год. Сопоставив годичную стоимость содержания одного незрячего воспитанника в ведущих учебных заведениях империи и кружечные сборы, нетрудно прийти к выводу, что вологодские или вятские филантропы общими усилиями покрывали затраты, необходимые на обучение всего двух человек. Киевское же училище и 1903 г. смогло позволить себе вывезти подопечных на летний отдых в Евпаторию. Это стало возможным благодаря щедрости богатого сахарозаводчика Н. А. Терещенко, его жены Е. М. Терещенко и дочери В. Н. Ханенко, любезности председателя Евпаторийской земной управы Н. И. Бендебери и инициативе учительницы А. И. Зайончевской. Бесплатную медицинскую помощь оказывали воспитанникам врачи Н. Д. Гончаруков и Э. Н. Неезе. Не оставлял училище своим вниманием митрополит Киевский и Галицкий Флавиан. Киевское училище делало упор на музыкальное обучение, благодаря чему многие выпускники становились регентами церковных хоров, настройщиками музыкальных инструментов. Изумление и восторг вызвала у публики юбилейная (в 1909 г. Киевскому училищу исполнилось четверть века) «Выставка воспитания и обучения слепых». На открытии выставки профессора И. А. Сикорский и А. Ф. Шимановский представили вниманию собравшихся доклады о перспективах образования незрячих людей. Эти доклады были приняты публикой весьма благодушно. Об изменении отношения общества к незрячим свидетельствует еще один любопытный факт. Воспитанники Киевского училища, вывезенные на два летних месяца на море, устроили концерт в пользу бедных города Евпатории (1903). Событие, практически не упоминаемое в дефектологической литературе, заслуживает особого внимания. Два тысячелетия христианское сознание отождествляло слепца и нищего. Несколько столетий Европа строила систему призрения бедняков и незрячих, которым равно не под силу было прокормить себя. В XIX в. и Россия взялась за дело организации призрения слепых и бедных. И вскоре свершился перепорот! Образованные и овладевшие исполнительским искусством слепые подростки провели концерт в пользу бедных, т. е. слепые исполнители изначально не искали заработка, а жертвовали деньги в пользу зрячих! Воспитанники Киевского училища (доказали, что слепой человек может претендовать на статус независимого полноправного гражданина! Жизнь питомцев не менее старого, но бедного и потому весьма малочисленного Ревельского (Таллинского) училища складывались не столь благополучно. Заведение для незрячих детей.')стляндии возникло стараниями врачей Ф. Г. Гофмана и В. К. фон дер Борга (1882). Ни педагоги, ни ученики не владели русским языком, обучение, в силу уже известных нам причин, велось на немецком языке. В 1903 г. три имевшихся класса и мастерскую посещало всего 13 человек, в случае болезни единственного учителя школьная жизнь надолго замирала. Молодые слепцы, овладев навыком мастерить щетки, найти работу все равно не смогли, большинство жило и работало дома на хуторах, обе выпускницы 1903 г. перешли во вдовий приют. I 7* Еще драматичнее сложилась судьба Вологодского училища. Мы помним скудность кружечных сборов в Вологодской губернии, средний показатель не дотягивал до двух рублей (1,84 р.), на благотворительность рассчитывать не приходилось. Экономили на всем. На годовое содержание ученика в Вологде тратилось в два раза меньше, чем в столице (188 р.), и потому условия содержания в местном училище были весьма скромными, если не суровыми. В 1909 г. из 14 учеников один умер, двоих вывели из школы, когда же единственная учительница надолго заболела, школу закрыли. Неблагополучно обстояло дело с организацией ремесленного обучения и трудоустройства взрослых слепых в подавляющем числе мест. Попечительство ВУИМ лишь в начале XX в. сумело открыть два специализированных заведения: Вятское ремесленное училище для слепых женщин и Санкт-Петербургские мастерские для взрослых слепых имени К. К. Грота. Попечительство не могло обеспечить всех своих подопечных работой, да и производственные мощности самих мастерских были весьма незначительны. Так, Вятское ремесленное убежище, где в 1909 г. работало 17 девушек, предлагало учиться рукоделию, плетению корзин, ткачеству, обувному делу, а также традиционному изготовлению щеток. За отчетный год мастерицы сообща изготовили продукции на 401 р., сумев выручить от продажи только 325 р. Даже кружечный сбор в том году оказался в Вятской губернии в два раза больше (626 р). При подобной организации дела, и по мнению работниц, и по убежденности обывателей, подаянием слепец мог прокормиться лучше, чем трудом. Так обесценивалась основная идея попечительства о возможности и необходимости обеспечения слепого не милостыней, но заработком. Не следует приведенный факт рассматривать исключительно как феномен жизни российской глубинки, и уж тем более как свидетельство негативного отношения самодержавного государства («царизма») к слепым. Напомним, что и в Париже Гаюи, вызвавшись обучить слепого юношу школьной премудрости, платил его родителям, дабы компенсировать финансовую потерю из-за несобранного (во время уроков) подаяния. Во всех европейских странах изначальные попытки школьного обучения незрячих, тем более попытки их последующего трудоустройства, неминуемо сопрягались с исключительными трудностями. Общество, милостиво воспринимавшее слепца в ипостаси нищего, в штыки встречало незрячего, пришедшего на рынок труда конкурентом.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |