КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начали выполнять функцию методических центров, куда за советом и помощью либо на стажировку приезжали посланцы провинциальных учебных заведений. 5 страница
Генерал-реформатор военного образования, безусловно, хорошо знал все, что делалось в этой сфере в Пруссии и других немецких землях. Некоторые отечественные авторы называют военные прогимназии первыми вспомогательными школами России, X. С. Замский не разделяет общего мнения. «Военные прогимназии, — пишет авторитетный исследователь, — не были специально предназначены для обучения малоспособных, часто вместо малоспособных сюда из гимназии переводили недисциплинированных» [12, с. 219]. Мы разделяем мнение X. С. Замского и также не видим оснований отождествлять прогимназии со вспомогательными школами. Вместе с тем не вызывает сомнения, что, просуществуй прогимназии дольше, тем паче под надзором Н. В. Исакова, Россия, подобно Пруссии, могла бы пойти по пути открытия вспомогательных классов под совместным патронатом Министерства народного просвещения и Военного министерства. К сожалению, этого не произошло, на убийство императора Александра II правительство ответило коптррсформой образования. Прогимназии вернулись к статусу военных начальных училищ и более не имели возможности заниматься воспитанием малоспособных детей. Государственный интерес к их обучению угас, едва разгоревшись, а потому не получила развитие инициатива Е. Н. Шостак, стараниями которой в 70-е гг. XIX в. при Николаевском сиротском доме (Петербург) открылось реальное отделение для малоспособных учениц. Здесь предлагался сокращенный (упрощенный) курс обучения, по выходе из заведения выпускницы получали места прислуги, домашних учительниц танцев и гимнастики. По принципу комплектования классов и по образовательной программе реальное отделение скорее походило на военную прогимназию, чем на классическую вспомогательную школу. Опыт реального отделения Николаевского сиротского дома, как и опыт прогимназий, остался невостребованным. Православная церковь, в отличие от протестантской или католической, не имела возможности и желания заниматься устройством приютов для умственно отсталых. Немногочисленные город-
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
ские больницы и сумасшедшие дома слабоумных детей не принимали. В 1885 г. Г. И. Россолимо попытался получить информацию о численности глубоко умственно отсталых, находящихся в приютах или больницах: «Больницы, к которым мы обращались, и общие приюты или ничего нам не ответили, или сообщили, что идиотов у себя не держат» [6, с. 5]. Призрение и воспитание слабоумных могло заботить исключительно филантропов-западников. Долгое время в империи существовало лишь одно профильное учреждение — частное платное лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов, открытое доктором Фридрихом Платцем в собственном доме в Риге. Он же, как мы помним, более четверти века (1847—1864 гг.) успешно занимался обучением глухих детей. После смерти уникального врача-сурдопедагога учреждение возглавила его вдова — Тереза Платц. Под ее руководством маленькое частное заведение значительно расширилось и преобразовалось в популярный пансион для эпилептиков и слабоумных. Отдадим должное энергии и подвижничеству супругов Платц, но не возьмем на себя смелость считать модельное рижское лечебно-педагогическое заведение феноменом российской культуры. Продолжает список интересующих нас благотворительных учреждений Евангелический приют во имя Эммануила для одержимых падучей болезнью и слабоумных детей, основанный пастором петербургского собора Святого Петра Александром Ферманом на средства потомственного почетного гражданина Ф. В. Вальца. Сначала приют размещался в наемном доме, затем переехал в стоявшие па краю елового леса деревянные здания в Удельной. В момент своего рождения приют принял 20 детей из протестантских семей, к началу XX в. он расширился и располагал, по одним данным, шестьюдесятью, по другим — сотней мест. Неподалеку от приюта (пригород Петербурга, станция Удельная) при Александре) некой больнице решением столичных властей открывается отделение для идиотов на 50 коек (1885), которое из-за отсутствия средств и незаинтересованности горожан вскоре закрылось. Зная историю возникновения зарубежных благотворительных и лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых детей, мы вправе ожидать, что и в России их рождение сопряжено с некими исключительными обстоятельствами. Мы не раз уже видели, что при стечении определенных событий политической, экономической, культурной или религиозной жизни страны усилия исключитель-I юй личности производят эффект взрыва. В такие моменты подвижник-одиночка, словно античный титан, способен разрушить вековые стереотипы отношения к инвалидам, вызвать прогрессивные перемены в сознании просвещенной части общества. Безусловно, речь идет о счастливом совпадении усилий подвижника и назревшей культурно-исторической ситуации. Вместе с тем судьба энтузиаста, как правило, напоминает судьбы легендарных титанов, за яркой победой и всеобщим признанием неминуемо следует отторжение и забвение. Возможно, это цена за дар опережать свое время.
\;д,,,,,/,-.,,. :...,•■,?: V.■*-•- ---'у~^---^-^----.,7 -••••■ — '-;. ■..■ ;;>.лл..^-': Настоящая русская история призрения слабоумных детей начинается с уникального события — внезапного исцеления от эпилепсии подростка Коли Грачева и беспримерного подвижничества его старшей сестры Екатерины1. Сын петербургского биржевого маклера К. П. Грачева рос ребенком слабым, впечатлительным и болезненным. До пяти лет мальчик не ходил. Сестра, бывшая на десять лет старше Коли, тяжело переживала болезнь брата, а после смерти родителей (1886) взяла на себя его опеку. В одиннадцать лет мальчика удалось поместить в диагностическое отделение частного заведения доктора И. В. Маляревского. Профессор поставил пациенту диагноз исте-рико-эпилепсия, но помочь ничем не смог. Екатерина делала все, что было в ее силах, ухаживала за братом как сиделка, искала лекарства, врачей, больницы, но вскоре убедилась, что чудесных снадобий нет, а дети, подобные ее брату, никому не нужны. Тем временем мальчик угасал, припадки учащались, наступил паралич ног и рук, речь стала неразборчивой, исход казался близким и предсказуемым. «В ночь с 3 на 4 декабря ребенку стало особенно худо, припадок длился более пяти часов, и к рассвету изнуренный муками подросток в яви увидал Богородицу, святителя Николая и ангелов. Матерь Божья обратилась к мальчику с научением: «Николай, поезжай в часовню2, шестого декабря ты исцелишься, но ранее никому не говори». 1 Грачева Екатерина Константиновна (1866—1934) — благотворительни 2 Часовня с иконой Всех Скорбящих Радость находилась за Александ- Гл.:-:■'•<: СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
Наутро подросток попросил сестру отвезти его в указанный день, а то был его день ангела, в названную часовню, но был так слаб, что сестра долго не соглашалась, предлагая пригласить священника на дом. Коля же был настойчив в своей просьбе и добился ее исполнения. Расслабленного мальчика с трудом одели, кое-как доставили до нужной часовни, где старшая сестра на руках едва дотащила его до чудотворной иконы и положила перед ней на пол. Ни ходить, ни стоять мальчик не мог. При чтении Евангелия он пришел в сознание, а после того, как его поднесли к чудотворной иконе, смог встать на ноги, осенил себя крестным знаменем и отчетливо произнес: «Нет, Катя, я могу стоять!» Трепет объял присутствующих...» [34]. Не станем пересказывать необычную историю1, она детально описана в «Церковных ведомостях» в № 4 за 1891 г. Молва об удивительном событии разнеслась не только по столице, но и по многим городам и весям православной империи. Священный синод провел специальное заседание, в ходе которого Е. К. Грачева клятвенно заверила церковных иерархов в правдивости случившегося2. Синод отреагировал на чудо согласно церковным канонам: в комнате, где мальчик пережил видение, решили установить иконостас, а на месте дома Грачевых, переданного Екатериной Константиновной церкви (1890), выстроить храм Во имя Царицы Небесной. Отроку же рекомендовали принять постриг и посвятить жизнь Богу. Достоверно известно, что Николай вскоре после своего чудесного исцеления принял монашество и в чине иеромонаха Сергие-вой пустыни через некоторое время стал настоятелем упомянутого храма Во имя Царицы Небесной. Случившееся с братом Екатерина Константиновна восприняла как данное ей свыше знамение. Измученная безрезультатными поисками учреждений, где предположительно могли бы помочь брату, потрясенная его удивительным исцелением, она решает посвятить свою жизнь самым тяжелым умственно отсталым детям. Грачева становится волонтером Императорского человеколюбивого общества и занимается выявлением детей, нуждающихся в призрении. Во время одного из посещений петербургских трущоб Екатерина Константиновна нашла слабоумную сироту, которую не смогла определить ни в одно столичное учреждение. Пройдя несколько раз по замкнутому кругу, подвижница решила устроить девочку в собственной небольшой квартирке, сохранившейся в купленном церковью родительском доме. Его новый владелец — архимандрит Игнатий, узнав о мытарствах Екатерины Константиновны со слабоумной сиротой, высказался в пользу создания особого приюта для подобных детей и предложил тридцатичетырехлетней женщине заняться «новым в России делом». 5 сентября 1894 г. Грачева запишет в дневник: 1 Со времен французских просветителей принято считать, что разоблачи 2 Со времен Петра I Русская православная церковь относилась к чудесным чщ*.■■■■ шШ^шшмтяши О»: .."■'. ■".
Шы ***...;.:.:'.,->.-Д-:--'<-^
;,:■ й..ы:;г:,й;.Д<. ;.::;Щ ^
«Архимандрит Игнатий дал для начала 150 р. От соседней квартиры велел присоединить к моей одну комнату»1 [34, с. 357]. Так благодаря энергии глубоко верующей петербурженки Грачевой и поддержке архимандрита Игнатия в российской столице было положено начало попечению об умственно отсталых. Синод благословил доброе деяние и принял решение (1894) учредить церковный приют для детей-идиотов и припадочных по адресу: Санкт-Петербург, Петербургская сторона, Большая Белозерская улица, дом 1. Грачева покупает одежду, еду, игрушки и начинает в своей квартире выхаживать двух девочек — Таню и Шуру, а уже в декабре 1895 г. состоялось торжественное открытие приюта. Через полтора года тяжелой работы Екатерина Константиновна приходит к выводу, что нельзя сводить помощь исключительно к уходу, она свято верит в то, что воспитанников, несмотря на тяжесть недуга, можно и нужно обучать, но предстояло понять, чему их учить и как. Методом проб и ошибок Грачева создает программу воспитания и обучения, придумывает пособия для занятий и собственноручно изготавливает их. Чудесное исцеление Коли Грачева и беззаветное подвижничество во благо больных детей его верующей сестры Екатерины привело к неожиданным последствиям. За кратчайший срок сложилась некая структура, объединившая приют, благотворительное общество, школу для отсталых и припадочных детей (1898) и, наконец, созданное по благословению митрополита Антония попечительство—Братство во имя Царицы Небесной (1900). Стараниями братства в дополнение к столичному приюту открываются сельскохозяйственная колония в Райволо, приют при психиатрической больнице в селе Сапогово Курской губернии, детские приюты в Москве и Вятке. Впервые Русская православная церковь занялась деятельной благотворительностью в поддержку слабоум- 1 «27 августа 1894 г. Отказали! Ни Человеколюбивое общество, ни Общество попечения о бедных и больных детях не имеют приюта для таких детей. Я взялась похлопотать о ней. 31 августа. Опять неудача! Я ездила в больницу Св. Николая Чудотворца. Там малолетних не принимают. 1 сентября. Была сегодня на Удельной. В больнице Цесаревича 2 сентября. Была в частной лечебнице доктора Фрея. Ответ тот же: «Де 5 сентября. Радостный для меня день. Домовладелец предложил мне заняться «новым в России делом». Дал для начала 150 р. От соседней квартиры велел присоединить к моей одну комнату» (Из дневника Е. К. Грачевой.) [9, с. 356-357].
ных, на исходе XIX столетия она демонстрирует пастве свое новое понимание ответственности за слабоумных детей. Убеждены: избегни страна потрясений, что выпадут на ее долю в первую треть XX столетия, Россия в короткий срок догнала бы Западную Европу в деле организации церковного и светского призрения умственно отсталых детей. В мае 1898 г. Екатерина Константиновна приглашает в приют нескольких городских учительниц и в их присутствии устраивает детям экзамен. Увиденное поразило гостей, до того не веривших даже в минимальные успехи подопечных Грачевой. Еще в 1896 г. неутомимой подвижнице удалось организовать квалифицированную медицинскую помощь, воспитанниц регулярно осматривал доктор Э. А. Гизе, который в случае тяжелых заболеваний приезжал дважды в день, а при необходимости и среди ночи. Летом его подменял доктор В. П. Осипов. Консультантом приюта становится видный российский невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев. В 1897 г. приют посещает только что возвратившийся из Германии и переполненный замыслами реформирования учебно-методической работы Мариинского училища глухонемых А. Ф. Остроградский1. Сурдопедагог заинтересовался педагогическими поисками благотворительницы и вскоре также начинает сотрудничать с нею, он ставит детям звуки, учит Грачеву работе с глухими. В июле 1897 г. Екатерина Константиновна получает в подарок французскую книжку о судьбе слепоглухонемой девушки, сумевшей не просто овладеть грамотой, но и получить университетское образование. Воодушевившись, Грачева решает посетить петербургское учебное заведение для слепых и ознакомиться с трудами по тифлопедагогике. Сурдопедагогические учебники ею уже проштудированы, в Мариинском училище она частый гость. Успех подопечных на упомянутых показательных «экзаменах» 1898 г. натолкнул Грачеву на мысль о необходимости организации школы для отстающих и припадочных детей. «Первых исключают, — пишет она в своем дневнике, — вторых не принимают в школы. Но двое высказали мнение, что такую школу открыть нельзя, потому что в ней не будет учеников — «кто захочет поместить своего ученика в школу для дураков?» Но мне очень нравится эта идея. Есть ли такие школы за границей?» [9, с. 368]. 1 Остроградский Александр Федорович (1853—1907) — сурдопедагог. Педагогическую деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, перешел в Петербургское училище глухонемых ВУИМ (1.885). Не будучи сурдопедагогом, едет на стажировку в Германию (1886), где осваивает «немецкий устный метод». Пытается перестроить организационно-методическую работу в Мариинском училище (1887) на основе принципов, впоследствии изложенных в «Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889). Организовал курсы для подготовки сурдопедагогов (1897), издание журнала «Листок по обучению глухонемых, воспитанию и призрению их» (1898). Автор первого отечественного учебника по истории для глухих «Рассказы по русской истории. Со статьями о жизни первобытных людей» (1900).
■
Практическое решение вопроса осложняло отсутствие подготовленного персонала, способного старательно учить детей, зная о том, что результаты будут минимальными, а дни жизни некоторых воспитанников сочтены. Кто-то из окружения подсказывает: «Сестры милосердия не вполне подходят для вашего дела: они любят ухаживать за такими больными, которые поправляются, видеть плоды своих трудов, а у вас неизлечимо больные, да и работа грязная, много неопрятных». Следует совет обратиться в монастырь, ибо «есть у нас великая непочатая сила — пора монашество привлечь к деятельной любви». Екатерина Константиновна принимает совет и тотчас обращается за помощью в Вышневолоцкий женский монастырь. Через две недели из монастыря в приют прибывают восемь послушниц, и мечта становится явью. В августе 1898 г. учебное заведение, чье рождение в России представлялось фантазией, открывается. За девять последующих лет через три его класса прошло 134 ребенка в возрасте от 9 до 12 лет. Заведение обретает известность, Петербургская городская дума устанавливает ему ежегодную субсидию в 1000 р. — деньги по тем временам немалые. В мае 1899 г. школе жертвуется земля в Полюстрово, с тем чтобы воспитанники обрели летнюю дачу, и в августе детей привозят на праздник ее закладки. Еще через два года (1901) на Белозерской улице по соседству со старым приютом начинается строительство нового четырехэтажного здания. При его постройке и оснащении используются самые современные технические решения и новейшее оборудование. Кухня, прачечная, гладильня, баня, душевые, а также служебные помещения и спальни для сестер (по новомодной американской системе) размещают на верхнем этаже. Третий этаж отводится под школу, второй — под так называемое фребелевское отделение (там собраны воспитанники, умеющие говорить и не представляющие социальной опасности). Первый этаж занял лазарет для наиболее беспомощных или беспокойных детей, способных причинить вред себе и окружающим. В местечке Райволо под Петербургом в 1903 г. организовали сельскохозяйственную колонию (также новостройку) для более взрослых, ставшую важным звеном в системе социально-педагогических учреждений для умственно отсталых. Подростков из городского приюта поместили в оазис оптимального общественного быта, где они могли не просто работать на земле, но и жить в особой атмосфере сельской коммуны1. Погружаясь в проблему все глубже и глубже, Грачева постепенно осознавала ее масштаб^, без устали преодолевая трудности, возникавшие одна за другой. Многие финансовые, организационные и хозяйственные вопросы удавалось успешно решать, но по мере роста сети филиалов все очевиднее становилась проблема кадров. В 1900 г. Грачева организует курсы 1 Сравнимая идея ляжет в основу «СатрЫН КисЫ!7 5т.етег ЗсЬоок (от сЫГ с1геп т пеес1 о! 8рес1а1 саге» — антропософских вальдорфских коммун, которые получат распространение в послевоенной Западной Европе усилиями доктора Карла Кёнинга и его единомышленников. для сестер-нянь, первый выпуск состоялся в июне 1902 г. По его завершении волонтеры из числа монастырских послушниц разъехались по филиалам приюта. Родители больных детей и персонал множащихся заведений братства испытывают нехватку литературы, необходимой для самообразования. Социальный запрос побуждает Грачеву написать и издать свою первую книгу — «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков» (1902). Ощутив недостаток профессиональных знаний, Екатерина Константиновна отправляется в Швецию (1903), много к тому времени преуспевшую в деле организации социального призрения и специального обучения. Россиянка поразилась, как много сделано в Скандинавии для детей-инвалидов и как мало для идиотов. В поисках желанных моделей она отправляется в тогдашнюю мекку психиатрической службы — Францию (1906). Не ограничиваясь визитами в специальные учреждения, Грачева несколько месяцев стажируется как воспитатель и даже дежурит в клинике Бур-невиля. Одним из итогов ознакомительных поездок становятся книга «Приюты-школы для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и Германии» (1909), чуть раньше выходит «Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами» (1907). В 1903 г. по рекомендации В. М. Бехтерева на должность врача в приют на Белозерской зачислен молодой доктор А. С. Грибоедов, который налаживает ведение медицинской документации. В одиночку Грачевой становится все труднее справляться с растущим кругом обязанностей: то она помогает открывать филиалы в Курской губернии, Москве2, Вятке3, Переславле-Залесском4, то стажируется за рубежом, то пишет и издает книги, то готовит работы детей к международной выставке5, то решает проблемы с персоналом. Растет число сотрудников, среди которых далеко не все разделяют чувства благотворительницы. Приведем лишь одну дневниковую запись: «Очень мне грустно, что младшие служащие совсем не берегут инвентарь, все чаще слышу: «Это казенное, чего 1 Грибоедов Адриан Сергеевич (1875—?) —врач, педолог, дефектолог. Окончил петербургскую Военно-медицинскую академию; ученик В. М. Бехтерева. Врачебную службу начинает (1903) в организованном Е.К.Грачевой приюте для слабоумных и эпилептиков (Санкт-Петербург). Вскоре возглавляет открытую Е. К. Грачевой амбулаторию для нервнобольных детей, где ведет прием совместно с В. М. Бехтеревым. В 1905 г. московская благотворительница пожертвовала в пользу братства 5 десятин земли и 40 000 р. на устройство приюта. На эти деньги под приют сначала арендуегся помещение в Москве, затем покупается (1907) дом на Б. Полянке. 3 В 1903 г. вятский купец А. И. Швецов с супругой организовали в собствен 4 Богатая вдова М. П. Клименко предложила свой дом для организации приюта. 5 В 1903 г. работы воспитанников приюта участвуют в международной
:
',*:-!;:
беречь, новое должны купить» [9, с. 375]. Более же всего Грачеву печалило, как много вокруг детей, нуждающихся в помощи специалистов, и как мало для них в России сделано. Проследим хронологию первых частных инициатив в деле организации специализированных лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых детей (см. табл. 9). Таблица 9 Развитие сети благотворительных учреждений для глубоко умственно отсталых детей в Российской империи (1854—1907)
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ Продолжение
Созданные усилиями Братства во имя Царицы Небесной, прежде всего неуемной энергией Грачевой, заведения для глубоко умственно отсталых детей могут быть равно отнесены и к церков-но-благотворительным, поскольку задумывались и действовали в статусе приютов, и к лечебно-педагогическим. Медицинская составляющая этих учреждений, особенно в Петербурге и Москве, выглядела весьма солидно. В 1903 г. Грачева добивается открытия при приюте на улице Белозерской амбулатории, которая исполняла функции диагностического центра и в известной мере комиссии по комплектованию учреждений братства. Амбулатория, где прием вели профессор В. М. Бехтерев и доктор А. С. Грибоедов, оказывала бесплатную медицинскую помощь «нервнобольным детям» Петербурга. Накануне Первой мировой войны амбулатория превра-
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |