КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Азиатская часть Российской империи 2 страница
2 Напомним, Царскосельский лицей учрежден на четыре года позже шко изучив организацию тюремного содержания заключенных в России и на Западе, предложил план нового, более гуманного устройства мест лишения свободы (1878). Монарх воспринял план благосклонно, и проект лег в основу нового российского закона о тюрьмах. Будучи сторонником здорового образа жизни, К. К. Грот организует в столице Гимнастическое общество, с тем чтобы то готовило учителей гимнастики (физкультуры в сегодняшнем прочтении). Но выше физического здоровья человека Константин Карлович ставит нравственное «социальное» здоровье населения. А потому, оказавшись во главе IV Управления императорской канцелярии, ведавшей вопросами призрения, он попытался наладить ремесленное обучение работоспособных инвалидов, находящихся в подведомственных приютах и богадельнях. В частности, К. К. Грот способствует созданию в Санкт-Петербурге училища-приюта для глухонемых. Высокопоставленный чиновник отнесся к своему новому назначению как к миссии и в дальнейшем действовал с таким рвением и энтузиазмом, словно исключительно от него зависело изменение государственной социальной политики и устоявшейся практики призрения калек и убогих. И надо сказать, что К. К. Грот весьма преуспел в своих начинаниях, особенно в деле призрения незрячих, без остатка посвятив решению этой проблемы последние двадцать лет жизни. Судьба распорядилась так, что потомок выходца из земли Шлезвиг-Гольштейн создал в России учебное заведение, ни в чем не уступающее тогдашним ведущим немецким институтам слепых. Все началось с назначения К. К. Грота (1877) на руководящий пост в Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам убитых и раненых в Русско-турецкой войне. Инициатором создания попечительства стала супруга Александра II императрица Мария Александровна. Приступив к исполнению новых обязанностей, Грот, следуя выработавшейся ревизорской привычке, начал с детального изучения масштаба работы. Сразу же выяснилось, что среди призреваемых достаточно высок процент инвалидов по зрению1. Председатель попечительства решает провести объективную экспертизу, для чего с благословения самодержца организует на деньги попечительства медицинскую комиссию или «глазной отряд». Вошли в названный отряд военные и гражданские врачи-окулисты, а возглавил его Александр Ильич Скребицкий2, обладавший медицинским и юридическим образованием. Численность лиц военного звания, ослепших в результате ранений и эпидемических заболеваний, составила, по экспертной оценке, 1300 человек. 2 Интересна биография жены А. И. Скребицкого — Марии Семеновны (по первому мужу Красовской) (1843—1900). Ее отец С. А. Юревич известен как воспитатель Александра П. «Окончив в 1859 г. ученье в Екатерининском институте, Мария Семеновна благодаря положению ее отца при дворе была по достижении ею совершеннолетия в 1864 г. пожалована во фрейлины, но несчастье, постигшее ее отца, — еще в начале 1850-х гг. он ослеп, — приготовило ей другую карьеру: она посвятила всю свою жизнь слепцу и заслужила в свете название Антигоны. <...> Выйдя замуж в 1865 г., она спустя 10 лет овдовела и с начала 1880-х гг. беззаветно посвятила себя благотворительности» [27, с. 2].
.-.'. -.4^. ■•>-.'' ,..,..■..■■■■ * 1* г :м*щ«
Решение К. К. Грота рекомендовать А. И. Скребицкого на пост ру -ководителя «глазным отрядом» оказалось более чем удачным. Эрудированный медик-юрист придерживался прогрессивных взглядов, обладал неуемной энергией и весьма критическим складом ума. В лице Александра Ильича попечительство получило не только одного из самых деятельных своих членов, но и самого яростного критика недостаточно активной политики попечительства и властей в целом в адрес слепых. Статистические данные и выводы, представленные специалистами «глазного отряда», оказались малоутешительными. Проведенное исследование показало, что в империи удручающе велико число инвалидов по зрению не только среди участников войны, но и среди населения в целом. Эксперты констатировали, что по оцениваемому показателю Россия удерживала на континенте непочетное первое место. Скребицкий не только информировал руководство о результатах проведенной экспертизы, но и предал данные гласности. Заинтересованная часть общества смогла прочесть его брошюры «Между слепых солдат» (1879), «О распространении слепоты и распределении слепых в разных местностях России» (1886). Скребицкий-врач убеждал читателя, что в России слепых больше, чем в любой другой европейской стране. Скребицкий-гражданин и юрист ставил вопрос о необходимости создания патронажной службы, которая могла бы осуществлять заботу о слепых в государственном масштабе. Ознакомившись с выводами «глазного отряда», К. К. Грот приглашает А. И. Скребицкого к разработке проекта создания особого координационного органа (Попечительства о слепых) в системе ВУИМ. Голоса Грота и Скребицкого оказались услышанными, многие петербуржцы поддержали их. Обратим внимание читателя на важные изменения системы ценностей в сознании образованных россиян. Семьюдесятью годами раньше в общем-то сходные призывы Гаюи не нашли отзвука в Северной столице, были проигнорированы и обывателями, и аристократами, и Церковью, и властью. Отмена крепостного права, либеральные реформы, работа народных училищ, гимназий, университетов начали приносить плоды: обыватели превращаются в граждан, столичные горожане — в сообщество, задумывающееся о правах тех соотечественников, кому прежде позволяли лишь побираться Христа ради. Проект организации деятельного призрения слепых на исходе XIX столетия поддержали многие известные врачи-офтальмологи: Л. Г. Беллярминов1, К. К. Бродовский, Л. Л. Гиршман, С. С. Голо- 1 Беллярминов Леонид Георгиевич (1859—1905) — врач-офтальмолог, 2 Гиршман Леонард Леопольдович (1839—1921) — врач-офтальмолог. вин1; деятели науки и культуры: географ П. П. Семенов-Тян-Шан-ский2, юрист А. Ф. Кони3, филолог Я. К. Грот4, писатель В. Г. Короленко5, скульпторы М. М. Антокольский6, А. М. Опекушин7 и многие другие. Филантропический замысел группы знаменитых россиян К. К. Грот, который на тот момент на правах министра руководил Тюремным ведомством, представил на суд монаршей чете и получил одобрение. Царь-освободитель (Александр II), в отличие от своего дяди (Александра I), довел дело до конца. Незадолго до своей трагической гибели император ознакомился с проектом и поддержал доброе начинание, 13 февраля 1881 г. высочайшим решением утверждается устав и состав Мариинского попечительства о слепых. Главной целью попечительства монарх (государство) 1 Головин Сергей Селиванович (1866—1931) — врач-офтальмолог. Окон 2 Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827—1914) — географ, стати 3 Кони Анатолий Федорович (1844—1927) — юрист, общественный деятель 4 Грот Яков Карлович (1812—1893) — филолог, академик Петербургской 5 Короленко Владимир Галактионович (1853—1921) — писатель, публи 6 Антокольский Марк Матвеевич (1843—1902) — скульптор. В связи с тя 7 Опекушин Александр Михайлович (1838—1923) — скульптор, академик ^ ., д-ь--.: ,*<»е й-». ((тер
определяет «обучение слепых доступным им ремеслам и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и работать, и действовать по возможности самостоятельно» [18]. Занимаясь делами попечительства, объектом заботы которого изначально были взрослые слепцы, Грот задумался о несправедливой участи незрячих детей, обреченных в России на безграмотность. Зная о существовании на Западе специальных институтов, Константин Карлович не мог оставаться пассивным и, не дожидаясь ничьей помощи, на собственные средства открывает маленькое учебное заведение (1881)1, принявшее поначалу четверых, а затем уже десять слепых мальчиков. На съемной квартире классам оказалось тесновато, и энтузиаст-филантроп решается на следующий шаг — вкладывает все имеющиеся в его распоряжении средства2 в покупку большого земельного участка и начинает строительство трехэтажного школьного здания и мастерских. Еще до открытия собственного учебного заведения Грот познакомился с организацией школьного дела во многих европейских городах (Бадене, Берне, Вене, Лозанне, Милане, Праге, Флоренции, Штутгарте), в своем дневнике старательный ученик помечал не только то, что стоит воспроизвести на родине, но и то, чего копировать, на его взгляд, не следовало! Все лучшее из увиденного в европейских институтах Грот попытался реализовать при создании столичного училища3, проектировать которое пригласил хорошо ему знакомого А. А. Томашко4. Консультировали архитектора и лично Грот, и директор Дрезденского института слепых Ф. Бют-нер. Интересна характеристика, которую дрезденский тифлопедагог дал российскому дворянину: «К нам приезжает много русских, но они обыкновенно приходят понюхать и уходят. Не так действовал К. К. Грот, он вникал во все, он замечал то, на что другие и не обращают внимания, он изучал наше дело так, как будто бы ему самому предстояло лично заведовать училищем для слепых. Он, можно сказать, сделался специалистом по нашему делу» [10, с. 47-48]. 1 В августе 1881 г. занятия начались в нанятой К. К. Гротом квартире 2 На покупку ушли значительные личные средства, а также все средства, 3 Училище открылось в 1885 г. (Санкт-Петербург, ул. Песочная, д. 37Б). 4 Томашко А. А. — архитектор Главного тюремного управления МВД, Константин Карлович разработал типовой устав училища, содержание и организационные формы обучения, поставив главной задачей обучения «подготовку незрячего к самостоятельной жизни в обществе». Формирование педагогического штата пошло по обычной схеме. Напомним, что первого педагога — госпожу Фрезе — москвичи направили в Германию, точно так же К. К. Грот отправил госпожу фон Трумберг1 на стажировку в Дрезденский институт. С помощью Ф. Бютнера молодой тифлопедагог из Петербурга создаст русскую версию брайлевского шрифта. Стараниями Трумберг и А. И. Скребицкого в Германии станут издаваться книги по заказу отечественного Попечительства о слепых. Пастор Дикгоф и высокопоставленный чиновник Грот с одинаковой искренностью и энергией двигались в одном направлении, но добились разных результатов. Почему успех сопутствовал петербуржцу? При равенстве всех прочих достоинств К. К. Грот имел преимущество: он был ближе ко двору, к первой семье государства, а потому совместный проект Грота и Скребицкого без промедления воплотился в государственное решение, тогда как докладная записка Г. Г. Дикгофа легла под сукно на одиннадцать лет. С момента рождения судьба столичного училища для слепых складывалась успешно, детище Грота не испытывало никаких финансовых затруднений, инициативы устроителей не встречали бюрократических запретов. Итак, к концу XIX столетия идея о необходимости обучения слепых детей обрела в обеих столицах империи достаточное число сторонников. В России, как в свое время и на Западе, христианское призрение обогащается и усиливается за счет светской благотворительности. Как и на Западе, забота филантропов, адресованная поначалу исключительно ослепшим воинам, со временем распространяется на слепых детей. Открытие училищ для незрячих явилось одним из закономерных следствий роста гражданского самосознания российского общества. Получение слепым ребенком образования начало пониматься просвещенной частью населения как гражданское право. Вторая (после Гаюи) попытка организации обучения слепых в России оказалась успешной, поскольку к тому моменту сложились все необходимые предпосылки. Деятельность Попечительства о слепых ВУИМ быстро распространилась на всю страну, при поддержке местных властей и населения за короткий срок (1881—1898) в России удается открыть 23 специальных учебных заведения. По объективным причинам модель специального обучения слепых не могла родиться в России, по субъективным причинам пе- 1 Трумберг Екатерина Романовна — российский тифлопедагог. Стажировалась в Дрезденском институте слепых (1880), с помощью Ф. Бютнера разработала русский рельефно-точечный алфавит системы Брайля, оказавшийся наиболее удачным. Мариинское попечительство утвердит его для использования в своих училищах. По заказу Полечительства о слепых типография Шульца (Берлин) издаст этим шрифтом книги для российских школ «Евангелие от Св. Луки» (1882) и др. 1 \ Малофеев. Ч. 1 209 ш -/»* .;\.;.•.■!<' &*■'•:,/г*л,~М -
тербуржец К. К. Грот и москвич Г. Г. Дикгоф не стали следовать французскому опыту первого училища Гаюи и предпочли ему германские образцы. Все пионеры отечественной тифлопедагогики начинали свою преподавательскую карьеру со стажировок в немецких землях, и в качестве их консультантов долгое время выступали директор и педагоги Дрезденского института слепых. Вплоть до Октябрьской социалистической революции (1917) обучение незрячих строилось по немецким образцам, а отечественная тифлопедагогика пребывала под сильным влиянием немецко-саксонской школы. 0 'ост числа специальных учреждений для глухих на рубеже XIX и XX вв. Конец XIX в. ознаменовался не только увеличением количества учреждений для слепых, одновременно ширилась сеть заведений для лиц с нарушением слуха. Попытаемся понять, как далеко сумела пройти по этому пути Россия всего за 25 лет, но прежде приведем некоторые показатели, характеризующие жизнь империи на рубеже XIX—XX вв. По данным переписи 1897 г., численность населения страны достигала 126 412 000 человек. Из них в европейской части России проживало 94 млн человек (74%). Городское население составляло 13% от общего числа жителей страны. Наиболее крупные города: Москва 1036 тыс. чел. Казань 131 тыс. чел. Варшава 638 тыс. чел. С.-Петербург 127 тыс. чел. Киев 247 тыс. чел. Самара 92 тыс. чел. Харьков 175 тыс. чел. Кронштадт 60 тыс. чел. По данным 1870 г., сословный состав населения Российской духовенство 0,9% сельские сословия 81,5% военные сословия 6,5% иностранцы 0,3% Поданным переписи 1878 г., среди населения европейской части страны русские составили 72,5% (в эту группу вошли украинцы и белорусы), по вероисповеданию: православные — 83,4%, католики — 4,4%, протестанты — 3,6%. Смертность детей в возрасте от 0 до 15 лет в среднем по империи составляла 40%. В европейской части России показатели детской смертности колебались и составляли в благополучном 1897 г. 39%, а в неблагополучном (неурожайном) 1894 г. 42,8%, распределяясь по возрастам следующим образом: до года — 34,5%; от 1 до 5 лет — 6,5%; от 5 до 10 лет — 1,8%. Итого: от 0 до 10 лет — 42,8%. Наибольшая смертность приходилась на июль и август — пору страдных земледельческих работ и детских болезней. Смертность в России, особенно детская, была выше, чем где-либо в Европе, до пятилетнего возраста в среднем доживало 550 человек из тысячи родившихся, тогда как в большинстве западноевропейских стран — более 700. По величине коэффициента рождаемости России принадлежало первое место в Европе.
«С 1850 по 1900 г. население удвоилось. За 15 лет XX столетия оно увеличилось еще на 30%. В 1914 г. население Российской империи (без Финляндии) составляло 170 млн. человек. Особое значение имел рост городов. В 1851 г. в городах проживало около 5% всего населения, к 1914 г. количество городских жителей увеличилось до 15% от количества всего населения. Эти данные показывают увеличение промышленного населения по сравнению с занятым в сельском хозяйстве. Однако, несмотря на рост городов и промышленности, около 85% российского населения перед Первой мировой войной жило в сельской местности и большинство занималось сельским хозяйством» [4, с. 244]. «В 1911 г. в губерниях, имевших земства, в земских школах находилось 46 учеников на каждую тысячу жителей. В не имевших земств губерниях Европейской России только 23 человека на каждую тысячу получили школьное образование, а в Сибири еще меньше — 18 человек на тысячу» [4, с. 251]. В последней четверти XIX в. устроители школ для глухих словно обретают второе дыхание. Усилиями бывших педагогов Петербургского училища да нескольких протестантских пасторов и католических ксендзов за пределами российской столицы возникло более полутора десятков школ для глухонемых. Часть из них, просуществовав совсем недолго, исчезла навсегда, но старания энтузиастов не пропали, организаторы первых частных школ показали окружающим, что глухих детей учить можно. Политическая география первых десятилетий строительства сети специальных училищ известна: это Прибалтийские губернии,
Училище глухонемых в г. Казани 1 Полагаем, в появлении интересующих нас инициатив в Прибалтике громадную роль сыграла более ранняя отмена крепостного права (1816-1819). Кроме того, рождению школ глухих предшествовало длительное существование университетов в Кенигсберге, Дерпте (Тарту) и Вильно. ||(Ц«!.»»<* 4^ СЛь, Мф.%
/т(" ^1_ \'..:/;.:■ '■":-""-. ■"■■ (Л«
Царство Польское, Финляндия, наделенный правовыми льготами и послаблениями, перенасыщенный иностранцами вольный город Одесса и Москва с ее давними традициями Немецкой слободы. Однако в последнюю четверть XIX в. география вновь появляющихся специальных школ меняется. После либеральных реформ на юге империи оживляются потомки тех, кого когда-то призвала в Россию Екатерина II, немцы-колонисты открывают школы в селах Тига, Вормс, Пришиб. Крепнет и ширится сеть учреждений в Прибалтике (Сант-Михель, Пюхтенталь, Ювескулле, Пильве, Улеаборг, Куррика). Наконец, в движение активно включаются города с преобладающим православным населением: Новочеркасск, Казань, Астрахань, Вязники, Тула, Харьков, Витебск, Максимовичи, Киев, Уфа, Калуга (см. табл. 3). Число учебных заведений для глухих стремительно растет, с 1884 г. их список пополняется практически ежегодно. Рождаются новые типы учреждений, как для детей (школы-приюты, детские сады), так и для взрослых (мастерские, дом призрения престарелых, сельскохозяйственная колония). Екатеринославская губерния обзаводится диагностическим «летучим ушным отрядом» (1903). В последнее десятилетие XIX в. предпринимаются попытки организовать обучение глухих детей и в сельской местности, для чего организуются специальные церковно-приходские школы.
/■-■ ^^А--' ...^^^.„:;,:..-Л-.- ^**%^^%Ш .;.■:•■.;;,:, -:Л-;: -.^::-■■: СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ Таблица 3 Развитие сети учреждений для глухих (1884—1914)
■: ::- ■ ■ ■(<■-.**■. '"»-«:-«Л: Продолжение
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |