Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Азиатская часть Российской империи 2 страница




2 Напомним, Царскосельский лицей учрежден на четыре года позже шко­
лы слепых, разместился неподалеку от нее. Сроки официального упраздне­
ния специального училища почти точно совпадают с датой рождения
К. К. Грота. Словно невидимый поводырь привел в Россию династию Гротов
из страны лидера специального обучения, дабы на своей новой родине они
продолжили это благородное и богоугодное дело.


изучив организацию тюремного содержания заключенных в России и на Западе, предложил план нового, более гуманного устройства мест лишения свободы (1878). Монарх воспринял план благосклон­но, и проект лег в основу нового российского закона о тюрьмах.

Будучи сторонником здорового образа жизни, К. К. Грот органи­зует в столице Гимнастическое общество, с тем чтобы то готовило учителей гимнастики (физкультуры в сегодняшнем прочтении). Но выше физического здоровья человека Константин Карлович ставит нравственное «социальное» здоровье населения. А потому, оказав­шись во главе IV Управления императорской канцелярии, ведавшей вопросами призрения, он попытался наладить ремесленное обучение работоспособных инвалидов, находящихся в подведомственных при­ютах и богадельнях. В частности, К. К. Грот способствует созданию в Санкт-Петербурге училища-приюта для глухонемых. Высокопос­тавленный чиновник отнесся к своему новому назначению как к миссии и в дальнейшем действовал с таким рвением и энтузиаз­мом, словно исключительно от него зависело изменение государст­венной социальной политики и устоявшейся практики призрения калек и убогих. И надо сказать, что К. К. Грот весьма преуспел в сво­их начинаниях, особенно в деле призрения незрячих, без остатка по­святив решению этой проблемы последние двадцать лет жизни.

Судьба распорядилась так, что потомок выходца из земли Шлезвиг-Гольштейн создал в России учебное заведение, ни в чем не уступающее тогдашним ведущим немецким институтам слепых. Все началось с назначения К. К. Грота (1877) на руководящий пост в Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам убитых и раненых в Русско-турецкой войне. Инициатором созда­ния попечительства стала супруга Александра II императрица Ма­рия Александровна. Приступив к исполнению новых обязанно­стей, Грот, следуя выработавшейся ревизорской привычке, начал с детального изучения масштаба работы. Сразу же выяснилось, что среди призреваемых достаточно высок процент инвалидов по зрению1. Председатель попечительства решает провести объектив­ную экспертизу, для чего с благословения самодержца организует на деньги попечительства медицинскую комиссию или «глазной отряд». Вошли в названный отряд военные и гражданские вра­чи-окулисты, а возглавил его Александр Ильич Скребицкий2, об­ладавший медицинским и юридическим образованием.

Численность лиц военного звания, ослепших в результате ранений и эпидемических заболеваний, составила, по экспертной оценке, 1300 человек. 2 Интересна биография жены А. И. Скребицкого — Марии Семеновны (по первому мужу Красовской) (1843—1900). Ее отец С. А. Юревич известен как воспитатель Александра П. «Окончив в 1859 г. ученье в Екатерининском инсти­туте, Мария Семеновна благодаря положению ее отца при дворе была по дости­жении ею совершеннолетия в 1864 г. пожалована во фрейлины, но несчастье, постигшее ее отца, — еще в начале 1850-х гг. он ослеп, — приготовило ей другую карьеру: она посвятила всю свою жизнь слепцу и заслужила в свете название Антигоны. <...> Выйдя замуж в 1865 г., она спустя 10 лет овдовела и с начала 1880-х гг. беззаветно посвятила себя благотворительности» [27, с. 2].



.»•."; •-■<-.■;-•?.'.'../-'

.-.'. -.4^. ■•>-.''


,..,..■..■■■■ *

1* г


:м*щ«


 



Решение К. К. Грота рекомендовать А. И. Скребицкого на пост ру -ководителя «глазным отрядом» оказалось более чем удачным. Эрудиро­ванный медик-юрист придерживался прогрессивных взглядов, обладал неуемной энергией и весьма критическим складом ума. В лице Алек­сандра Ильича попечительство получило не только одного из самых де­ятельных своих членов, но и самого яростного критика недостаточно активной политики попечительства и властей в целом в адрес слепых.

Статистические данные и выводы, представленные специалиста­ми «глазного отряда», оказались малоутешительными. Проведенное исследование показало, что в империи удручающе велико число ин­валидов по зрению не только среди участников войны, но и среди на­селения в целом. Эксперты констатировали, что по оцениваемому показателю Россия удерживала на континенте непочетное первое место. Скребицкий не только информировал руководство о результа­тах проведенной экспертизы, но и предал данные гласности. Заинте­ресованная часть общества смогла прочесть его брошюры «Между слепых солдат» (1879), «О распространении слепоты и распределе­нии слепых в разных местностях России» (1886). Скребицкий-врач убеждал читателя, что в России слепых больше, чем в любой другой европейской стране. Скребицкий-гражданин и юрист ставил вопрос о необходимости создания патронажной службы, которая могла бы осуществлять заботу о слепых в государственном масштабе.

Ознакомившись с выводами «глазного отряда», К. К. Грот при­глашает А. И. Скребицкого к разработке проекта создания особого координационного органа (Попечительства о слепых) в системе ВУИМ. Голоса Грота и Скребицкого оказались услышанными, многие петербуржцы поддержали их. Обратим внимание читателя на важные изменения системы ценностей в сознании образован­ных россиян. Семьюдесятью годами раньше в общем-то сходные призывы Гаюи не нашли отзвука в Северной столице, были проиг­норированы и обывателями, и аристократами, и Церковью, и вла­стью. Отмена крепостного права, либеральные реформы, работа на­родных училищ, гимназий, университетов начали приносить плоды: обыватели превращаются в граждан, столичные горожане — в сооб­щество, задумывающееся о правах тех соотечественников, кому прежде позволяли лишь побираться Христа ради.

Проект организации деятельного призрения слепых на исходе XIX столетия поддержали многие известные врачи-офтальмологи: Л. Г. Беллярминов1, К. К. Бродовский, Л. Л. Гиршман, С. С. Голо-

1 Беллярминов Леонид Георгиевич (1859—1905) — врач-офтальмолог,
профессор Петербургской военно-медицинской академии. Прошел стажи­
ровку за границей. Председатель Санкт-Петербургского офтальмологическо­
го общества (1898—1905). С 1893 г. член совета Попечительства императри­
цы Марии Александровны о слепых.

2 Гиршман Леонард Леопольдович (1839—1921) — врач-офтальмолог.
Профессор кафедры глазных болезней Харьковского университета
(с 1895 г.). Покинул университет в знак протеста против исключения студен­
тов после студенческих волнений (1905). Почетный член Попечительства
императрицы Марии Александровны о слепых (с 1906).



вин1; деятели науки и культуры: географ П. П. Семенов-Тян-Шан-ский2, юрист А. Ф. Кони3, филолог Я. К. Грот4, писатель В. Г. Коро­ленко5, скульпторы М. М. Антокольский6, А. М. Опекушин7 и многие другие.

Филантропический замысел группы знаменитых россиян К. К. Грот, который на тот момент на правах министра руководил Тюремным ведомством, представил на суд монаршей чете и полу­чил одобрение. Царь-освободитель (Александр II), в отличие от своего дяди (Александра I), довел дело до конца. Незадолго до своей трагической гибели император ознакомился с проектом и поддержал доброе начинание, 13 февраля 1881 г. высочайшим ре­шением утверждается устав и состав Мариинского попечительства о слепых. Главной целью попечительства монарх (государство)

1 Головин Сергей Селиванович (1866—1931) — врач-офтальмолог. Окон­
чил медицинский факультет Московского университета (1889) и по идей­
ным мотивам поступил на место помощника земского врача в Серпуховском
уезде, затем служит офтальмологом в Кутаисской лечебнице, Московской
глазной больнице (1892—1903), профессор медицинского факультета Ново­
российского университета в Одессе (1903—1911), главный врач Московской
глазной больницы (1911—1917). С 1919 по 1924 г. профессор Московского
медицинского института.

2 Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827—1914) — географ, стати­
стик, общественный деятель, филантроп. С 1885 по 1912 г. председатель
Общества Аренсбургской санаторной станции для детей, больных рахитом
и костным туберкулезом, член-учредитель Фребелевского общества, член
комитета Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Сестра Петра
Петровича, Наталья Петровна, была женой академика Петербургской ака­
демии наук филолога Я. К. Грота. Участие в деятельности многих благотво­
рительных обществ в качестве их председателя дало повод к нескольким
статьям Семенова по вопросам благотворительности. Почетный член Попе­
чительства императрицы Марии Александровны о слепых (с 1906).

3 Кони Анатолий Федорович (1844—1927) — юрист, общественный деятель
и литератор. Доктор права (1890), почетный член Московского университета
(1892), почетный академик Петербургской академии наук (1900), член Государ­
ственного совета (1907), член законодательной комиссии по подготовке много­
численных законов и положений, член и председатель Петербургского юриди­
ческого общества (1916). В 1860—1870-е гг. активно участвовал в проведении
судебных реформ, был одним из первых деятелей нового пореформенного суда.
Член Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых.

4 Грот Яков Карлович (1812—1893) — филолог, академик Петербургской
академии наук (1856). Профессор Гельсингфорсского университета
(1840—1852), Петербургского лицея (1852—1862). Старший брат К. К. Грота.

5 Короленко Владимир Галактионович (1853—1921) — писатель, публи­
цист, общественный деятель.

6 Антокольский Марк Матвеевич (1843—1902) — скульптор. В связи с тя­
желой болезнью с 1871 г. жил в Италии, с конца 1877 г. — в Париже.
Член-корреспондент Парижской академии (1878), почетный член Венской,
Берлинской, Лондонской, многих других западноевропейских академий.
Удостоен французского ордена Почетного легиона.

7 Опекушин Александр Михайлович (1838—1923) — скульптор, академик
Петербургской академии художеств.



^


., д-ь--.:


,*<»е й-». ((тер


 


 



определяет «обучение слепых доступным им ремеслам и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и работать, и действовать по возможности самостоятельно» [18].

Занимаясь делами попечительства, объектом заботы которого изначально были взрослые слепцы, Грот задумался о несправедли­вой участи незрячих детей, обреченных в России на безграмот­ность. Зная о существовании на Западе специальных институтов, Константин Карлович не мог оставаться пассивным и, не дожида­ясь ничьей помощи, на собственные средства открывает маленькое учебное заведение (1881)1, принявшее поначалу четверых, а затем уже десять слепых мальчиков. На съемной квартире классам ока­залось тесновато, и энтузиаст-филантроп решается на следующий шаг — вкладывает все имеющиеся в его распоряжении средства2 в покупку большого земельного участка и начинает строительство трехэтажного школьного здания и мастерских.

Еще до открытия собственного учебного заведения Грот позна­комился с организацией школьного дела во многих европейских городах (Бадене, Берне, Вене, Лозанне, Милане, Праге, Флорен­ции, Штутгарте), в своем дневнике старательный ученик помечал не только то, что стоит воспроизвести на родине, но и то, чего ко­пировать, на его взгляд, не следовало! Все лучшее из увиденного в европейских институтах Грот попытался реализовать при созда­нии столичного училища3, проектировать которое пригласил хоро­шо ему знакомого А. А. Томашко4. Консультировали архитектора и лично Грот, и директор Дрезденского института слепых Ф. Бют-нер. Интересна характеристика, которую дрезденский тифлопеда­гог дал российскому дворянину: «К нам приезжает много русских, но они обыкновенно приходят понюхать и уходят. Не так действо­вал К. К. Грот, он вникал во все, он замечал то, на что другие и не обращают внимания, он изучал наше дело так, как будто бы ему самому предстояло лично заведовать училищем для слепых. Он, можно сказать, сделался специалистом по нашему делу» [10, с. 47-48].

1 В августе 1881 г. занятия начались в нанятой К. К. Гротом квартире
(Санкт-Петербург, ул. Таврическая, д. 7).

2 На покупку ушли значительные личные средства, а также все средства,
оставшиеся в распоряжении Грота после смерти сестры. Жертвенный посту­
пок был оценен властями. В 1880 г. Александр II в связи с кончиной супруги
Марии Александровны и в память о ней назначил один миллион рублей на
богоугодные дела, однако деньги потрачены не были. Александр III передает
их Попечительству о слепых, которое в память его умершей матери обретает
новое название — Попечительство императрицы Марии Александровны
о слепых. В 1888 г. попечительство направляет упомянутые средства на нуж­
ды училища, переименованного к тому времени в Александро-Мариинское
училище слепых.

3 Училище открылось в 1885 г. (Санкт-Петербург, ул. Песочная, д. 37Б).

4 Томашко А. А. — архитектор Главного тюремного управления МВД,
академик Петербургской академии художеств. По его проекту в Санкт-Пе­
тербурге построена тюрьма высокого качества и стандарта — «Кресты»
(1893).


Константин Карлович разработал типовой устав училища, со­держание и организационные формы обучения, поставив главной задачей обучения «подготовку незрячего к самостоятельной жизни в обществе». Формирование педагогического штата пошло по обыч­ной схеме. Напомним, что первого педагога — госпожу Фрезе — москвичи направили в Германию, точно так же К. К. Грот отправил госпожу фон Трумберг1 на стажировку в Дрезденский институт. С помощью Ф. Бютнера молодой тифлопедагог из Петербурга создаст русскую версию брайлевского шрифта. Стараниями Трум­берг и А. И. Скребицкого в Германии станут издаваться книги по заказу отечественного Попечительства о слепых.

Пастор Дикгоф и высокопоставленный чиновник Грот с одина­ковой искренностью и энергией двигались в одном направлении, но добились разных результатов. Почему успех сопутствовал пе­тербуржцу? При равенстве всех прочих достоинств К. К. Грот имел преимущество: он был ближе ко двору, к первой семье госу­дарства, а потому совместный проект Грота и Скребицкого без промедления воплотился в государственное решение, тогда как до­кладная записка Г. Г. Дикгофа легла под сукно на одиннадцать лет. С момента рождения судьба столичного училища для слепых скла­дывалась успешно, детище Грота не испытывало никаких финан­совых затруднений, инициативы устроителей не встречали бюро­кратических запретов.

Итак, к концу XIX столетия идея о необходимости обучения слепых детей обрела в обеих столицах империи достаточное число сторонников. В России, как в свое время и на Западе, христианское призрение обогащается и усиливается за счет светской благотворительности. Как и на Западе, забота фи­лантропов, адресованная поначалу исключительно ослепшим вои­нам, со временем распространяется на слепых детей. Открытие училищ для незрячих явилось одним из закономерных следствий роста гражданского самосознания российского общества. Получе­ние слепым ребенком образования начало пониматься просвещен­ной частью населения как гражданское право. Вторая (после Гаюи) попытка организации обучения слепых в России оказалась успешной, поскольку к тому моменту сложились все необходимые предпосылки. Деятельность Попечительства о слепых ВУИМ бы­стро распространилась на всю страну, при поддержке местных вла­стей и населения за короткий срок (1881—1898) в России удается открыть 23 специальных учебных заведения.

По объективным причинам модель специального обучения сле­пых не могла родиться в России, по субъективным причинам пе-

1 Трумберг Екатерина Романовна — российский тифлопедагог. Стажиро­валась в Дрезденском институте слепых (1880), с помощью Ф. Бютнера раз­работала русский рельефно-точечный алфавит системы Брайля, оказавший­ся наиболее удачным. Мариинское попечительство утвердит его для использования в своих училищах. По заказу Полечительства о слепых типо­графия Шульца (Берлин) издаст этим шрифтом книги для российских школ «Евангелие от Св. Луки» (1882) и др.

1 \ Малофеев. Ч. 1 209



ш -/»*


.;\.;.•.■!<' &*■'•:,/г*л,~М


-


 



тербуржец К. К. Грот и москвич Г. Г. Дикгоф не стали следовать французскому опыту первого училища Гаюи и предпочли ему гер­манские образцы. Все пионеры отечественной тифлопедагогики начинали свою преподавательскую карьеру со стажировок в не­мецких землях, и в качестве их консультантов долгое время высту­пали директор и педагоги Дрезденского института слепых. Вплоть до Октябрьской социалистической революции (1917) обучение не­зрячих строилось по немецким образцам, а отечественная тифло­педагогика пребывала под сильным влиянием немецко-саксонской школы.

0 'ост числа специальных учреждений для глухих на рубеже XIX и XX вв.

Конец XIX в. ознаменовался не только увеличением количест­ва учреждений для слепых, одновременно ширилась сеть заведе­ний для лиц с нарушением слуха. Попытаемся понять, как далеко сумела пройти по этому пути Россия всего за 25 лет, но прежде приведем некоторые показатели, характеризующие жизнь империи на рубеже XIX—XX вв.

По данным переписи 1897 г., численность населения страны до­стигала 126 412 000 человек. Из них в европейской части России проживало 94 млн человек (74%). Городское население составляло 13% от общего числа жителей страны. Наиболее крупные города:

Москва 1036 тыс. чел. Казань 131 тыс. чел.

Варшава 638 тыс. чел. С.-Петербург 127 тыс. чел.

Киев 247 тыс. чел. Самара 92 тыс. чел.

Харьков 175 тыс. чел. Кронштадт 60 тыс. чел.

По данным 1870 г., сословный состав населения Российской
империи распределялся в следующем процентном соотношении:
дворянство 1,2% городские сословия 9,2%

духовенство 0,9% сельские сословия 81,5%

военные сословия 6,5% иностранцы 0,3%

Поданным переписи 1878 г., среди населения европейской час­ти страны русские составили 72,5% (в эту группу вошли украинцы и белорусы), по вероисповеданию: православные — 83,4%, католи­ки — 4,4%, протестанты — 3,6%.

Смертность детей в возрасте от 0 до 15 лет в среднем по импе­рии составляла 40%. В европейской части России показатели дет­ской смертности колебались и составляли в благополучном 1897 г. 39%, а в неблагополучном (неурожайном) 1894 г. 42,8%, распреде­ляясь по возрастам следующим образом: до года — 34,5%; от 1 до 5 лет — 6,5%; от 5 до 10 лет — 1,8%. Итого: от 0 до 10 лет — 42,8%.

Наибольшая смертность приходилась на июль и август — пору страдных земледельческих работ и детских болезней. Смертность в России, особенно детская, была выше, чем где-либо в Европе, до пятилетнего возраста в среднем доживало 550 человек из тысячи родившихся, тогда как в большинстве западноевропейских стран — более 700. По величине коэффициента рождаемости России при­надлежало первое место в Европе.



 


«С 1850 по 1900 г. население удвоилось. За 15 лет XX столетия оно увеличилось еще на 30%. В 1914 г. население Российской им­перии (без Финляндии) составляло 170 млн. человек. Особое зна­чение имел рост городов. В 1851 г. в городах проживало около 5% всего населения, к 1914 г. количество городских жителей увеличи­лось до 15% от количества всего населения. Эти данные показыва­ют увеличение промышленного населения по сравнению с занятым в сельском хозяйстве. Однако, несмотря на рост городов и про­мышленности, около 85% российского населения перед Первой ми­ровой войной жило в сельской местности и большинство занима­лось сельским хозяйством» [4, с. 244].

«В 1911 г. в губерниях, имевших земства, в земских школах на­ходилось 46 учеников на каждую тысячу жителей. В не имевших земств губерниях Европейской России только 23 человека на каж­дую тысячу получили школьное образование, а в Сибири еще мень­ше — 18 человек на тысячу» [4, с. 251].

В последней четверти XIX в. устроители школ для глухих словно обретают второе дыхание. Усилиями бывших педагогов Петербургского училища да нескольких протестантских пасторов и католических ксендзов за пределами российской столицы воз­никло более полутора десятков школ для глухонемых. Часть из них, просуществовав совсем недолго, исчезла навсегда, но стара­ния энтузиастов не пропали, организаторы первых частных школ показали окружающим, что глухих детей учить можно.

Политическая география первых десятилетий строительства сети специальных училищ известна: это Прибалтийские губернии,



 


Училище глухонемых в г. Казани

1 Полагаем, в появлении интересующих нас инициатив в Прибалтике громадную роль сыграла более ранняя отмена крепостного права (1816-1819). Кроме того, рождению школ глухих предшествовало длитель­ное существование университетов в Кенигсберге, Дерпте (Тарту) и Вильно.




||(Ц«!.»»<*

4^


СЛь, Мф.%

 


/т("


^1_ \'..:/;.:■ '■":-""-. ■"■■

(Л«



 



Царство Польское, Финляндия, наделенный правовыми льготами и послаблениями, перенасыщенный иностранцами вольный город Одесса и Москва с ее давними традициями Немецкой слободы. Однако в последнюю четверть XIX в. география вновь появляю­щихся специальных школ меняется.

После либеральных реформ на юге империи оживляются по­томки тех, кого когда-то призвала в Россию Екатерина II, не­мцы-колонисты открывают школы в селах Тига, Вормс, Пришиб. Крепнет и ширится сеть учреждений в Прибалтике (Сант-Михель, Пюхтенталь, Ювескулле, Пильве, Улеаборг, Куррика). Наконец, в движение активно включаются города с преобладающим право­славным населением: Новочеркасск, Казань, Астрахань, Вязники, Тула, Харьков, Витебск, Максимовичи, Киев, Уфа, Калуга (см. табл. 3).

Число учебных заведений для глухих стремительно растет, с 1884 г. их список пополняется практически ежегодно. Рождаются новые типы учреждений, как для детей (школы-приюты, детские сады), так и для взрослых (мастерские, дом призрения престаре­лых, сельскохозяйственная колония). Екатеринославская губерния обзаводится диагностическим «летучим ушным отрядом» (1903). В последнее десятилетие XIX в. предпринимаются попытки орга­низовать обучение глухих детей и в сельской местности, для чего организуются специальные церковно-приходские школы.


йй>й

 


/■-■ ^^А--'

...^^^.„:;,:..-Л-.-


^**%^^%Ш


.;.■:•■.;;,:, -:Л-;: -.^::-■■:


СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ


Таблица 3 Развитие сети учреждений для глухих (1884—1914)

 

Год от- Тип Населенный Основатель
п/п кры­тия учрежде­ния пункт учреждения
         
    Приют Москва Общество попечения выпускников Арнольдо-Третьяковского училища
    Училище Село Блюменорт (Таврическая губ.) (в 1889 г. переведено в село Тига) Менонитская община немцев-колонистов
    Школа-приют Новочеркасск Княгиня К. М. Свято-полк-Мирская, Донское попечительство о бед­ных
    Училище Казань (Казан­ская губ.) Купец И. Я. Павловский (отец двух глухих детей)
    Училище Село Вормс (Херсонская губ.) Евангелическо-лютеран-ская община немцев-колонистов
    Школа Село Пришиб (Таврическая губ.) Пастор Бауман, еванге-лическо-лютеранская община немцев-колони­стов
    Приют Санкт-Петербург Р. А. Бухмейер (глухоне­мой), закрыто в 1900 г.
    Приют Минск С. О. Нисневич
    Школа Село Лемболово (Санкт-Петер­бургская губ.) Финская евангеличе-ско-лютеранская общи­на
    Школа Астрахань Астраханское благотво­рительное общество (бюджет городской управы)
    ЦПШ* Вязники (Владимирская губ.) Протоиерей К. А. Весе-ловский (на средства гражданина В. Н. Дедю-хина)
    Училище Саратов А. Е. Амбарцумов
    Школа Санкт-Михель (Финляндия) Местная евангелическо-лютеранская община

: ::- ■

■ ■(<■-.**■. '"»-«:-«Л:


Продолжение

 

         
    Школа Имение Пюхтен-таль о-в Эзель (Эстляндия) Пастор Громанн, мест­ная евангелическо-лю-теранская община
    Школа Тула Л. С. Вознесенская (глу­хонемая)
    Школа Местечко Ювес-кулле (Финлян­дия) Местная евангелическо-лютеранская община
    Школа Москва Псаломщик Иверского собора В. С. Воздви­женский
    Школа Витебск И. О. Васютович, город­ская управа
    Училище Харьков Священник В. Ветухов
    ЦПШ Максимовичи (Киевская губ.) Священник М. Яворский
    Школа Орел Местная евангелическо-лютеранская община
    Школа Село Пильве (Эстляндия) Местная евангелическо-лютеранская община
    Училище Улеаборг (Фин­ляндия) Местная евангелическо-лютеранская община
    Школа Деревня Мурзин-ка (Санкт-Петер­бургская губ.) ВУИМ
    Школа Местечко Курикка (Финляндия) Местная евангелическо-лютеранская община
    Школа-приют Самара Приволжское евангели-ческо-лютеранское об­щество поселян-собст­венников Самарской и Саратовской губерний
    Мастер­ская Санкт-Петербург ВУИМ
    Дом при­зрения престаре­лых Москва ВУИМ
    Детский сад Москва Н. А. Рау, Ф. А. Рау
    Школа и детский сад Киев Е. С. Трепова, ВУИМ, учитель Н. К. Патканова



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.