Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура российской благотворительности




Г

-1,4^.^4

I


СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ


реадресовал прошение Попечителю Санкт-Петербургского учебно­го округа М. Н. Мусину-Пушкину. Последний пригласил И. К. Ар­нольда и его учеников, дабы проэкзаменовать их. Результатом эк­замена высокий сановник остался доволен и, как пишет сам И. К. Ар­нольд, «с чувством пожал мне руку и сказал, что «такие результа­ты дают мне полное и законное право открыть училище», а потому мое ходатайство будет непременно удовлетворено» [1, с. 6].

В феврале 1853 г. разрешение на открытие училища было полу­чено, но не подкрепленное финансово оно мало чего стоило. Поиск средств отнимал у сурдопедагога немало сил и времени. Людей, гото­вых материально поддерживать частное училище глухонемых, на­шлось не много. Реально помогли подвижнику глухой П. А. Веймарн, граф В. Ф. Адлерберг, генерал Я. И. Ростовцев и статс-секретарь 15УИМ Н. А. Шторх1. Разовое вспомоществование оказала государы­ня, правда, подаренных ею 300 р. могло хватить на годичное содержа­ние одного ученика, тогда как в пансионе их находилось 11. Таким образом, разрешение на действие частного пансиона имелось, увле­ченный педагог работал без устали и зарплаты, единоверцы — друзья отца оказывали всяческую поддержку, даже императрица отнеслась к начинанию глухого учителя благосклонно, но все это не могло обеспечить частной школе стабильную жизнь. Понял это и Арнольд, а потому задумал перебраться с учениками в Москву.

Просьбу о разрешении перевести учебное заведение московский генерал-губернатор П.А.Тучков2 удовлетворил, и зимой 1860г. II. К.Арнольд с пятью учениками и двумя сотрудниками оказался в Москве. Одним из первых руку помощи протянул земляку-едино-верцу пастор Генрих фон Дикгоф, незадолго до того получивший приход храма Апостолов Петра и Павла евангелически-лютеран­ской общины. Познакомившись с успехами глухих учеников, моло­дой клирик призвал прихожан всячески содействовать «обучению и призрению глухонемых». Вскоре московская Городская дума разре-

1 Перечень лиц, оказавших содействие И. К. Арнольду, весьма примечателен.
Отпрыск известного шведского рода В. Ф. Адлерберг — влиятельный сановник,
хорошо знавший по службе Карла Арнольда, на момент описываемых собы­
тий — министр императорского двора. С детских лет знала Ивана Арнольда при-
I [адлежавшая к старинному роду остзейских дворян семья сенатора А. Ф. Вей-
марна, где также рос глухой мальчик. Доверенное лицо императора генерал
М.И.Ростовцев, руководивший всеми военно-учебными заведениями России,
имел добрые отношения с В. Ф. Адлебергом и по его просьбе поддержал начина­
ние И. К. Арнольда. Н. А. Шторх содействовал И. К. Арнольду по долгу службы,
впрочем, и его отец — экономист, вице-президент Петербургской академии наук
Андрей Карлович Шторх — когда-то состоял в дружбе с Карлом Арнольдом.
Шторхи, как и Веймарны, принадлежали к остзейскому дворянству.

2 Тучков Павел Алексеевич (1803—1864) — генерал от инфантерии, воен­
ный генерал-губернатор Москвы (с 1859 г.) «Пользовался большой популяр­
ностью среди москвичей. Его скромность, вежливость, деликатность и даже
застенчивость отмечали все, кто его знал. Другими его качествами были доб­
рота и человечность <...>. Он был справедлив и исполнен доброжелательст­
ва, поддержать слабого и помочь нуждающемуся было его душевной потреб­
ностью» [30, с. 469].

I 2 -Малофссв. 4. 1 177




. ■: ■■■..■■■. ■ ■


Ытк ■--■ ■


-^ им**

..■./■,.■;■


 


 

 

шила И. К. Арнольду открыть желаемое училище, но от материаль­ной помощи воздержалась. В 1863 г. усилиями людей, лично симпа­тизировавших энтузиасту, создается Попечительное общество во главе с О. И. Левенштейном1. К сожалению, предприниматель-фи­лантроп вскоре скончался, но Попечительство свою миссию про­должило. Вошли в пего вдова Левенштейна Маргарита Агапитовна, дочь купца Мамонтова 3. Н. Якунчикова, знаменитые московские куп­цы-филантропы М. А. Горбов, Д. П. Боткин2, П. М. Третьяков3, глухой сын сенатора П. А. Веймарн, скульптор А. С. Кампиони.

На собранные пожертвования под школу покупается дом (1873), затем строится специальное здание, куда и переезжает (1876) заведе­ние Арнольда. После смерти отцов-основателей И. К. Арнольда и П. М. Третьякова опеку над учреждением взяла на себя Городская дума (1900), переименовав его в Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых. В пику столице купеческая Москва поддержала намере­ния выходца из «немецкой слободы», радушно приняла детище И. К. Арнольда и помогла встать на ноги. Есть основания думать, что попечители из русских купеческих семей поддержали глухого энту­зиаста в память о блестящих коммерческих уроках, некогда получен­ных от его отца. Со временем Московское и Петербургское училища станут главными и конкурирующими между собой законодателями сурдопедагогической моды в России.

В царствование Александра II прибалтийские территории по­лучают большую свободу, что незамедлительно приводит к откры­тию училищ в финских городах Або, Куопио, Якобштадт и Борго4.

1 Левенштейн Отто (Иванович) (1815—1863) — предприниматель, фи­
лантроп. «Был ревностный католик и принимал деятельное участие <...>
в постройке римско-католической церкви [храм Святых Петра и Павла
в Милютинском переулке] в Москве, где был постоянно старостой» [Моро­
зова М. К. Мои воспоминания // Наше наследие. — 1991. — С. 91].

2 Боткин Дмитрий Петрович (1829—1889)— предприниматель, филантроп.

3 Третьяков Павел Михайлович (1832—1898) — московский купец, коллек­
ционер, филантроп, основатель Третьяковской галереи. «Моя идея, — писал
П. М. Третьяков дочери, — была с самых юных лет наживать для того, чтобы
нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо по­
лезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».

4 В состав империи Финляндия вошла по Фридрихсгамскому договору
(1809) на правах Великого княжества, сохранив при этом значительную внут­
реннюю автономию. Коренное население исповедовало лютеранство. Россий­
ские власти, пытаясь надежно защитить столицу от военной угрозы с Севера,
осознавали нежелательность возникновения в Финляндии антирусских на­
строений и проводили в регионе особую политику. Великое княжество имело
собственный парламент (сейм), правительство, судебные и исполнительные
власти; на его территорию не распространялось крепостное право. В 1863 г. в
княжестве вводится городское и местное самоуправление. Финский язык (на­
ряду со шведским) признается официальным и вводится в школьное обуче­
ние. По закону 1686 г. каждый человек в возрасте от 7 лет и старше должен
был владеть грамотой, более того, это умение регулярно оценивалось специ­
альной комиссией. Человек, уклонявшийся от экзамена, подвергался наказа­
нию. В XIX в. Финляндия являлась страной всеобщей грамотности.


€м? ьщ?я.


ж^М: - г.". .:■■■■- - ,;-=-/

^4>^эт

......... в........:....:■■■:......, ■........... ■.......................


СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ


В 1858 г. в городе Або1 (ныне Турку) по инициативе и на сред­ства Карла Оскара Мальма открывается училище для глухонемых детей с финским языком обучения. Последнее обстоятельство осо­бенно важно. Дело в том, что организация школы пришлась на время роста национального самосознания финнов, вышедших из-под долгого шведского гнета, борьбы за признание финского языка государственным. Кстати, дом, в котором Мальм разместил свое частное учреждение, расположен в сердце города в трех мину­тах ходьбы от кафедрального собора и почти на территории уни­верситета. Да и улица, где до сего дня сохранилось старинное де­ревянное здание школы, носит имя почитаемого в этих краях реформатора Михаэля Агриколы.

Следующее училище, где преподавание также велось на фин­ском языке, появляется в портовом городе Куопио (1862). Через год в Бор го и Якобштадте возникают учебные заведения, в кото­рых обучение глухих ведется уже на шведском языке. Все четыре училища рождались при активной поддержке местных общин и го­родских мэрий, существовали они преимущественно за счет город­ской казны, а впоследствии получили помощь от сейма.

Тогда же Рижская школа начинает играть роль регионального центра в Лифляндии, Курляндии и Эстляндии. С 1866 г. ею руково­дит приверженец немецкого (устного) метода обучения швейцарец Штюнзе [Зглшя]. Усилиями пастора Залковского2 и упомянутого сурдопедагога Штюнзе, людей, страстно желавших распространить в Прибалтике практику обучения глухих, принятую на тот момент в немецких землях, Рижская школа окрепла. Теперь она сама спо­собствует появлению в крае новых учебных заведений. Одно возни­кает в пригороде Риги — Кирхгольме (1870), в 1873 г. его переведут в Митаву, другое —в Вольмаре (1875). Вскоре в губернии прово­дится съезд учителей глухих (1876), а также по инициативе Штюн­зе учреждается Лифляндское общество образования глухонемых. Отношение тогдашнего населения российских прибалтийских тер­риторий к глухим вряд ли отличалось от отношения к ним в сопре­дельных немецких землях. В момент политической оттепели разви­тие сети специальных учебных заведений в прибалтийской части Российской империи шло по уже знакомым нам западным прави­лам. На базе Рижского училища Штюнзе организует целенаправ­ленную подготовку сурдопедагогических кадров, к началу 70-х гг. как минимум 11 его стажеров учительствуют в местных школах. Все они работают по единой программе, используя единый (немец­кий) метод обучения, что позволяет школам находить общий язык, оказывать друг другу методическую помощь.

г С 1354 г. в Або существовала финская библиотека, в 1355 г. открылось «малое училище» — начальная школа. В 1548 г. Михаэль Агрикола, бывший ректор кафедральной школы, ставший впоследствии епископом Або, опуб­ликовал впервые переведенный на финский язык Новый Завет.

2 За давностью лет трудно бывает восстановить точное написание имен первых педагогов. Так, рижского пастора разные авторы называют то Зал-ковским, то Соколовским. Мы предпочли первый вариант.


12*



«*>; 4*"*:.

;.^ Зй^


| в*И <*»*►*

ДгА «*«»й


;•?«.«•;


$ОЧ*~> &%"Ц ^■:::::;'1^:'::::||;„


 



Энергия пастора Залковского способствовала появлению учи­лища глухих и в Эстляндии, оно открылось в декабре 1866 г. в се­ле Феннерн Пярнусского уезда. Всего через полтора десятка лет (1882) в крае будет создано Пярнусское общество обеспечения глухим эстонцам образования — «НерЬаСа». Активному распро­странению идей обучения глухих в Прибалтике равно способство­вали служители протестантской и католической церквей. Кроме уже известного нам пастора Залковского, упомянем пасторов Мольтрехта и Шульца, попечителей училища в Кирхгольме — Ми-таве. Пастор Мольтрехт также являлся одним из трех попечителей училища в Вольмаре.

Благотворительный порыв духовных отцов принимался паст­вой как должное, находил он отклик и у остзейского дворянства. Вспомним, графиня Меллин сначала пожертвовала 3000 р. на ор­ганизацию обучения глухих детей в Вольмаре, а по прошествии десяти лет еще столько же на постройку в живописном месте на берегу Гауи собственного здания для школы.

Заканчивая рассказ об истории специальных школ Прибалти­ки в годы либерального правления Александра II, отметим, что са­модержец не ограничивал порывы тамошнего дворянства в деле призрения глухих. Протестантское и католическое духовенство ак­тивно участвовало в организации специальных школ. Население же прибалтийских провинций России, сознавая ценность грамот­ности, без удивления воспринимало попытки обучения неслыша-щих детей.

А на Юге России продолжало действовать Одесское училище. В эпоху Александра II оно немного расширилось за счет открытия отделения для мальчиков (1869), правда, общее число учащихся ед­ва превышало два десятка человек. В отличие от жителей прибал­тийских городов население Новороссии в массе своей не видело пользы в обучении глухих. Принимать мальчиков, вероятно, при­шлось из-за дефицита учениц. Как бы то ни было, но небольшое ча­стное учебное заведение пользовалось благосклонной поддержкой графа П. Е. Коцебу, назначенного в 1862 г. генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии. Личные же контакты с администрацией ВУИМ после кончины А. Г. Гурцова оказались утраченными, что породило финансовые проблемы, особенно обострившиеся после отъезда графа Коцебу из Одессы к новому месту службы (1874).

Существовать учебному заведению, лишенному сановного по­кровительства, оказалось весьма непросто. «Частному лицу, — пи­шет М. В. Богданов-Березовский, — при небольших его материаль­ных средствах нелегко было создать училище глухонемых для всего юга России, особенно если принять в соображение тс взгля­ды на обучение глухонемых, которые коренились в тогдашнем об­ществе. Как народ, так и образованные классы в огромном боль­шинстве своем не только не признавали пользы обучения глухонемых, но даже не считали это за серьезный общественный вопрос: не думали и не говорили об этом» [3, с. 186—187].

Пытаясь сохранить училище, его администрация, а в этой роли после смерти основателя выступали члены семьи Гурцова, согла-



силась открыть учебные места для приходящих учеников (1882), по и эта мера не спасла училище от закрытия. Численность уча­щихся достигла 30 человек, а школьный бюджет продолжал оску­девать, теперь субсидии Одесского городского общественного управления стабильно составляли 2100 р. (для сравнения: Петер­бургскому училищу в такую сумму обходилось годичное содержа­ние трех воспитанников). Без моральной и финансовой поддержки ВУИМ и региональных властей училище было обречено, а потому вполне закономерным представляется его закрытие в 1896 г. Об этом событии М. В. Богданов-Березовский написал с грустной иронией: «Тихо, без шума окончил свои земные дни единственный рассадник просвещения глухонемых всего юга России на 53-м году своего существования» [3, с. 189]. С утратой руководством учебно­го заведения высоких покровителей события стали развиваться традиционным для России образом. ВУИМ и генерал-губернатор потеряли интерес к училищу, и тотчас начало сокращаться финан­сирование из местных источников. Городская дума более не виде­ла смысла в существовании школы для инвалидов, а одесситы мас­сового интереса к обучению глухих не проявляли.

Определяя условия, благодаря которым росла сеть специальных учебных заведений в странах — лидерах специального образования, мы проследили ряд возможных сценариев развития событий. Так, в Англии основными причинами стали: расширение гражданских прав населения и последствия промышленной революции, откры­тие народных школ, бурный расцвет филантропии, в Герма­нии — военно-политические устремления государства, принявшего закон о введении всеобщего начального обучения в совокупности с ценностями протестантизма, исповедуемого населением страны. Во Франции двигателем событий первоначально оказалось совпаде­ние интересов просвещенного монарха и педагогов-подвижников, а затем Великая французская революция и обретение массой насе­ления гражданских прав и свобод. Реставрация же абсолютизма за­тормозила строительство сети специальных школ, а затем привела к ее свертыванию. В Дании, Норвегии, Швеции эта сеть ширилась в соответствии с ценностными установками протестантизма (люте­ранства) и развитием гражданского права.

Подобных условий не было в крепостнической России, где все зависело от воли самодержца, а православная церковь понимала благотворительность как милость к страждущим. Здесь все нача­лось с личной инициативы императрицы Марии Федоровны, одоб­ренной ее сыном — государем Александром I. Последующий ход событий определялся политической конъюнктурой и благораспо­ложенностью монарха к просителю, заинтересованному в откры­тии конкретного заведения. В тогдашней России немногие оказа­лись готовы признать за глухими право на школьное обучение, среди них Мария Федоровна и некоторые члены царской семьи, незначительная часть дворянства, но крови или образованию свя­занная с европейской культурой, подданные из западных террито­рий да группа горожан из имеющей особый экономически-право­вой статус Одессы.



 

 


 


 

гг*йл&, 1


!., ■


 



Сдерживало развитие сети специальных школ в России не столько безденежье или, как часто подчеркивают отечественные исследователи, противодействие официальных властей, но прежде всего отсутствие какой бы то ни было заинтересованности обще­ства в организации обучения детей-инвалидов. «Низы» («народ», «почва») испытывали неприятие идеи специального образования, а подавляющая часть «верхов» («цивилизации») — равнодушие к делу обучения глухих. Нужны были исключительные со­бытия, вследствие которых российское общество изме­нило бы свое отношение к инвалидам, делу их призрения и образования. Такими событиями стали Отечественная 1812 г. и Крымская (1853—1856) войны, повлекшие за собой политические реформы и вызвавшие в стране всплеск частной деятельной благо­творительности.

дят к развитию филантропии няет свое отношение

Исключительную роль в деле развития общественного призре­ния сыграла Отечественная война 1812 г. Она разбудила в русском народе невиданное патриотическое воодушевление, а «по минова­ние опасности [потребовала] крайнего напряжения всех нравст­венных и материальных сил общества для облегчения страданий и участи потерпевших от войны» [11, с. 103].

Первый шаг делают российские аристократки: не дожидаясь царского указа, они объединяют усилия в целях «вспомоществова­ния бедным, от войны пострадавшим». 12 ноября 1812 г. — это день основания «Петербургского патриотического общества дам» и точ­ка отсчета успешных гражданских инициатив в России. Да, почин исходил от представительниц высшего света (председателем обще­ства избрали княгиню В. А. Репнину1, в совет вошла императрица), но то было движение души группы сплотившихся подданных, а не вымученная реакция на прихоть самодержца. Александр I не про­сто одобрил порыв, но назначил 50 000 р. ежегодно, «доколе обще­ство существовать будет».

Императрица Елизавета Алексеевна и императрица-мать Мария Федоровна определили каждая от себя по 3000 р., а сестра госуда­ря — великая княжна Елена Павловна «по 5000 р. в год, пока обще­ство будет преимущественно вспомоществовать разоренным от неприятеля».

При повышенном внимании царской семьи к делам дамского общества не удивляет его дальнейшая судьба: «Первым действием совета было обращение в разные места империи с просьбой о со-

1 Репнина (Разумовская) Варвара Алексеевна (1776—1864) — княгиня, дочь министра народного просвещения графа А. К. Разумовского.


действии обществу и вступлении в число его членов. Губернаторы разослали городничим и городским головам циркуляры об откры­тии подписки в пользу общества. В числе поступивших на это приглашение отзывов получилось: из Рязани, от княгини Волкон­ской, извещавшей, что в этом городе с 15 ноября 1812 г., то есть лишь тремя днями позже петербургского, организовалось женское патриотическое общество» [11, с. 104].

Война 1812 г. сплотила соотечественников, победа же над французами способствовала подъему национального самосозна­ния, что, в частности, проявилось всплеском деятельного милосер­дия в адрес искалеченных ветеранов. В силу исключительных об­стоятельств государство (в лице самодержца и членов его семьи) благосклонно одобрило и поддержало неправительственную ини­циативу, что на Руси случалось нечасто. Общественные инициати­вы милосердия объединялись вокруг благотворительной газеты «Русский инвалид», созданной П. Пезаровиусом.

Павел Пезаровиус (Пауль Вильгельм Помиан-Пезаровиус, 1776—1847) родился в Лифляндии в семье лютеранского пастора. Окончив Йенский университет и защитив диссертацию по филосо­фии, он начинает службу (1803) в должности секретаря иностран­ной переписки в канцелярии графа Н. Н. Новосильцева1, человека, входившего в близкий круг императора Александра I. Карьера мо­лодого чиновника складывается достаточно успешно: помощник ре­дактора в Комиссии по составлению законов (1804), советник госу­дарственной Юстиц-коллегии (1808). В 1812 г. Пезаровиус получает чин коллежского советника и награждается за усердную и ревност­ную службу орденом Святого Владимира.

Мечта Пезаровиуса принять участие в защите отечества и сра­жаться в рядах русской армии во время войны с Наполеоном (1812) не могла осуществиться по слабости здоровья. Не имея возможно­сти проявить себя на поле брани, Павел Павлович задался целью разбудить общественный интерес к тем, кто защищал родину с ору­жием в руках и потерял здоровье. «Душою моею, — писал П. Пеза­ровиус, — овладело желание указать всем и каждому на то, какой благодарности заслуживали от нас наши защитники-герои за свое мужество, увенчавшееся освобождением отечества».

Воспитанный в культуре протестантизма выпускник европейско­го университета нашел вполне естественный для первой половины XIX в. способ — решил издавать газету, которая бы не только ин­формировала соотечественников о проблемах ветеранов войны, но и могла бы организовать сбор денег им в помощь.

Нетрудно найти совпадения в судьбах двух уникальных чинов­ников—россиянина Пезаровиуса и француза Гаюи. Им обоим

«В первые годы царствования императора Александра I [Новосильцев] был облечен особым доверием, состоял членом «Негласного комитета», объ­единявшего наиболее близких людей молодого императора. На Новосильце­ва было возложено рассмотрение проектов в области земледелия, торговли, ремесел, искусств и художеств; он был автором идеи реформирования колле­гий и министерств. С февраля 1803 г. по апрель 1810 г. президент Петербург­ской академии наук» [30, т. 2, с. 141].



<-'ЭанА-,":

 

ШМШ'^а^ЛКММШЗШШШЛшш



страстно хотелось творить добро, помогать тем, кто оказался в бе­де, не случайно оба оставили след в истории филантропии: один как зачинатель специального обучения детей-инвалидов, другой как основатель благотворительной газеты о проблемах инвалидов. Тираж сигнального выпуска газеты поразительно мал — всего 12 экземпляров, но список получателей, составленный редактором, уникален — это члены царской семьи. Вдовствующая императри­ца-мать Мария Федоровна, государыня Елизавета Алексеевна, ве­ликие князья и княжны оказались читателями человеколюбивыми и пожертвовали весьма крупные по тем временам суммы. Пезаро-виус избрал идеальный способ воздействия, пример монаршей се­мьи не мог не воодушевить аристократов, но редактор также пони­мал, что акты разовой милости вряд ли решат дело, требовалось максимально расширить круг жертвователей.

Обеспечив стартовый капитал, редактор увеличил тираж, но предстояло отыскать и заинтересовать покупателей. Пезаровиус на­ходит блестящее решение — воспользовавшись дружбой с цензором Петербургского почтамта И. П. Оденталем, он обретет возможность первым получать иностранные новости и тотчас публиковать их. Газетное приложение, сообщающее о событиях на военном театре, пошло нарасхват. Продавцами газеты разумный европеец сделал солдатских детей, решив тем самым две задачи: и покупатели стано­вились щедрее, и солдатские сироты получили заработок па пропи­тание. Пезаровиусу удалось максимально использовать сложившу­юся историческую ситуацию, его газета вызвала масштабный благотворительный отклик в сердцах грамотных россиян.

«Деньги присылались подписчиками, желавшими помочь изра­ненным воинам, актеры устраивали спектакли в пользу инвалидного капитала <...>. С 1814 г. газета стала выходить два раза в неделю, а затем стала ежедневным изданием. Во всех зажиточных семьях каждое семейное событие побуждало участников отложить опреде­ленные суммы для пересылки в инвалидный капитал. <...> К концу 1814 г. инвалидный капитал, лежавший в ломбарде, достиг 300 000 р., редактор присоединил к нему от себя 20 000 р., остав­шихся от издания газеты. Частная инициатива маленького, до той поры неизвестного чиновника, имевшего настоящее русское сердце и иностранную фамилию, его манера вручать деньги инвалидам от имени правительства указали правительству на необходимость взять дело в свои руки, и 18 августа 1814 г. был учрежден особый комитет, впоследствии названный Александровским комитетом о раненых.

Самодержец высоко оценил заслуги филантропа-подвижника, указом 1815 г. П. П. Пезаровиус награждается орденом Св. Анны и назначается управляющим канцелярии Комитета о раненых. 24 февраля 1816 г. император Александр I утверждает право ниж­них воинских чинов на получение пенсий от Комитета о раненых. Этот указ положил начало пенсионному обеспечению нижних воин­ских чинов в России» [28].

По прошествии полувека от момента выхода в свет первого но­мера «Русского инвалида», в тяжелую для страны годину Русско-турецкой войны (1877—1878) императорским указом создается


 


 

■; ■,..;.■ :..,,- ■;:....;. ■■■:Л.:-. ■■.-.;■;..■:.■■-:■ <-у.:. % <» • глл**» ; СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ  

Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов. Безусловно, в принятом решении без труда угадывается отзвук деяний филантропа западного толка П. Пезаровиуса, но рождается оно в результате перемен, произошедших в обществен­ном сознании. Император не счел возможным не откликнуться на гражданскую благотворительную инициативу. Первый всплеск на­родно-патриотического движения явился ответом на нападение наполеоновских войск, второй — реакцией на события русско-ту­рецкой кампании. Рождение Попечительства подспудно готови­лось без малого триста лет, именно столько времени потребова­лось государству на переосмысление своей ответственности за рядовых защитников отечества. Первым шагом на пути к созда­нию государственного органа, взявшего на себя организацию по­мощи инвалидам войны и их близким, можно считать подписание царского регламента о выкупе пленных (1551).

Итак, одним из важных итогов Отечественной войны 1812 г. стали положительные перемены в отношении государства и обще­ства к военным инвалидам, другим — знакомство российской глу­бинки со столичными образовательными моделями. Дело в том, что на время боевых действий московские женские учебные за­ведения ВУИМ эвакуируются в Казань (1812)1. В очередной раз стечение обстоятельств, формально не связанных с вопросом обучения детей-инвалидов, сыграло в его решении важную роль. Непосредственное знакомство провинциального дворянства со сто­личной образовательной моделью впоследствии обусловит откры­тие в городе собственного женского училища (1841). Другим важ­ным шагом станет открытие Казанского университета (1814). В конце XIX в. Казань по праву войдет в число российских горо­дов — лидеров организации не только общего, но и специального обучения. В 1885 г. здесь появится училище для слепых, в 1886 г. — школа для глухих. Эвакуация столичного женского учебного заве­дения в Казань — случайность, но последовавшее за ней открытие в губернском центре гимназии, женского училища, университе­та, благотворительных приютов2 и частных специальных школ —


 


1 Александр I в 1805 г. утвердил подготовленный Марией Федоровной
проект об открытии пяти провинциальных женских институтов, в том числе
и Казани. По распоряжению императрицы в черте города покупается участок
земли с фруктовым садом и обширной рощей. Мария Федоровна надеялась,
что местное дворянство воспользуется «первым благоприятным случаем
к утверждению такого заведения для образования и воспитания своих де­
тей». Казанское дворянство, разумеется, не оценило жеста государыни,
в 1809 г. подаренную ею землю передали в пользование женскому монасты­
рю. Реализовать монаршие замыслы стало возможным после Отечественной
войны 1812 г.

2 В 1893 г. в составе Казанского попечительского комитета о бедных по
ходатайству татарского купечества создается мусульманское благотвори­
тельное общество. Двадцать его учредителей жертвуют 2500 р., самый круп­
ный вклад внес гласный думы, купец первой гильдии А. Г. Хусаинов. Обще­
ство выделяет средства для обучения нескольких учащихся в Казанской
татарской учительской школе.



закономерность, поскольку к концу XIX в. в Казани сложились все необходимые предпосылки для организации специального обуче­ния детей-инвалидов.

Окончание войны не прервало новое для России благотворитель­ное движение. Так, в Симбирске под председательством В. Ивашо­вой возникает женское общество христианского милосердия (1818), чьими стараниями вскоре открывается женское учебное заведение Дом трудолюбия1. Богатая казанская помещица, вдова полковника М. Н. Родионова, жертвует ВУИМ имение и немалую сумму денег на обустройство в Казани Института благородных девиц (1828). Вы­сочайшее повеление об его открытии будет подписано в тот же год, но судебная тяжба с наследниками Родионовой продлится до 1841 г. Кстати, замысел Родионовой всячески поддерживал знаменитый казанский губернский прокурор Г.И.Солнцев* [11].

Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., массовое знакомство участников военных походов с европейским укладом жизни обусловили же­лание россиян помогать не только искалеченным в сра­жениях, но и иным людям, нуждающимся в социальной заботе и защите. Волна филантропии, питаемая исконным со­страданием к страждущим и убогим, обретала формы деятельной светской благотворительности, ширились ряды высокопоставлен­ных жертвователей3.

Правда, пока движение только набирало силу, а потому всеце­ло зависело от благорасположения императора4. Смена политиче-

1 Дом трудолюбия — закрытое женское учебное заведение «для воспита­
ния девиц, остающихся без призрения в бедности и сиротстве, преимущест­
венно дворянского происхождения, и дочерей чиновников военной и граж­
данской служб». Основан «заботами Симбирского общества христианского
милосердия и на его средства, с разрешения императрицы Елизаветы Алек­
сеевны» (1820). Дом трудолюбия посещали Александр I (1884), Николай I
(1836). В выстроенном после пожара 1864 г. новом здании разместились
Симбирская Мариинская женская гимназия с Елизаветинским пансионом.
С 1883 г. женскую гимназию возглавлял Ф. М. Керенский, являвшийся од­
новременно директором Симбирской мужской классической гимназии.

2 Солнцев Гавриил Ильич (1786—1866) — ректор Казанского университе­
та, казанский губернский прокурор (1824—1864). Снискал широкую популяр­
ность своими познаниями и честностью. Известно высказывание Николая I
о Солнцеве: «У меня в России два солнца: одно на небе, а другое — ты».

3 К 30-м гг. XIX в. организация благотворительных обществ стала своего ро­
да модой среди знатных дворянских семей. В Москве тон задавала супруга ге­
нерал-губернатора княгиня Татьяна Васильевна Голицына (1783—1841). Князь
Дмитрий Васильевич Голицын (1771—1844) учился в Страсбургском протес­
тантском университете, Парижской военной школе, в Россию вернулся в 1789 г.
В 1820 г. назначен московским генерал-губернатором. По свидетельству совре­
менников, «хорошо знал иностранные языки и очень плохо русский».

4 «Предложения частных людей об устроении благотворительных заведе­
ний приводятся в действие местным начальством или ими самими не иначе,
как с позволения правительства» [Акт от 9 мая 1816 г. ПСЗ I. Т. XXXIII
(1816). № 26264а. Опубликован в 1825 г.].


СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ

ского курса в годы правления Николая I сказалась на благотвори­тельной активности «верхов». Ограничение свобод и борьба с ина­комыслием привели к усилению государственного контроля над деятельностью частных учебных и благотворительных заведений. В 1834 г. вводится запрет на открытие частных пансионов, выхо­дит Положение о домашних наставниках и учителях. Стремясь все взять под свой контроль, Министерство народного просвещения издает строгое предписание: «где бы [воспитание] совершаемо не было, в общественном ли заведении или под родительским кровом <...> стремится к единому началу, равно составляет неразрывное целое, одно великое государственное дело, близкое к сердцу всех, важное в глазах правительства»1. Отношение к благотворитель­ным действиям определялось по той же формуле. Власть призна­вала филантропию «делом, близким к сердцу всех» при условии ее «важности в глазах правительства».


ормы Александр II благотворительное движение набира


си


 


Новый импульс благотворительности и строительству сети специальных школ придают политические реформы2 Александ­ра II. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов го­родского самоуправления (Городских дум) меняют уклад россий­ской жизни. Судебная реформа (1864) вводит равенство всех перед законом. Земства и Городские думы обретают некоторую не­зависимость от верховной власти, в частности получают право от­крывать лечебные, учебные и богоугодные заведения. С введением земских учреждений (1864) Приказы общественного призрения упраздняются в 34 губерниях, отныне это миссия земств.

Отменяется архаичный стеснительный порядок открытия благо­творительных обществ и заведений исключительно «с Высочайшего соизволения» (1862). Контроль и координация частных инициатив в сфере благотворительности и призрения передается Министерству внутренних дел. Согласно Городовому положению (1870), контроль общественного призрения осуществляют муниципальные органы. Правда, законодательные новации не сразу привели к ощутимым пе­ременам на практике. «Из-за улаживания вопросов юридического и хозяйственного характера муниципализация сферы помощи бедным растянулась в разных регионах на 20—30 лет. Этот процесс происхо­дил одновременно с развитием городского общественного самоуправ­ления, укреплением его самостоятельности. Так, заведения Москов-

1 Отчет Министерства народного просвещения, 1834 г.

2 «Выдающимися «великими реформами» Александра являлись земская,
городская, судебная и военная. Земская реформа 1864 г. создала первое под­
линно местное самоуправление для всех классов, которые существовали еще
с допетровских времен. Основа реформы состояла в предоставлении выбор­
ным представителям каждого уезда контроля над школами, народным здра­
воохранением и дорогами» [30, с. 223].




ского приказа общественного призрения только в середине 1880-х гг. перешли под муниципальную юрисдикцию, причем городская управа поставила условие, чтобы учреждения были переданы городу со всем движимым и недвижимым имуществами на основании полного пра­ва собственности, а специальные капиталы на тех условиях, на кото­рых они пожертвованы» [29, с. 155].

Потепление политического климата со временем положитель­но скажется на изменении отношения образованных россиян к де­тям с недостатками физического и умственного развития. К концу XIX в. в стране сложились все необходимые предпосылки. Благо­честивое исконное отношение русского человека к нищим, юроди­вым, калекам обогатилось накопленным со времен Екатерины Ве­ликой опытом светского призрения, расширился сословный состав благотворителей. Ряды филантропов-вельмож пополняются купе­чеством, зажиточными горожанами, преуспевающими разночинца­ми. В губернских центрах ширится круг образованных людей, об­ладающих знаниями в области медицины, педагогики, права, философии. И наконец, самое главное — россияне обрели относи­тельную свободу гражданской инициативы и предприниматель­ства. Вот почему деятельная благотворительность становится все более активным движением в России.

В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инва­лидам войны, а впоследствии распространяются и на де­тей-инвалидов. Известная нам из истории Европы цепочка со­бытий воспроизводится в отечестве по тем же канонам. Вначале официальная забота адресуется искалеченным (ослепшим) вои­нам, за этим следует организация опеки увечных воинов, что втя­гивает в сферу благотворительности взрослых инвалидов (напри­мер, людей, утративших зрение по болезни), и, наконец, филантропы включают в сферу своей ответственности детей-инва­лидов (в нашем случае слепых детей).

К концу XIX столетия западная история государственной и ча­стной благотворительности насчитывала уже шесть веков, на протя­жении которых в процессе длительного эволюционного развития сформировались как минимум две отличные друг от друга модели социальной опеки — католическая и протестантская. Россия, пере­нявшая по воле Петра I и Екатерины II протестантскую модель бла­готворительности, за полтора столетия сумела ее адаптировать и освоить. В 80-е гг. XIX в. Российская империя могла в этой сфере успешно соперничать со многими европейскими странами. В благо­творительное движение теперь были вовлечены многочисленные представители «цивилизации» — царская фамилия, аристократия, дворянство, отдельные представители купечества, образованные го­рожане. «Почва» же неизменно следовала православной народной традиции, считая милостыню наивысшим благодеянием.

И вновь драматические военные события повлекли за собой рост общественного внимания к инвалидам. Печальным последст­вием Русско-турецкой войны (1877—1878) оказалось огромное число военных инвалидов. Созданное правительством незадолго


 


8?

СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ


И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. Фрагмент

до Крымской кампании Главное попечительство для пособия нуж­дающимся семействам воинов, столкнувшись с многочисленными просьбами нижних чинов, потерявших зрение, о помощи, экстрен­но принимает ряд мер. Прежде всего Попечительство устраивает два небольших убежища (на 10—15 человек) в Санкт-Петербурге и Киеве, а также направляет лечебный «глазной отряд» в южные и I центральные губернии для оказания медицинской помощи и сбора статистики. Полученные в результате экспедиций 1879—1880гг. статистические данные о численности инвалидов по зрению и их бедственном положении ошеломили не только специалистов-ме­диков, но и власть, и просвещенное общество в целом. Для всех вдруг стало очевидным, что число незрячих в империи огромно, а ослепшие воины лишь малая их толика. Пришлось признать, что Россия не обладает системой помощи незрячим, в то время как



 


■ ■..........::


■. у.:.'..:. / .;:.:!!.■,-:.■


)Й-


 



она давно сложилась в большинстве западноевропейских стран. Если в начале века столичные чиновники искренне убеждали Гаюи в том, что в Петербурге слепых нет, то по прошествии семи­десяти пяти лет подобное заявление россияне сочли бы нелепым. Французский тифлопедагог в одиночку попытался разбудить пе­тербургское общество и потерпел фиаско, в конце же XIX столе­тия петербуржцы задумались о судьбах незрячих и предприняли шаги, дабы коренным образом изменить положение.

По инициативе теперь уже немалой группы заинтересованных лиц рождается Попечительство о слепых Ведомства учреждений императ­рицы Марии (1881). Одним из важных направлений деятельность По­печительства В У ИМ станет организация обучения незрячих, благода­ря чему в России появится официальная инстанция, заинтересованная в создании сети специальных учебных заведений для слепых.

Итак, в конце XIX в. отношение образованной и зажи­точной части российского общества к инвалидам карди­нально меняется, ширится круг сторонников обучения детей с нарушениями слуха и зрения, организации для них специальных школ. Соотечественники престают относиться к опытным императорским училищам с недоумением. Просве­щенная часть общества с одобрением воспринимает инициативы педагогов-энтузиастов, стараясь по мере сил поддерживать их. Специальная школа — детище филантропии, успех школьного строительства в Российской империи напрямую связан с активно­стью граждан в сфере деятельной благотворительности.

К концу XIX в. в России сложилась гибкая, дифференциро­ванная и эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совер­шенством, но часто становилась примером (если не укором) индуст­риальным странам Европы. Система «учреждений, на особых осно­ваниях управляемых» постоянно совершенствовалась (см. схему 1).

Ведомство учреждений императрицы Марии (с 1854 г. «Ведом­ство учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредст­венным Их Императорских Величеств покровительством») имело сложную структуру управления. Служба в учреждениях ВУИМ приравнивалась к государственной, в силу чего сотрудники ВУИМ имели те же льготы и привилегии, что и государственные чинов­ники. Для жертвователей правительство предусмотрело граждан­ские привилегии вплоть до присвоения дворянского звания — как личного, так и потомственного1. Общественные функционеры

Российское дворянство делилось на родовое и служилое. Дворянский титул наследовался (передавался по роду), также его можно было получить за личные заслуги (дворянство заслуженное). В XIX в. дворянство по званию могло об­ретаться при получении статуса «именитый гражданин», «почетный опекун». Такой статус присваивался, в частности, за «деятельность на ниве благотвори­тельных деяний», например за пожертвования в пользу бедных, чем широко пользовалась нарождающаяся российская буржуазии. В органы общественного управления учреждений призрения снизу доверху — от столиц до уездов — вхо­дили граждане, отличившиеся «своими трудами или пожертвованиями».


 


 


СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ


Императорского человеколюбивого общества (ИЧО) также обла­дали широкими правами и преимуществами. Вступив на престол, Александр II «за выдающуюся энергию и безвозмездный труд» удостоил «высочайшей благодарности, благоволения и наград» ряд деятелей и жертвователей ИЧО, одним были дарованы ранги и права государственных служащих, других наградили особыми знаками. Эти знаки, имевшие статус государственной награды, на­деляли их обладателя определенными льготами. И как только го­сударство начинает высоко ценить и поощрять деятельную благо­творительность, заниматься ею становится не только почетно, но и выгодно. Отныне во всех губерниях исправно действуют попечите­льные комитеты, различные благотворительные заведения ИЧО, в том числе приюты для воспитания и обучения сирот и детей бед­ных родителей.

Схема 1 «Учреждения, на особых основаниях управляемые»


Попечительство

при православных

церквях (основано

в XV в.)


Ведомство учрежде­ний императрицы Марии (ВУИМ)

(основано в 1796 г.)


Императорское

человеколюбивое

общество

(основано в 1802 г.)


Государственно-общественное призрение

*-.


Российское

общество Красного

Креста (основано

в 1868 г.)


Попечительство о

народной трезвости

(основано

в 1894 г.)


Попечительство

о домах трудолюбия

и работных домах

(основано в 1895 г.)


 


Филантропическое движение в России набирало силу. Так, толь­ко под эгидой ИЧО к 1902 г. (по прошествии столетия со времени его основания Александром I) «трудами или пожертвованиями» в деле благотворительности станет участвовать около 6500 чело­век. Под знаменами армии филантропов объединились члены Со­вета, попечители, члены комитетов и правлений, почетные и дей­ствительные члены, благотворители и соревнователи, воспитатели, преподаватели, врачи, фельдшеры и акушерки. В 1902 г. 2000 рос-




■Ф\4::;:;'^"-К

*^1Ь^.;;Г >'%*»


сиян пожертвовали только на добрые дела ИЧО почти 670 000 р. Добавим, к 1902 г. среди 225 благотворительных заведений ИЧО 65 являлись учебно-воспитательными, в них призревалось при­мерно 7000 сирот и детей бедных родителей.

Быт в благотворительных заведениях, подчеркнем это особо, не стоит рисовать нищенским. Всех опекаемых сытно кормили, при­лично одевали, им предоставлялось соответствующее эпохе меди­цинское обслуживание, а воспитанницы сиротских домов по выходе замуж экипировались приданым по «мещанской норме». Наш со­временник, судящий о жизни богоугодных заведений по ночлежке из горьковской пьесы «На дне», глубоко заблуждается об истинном положении дел в сфере государственно-общественного призрения начала XX в. На тот момент российская система социальной опеки структурно мало чем отличалась от европейской (см. схему 2).


(по состоянию на начало XX в.)


Схема 2


 


НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.