КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начали выполнять функцию методических центров, куда за советом и помощью либо на стажировку приезжали посланцы провинциальных учебных заведений. 4 страница
В докладе «О патронатах» В. А. Гольцев также высказал упрек в адрес общества: «Мы привыкли считать делом правительства многое из того, что должно входить в область личной инициативы и общественной самодеятельности» [6, с. 29]. Затронул он и проблемы обустройства выпускников специальных училищ, доказывая необходимость их, как сказали бы сегодня, послешкольного сопровождения. «В громадном большинстве случаев слепому или глухонемому придется жить при других условиях, самому зарабатывать средства для существования, и покидать его в этих случаях жестоко, потому что в борьбе за существование его шансы будут всегда гораздо меньше шансов его нормальных сверстников» [6, с. 30]. Созвучные опасения прозвучали в выступлении московского сурдопедагога Ф. Ф. Томкеевой. По ее свидетельству, «хозяева мастерских не решаются принимать в работники малоподготовленных глухонемых, с которыми к тому же объяснения и затруднительны, и много времени отнимают. Если же и принимают, то по снисхождению к просьбам училищного начальства и за очень маленькое жалованье. Положение большей части глухонемых без средств по выходе из училища очень плачевно» [6, с. 54]. Возможный выход В. А. Гольцев видел в создании патронатов, которым следовало взять на себя «устройство мастерских и сбыт изделий, устройство общежитий; приискание мест, выдачу пособий и открытие убежищ для неспособных к труду» [6, с. 34]. Собравшиеся проявили единодушие в том, что и глухонемые, и слепые «нуждаются в хорошем образовании», что «в училищах СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ для них должны быть выработаны спетщальные программы как научной, так и ремесленной подготовки, приспособленные к их потребностям». Не вызывали протеста предложения о необходимости «установить некоторые общие принципы, обязательные для всех училищ». Из числа разнообразных проектов, на которые не скупились участники съезда, один следует выделить особо. Преподаватель Московского училища слепых Н. В. Тулупов воздержался от ссылок на опыт скандинавских стран, понимая, что Россия не сумеет в короткий срок сравняться с ними по количеству учебных мест в специальных школах. Он предложил обучать слепых детей по месту их жительства в обычных школах. Хорошо понимая особенности ребенка-инвалида и трезво оценивая подготовку сельского учителя, российский пионер интегрированного обучения незрячих нашел компромиссное решение. «Для пользы дела, — убеждал Н. В. Тулупов, — представляется существенно важным и необходимым, чтобы в учительских семинариях, институтах, духовных семинариях и вообще во всех учебных заведениях, приготовляющих учителей в народные школы, было обращено внимание на знакомство с существующими методами и способами обучения слепых, на знакомство с психологией слепого» [6, с. 122]. Докладчик настаивал на введении методики обучения грамоте слепых как обязательного предмета в курс педагогических учебных заведений. Увы, государство и общество оказались неспособными внять мудрому совету тифлопедагога. Речь на съезде шла и о профилактике заболеваний, приводящих 1С глухоте или к слепоте, о важности просветительской работы. «70% всех слепых — следствие невежества русского народа», — утверждал 11. В. Тулупов, полагая, что соблюдение элементарных санитарно-гигиенических требований обеспечило бы резкое снижение частоты глазных заболеваний. Неприемлемо высокий по европейским меркам показатель — 20 слепых на 10 000 населения, по мысли педагога, мог снизиться в 2—3 раза. «Наши русские слепцы должны представлять предмет сугубых забот русского общества: при других условиях они не являлись бы калеками и не были бы поставлены в необходимость влачить столь жалкое существование» [6, с 119]. А. А. Адлер настаивала на том, что, определяя цели и содержание обучения слепых детей, необходимо принимать во внимание их социальную принадлежность и заботиться о том, чтобы по окончании школы они могли жить достойно и, насколько возможно, независимо. «Только самый малый процент слепых принадлежит к обеспеченному классу общества, — констатировала А. А. Адлер, — большая же часть приходится на долю бедняков, которым только школа и может дать возможность приобретать средства к жизни и не быть в тягость окружающим». А. А. Адлер говорила о необходимости сделать содержание обучения слепого ребенка сообразным его будущей жизни: «Главное внимание должно быть обращено на то, чтобы сделать из слепых хороших ремесленников той или другой специальности, со знанием чтения, письма, счета. <...> Все усилия наши должны быть направлены к тому, чтобы выработать специальную программу для школы слепых, составленную сообразно со слепотою и с потребностями жизни слепого» [6, с. 133—134]. По мысли А. А. Адлер, незрячего человека следовало учить повышать свой культурный уровень за счет самообразования, одновременно создавая для него библиотеки. Тифлопедагог знала, что «способ распространения образования слепых — это библиотеки», как, впрочем, и то, что «дело находится в России в зачаточном состоянии». Первой публичную библиотеку для слепых откроет Москва (1885), разместив ее в только что построенном Румянцевском музее. И здесь не обошлось без А. А. Адлер, сумевшей подвигнуть на этот шаг директора музея В. А. Дашкова и профессора И. В. Цветаева, с дочерью которого, Мариной, тифлопедагог поддерживала знакомство. Во исполнение настойчивых просьб Адлер и распоряжения члена совета Попечительства о слепых барона Мирбаха библиотека регулярно пополнялась книгами, издаваемыми Петербургским училищем. Российский опыт школьного обучения глухих превосходил тифлопедагический, а потому сурдопедагоги на своей подсекции обсуждали по преимуществу методические аспекты. В частности, доктор С. С. Преображенский убеждал собравшихся, что обучение глухого ребенка лучше начинать с 6—7 лет, а «предпочтение отдавать немецкому методу». Относительно организационных форм обучения приват-доцент Московского университета не сомневался в том, что «глухонемой должен иметь возможно больше сношений с нормальными людьми, открытые школы должны иметь преимущества перед закрытыми». Высказанное мнение отражает и подтверждает перемены, происходившие в сознании просвещенных россиян на рубеже XX в. Критикуя учебные заведения интернатного типа, настаивая на желательности социальных контактов глухих со слышащими, С. С. Преображенский находит среди собравшихся полную поддержку. Дабы отношение общества к глухим людям менялось быстрее, профессор предлагает информировать общественность об эффективности специального образования: «О результатах (успехах) обучения должны появляться ежегодные отчеты в газетах» [6, с. 20]. Делегаты полагали, что неторопливость лиц, обладающих властными полномочиями, как и пассивность сограждан, во многом объясняется тем, что ни государство, ни общество не осведомлено об истинном количестве детей, нуждающихся в заботе. Встает вопрос о необходимости сбора статистических данных, Е. В. Членов даже предлагает «ходатайствовать о том, чтобы при проведении предстоящей переписи населения собирались сведения относительно глухонемых»1. Попечительство о слепых в 1886 г. сумело договориться с полицейским управлением и губернаторами об организации сбора статистических данных о численности незрячих. Стараниями попечительства в процессе всенародной переписи населения (1897) фиксировалась статистика слепоты по империи. Нельзя не заметить, как быстро пионеры отечественного специального образования осознали узловые проблемы его организации, как ясно видели способы их разрешения. Так, не надеясь на скорое создание службы, патронирующей выпускников, секция высказала пожелание, «чтобы училища поддерживали письменные сношения с окончившими воспитанниками в течение первых нескольких лет» [6, с. 49]. Зная о кадровом голоде, сурдопедагогическая секция выступила с ходатайством об открытии курсов «при каком-либо училище глухонемых» за счет государственных средств. Специальные школы не входили в ведение Министерства народного просвещения, а потому работавшие в них педагоги оказались ущемленными и в зарплате, и в пенсиях. Участники съезда обратились к правительству с ходатайством об исправлении сложившегося положения. На съезде впервые обсуждается вопрос «о призрении и обучении детей, отсталых в умственном и нравственном отношении». Но словам двадцатипятилетнего приват-доцента Московского университета Г. И. Россолимо (сегодня его чтят как одного из основоположников детской неврологии в России), названная проблема и стране «еще ни разу не являлась предметом специального, всестороннего исследования». По мнению докладчика, «эта задача, посильная только общему съезду, естественным образом не ставилась педагогами; врачи, со своей стороны, также обходили ее ввиду того, что по характеру своему она едва ли может подлежать компетенции оной лишь медицинской науки». Свое выступление Г. И. Россолимо завершил обращением к участникам заседания, предложив им сообща ответить: «Обязано ли общество позаботиться о призрении и воспитании психически нездоровых детей? Можно ли считать своевременною эту задачу, когда еще не разрешен вопрос о всеобщем народном образовании и пока не обеспечена еще судьба многих тысяч психически больных нашего отечества? Необходимо ли для названных больных детей только врачебное попечение или мы обязаны позаботиться об их воспитании и обучении?». Утвердительно отвечая: «Обязано! Можно! 11еобходимо!» — коллеги проявили поразительное единодушие. Общую позицию выразил педагог и журналист И.Д.Городецкий: <• Вопрос о способности к образованию слабоумных сама практика жизни уже решила в большей или меньшей степени в утвердительном смысле. Слабоумный имеет неотъемлемое право на образование, на развитие своих способностей, как бы незначительны они ни были» [6, с. 39]. Убежденность участников съезда в том, что умственно отсталый ребенок обладает правом на школьное обучение, отражает принятая резолюция: «Необходимо для малоуспешных детей устройство вспомогательных школ или классов, для младшего же возраста специальных детских садов, доступных и для бедного класса населения. Для детей, представляющих умственные и нравственные недостатки, в том числе и для идиотов, слабоумных и эпилептиков, необходимо 18—Малофеев. Ч. 1 <
йгг™-
^Л устройство особых общественных врачебно-воспитательных заведений. <...> Желательно образование по возможности во всех городах России врачебно-педагогических обществ с целью всестороннего изучения вопросов призрения и воспитания детей, отсталых в умственном и нравственном отношении, а также с целью организации дела призрения, лечения и воспитания этой категории детей. Желательно официальное разрешение на собирание статистических сведений по вопросам о патологических причинах малоуспешное™ детей во всех учебных заведениях. Умственные и нравственные недостатки, препятствующие пребыванию детей в школах, должны определяться педагогическим советом заведения совместно с врачом, по возможности, специалистом» [6, с. 33]. Итоговый документ XII секции напоминает политический манифест. Участники съезда, например, просят правительство: * обязать владельцев фабрик и мастерских «принимать на себя » способствовать скорейшему «введению страхования рабочих от несчастных случаев, так как эта мера будет иметь существенно великое значение для предупреждения слепоты среди рабочего населения»; • создать систему патронажа «для слепых, глухонемых и дру Одновременно делегаты просят высшее руководство ВУИМ:» увеличить число специальных учебных заведений и организовать подготовку педагогов для них; * обеспечивать трудоустройство выпускников по завершении • попытаться ввести в программу учебных заведений, готовя Итак, II съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (декабрь 1895 г. — январь 1896 г.), который, по сути, явился первым Всероссийским съездом дефекто-логов, не только открыл новую страницу в жизни специальных учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей, но и внес огромный вклад в дело изменения отношения к ним Российского государства и общества. И такие перемены происходили. Попечительство ВУИМ за первые десять лет XX в. провело в стенах Петербургского училища два научно-практических съезда деятелей по попечению о слепых (1901, 1909). Длительная пауза между встречами объясняется тем, что съезд, запланированный на 1906 г., «по обстоятельствам времени пришлось отложить». В планы попечительства внесла свои коррективы революция 1905 г.,
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ а потому II съезд удалось провести только в 1909 г. Следующий, III съезд вновь «по обстоятельствам времени» перенесут на 1917 г., ко провести уже не успеют. Съезд же 1909 г. оказался достаточно представительным, в нем участвовало 149 делегатов: 43 педагога, 13 медиков, 71 администратор, 22 приглашенных. Вновь говорили о целях и задачах школьного обучения, отдавая приоритет развитию «самостоятельности слепых и подготовки их к самостоятельной трудовой жизни». Программным можно признать выступление Я. Н. Колубовского на тему «К вопросу о введении всеобщего обязательного обучения слепых в России». Доклад содержал три основных тезиса: введение обязательного бесплатного государственного обучения слепых детей; создание специальных школ во всех губерниях империи; организация обучения слепых грамоте и письму в обычных школах. Итоговая резолюция зафиксировала: «Съезд признал желательным, чтобы в ближайшем будущем всеобщее обучение было распространено и на слепых. По вопросу о совместном обучении слепых детей в обыкновенных школах для зрячих съезд постановил просить подлежащие ведомства о введении в курс тех учебных заведений, которые подготовляют учителей и где вообще проходится история педагогики, отдела тифлопедагогики» [6, с. 75—76]. Звучали в адрес правительства и комплименты, например петербуржец В. Г. Кнатц убеждал собравшихся в отсутствии в России ограничения гражданских и политических прав слепых, с чем слушающие благосклонно согласились. Восьмидесятивосьмилет-пий А. И. Скребицкий более не мог полемизировать с функционерами попечительства, а у прочих не хватило смелости. Поддержали они и «рациональное» предложение инспектора Казанского училища слепых Н.А.Березина, рекомендовавшего регулировать браки слепых по причине их экономической несостоятельности. Чиновник желал «установить меры, которые могли бы повлиять на уменьшение браков» как между слепыми, так и между слепыми и зрячими1 [37, с. 77]. И все же не станем упрекать участников съезда, как это практиковалось в советской историографии дефектологии, за невнимание к проблемам слепого человека. Те полторы сотни россиян, что собрались в 1909 г. в Петербурге, несравнимо более прочих сделали для улучшения жизни слепых, для изменения их статуса. Подчас разделяя общие заблуждения, своей деятельной заботой о слепых они намного опередили эпоху! Отечественные тифлопедагоги появились в стране лишь на исходе XIX столетия, но очень скоро они сумели объединиться и профессиональное сообщество и провести Всероссийский съезд (1885). К тому моменту в училищах для глухонемых работало второе, если не третье поколение сурдопедагогов, однако они объединяться не торопились. Первая совместная конференция учителей школ глухих, как это ни странно, явилась результатом энергичных 1 Труды II Русского съезда по попечительству о слепых и по предупреждению слепоты / Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. - СПб., 1910. - С. 77. 18* усилий тифлопедагогов, Анны Адлер более других. Именно тиф-листы сыграли важную роль в консолидации сторонников специального образования, в становлении их гражданского и профессионального сознания, в формировании общественной оценки социальной политики государства, в распространении идеи обязательного обучения детей-инвалидов. Ко времени проведения всероссийской конференции 1895—1896 гг. Петербургское училище для глухих крепко стояло на ногах, накопило опыт и традиции. Оно самостоятельно решало кадровые и иные проблемы, в случае необходимости обращаясь за помощью напрямую к императрице. Частные школы западных территорий, созданные при поддержке католических либо протестантских пасторов и общин, за методической помощью обращались к европейским авторитетам, а финансовую поддержку по преимуществу получали от единоверцев. Московское и Петербургское училища относительно друг друга долгое время демонстрировали внешнюю незаинтересованность при скрытой внутренней конфронтации. Конкурирующие лидеры вольно или невольно втягивали в это необъявленное соперничество обращавшихся к ним за советом провинциальных педагогов. Всероссийский съезд деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых (декабрь 1910 г., Москва), по сути, первый самостоятельный съезд1 сурдопедагогов, соберется через 100 лет после появления в империи опытного училища. В XX в. самым острым оказывается вопрос введения всеобуча глухих, что найдет отражение в итоговом документе — прошении в Государственную думу. «Государство должно взять на себя заботу об организации обучения глухонемых в России, имея в виду впоследствии сделать это образование всеобщим и обязательным. Имея в виду особенности природы глухонемых, резко отличающие их от нормальных, съезд решительно настаивает на учреждении специальных для них заведений, отвергая все компромиссы, клонящиеся к попыткам помещать глухонемых в нормальные школы, попыткам, потерпевшим полное фиаско в 60-х гг. во Франции (Бланше). Имея в виду обширность территории, съезд находит более целесообразным учреждать небольшие заведения в разных частях империи в соответствии с нуждами той или иной местности, не исключая возможности существования больших заведений. В России, при ее громадном протяжении, для глухонемых, несмотря на дороговизну, приходится предпочесть интернаты, оставляя экстернаты для больших городов, впрочем, при выборе типа школы не следует стеснять учредителей. Курс в заведении не менее 8-летнего»2. До 1910 г. сурдопедагогические конференции проходили как специальные подсекции (1895/1896 и 1903/1904 гг.) в рамках съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. 2 Труды Всероссийского съезда деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых. Москва, 1910/Сост. Ф. А. Рау, А. Д. Дрож-жин.-М., 1911. - С. 37-38. Сравнив резолюции съездов тифлопедагогов и сурдопедагогов, нетрудно обнаружить некоторое расхождение во взглядах, но относительно всеобуча гражданская и профессиональная позиция едины: » учебные места следует предоставить всем глухим и слепым детям; * для умственно отсталых детей необходимо открыть вспомогательные классы и школы; обучение должно стать бесплатным и гарантироваться государством. Монархическая Россия не успела исполнить почти ни одного из пожеланий специалистов. В скором времени страна втянется в мировую войну, а затем ее кардинально преобразит Октябрьская социалистическая революция. Тем не менее, оценивая изменения, произошедшие в общественном сознании россиян всего за одно столетие (1806—1910), мы должны признать их грандиозность. Накануне Первой мировой войны в России существовала сеть специальных учебных заведений, сложился учительский корпус, педагоги ведущих школ обладали хорошей профессиональной подготовкой, а главное — идея введения обязательного всеобщего бесплатного обучения детей с недостатками физического и умственного развития обрела немало сторонников. Швы Обучение умственно отсталых детей становится возможным (1895—1917) На рубеже XIX—XX вв. в стране формируются профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухих и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Их участники считают необходимым расширить сеть специальных учебных заведений, создать для «малоуспешных детей» вспомогательные школы или классы, для малышей специальные детские сады, доступные «и для бедного класса населения». Инициатива организации обучения детей с отклонениями умственного развития в России исходила не от государства, как это было в Германии, и не от родителей, как это случилось в Англии, а на манер Франции — со стороны врачей, педагогов, общественных деятелей, озабоченных положением «ненормальных» детей. Грандиозные планы делегатов съезда 1895— 1896 гг. на практике начнут понемногу реализовываться через двенадцать лет — в 1908 г. Санкт-Петербург и Москва решатся на обучение умственно отсталых детей. Латентный период оказался долгим из-за того, что сперва дело тормозилось традиционной неторопливостью ответственных чиновников, потом наступил военно-политический кризис, проигранная Русско-японская война ослабила экономику, а революция 1905 г. напугала правительство. Благотворительные
фО)ч ^"м4 $. Ц^'НМ^ общества вошли в полосу финансовых затруднений, государство же в очередной раз ужесточило внутреннюю политику, в силу чего частные инициативы в сфере образования стали почти невозмож-иыми. Сроки рождения вспомогательной школы отодвинулись, ее появление становится реальным только благодаря реформе народного образования, предпринятой незадолго до начала Первой мировой войны. Перейти от мечтаний к делу подвижникам удастся после принятия Государственной думой проекта введения всеобщего начального обучения (1908), рассчитанного на 10 лет. Итак, своим рождением российская вспомогательная школа, как и немецкая, обязана государственному решению ввести всеобуч! Хронологическое сопоставление дат открытия первых светских приютов для детей-инвалидов, детских отделений в психиатрических больницах, вспомогательных классов и школ в западноевропейских странах-лидерах и в России окажется не в пользу последней. Тем не менее у нас нет оснований возлагать в том вину исключительно на царское правительство и Министерство народного просвещения. Вплоть до начала XX столетия российское общество оставалось не готовым к организации учреждений социального призрения, тем более учебных заведений для умственно отсталых детей. На Руси люди с интеллектуальными нарушениями испокон веку занимали особую социальную нишу, нищелюбивое население вело себя по отношению к ним достаточно терпимо, власти же обходили их своим вниманием. Открытие сумасшедших домов в Новгороде (1776), Петербурге (1779) и Москве (1785) даже формально нельзя считать началом государственной заботы о людях, страдающих психическими заболеваниями или тяжелыми формами умственной отсталости. И новгородский долгауз, и столичные больницы для душевнобольных (Обуховская в Петербурге, Преображенская в Москве) являлись скорее карательными, нежели лечебными учреждениями. По пониманию задач «домов скорби» российская администрация XVIII в. оставалась на уровне западных королевских судов XV—XVI столетий. Ни Церковь, ни престол, ни городская власть, ни родители, ни специалисты (юристы, врачи, педагоги) до второй половины XIX столетия не имели поводов размышлять об умственно отсталых детях. Необходимость создания особых условий для обучения «малоуспешных» детей в России, как и на родине вспомогательной школы в Пруссии, первым почувствовало военное ведомство. Реформа системы подведомственных учебных заведений (1863) сделала очевидным для Военного министерства неспособность ряда учащихся военных гимназий усвоить предложенную программу. Действующие нормативы не позволяли Главному управлению военными учебными заведениями (ГУВУЗ) отчислять малоспособных воспитанников, но также не разрешали долго держать их в обычных классах. В 1865 г. в структуре военных гимназий между III и IV классом создаются так называемые «промежуточные» или «повторительные» классы. Предполагалось, что в ходе дополнительно-
:т€л^. ■ Ай| _> м*л^ СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
го года обучения воспитанники ликвидируют пробелы в знаниях и через год смогут войти в «общий поток». Напомним, в Германии в 1859—1850 гг. также предпринималась попытка создать для малоуспешных детей «добавочные» классы, но там быстро убедились в их малой продуктивности и навсегда отказались от подобной идеи. Неэффективность и дороговизну повторительных классов осознало и ГУВУЗ, вследствие чего приняло решение (1867) переводить малоуспешных учеников военных гимназий в учебные заведения более низкого уровня — в военные начальные школы. Согласно ведомственному циркуляру, они служили «для воспитания тех детей, которые по малоуспешное™, болезни и дурным чертам характера затрудняют собою обыкновенные учебные заведения и могут быть вредны для своих товарищей». В военных начальных школах - военных прогимназиях (с 1868 г.) - и программа была легче, и содержание воспитанников обходилось казне дешевле. Открыла список военно-учебных заведений (с 4-летним элементарным курсом) «для менее способных учащихся» прогимназия города Вольска (Саратовская губерния), со временем их станет 11. Прогимназия «удерживала воспитанников в своих стенах, пока не была достигнута основная цель умственного развития и нравственного исправления» [5, с. 31]. По мнению военных, учебные заведения более низкого уровня сыграли отведенную им роль. Например, в реляциях о судьбах выпускников Вольской прогимназии сообщается, что многие стали «прекрасными людьми, а некоторые показали себя героями, как офицеры армии в войне с Турцией в 1877-1878 гг.» [5, с. 31]. Скорость, с которой принимались решения о создании прогимназий, и успешность их деятельности во многом определялись личностью начальника ГУВУЗа генерала Н. В. Исакова1, при чьем деятельном участии и происходила реформа военно-учебных заведений. Этот прогрессивный русский деятель в области просвещения разделял идеи К. Д. Ушинского о народном образовании и руководствовался ими при организации упомянутых прогимназий. 1 Исаков Николай Васильевич (1821-1891) - генерал от инфантерии. «В 1859—1863 гг. попечитель Московского учебного округа. По инициативе 11. В. Исакова в Московском университете открыты кафедры всеобщей географии и государственного права европейских государств, организованы и округе педагогические курсы для подготовки преподавателей средних учебных заведений. По его представлению из Санкт-Петербурга в Москву переведен Румянцевский музей и устроены при нем университетские коллекции и кабинеты, публичная библиотека и музеи. Он часто посещал лекции в университете и уроки в гимназиях, вникал в потребности учебных заведений, лично знал многих ученых и преподавателей. В 1862 г. ездил за границу для ознакомления с постановкой учебного процесса. <...> В 1863—1881 гг. главный начальник военно-учебных заведений. При Главном управлении военно-учебных заведений был основан журнал «Педагогический сборник», центральная педагогическая библиотека и педагогический музей в Санкт-Петербурге, открыты педагогические курсы в Санкт-Петербурге и учительская семинария в Москве для подготовки преподавательских кадров для военно-учебных заведений» [30, т. 1, с. 509-510]. «Чтобы избежать поспешности и ошибок при переводе детей из военных гимназий в прогимназии, Управление военными учебными заведениями разработало в этом деле строгий порядок. Перевод допускался лишь после того, как по отношению к ученику были испытаны все педагогические меры. Для тех детей, которые развивались с задержкой, был установлен продолжительный срок пребывания в гимназии. В первом классе военной гимназии ученик мог находиться повторно три-четыре года, во втором — три года, в четвертом — два года. Только после такого длительного повторного обучения ученика в классах гимназии его могли из нее отчислить. Если родители настаивали на продолжении обучения сына, его переводили в военную прогимназию. <...> В военных прогимназиях был установлен четырехлетний срок обучения. Общеобразовательная подготовка чередовалась с трудовой. Воспитанников обучали столярному, слесарному делу, садоводству, огородничеству. Много внимания уделялось физическому воспитанию, которое должно было содействовать развитию организма ребенка, его познавательных возможностей» [9, с. 218].
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |