КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ж— - г-% 9 Л /Г
. ■ -:«-.;
щается в ведущий в стране центр медицинского, психологического и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. Е. К. Грачева обладала удивительным даром привлекать к работе с умственно отсталыми детьми лучших отечественных специалистов, о ее петербургском окружении мы уже знаем, в Москве же с Екатериной Константиновной сотрудничали психиатр В. А. Гиляровский, сурдопедагог Ф. А. Рау, воспитанников приютов консультировал известный оториноларинголог М. В. Богданов-Березовский. Подвижница не могла обделить вниманием ни одного из однажды встреченных несчастных детей, а потому, когда к ней попала слепоглухонемая девочка, взялась обучать и ее. Так Екатерина Константиновна стала пионером нового для России направления специального обучения, ее брошюра «Первый отчет учреждения для слепоглухонемых в Германии (в Нововесте) за 1906—1907 гг.» открыла список отечественных публикаций по проблеме слепоглухонемоты. Накануне войны в заведениях Братства во имя Царицы Небесной воспитывалось около 500 человек. Подавляющая часть из них не могла оценить заботу, которую обрела благодаря Грачевой, но почти все дети знали ее в лицо и доверительно называли тетей Катей. В наши дни имя выдающейся соотечественницы не очень известно. Впрочем, к мирской славе монашествующая подвижница никогда и не стремилась, стараясь даже на публикуемых ею книгах не проставлять имени. Будучи человеком верующим, Екатерина Константиновна, вероятно, не считала значимым упоминание авторства на обложке. Что ж, мирская слава минула Грачеву, современники о «тете Кате» и учреждениях братства заговорили лишь недавно. После 1917 г. упоминания о христианских добродеяииях попали под цензурный запрет, советская власть отделит школу от церкви, упразднит благотворительность и филантропию. «С 1925 г., — запишет Е. К. Грачева в своем дневнике, — многих перевели в Собес. Кого можно — на работу. Увы, не все удержались на работе и тоже попали в Собес. Некоторых взяли родные. В 1929 г. 55-й детдом, как назывался в последнее время приют на Мариипской, был соединен с 54-м детдомом — бывшим Эммануи-ловским приютом. Большой каменный дом был взят под школу нормальных детей, а наших перевели в старые три дома 155-й школы» [9, с. 386]. Несмотря на все невзгоды трагических лет Первой мировой войны, революций, гражданской войны, разрухи, иных социальных потрясений, Грачева не нарушила однажды данного обета, не предала детей. В 1932 г. выйдет ее последняя прижизненная публикация «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка». Предисловие к книге, обобщившей тридцатипятилетний опыт педагогической работы Е. К. Грачевой с глубоко умственно отсталыми детьми, напишет Л. С. Выготский. Являясь ярым противником «филантропически-инвалидного» воспитания, Л. С. Выготский тем не менее по достоинству оценил практический опыт Грачевой СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ и возглавляемых ею учреждений: «Опыт, отраженный в настоящей книге Е. К. Грачевой, занимает переходное положение между одним и другим периодом в развитии этой области педагогики. С одной стороны, он уходит корнями в эпоху классиков, восходит к системе Э. Сегена и других основоположников воспитания глубоко умственно отсталых детей. С другой стороны, этот опыт врастает в нашу эпоху. <...> Центральное значение книги Е. К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она красноречивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, опровергает пессимистическую минималистскую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по отношению к глубоко умственно отсталым детям, притом оптимизма реального, проверенного практикой, выдержавшего научную критику» [7]. Глубоко религиозная и изначально не приемлющая естественно-научного взгляда на природу несостоятельности ребенка-инвалида, Екатерина Константиновна Грачева сыграла важную роль в изменении отношения россиян к умственно отсталым детям. Воспитанная в канонах православной этики, Е. К. Грачева за короткий срок сумела от милосердия (готовности делать добро) перейти к попечению (деятельной заботе, опеке) тех детей, от коих другие открещивались. Взявшись за воспитание умственно отсталых детей, Екатерина Константиновна остро ощутила недостаток в знаниях и смогла приобрести их. Вклад Е. К. Грачевой в становление отечественной системы специального образования ничуть не меньше, чем вклад уже известных нам пионеров обучения глухих и слепых — В. Гаюи, Г. А. Гурцова, В. Флёри, И. К. Арнольда, К. К. Грота, Генриха фон Дикгофа и А. А. Адлер. Упомянутые первопроходцы в силу их принадлежности к западной культуре ассоциировались в России XIX в. с «верхами» («просвещением», «цивилизацией»). Е. К. Гра Появление Е. К. Грачевой на сцене российского специального образования не случайно. Лично ее подтолкнул на «дефектологический» путь больной брат, но, не случись данной истории, все равно кто-то похожий на Е. К. Грачеву по характеру и судьбе должен был появиться. За XIX столетие российское общество заметно изменилось, необходимость обучения «малоуспешных», «неспособных», «ненормальных», «умственно недоразвитых», «отсталых и нервных» детей к началу XX в. начинает осознаваться российскими учеными-ме 19* земской управы профессор М. В. Духовской1. По его рекомендации некая госпожа Л. И. Комарова 16 декабря 1902 г. представила вниманию комиссии при Городском благотворительном совете докладную записку «О помощи умственно отсталым детям в городских школах». Члены совета одобрили идею, содержащуюся в прошении Л. И. Комаровой, более того, ее решили поддержать. Но дальше в силу вступили бюрократические правила. Три месяца члены Благотворительного совета составляли соответствующее ходатайство в Московскую городскую думу. Наконец, 18 марта 1903 г. прошение легло на стол чиновников из московского правительства, вернее сказать, легло в стол. М. В. Духовской скончался, и без его протекции то ли по причине отсутствия интереса у думцев, то ли из-за острых политических событий российской жизни дело заволокитили. Училищной комиссии понадобилось три года, дабы подготовить проект об устройстве «центральной вспомогательной школы на 50 человек». Работу над документом поручили особой подкомиссии из нескольких врачей московских училищ, состоящих при Городской управе. По их замыслу, уникальному учебному заведению предстояло выступить в роли «школы образцовой во всех отношениях, дабы на ней могли знакомиться с правильной постановкой дела будущие руководители последующих школ, число которых будет постоянно возрастать». «Правильный» проект отклонила финансовая комиссия, правда, реакцию чиновников нельзя назвать неожиданной. В Германии между первым официальным докладом по аналогичному вопросу и дозволением городских властей открыть вспомогательный класс прошло 18 лет2. Духовской Михаил Васильевич (1849—1903) — криминалист, общественный деятель, филантроп. Окончил юридический факультет Московского университета, слушал уголовное право в Гейдельберге и Галле. Популярность в Москве Духовскому обеспечила его общественная деятельность, он состоял почетным мировым судьей, гласным губернского и уездного земства, Городской думы и членом многочисленных благотворительных и просветительных обществ, он один из главных инициаторов учреждения в Москве попечительств о бедных. 2 Доклад Керна «О воспитании и уходе за слабоумными детьми» (1863), сделанный на заседании Лейпцигского педагогического общества, можно считать первым шагом на пути к открытию в Германии вспомогательных школ. Через два года в рамках съезда Всеобщего немецкого союза учителей проходит секция врачебной педагогики, а несколько позже в Ганновере создается «Общество содействия воспитанию слабоумных детей». Городское самоуправление Лейпцига, заинтересовавшись деятельностью общества, поручило одному из его лидеров (Штецнеру) «составить проект и смету городской вспомогательной школы» (1865). Три раза Городская управа направляла проект в земельное правительство и трижды получала отказ, мотивированный прежде всего большими финансовыми затратами на его реализацию. Положительного решения удалось достичь только в 1881 г., именно тогда в одной из городских школ Лейпцига открылся первый в стране вспомогательный класс. В 1893/94 учебном году в 32 городах Германии действовало 110 специальных классов, где обучалось около 2300 умственно отсталых детей. . «ЙЙ?, **к< ?ЛЛА*4«%«€ ^<,<# СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
В июне 1908 г., т. е. через 12 лет после поступления просьбы, московская Городская управа разрешает в 3-м Ольгинском Пятницком женском начальном училище открыть вспомогательный класс. Тогда же должность старшей учительницы занимает М. П. Постовская1. Прекрасно образованный педагог (можно сказать, педагог-дефектолог) легко выделила из числа учениц начальной школы девочек, имеющих стойкие трудности в обучении, в том числе умственно отсталых. По мнению наставницы, подобных детей следовало вывести в особый класс и учить по специальной программе. Как оценить уровень развития ребенка? Как лучше организовать обучение тех, кому общая программа явно не по силам? Эти и подобные вопросы широко образованная учительница регулярно обсуждала со многими известными в Москве специалистами, прежде всего со своим братом врачом-психиатром Н. П. Постовским. Идею М. П. и Н. П. Постовских о создании вспомогательных классов на манер тех, что уже действовали в Германии, поддержала попечительница училища Е. С. Петухова2. Елена Сергеевна имела иные (филантропические) основания для подобного решения, но, будучи человеком хорошо образованным и либерально настроенным, она не только одобрила замысел новаторов, но приложила немало сил и стараний, дабы убедить городское начальство в необходимости открыть вспомогательные классы. Поначалу влиятельная дама даже при поддержке члена Московского городского общественного управления (МГОУ), заведующего училищным отделом Г. А. Пузыревского не могла добиться от Городской думы положительного решения. На титульном листе ее докладной записки «О необходимости образования вспомогательного класса для недоразвитых и отсталых детей при начальной городской школе» (1903) чиновничья рука оставила пометку: «Мысль заслуживает внимания, но к осуществлению несвоевременна». Учитель, ежедневно входящий в класс, попечитель, заботящийся о каждом из опекаемых воспитанников, и чиновник по-разному осознавали своевременность педагогических новаций. Докладная записка Е. С. Петуховой, как и ранее упоминавшееся ходатайство Московского благотворительного совета, легла под сукно. Заметим, реак- 1 Постовская Мария Павловна (1865—1953) — олигофренопедагог, органи 2 До 1899 г. попечительницей 3-го Ольгинского Пятницкого женского учи
,,..-... .;■:.:';-.:.';'- '-■''.......................................................................... \ '.; ция бюрократов из городских управ Лейпцига и Москвы одинакова: и там и здесь инициативы филантропов, отдельных педагогов наталкивались на отказ финансистов, убежденных в ненужности трат на обучение умственно отсталых. Как и в Германии, в России, точнее, в ее столичных городах представители исполнительной власти станут сговорчивее после правительственного решения о введении обязательного начального обучения. Повторное обращение Е. С. Петуховой в Городскую думу (1908) окажется успешным, из несвоевременного прожект превратился в актуальный. С 7 октября 1908 г. начинается отсчет истории вспомогательной школы I! Москве и России. Одновременно городские власти разрешают доктору В. П. Кащенко открыть частный санаторий-школу для дефективных детей. Еще через год в Москве открывается вспомогательный класс для девочек при 1-м Смоленском женском начальном училище и второй класс при Ольгинском Пятницком училище. Проследим появление в Российской империи классов и школ для умственно отсталых детей с момента принятия Государственной думой решения о введении обязательного начального обучения (см. табл. 10). Хронологическое сравнение России, обладавшей мизерным количеством вспомогательных классов и школ, например, с Германией, где в 1910/11 учебном году в 454 вспомогательных школах училось 35 000 учащихся, кого угодно повергнет в уныние. Россия выглядит как страна-аутсайдер специального образования. Однако при сопоставлении уровня, с которого империя стартовала в октябре 1908 г., и уровня охвата школьным образованием умственно отсталых детей, которого она достигла по прошествии всего восьми (в том числе трех военных) лет, картина вовсе не выглядит безнадежной. К 70-м гг. XIX в. в Первопрестольном граде имелось пять начальных училищ, где обучалось менее 350 учащихся, к 1900 г. число начальных школ возросло до 150, а количество учащихся — до 20 000. Обучением постепенно охватывается все больше детей обоего пола, включая «малоуспешных детей» из бедных и неблагополучных семей, что потребовало открытия вспомогательных классов. Первый такой класс появляется в 1908 г., к началу 1911/12 учебного года их уже 22 (340 учеников), а к 1916/17 учебному году, несмотря на трудности военного времени, число классов возрастет до 51, а учащихся —почти до 800 человек. Итак, к началу XX в. в монархической России сложились необходимые социально-культурные предпосылки организации практики обучения умственно отсталых детей, с момента принятия правительством решения о введении всеобщего начального обучения (1908) начинает стремительно развиваться сеть вспомогательных классов и школ. Динамика развития специальных лечебно-педагогических учреждений в период с 1908 по 1917 г. свидетельствует о том, что Россия твердо встала на путь создания сети для обучения детей с умственной отсталостью. Табл ица 10 Развитие сети вспомогательных классов и школ для умственно отсталых детей (1908—1917)
.;.■■.'■ К ■■■■■'■":' Продолжение
*МГОУ — Московское городское общественное управление. Право, позволяющее реально руководить сложным городским хозяйством, МГОУ получило после принятия «Городового положения» (1862). ** ГОУ — Городское общественное управление.
--------; ■('^...ч^У-М!1 У',-1,1 им «ГйА®ф РА'
Гельсингфорс „ оРевель :Пт1^.-ПЕТЕ№УРТ
••СГЛЯПДИЯ • <4Г ''
СТ^л^ Леков,
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |