КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура российской благотворительности
Г -1,4^.^4 I СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ реадресовал прошение Попечителю Санкт-Петербургского учебного округа М. Н. Мусину-Пушкину. Последний пригласил И. К. Арнольда и его учеников, дабы проэкзаменовать их. Результатом экзамена высокий сановник остался доволен и, как пишет сам И. К. Арнольд, «с чувством пожал мне руку и сказал, что «такие результаты дают мне полное и законное право открыть училище», а потому мое ходатайство будет непременно удовлетворено» [1, с. 6]. В феврале 1853 г. разрешение на открытие училища было получено, но не подкрепленное финансово оно мало чего стоило. Поиск средств отнимал у сурдопедагога немало сил и времени. Людей, готовых материально поддерживать частное училище глухонемых, нашлось не много. Реально помогли подвижнику глухой П. А. Веймарн, граф В. Ф. Адлерберг, генерал Я. И. Ростовцев и статс-секретарь 15УИМ Н. А. Шторх1. Разовое вспомоществование оказала государыня, правда, подаренных ею 300 р. могло хватить на годичное содержание одного ученика, тогда как в пансионе их находилось 11. Таким образом, разрешение на действие частного пансиона имелось, увлеченный педагог работал без устали и зарплаты, единоверцы — друзья отца оказывали всяческую поддержку, даже императрица отнеслась к начинанию глухого учителя благосклонно, но все это не могло обеспечить частной школе стабильную жизнь. Понял это и Арнольд, а потому задумал перебраться с учениками в Москву. Просьбу о разрешении перевести учебное заведение московский генерал-губернатор П.А.Тучков2 удовлетворил, и зимой 1860г. II. К.Арнольд с пятью учениками и двумя сотрудниками оказался в Москве. Одним из первых руку помощи протянул земляку-едино-верцу пастор Генрих фон Дикгоф, незадолго до того получивший приход храма Апостолов Петра и Павла евангелически-лютеранской общины. Познакомившись с успехами глухих учеников, молодой клирик призвал прихожан всячески содействовать «обучению и призрению глухонемых». Вскоре московская Городская дума разре- 1 Перечень лиц, оказавших содействие И. К. Арнольду, весьма примечателен. 2 Тучков Павел Алексеевич (1803—1864) — генерал от инфантерии, воен I 2 -Малофссв. 4. 1 177 ■ . ■: ■■■..■■■. ■ ■ Ытк ■--■ ■ -^ им** ..■./■,.■;■
шила И. К. Арнольду открыть желаемое училище, но от материальной помощи воздержалась. В 1863 г. усилиями людей, лично симпатизировавших энтузиасту, создается Попечительное общество во главе с О. И. Левенштейном1. К сожалению, предприниматель-филантроп вскоре скончался, но Попечительство свою миссию продолжило. Вошли в пего вдова Левенштейна Маргарита Агапитовна, дочь купца Мамонтова 3. Н. Якунчикова, знаменитые московские купцы-филантропы М. А. Горбов, Д. П. Боткин2, П. М. Третьяков3, глухой сын сенатора П. А. Веймарн, скульптор А. С. Кампиони. На собранные пожертвования под школу покупается дом (1873), затем строится специальное здание, куда и переезжает (1876) заведение Арнольда. После смерти отцов-основателей И. К. Арнольда и П. М. Третьякова опеку над учреждением взяла на себя Городская дума (1900), переименовав его в Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых. В пику столице купеческая Москва поддержала намерения выходца из «немецкой слободы», радушно приняла детище И. К. Арнольда и помогла встать на ноги. Есть основания думать, что попечители из русских купеческих семей поддержали глухого энтузиаста в память о блестящих коммерческих уроках, некогда полученных от его отца. Со временем Московское и Петербургское училища станут главными и конкурирующими между собой законодателями сурдопедагогической моды в России. В царствование Александра II прибалтийские территории получают большую свободу, что незамедлительно приводит к открытию училищ в финских городах Або, Куопио, Якобштадт и Борго4. 1 Левенштейн Отто (Иванович) (1815—1863) — предприниматель, фи 2 Боткин Дмитрий Петрович (1829—1889)— предприниматель, филантроп. 3 Третьяков Павел Михайлович (1832—1898) — московский купец, коллек 4 В состав империи Финляндия вошла по Фридрихсгамскому договору €м? ьщ?я. ж^М: - г.". .:■■■■- - ,;-=-/
......... в........:....:■■■:......, ■........... ■....................... СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ В 1858 г. в городе Або1 (ныне Турку) по инициативе и на средства Карла Оскара Мальма открывается училище для глухонемых детей с финским языком обучения. Последнее обстоятельство особенно важно. Дело в том, что организация школы пришлась на время роста национального самосознания финнов, вышедших из-под долгого шведского гнета, борьбы за признание финского языка государственным. Кстати, дом, в котором Мальм разместил свое частное учреждение, расположен в сердце города в трех минутах ходьбы от кафедрального собора и почти на территории университета. Да и улица, где до сего дня сохранилось старинное деревянное здание школы, носит имя почитаемого в этих краях реформатора Михаэля Агриколы. Следующее училище, где преподавание также велось на финском языке, появляется в портовом городе Куопио (1862). Через год в Бор го и Якобштадте возникают учебные заведения, в которых обучение глухих ведется уже на шведском языке. Все четыре училища рождались при активной поддержке местных общин и городских мэрий, существовали они преимущественно за счет городской казны, а впоследствии получили помощь от сейма. Тогда же Рижская школа начинает играть роль регионального центра в Лифляндии, Курляндии и Эстляндии. С 1866 г. ею руководит приверженец немецкого (устного) метода обучения швейцарец Штюнзе [Зглшя]. Усилиями пастора Залковского2 и упомянутого сурдопедагога Штюнзе, людей, страстно желавших распространить в Прибалтике практику обучения глухих, принятую на тот момент в немецких землях, Рижская школа окрепла. Теперь она сама способствует появлению в крае новых учебных заведений. Одно возникает в пригороде Риги — Кирхгольме (1870), в 1873 г. его переведут в Митаву, другое —в Вольмаре (1875). Вскоре в губернии проводится съезд учителей глухих (1876), а также по инициативе Штюнзе учреждается Лифляндское общество образования глухонемых. Отношение тогдашнего населения российских прибалтийских территорий к глухим вряд ли отличалось от отношения к ним в сопредельных немецких землях. В момент политической оттепели развитие сети специальных учебных заведений в прибалтийской части Российской империи шло по уже знакомым нам западным правилам. На базе Рижского училища Штюнзе организует целенаправленную подготовку сурдопедагогических кадров, к началу 70-х гг. как минимум 11 его стажеров учительствуют в местных школах. Все они работают по единой программе, используя единый (немецкий) метод обучения, что позволяет школам находить общий язык, оказывать друг другу методическую помощь. г С 1354 г. в Або существовала финская библиотека, в 1355 г. открылось «малое училище» — начальная школа. В 1548 г. Михаэль Агрикола, бывший ректор кафедральной школы, ставший впоследствии епископом Або, опубликовал впервые переведенный на финский язык Новый Завет. 2 За давностью лет трудно бывает восстановить точное написание имен первых педагогов. Так, рижского пастора разные авторы называют то Зал-ковским, то Соколовским. Мы предпочли первый вариант. 12* «*>; 4*"*:. ;.^ Зй^ | в*И <*»*►* ДгА «*«»й ;•?«.«•; $ОЧ*~> &%"Ц ^■:::::;'1^:'::::||;„
Энергия пастора Залковского способствовала появлению училища глухих и в Эстляндии, оно открылось в декабре 1866 г. в селе Феннерн Пярнусского уезда. Всего через полтора десятка лет (1882) в крае будет создано Пярнусское общество обеспечения глухим эстонцам образования — «НерЬаСа». Активному распространению идей обучения глухих в Прибалтике равно способствовали служители протестантской и католической церквей. Кроме уже известного нам пастора Залковского, упомянем пасторов Мольтрехта и Шульца, попечителей училища в Кирхгольме — Ми-таве. Пастор Мольтрехт также являлся одним из трех попечителей училища в Вольмаре. Благотворительный порыв духовных отцов принимался паствой как должное, находил он отклик и у остзейского дворянства. Вспомним, графиня Меллин сначала пожертвовала 3000 р. на организацию обучения глухих детей в Вольмаре, а по прошествии десяти лет еще столько же на постройку в живописном месте на берегу Гауи собственного здания для школы. Заканчивая рассказ об истории специальных школ Прибалтики в годы либерального правления Александра II, отметим, что самодержец не ограничивал порывы тамошнего дворянства в деле призрения глухих. Протестантское и католическое духовенство активно участвовало в организации специальных школ. Население же прибалтийских провинций России, сознавая ценность грамотности, без удивления воспринимало попытки обучения неслыша-щих детей. А на Юге России продолжало действовать Одесское училище. В эпоху Александра II оно немного расширилось за счет открытия отделения для мальчиков (1869), правда, общее число учащихся едва превышало два десятка человек. В отличие от жителей прибалтийских городов население Новороссии в массе своей не видело пользы в обучении глухих. Принимать мальчиков, вероятно, пришлось из-за дефицита учениц. Как бы то ни было, но небольшое частное учебное заведение пользовалось благосклонной поддержкой графа П. Е. Коцебу, назначенного в 1862 г. генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии. Личные же контакты с администрацией ВУИМ после кончины А. Г. Гурцова оказались утраченными, что породило финансовые проблемы, особенно обострившиеся после отъезда графа Коцебу из Одессы к новому месту службы (1874). Существовать учебному заведению, лишенному сановного покровительства, оказалось весьма непросто. «Частному лицу, — пишет М. В. Богданов-Березовский, — при небольших его материальных средствах нелегко было создать училище глухонемых для всего юга России, особенно если принять в соображение тс взгляды на обучение глухонемых, которые коренились в тогдашнем обществе. Как народ, так и образованные классы в огромном большинстве своем не только не признавали пользы обучения глухонемых, но даже не считали это за серьезный общественный вопрос: не думали и не говорили об этом» [3, с. 186—187]. Пытаясь сохранить училище, его администрация, а в этой роли после смерти основателя выступали члены семьи Гурцова, согла- силась открыть учебные места для приходящих учеников (1882), по и эта мера не спасла училище от закрытия. Численность учащихся достигла 30 человек, а школьный бюджет продолжал оскудевать, теперь субсидии Одесского городского общественного управления стабильно составляли 2100 р. (для сравнения: Петербургскому училищу в такую сумму обходилось годичное содержание трех воспитанников). Без моральной и финансовой поддержки ВУИМ и региональных властей училище было обречено, а потому вполне закономерным представляется его закрытие в 1896 г. Об этом событии М. В. Богданов-Березовский написал с грустной иронией: «Тихо, без шума окончил свои земные дни единственный рассадник просвещения глухонемых всего юга России на 53-м году своего существования» [3, с. 189]. С утратой руководством учебного заведения высоких покровителей события стали развиваться традиционным для России образом. ВУИМ и генерал-губернатор потеряли интерес к училищу, и тотчас начало сокращаться финансирование из местных источников. Городская дума более не видела смысла в существовании школы для инвалидов, а одесситы массового интереса к обучению глухих не проявляли. Определяя условия, благодаря которым росла сеть специальных учебных заведений в странах — лидерах специального образования, мы проследили ряд возможных сценариев развития событий. Так, в Англии основными причинами стали: расширение гражданских прав населения и последствия промышленной революции, открытие народных школ, бурный расцвет филантропии, в Германии — военно-политические устремления государства, принявшего закон о введении всеобщего начального обучения в совокупности с ценностями протестантизма, исповедуемого населением страны. Во Франции двигателем событий первоначально оказалось совпадение интересов просвещенного монарха и педагогов-подвижников, а затем Великая французская революция и обретение массой населения гражданских прав и свобод. Реставрация же абсолютизма затормозила строительство сети специальных школ, а затем привела к ее свертыванию. В Дании, Норвегии, Швеции эта сеть ширилась в соответствии с ценностными установками протестантизма (лютеранства) и развитием гражданского права. Подобных условий не было в крепостнической России, где все зависело от воли самодержца, а православная церковь понимала благотворительность как милость к страждущим. Здесь все началось с личной инициативы императрицы Марии Федоровны, одобренной ее сыном — государем Александром I. Последующий ход событий определялся политической конъюнктурой и благорасположенностью монарха к просителю, заинтересованному в открытии конкретного заведения. В тогдашней России немногие оказались готовы признать за глухими право на школьное обучение, среди них Мария Федоровна и некоторые члены царской семьи, незначительная часть дворянства, но крови или образованию связанная с европейской культурой, подданные из западных территорий да группа горожан из имеющей особый экономически-правовой статус Одессы.
гг*йл&, 1 !., ■
Сдерживало развитие сети специальных школ в России не столько безденежье или, как часто подчеркивают отечественные исследователи, противодействие официальных властей, но прежде всего отсутствие какой бы то ни было заинтересованности общества в организации обучения детей-инвалидов. «Низы» («народ», «почва») испытывали неприятие идеи специального образования, а подавляющая часть «верхов» («цивилизации») — равнодушие к делу обучения глухих. Нужны были исключительные события, вследствие которых российское общество изменило бы свое отношение к инвалидам, делу их призрения и образования. Такими событиями стали Отечественная 1812 г. и Крымская (1853—1856) войны, повлекшие за собой политические реформы и вызвавшие в стране всплеск частной деятельной благотворительности. дят к развитию филантропии няет свое отношение Исключительную роль в деле развития общественного призрения сыграла Отечественная война 1812 г. Она разбудила в русском народе невиданное патриотическое воодушевление, а «по минование опасности [потребовала] крайнего напряжения всех нравственных и материальных сил общества для облегчения страданий и участи потерпевших от войны» [11, с. 103]. Первый шаг делают российские аристократки: не дожидаясь царского указа, они объединяют усилия в целях «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим». 12 ноября 1812 г. — это день основания «Петербургского патриотического общества дам» и точка отсчета успешных гражданских инициатив в России. Да, почин исходил от представительниц высшего света (председателем общества избрали княгиню В. А. Репнину1, в совет вошла императрица), но то было движение души группы сплотившихся подданных, а не вымученная реакция на прихоть самодержца. Александр I не просто одобрил порыв, но назначил 50 000 р. ежегодно, «доколе общество существовать будет». Императрица Елизавета Алексеевна и императрица-мать Мария Федоровна определили каждая от себя по 3000 р., а сестра государя — великая княжна Елена Павловна «по 5000 р. в год, пока общество будет преимущественно вспомоществовать разоренным от неприятеля». При повышенном внимании царской семьи к делам дамского общества не удивляет его дальнейшая судьба: «Первым действием совета было обращение в разные места империи с просьбой о со- 1 Репнина (Разумовская) Варвара Алексеевна (1776—1864) — княгиня, дочь министра народного просвещения графа А. К. Разумовского. действии обществу и вступлении в число его членов. Губернаторы разослали городничим и городским головам циркуляры об открытии подписки в пользу общества. В числе поступивших на это приглашение отзывов получилось: из Рязани, от княгини Волконской, извещавшей, что в этом городе с 15 ноября 1812 г., то есть лишь тремя днями позже петербургского, организовалось женское патриотическое общество» [11, с. 104]. Война 1812 г. сплотила соотечественников, победа же над французами способствовала подъему национального самосознания, что, в частности, проявилось всплеском деятельного милосердия в адрес искалеченных ветеранов. В силу исключительных обстоятельств государство (в лице самодержца и членов его семьи) благосклонно одобрило и поддержало неправительственную инициативу, что на Руси случалось нечасто. Общественные инициативы милосердия объединялись вокруг благотворительной газеты «Русский инвалид», созданной П. Пезаровиусом. Павел Пезаровиус (Пауль Вильгельм Помиан-Пезаровиус, 1776—1847) родился в Лифляндии в семье лютеранского пастора. Окончив Йенский университет и защитив диссертацию по философии, он начинает службу (1803) в должности секретаря иностранной переписки в канцелярии графа Н. Н. Новосильцева1, человека, входившего в близкий круг императора Александра I. Карьера молодого чиновника складывается достаточно успешно: помощник редактора в Комиссии по составлению законов (1804), советник государственной Юстиц-коллегии (1808). В 1812 г. Пезаровиус получает чин коллежского советника и награждается за усердную и ревностную службу орденом Святого Владимира. Мечта Пезаровиуса принять участие в защите отечества и сражаться в рядах русской армии во время войны с Наполеоном (1812) не могла осуществиться по слабости здоровья. Не имея возможности проявить себя на поле брани, Павел Павлович задался целью разбудить общественный интерес к тем, кто защищал родину с оружием в руках и потерял здоровье. «Душою моею, — писал П. Пезаровиус, — овладело желание указать всем и каждому на то, какой благодарности заслуживали от нас наши защитники-герои за свое мужество, увенчавшееся освобождением отечества». Воспитанный в культуре протестантизма выпускник европейского университета нашел вполне естественный для первой половины XIX в. способ — решил издавать газету, которая бы не только информировала соотечественников о проблемах ветеранов войны, но и могла бы организовать сбор денег им в помощь. Нетрудно найти совпадения в судьбах двух уникальных чиновников—россиянина Пезаровиуса и француза Гаюи. Им обоим «В первые годы царствования императора Александра I [Новосильцев] был облечен особым доверием, состоял членом «Негласного комитета», объединявшего наиболее близких людей молодого императора. На Новосильцева было возложено рассмотрение проектов в области земледелия, торговли, ремесел, искусств и художеств; он был автором идеи реформирования коллегий и министерств. С февраля 1803 г. по апрель 1810 г. президент Петербургской академии наук» [30, т. 2, с. 141].
ШМШ'^а^ЛКММШЗШШШЛшш страстно хотелось творить добро, помогать тем, кто оказался в беде, не случайно оба оставили след в истории филантропии: один как зачинатель специального обучения детей-инвалидов, другой как основатель благотворительной газеты о проблемах инвалидов. Тираж сигнального выпуска газеты поразительно мал — всего 12 экземпляров, но список получателей, составленный редактором, уникален — это члены царской семьи. Вдовствующая императрица-мать Мария Федоровна, государыня Елизавета Алексеевна, великие князья и княжны оказались читателями человеколюбивыми и пожертвовали весьма крупные по тем временам суммы. Пезаро-виус избрал идеальный способ воздействия, пример монаршей семьи не мог не воодушевить аристократов, но редактор также понимал, что акты разовой милости вряд ли решат дело, требовалось максимально расширить круг жертвователей. Обеспечив стартовый капитал, редактор увеличил тираж, но предстояло отыскать и заинтересовать покупателей. Пезаровиус находит блестящее решение — воспользовавшись дружбой с цензором Петербургского почтамта И. П. Оденталем, он обретет возможность первым получать иностранные новости и тотчас публиковать их. Газетное приложение, сообщающее о событиях на военном театре, пошло нарасхват. Продавцами газеты разумный европеец сделал солдатских детей, решив тем самым две задачи: и покупатели становились щедрее, и солдатские сироты получили заработок па пропитание. Пезаровиусу удалось максимально использовать сложившуюся историческую ситуацию, его газета вызвала масштабный благотворительный отклик в сердцах грамотных россиян. «Деньги присылались подписчиками, желавшими помочь израненным воинам, актеры устраивали спектакли в пользу инвалидного капитала <...>. С 1814 г. газета стала выходить два раза в неделю, а затем стала ежедневным изданием. Во всех зажиточных семьях каждое семейное событие побуждало участников отложить определенные суммы для пересылки в инвалидный капитал. <...> К концу 1814 г. инвалидный капитал, лежавший в ломбарде, достиг 300 000 р., редактор присоединил к нему от себя 20 000 р., оставшихся от издания газеты. Частная инициатива маленького, до той поры неизвестного чиновника, имевшего настоящее русское сердце и иностранную фамилию, его манера вручать деньги инвалидам от имени правительства указали правительству на необходимость взять дело в свои руки, и 18 августа 1814 г. был учрежден особый комитет, впоследствии названный Александровским комитетом о раненых. Самодержец высоко оценил заслуги филантропа-подвижника, указом 1815 г. П. П. Пезаровиус награждается орденом Св. Анны и назначается управляющим канцелярии Комитета о раненых. 24 февраля 1816 г. император Александр I утверждает право нижних воинских чинов на получение пенсий от Комитета о раненых. Этот указ положил начало пенсионному обеспечению нижних воинских чинов в России» [28]. По прошествии полувека от момента выхода в свет первого номера «Русского инвалида», в тяжелую для страны годину Русско-турецкой войны (1877—1878) императорским указом создается
Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов. Безусловно, в принятом решении без труда угадывается отзвук деяний филантропа западного толка П. Пезаровиуса, но рождается оно в результате перемен, произошедших в общественном сознании. Император не счел возможным не откликнуться на гражданскую благотворительную инициативу. Первый всплеск народно-патриотического движения явился ответом на нападение наполеоновских войск, второй — реакцией на события русско-турецкой кампании. Рождение Попечительства подспудно готовилось без малого триста лет, именно столько времени потребовалось государству на переосмысление своей ответственности за рядовых защитников отечества. Первым шагом на пути к созданию государственного органа, взявшего на себя организацию помощи инвалидам войны и их близким, можно считать подписание царского регламента о выкупе пленных (1551). Итак, одним из важных итогов Отечественной войны 1812 г. стали положительные перемены в отношении государства и общества к военным инвалидам, другим — знакомство российской глубинки со столичными образовательными моделями. Дело в том, что на время боевых действий московские женские учебные заведения ВУИМ эвакуируются в Казань (1812)1. В очередной раз стечение обстоятельств, формально не связанных с вопросом обучения детей-инвалидов, сыграло в его решении важную роль. Непосредственное знакомство провинциального дворянства со столичной образовательной моделью впоследствии обусловит открытие в городе собственного женского училища (1841). Другим важным шагом станет открытие Казанского университета (1814). В конце XIX в. Казань по праву войдет в число российских городов — лидеров организации не только общего, но и специального обучения. В 1885 г. здесь появится училище для слепых, в 1886 г. — школа для глухих. Эвакуация столичного женского учебного заведения в Казань — случайность, но последовавшее за ней открытие в губернском центре гимназии, женского училища, университета, благотворительных приютов2 и частных специальных школ —
1 Александр I в 1805 г. утвердил подготовленный Марией Федоровной 2 В 1893 г. в составе Казанского попечительского комитета о бедных по закономерность, поскольку к концу XIX в. в Казани сложились все необходимые предпосылки для организации специального обучения детей-инвалидов. Окончание войны не прервало новое для России благотворительное движение. Так, в Симбирске под председательством В. Ивашовой возникает женское общество христианского милосердия (1818), чьими стараниями вскоре открывается женское учебное заведение Дом трудолюбия1. Богатая казанская помещица, вдова полковника М. Н. Родионова, жертвует ВУИМ имение и немалую сумму денег на обустройство в Казани Института благородных девиц (1828). Высочайшее повеление об его открытии будет подписано в тот же год, но судебная тяжба с наследниками Родионовой продлится до 1841 г. Кстати, замысел Родионовой всячески поддерживал знаменитый казанский губернский прокурор Г.И.Солнцев* [11]. Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., массовое знакомство участников военных походов с европейским укладом жизни обусловили желание россиян помогать не только искалеченным в сражениях, но и иным людям, нуждающимся в социальной заботе и защите. Волна филантропии, питаемая исконным состраданием к страждущим и убогим, обретала формы деятельной светской благотворительности, ширились ряды высокопоставленных жертвователей3. Правда, пока движение только набирало силу, а потому всецело зависело от благорасположения императора4. Смена политиче- 1 Дом трудолюбия — закрытое женское учебное заведение «для воспита 2 Солнцев Гавриил Ильич (1786—1866) — ректор Казанского университе 3 К 30-м гг. XIX в. организация благотворительных обществ стала своего ро 4 «Предложения частных людей об устроении благотворительных заведе СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ ского курса в годы правления Николая I сказалась на благотворительной активности «верхов». Ограничение свобод и борьба с инакомыслием привели к усилению государственного контроля над деятельностью частных учебных и благотворительных заведений. В 1834 г. вводится запрет на открытие частных пансионов, выходит Положение о домашних наставниках и учителях. Стремясь все взять под свой контроль, Министерство народного просвещения издает строгое предписание: «где бы [воспитание] совершаемо не было, в общественном ли заведении или под родительским кровом <...> стремится к единому началу, равно составляет неразрывное целое, одно великое государственное дело, близкое к сердцу всех, важное в глазах правительства»1. Отношение к благотворительным действиям определялось по той же формуле. Власть признавала филантропию «делом, близким к сердцу всех» при условии ее «важности в глазах правительства». ормы Александр II благотворительное движение набира си
Новый импульс благотворительности и строительству сети специальных школ придают политические реформы2 Александра II. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов городского самоуправления (Городских дум) меняют уклад российской жизни. Судебная реформа (1864) вводит равенство всех перед законом. Земства и Городские думы обретают некоторую независимость от верховной власти, в частности получают право открывать лечебные, учебные и богоугодные заведения. С введением земских учреждений (1864) Приказы общественного призрения упраздняются в 34 губерниях, отныне это миссия земств. Отменяется архаичный стеснительный порядок открытия благотворительных обществ и заведений исключительно «с Высочайшего соизволения» (1862). Контроль и координация частных инициатив в сфере благотворительности и призрения передается Министерству внутренних дел. Согласно Городовому положению (1870), контроль общественного призрения осуществляют муниципальные органы. Правда, законодательные новации не сразу привели к ощутимым переменам на практике. «Из-за улаживания вопросов юридического и хозяйственного характера муниципализация сферы помощи бедным растянулась в разных регионах на 20—30 лет. Этот процесс происходил одновременно с развитием городского общественного самоуправления, укреплением его самостоятельности. Так, заведения Москов- 1 Отчет Министерства народного просвещения, 1834 г. 2 «Выдающимися «великими реформами» Александра являлись земская, ского приказа общественного призрения только в середине 1880-х гг. перешли под муниципальную юрисдикцию, причем городская управа поставила условие, чтобы учреждения были переданы городу со всем движимым и недвижимым имуществами на основании полного права собственности, а специальные капиталы на тех условиях, на которых они пожертвованы» [29, с. 155]. Потепление политического климата со временем положительно скажется на изменении отношения образованных россиян к детям с недостатками физического и умственного развития. К концу XIX в. в стране сложились все необходимые предпосылки. Благочестивое исконное отношение русского человека к нищим, юродивым, калекам обогатилось накопленным со времен Екатерины Великой опытом светского призрения, расширился сословный состав благотворителей. Ряды филантропов-вельмож пополняются купечеством, зажиточными горожанами, преуспевающими разночинцами. В губернских центрах ширится круг образованных людей, обладающих знаниями в области медицины, педагогики, права, философии. И наконец, самое главное — россияне обрели относительную свободу гражданской инициативы и предпринимательства. Вот почему деятельная благотворительность становится все более активным движением в России. В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инвалидам войны, а впоследствии распространяются и на детей-инвалидов. Известная нам из истории Европы цепочка событий воспроизводится в отечестве по тем же канонам. Вначале официальная забота адресуется искалеченным (ослепшим) воинам, за этим следует организация опеки увечных воинов, что втягивает в сферу благотворительности взрослых инвалидов (например, людей, утративших зрение по болезни), и, наконец, филантропы включают в сферу своей ответственности детей-инвалидов (в нашем случае слепых детей). К концу XIX столетия западная история государственной и частной благотворительности насчитывала уже шесть веков, на протяжении которых в процессе длительного эволюционного развития сформировались как минимум две отличные друг от друга модели социальной опеки — католическая и протестантская. Россия, перенявшая по воле Петра I и Екатерины II протестантскую модель благотворительности, за полтора столетия сумела ее адаптировать и освоить. В 80-е гг. XIX в. Российская империя могла в этой сфере успешно соперничать со многими европейскими странами. В благотворительное движение теперь были вовлечены многочисленные представители «цивилизации» — царская фамилия, аристократия, дворянство, отдельные представители купечества, образованные горожане. «Почва» же неизменно следовала православной народной традиции, считая милостыню наивысшим благодеянием. И вновь драматические военные события повлекли за собой рост общественного внимания к инвалидам. Печальным последствием Русско-турецкой войны (1877—1878) оказалось огромное число военных инвалидов. Созданное правительством незадолго
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. Фрагмент до Крымской кампании Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов, столкнувшись с многочисленными просьбами нижних чинов, потерявших зрение, о помощи, экстренно принимает ряд мер. Прежде всего Попечительство устраивает два небольших убежища (на 10—15 человек) в Санкт-Петербурге и Киеве, а также направляет лечебный «глазной отряд» в южные и I центральные губернии для оказания медицинской помощи и сбора статистики. Полученные в результате экспедиций 1879—1880гг. статистические данные о численности инвалидов по зрению и их бедственном положении ошеломили не только специалистов-медиков, но и власть, и просвещенное общество в целом. Для всех вдруг стало очевидным, что число незрячих в империи огромно, а ослепшие воины лишь малая их толика. Пришлось признать, что Россия не обладает системой помощи незрячим, в то время как
■ ■..........:: ■. у.:.'..:. / .;:.:!!.■,-:.■ )Й-
она давно сложилась в большинстве западноевропейских стран. Если в начале века столичные чиновники искренне убеждали Гаюи в том, что в Петербурге слепых нет, то по прошествии семидесяти пяти лет подобное заявление россияне сочли бы нелепым. Французский тифлопедагог в одиночку попытался разбудить петербургское общество и потерпел фиаско, в конце же XIX столетия петербуржцы задумались о судьбах незрячих и предприняли шаги, дабы коренным образом изменить положение. По инициативе теперь уже немалой группы заинтересованных лиц рождается Попечительство о слепых Ведомства учреждений императрицы Марии (1881). Одним из важных направлений деятельность Попечительства В У ИМ станет организация обучения незрячих, благодаря чему в России появится официальная инстанция, заинтересованная в создании сети специальных учебных заведений для слепых. Итак, в конце XIX в. отношение образованной и зажиточной части российского общества к инвалидам кардинально меняется, ширится круг сторонников обучения детей с нарушениями слуха и зрения, организации для них специальных школ. Соотечественники престают относиться к опытным императорским училищам с недоумением. Просвещенная часть общества с одобрением воспринимает инициативы педагогов-энтузиастов, стараясь по мере сил поддерживать их. Специальная школа — детище филантропии, успех школьного строительства в Российской империи напрямую связан с активностью граждан в сфере деятельной благотворительности. К концу XIX в. в России сложилась гибкая, дифференцированная и эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто становилась примером (если не укором) индустриальным странам Европы. Система «учреждений, на особых основаниях управляемых» постоянно совершенствовалась (см. схему 1). Ведомство учреждений императрицы Марии (с 1854 г. «Ведомство учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредственным Их Императорских Величеств покровительством») имело сложную структуру управления. Служба в учреждениях ВУИМ приравнивалась к государственной, в силу чего сотрудники ВУИМ имели те же льготы и привилегии, что и государственные чиновники. Для жертвователей правительство предусмотрело гражданские привилегии вплоть до присвоения дворянского звания — как личного, так и потомственного1. Общественные функционеры Российское дворянство делилось на родовое и служилое. Дворянский титул наследовался (передавался по роду), также его можно было получить за личные заслуги (дворянство заслуженное). В XIX в. дворянство по званию могло обретаться при получении статуса «именитый гражданин», «почетный опекун». Такой статус присваивался, в частности, за «деятельность на ниве благотворительных деяний», например за пожертвования в пользу бедных, чем широко пользовалась нарождающаяся российская буржуазии. В органы общественного управления учреждений призрения снизу доверху — от столиц до уездов — входили граждане, отличившиеся «своими трудами или пожертвованиями».
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ Императорского человеколюбивого общества (ИЧО) также обладали широкими правами и преимуществами. Вступив на престол, Александр II «за выдающуюся энергию и безвозмездный труд» удостоил «высочайшей благодарности, благоволения и наград» ряд деятелей и жертвователей ИЧО, одним были дарованы ранги и права государственных служащих, других наградили особыми знаками. Эти знаки, имевшие статус государственной награды, наделяли их обладателя определенными льготами. И как только государство начинает высоко ценить и поощрять деятельную благотворительность, заниматься ею становится не только почетно, но и выгодно. Отныне во всех губерниях исправно действуют попечительные комитеты, различные благотворительные заведения ИЧО, в том числе приюты для воспитания и обучения сирот и детей бедных родителей. Схема 1 «Учреждения, на особых основаниях управляемые» Попечительство при православных церквях (основано в XV в.) Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ) (основано в 1796 г.) Императорское человеколюбивое общество (основано в 1802 г.) Государственно-общественное призрение *-. Российское общество Красного Креста (основано в 1868 г.) Попечительство о народной трезвости (основано в 1894 г.) Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (основано в 1895 г.)
Филантропическое движение в России набирало силу. Так, только под эгидой ИЧО к 1902 г. (по прошествии столетия со времени его основания Александром I) «трудами или пожертвованиями» в деле благотворительности станет участвовать около 6500 человек. Под знаменами армии филантропов объединились члены Совета, попечители, члены комитетов и правлений, почетные и действительные члены, благотворители и соревнователи, воспитатели, преподаватели, врачи, фельдшеры и акушерки. В 1902 г. 2000 рос- ■Ф\4::;:;'^"-К *^1Ь^.;;Г >'%*»&Ш сиян пожертвовали только на добрые дела ИЧО почти 670 000 р. Добавим, к 1902 г. среди 225 благотворительных заведений ИЧО 65 являлись учебно-воспитательными, в них призревалось примерно 7000 сирот и детей бедных родителей. Быт в благотворительных заведениях, подчеркнем это особо, не стоит рисовать нищенским. Всех опекаемых сытно кормили, прилично одевали, им предоставлялось соответствующее эпохе медицинское обслуживание, а воспитанницы сиротских домов по выходе замуж экипировались приданым по «мещанской норме». Наш современник, судящий о жизни богоугодных заведений по ночлежке из горьковской пьесы «На дне», глубоко заблуждается об истинном положении дел в сфере государственно-общественного призрения начала XX в. На тот момент российская система социальной опеки структурно мало чем отличалась от европейской (см. схему 2). (по состоянию на начало XX в.) Схема 2
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |