КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Османская империя 1 страница
Ф У® Васа Куопио V, 0 Архангельск
°А6а«
СТОКГОЛЬМ 'Р^ДЛ'! Выборг л, Гельсингфорс0 ° ~^, У/~
Вологда /'©Новгород .«11 °Тар.ту.,<
Митава^Рига г'~^ Пско?Г ^ _,,' Ярославль/о Кострома "ч-|^""* Ч г\ ;- Тверь -'"V /•-, ',\, <
|# Владимирову МОСКВА [Ч~'Ч.-/ Новгород
/*^лоцк^^^' |аршачва^|§|^\-'
1 ЦАРСТВО\,
% Л<В!жжое ];-: .-•' Радом' °,!
оЧернигов4?-' "0 *ч Житомир о ДШ-о < X АВСТРИЙСКАЯ КамонеЦ- „ Полтава ч-.Л&о
0-ПодольЬкии %5^ ° '-ларьков '\_
,К|риН§в.,~ ^° "'/Екатериносдав-
Херебн
тй-^ Одесса ",.(к России до 1856 г. Симферополь
ф? (Ч1БУХАРЕСТ®
лц Первые учреждения для глухих УР в России. Номер соответствует таблице 2
о Населенные пункты, где были открыты учреждения для глухих Граница Российской империи в 1861 г. "ИГ Развитие сети учреждений для глухих (1806—1870)
м*
Из семнадцати попыток открыть специальные школы вслед за столичным училищем тринадцать пришлись на западные провинции империи. В течение шестидесяти лет с момента открытия опытного учебного заведения для глухих детей большинство подобных ему возникло в тех территориях Российской империи, где сильна была духовная связь с западным христианством и европейской культурой. На вновь обретенных Россией землях —в Лифляндии, Курляндии, I (арстве Польском, Великом княжестве Финляндском — специальные школы открывались по инициативе католических и протестантских священников, евангелических лютеранских общин. Обучение там велось на немецком, польском, финском, эстонском и шведском языках. Учебные заведения западных провинций скорее являлись географически удаленными от метрополии «филиалами западноевропейской школы», нежели российскими школами. История возникновения и распространения специального обучения па территории Лифляндии вершилась по уже известным нам общеевропейским канонам — сначала как практика индивидуального обучения глухонемых детей, затем через попытки немногочисленных (не контактирующих друг с другом) энтузиастов создавать небольшие частные школы и, наконец, как совместное действие местной столичной аристократии, Церкви и официальных властей. Вместе с тем политические и социально-культурные условия, в которых зарождались национальные системы специального образования стран Восточной Балтии (ныне Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии), несколько отличались от тех, в которых формировалась западноевропейская специальная школа, поскольку эти страны не обладали в ключевой момент суверенитетом. I [аселение Лифляндии на протяжении долгих столетий делилось на правящую элиту, состоящую исключительно из иностранцев (немцев, поляков, шведов), и местных жителей — латышей-простолюдинов. По понятным причинам ни те ни другие не задумывались об организации обучения детей с нарушением слуха и речи, впрочем, и экономика разграбленной страны не позволяла это сделать. Не могла прийти помощь и со стороны христианской церкви. Несмотря на насаждаемое Тевтонским, а затем Ливонским орденом католичество, население Риги и Видземе хранило верность языческим традициям. Для коренных жителей церковная служба, которая проходила на латыни, оставалась малопонятной, и неудивительно, что население Ливонии легко приняло протестантизм. Вне пределов Германии Рига оказалась первым городом, где лютеранство получает широкое распространение. Лютеранская церковь перевела богослужение на родной язык местных жителей, для чего па латышский переводятся церковные песнопения и религиозная литература. Активность протестантских миссионеров способствовала как созданию латышской письменности, так и распространению грамоты среди простонародья. Первые латышские лютеранские приходы возникли в Риге. Польско-литовское владычество знаменуется стремительными католическими контрреформами в Риге и Видземе, а в XVIII столетии Лифляндия оказывается частью империи, где официальной религией являлось православие.
Перейдя в XVII в. под Российскую корону, Лифляндия, казалось бы, должна была полностью выпасть из социально-культурного контекста жизни германского протестантского общества. Де-юре Лифляндии надлежало воспроизводить петербургский опыт обучения глухих и слепых детей, де-факто этого не случилось, поскольку в сфере общественной (не политической) жизни привилегированному населению Балтии была предоставлена значительная свобода, благодаря чему удалось сохранить максимальную независимость. Не принимая православную традицию отношения к убогим и российский опыт в сфере практической сурдопедагогики, остзейское дворянство и евангелические общины Лифляндии (братство гернгутеров1) следуют немецкой традиции. Учебные заведения для глухих, открываемые в землях, населенных латышами и эстонцами, долгое время оставляли за своими стенами детей, принадлежавших к титульной нации. Изначально эти учебные заведения создавались для немецких глухих детей и воспроизводили немецкую традицию. Характеризуя специальную школу Лифляндии образца XIX столетия, было бы неверно именовать ее «русской», «латышской» или «эстонской» моделью, поскольку она в прямом смысле слова «немецкая». Западная губерния долгое время обходилась двумя учебными заведениями для глухонемых: одно располагалось непосредственно в губернской столице — Риге, другое — в ее предместье Кирх-гольм. С 1809 по 1870 г. граждане Риги четырежды предпринимали попытки открыть специальную школу. Согласно архивным данным, индивидуальное обучение глухонемых детей из состоятельных остзейских семей получает распространение на территории Лифляндии еще в конце XV в. Однако последовавшая череда войн и тотального разорения, длившаяся в землях Восточной Балтии около двух столетий, не способствовала делу обучения инвалидов. Не могло стремительно возродиться индивидуальное обучение и после вхождения балтийских земель в состав России (1721). 11ройдет 90 лет, прежде чем пастор Карл Якоби на личные средства попытается открыть частную школу для глухонемых (1809). К сожалению, его детище не проживет и года. Через двадцать лет столь же неудачный эксперимент осуществляет глухой подвижник по фамилии Зенс [Зепкз], вероятно получивший обучение либо на дому, либо в одной из школ Пруссии. И это учебное заведение просуществует недолго (1832—1833), поскольку материально независимые немецкие родители из круга дворянства, купечества или 1 Гернгутеры — протестантская секта последователей чешских братьев. Из саксонского города Гернгут (НеггпЬиг) учение проникло в Латвию (1729). Проповеди трудолюбия, бережливости, послушания, демократизм (все члены общин назывались братьями и выбирали из своей среды старост) были близки идеалам латышского и эстонского крестьянства, искавшего в гернгутерстве опору в противостоянии немецким помещикам и католическим пасторам. 11аибольшего размаха движение достигло в первой половине XIX столетия. В 1828 г. в Прибалтике насчитывалось около 40 000 гернгутеров. 1 1 Малофеев. Ч. 1 крупного чиновничества не нуждались в услугах частных школ, коренному населению обучение глухих не представлялось важным, а метрополия не озаботилась социальными реформами в территориях Балтии. Результативной оказалась третья попытка (1840). Почему именно ей выпал счастливый жребий? Почему рижские бюргеры, не удостоившие вниманием сурдопедагогические эксперименты начала XIX в., по прошествии тридцати лет сами инициируют создание школы для глухих в главном городе Лифляндии? Что изменилось за время жизни одного поколения? Официальная политика Российской империи оставалась прежней, не случилось в регионе и экономического подъема, способного привести в движение частную благотворительность, традиционное отношение коренного крестьянского населения к глухим также не могло поменяться столь стремительно. В чем причина счастливого рождения рижской школы для глухих детей, действующей, кстати, по сей день? Потенциальный заказчик особых образовательных услуг в западных губерниях имелся, то были состоятельные бюргерские семьи, в которых росли глухие дети. Какое-то время родители могли посылать своих отпрысков на обучение в сопредельные немецкие земли, однако в условиях неприязненного отношения российского правительства к подобным контактам делать это становилось все труднее. Возникла потребность иметь нужное учебное заведение в границах Лифляндии. Желание родителей, безусловно, разделяли и поощряли и лютеранские пасторы, и католические священники, которые, как мы знаем, считали обучение глухих грамоте возможным и полезным. Кроме того, немецкое дворянство и бюргерство старалось сохранить свою культуру, а потому охотно поддерживало в Восточной Прибалтике инициативы в сфере образования1 и благотворительности, созвучные тем, что осуществлялись в фатерлянде. Создание школы для глухих в Риге (1840) стало возможным благодаря совпадению интересов разных привилегированных групп образованного населения Лифляндской губернии, и прежде всего вмешательству влиятельных политических сил. На этот раз за спиной частного лица стояло некое «Литературно-практическое общество граждан», одним из устремлений которого являлось распространение культуры немецкого протестантизма в Лифляндии, Курляндии и Эстляндии. Члены «Литературного общества», прогерманского по своей сути, не могли не знать о сурдопедагогических успехах в сопредельной Пруссии и иных немецких землях. Школьное обучение и катехизация глухонемых детей соответствовали базовым целям объединения лифляндских немцев, вот почему идею открытия училища для глухих поддержало ранее индиффе- В первой трети XIX в. ряд немецких земель принимает закон об обязательном начальном обучении: Бавария (1802), Саксония (1805), Пруссия (1819), Гессен (1827), Баден (1834). К середине XX в. Германия обладает сетью частных и городских учебных заведений для глухих. В 1852 г. их общее количество достигает 25, число учеников превышает тысячу человек. рентное остзейское дворянство. Полагаем, не без участия влиятельных россиян немецкого происхождения1 удалось добиться согласия Министерства народного просвещения2 на открытие в Риге учебного заведения прозападной ориентации. Финансовые проблемы специальной школы оказались решаемыми, нашелся филантроп, страстно желающий сохранить протестантские ценности и пожертвовавший начальный капитал на приобретение помещения и обустройство училища. Закономерно, что педагога в рижскую школу приглашают из «мекки немецкой сурдопедагогики» — прусского юрода Вессенфельде. История не сохранила подробностей жизни первого учителя, но того, что мы знаем, достаточно, дабы оценить его профессиональный уровень: Ф. Арнольд прошел подготовку у ярого сторонника идей Песталоцци и Дистервега, харизматического реформатора немецкой сурдопедагогики Фридриха Гилля, считавшего целью обучения и глухих, и слышащих воспитание их нравственными и трудолюбивыми гражданами. Итак, третья попытка открытия школы для глухих на территории Лифляндии в Риге в 1840 г. оказалась успешной потому, что совпали интересы разных привилегированных групп населения. Но тем же причинам возник и лечебно-педагогический частный институт для слабоумных детей и идиотов Фридриха Платца (открыт до 1847 г.)3. Выпускник Кенигсбергского университета доктор Платц перебрался в Ригу из Восточной Пруссии. Заметим, рабочим языком персонала был немецкий, в 1878 г. в приюте появятся две группы русских детей, что же касается латышей, то за все время существования пансиона, а он закроется в начале 11ервой мировой войны, в него попадут только два ребенка из латышских семей! 1 Деятельность Министерства народного просвещения 1830—1840-х гг. 2 С 1833 г. в России вводится ограничение на организацию частных пан По мнению X. С. Замского, «первое в России учреждение для умственно отсталых было открыто в 1854 г. в Риге доктором Фридрихом Пляцом» [42, с. 217]. М.В.Богданов-Березовский, упоминая о Ф. Платце, называет иные даты: «В более цветущем виде застаем мы школу за время 1847—1864 гг., когда во главе дела стал энергичный и талантливый педагог 1'1л1/. Это был директор частного института для слабоумных детей и идиотов» [3, с. 174]. Допускаем, что упомянутое заведение для умственно отсталых организовано доктором Платцем ранее 1847 г. В 1847 г., когда рижская школа осталась без учителя, доктору Платцу поручили ее курирование (руководство и преподавание). Изначально далекий от сурдопедагогики и не предполагавший бросать ранее начатое дело, Платц объединил глухонемых с пятнадцатью умственно отсталыми детьми в одном учреждении, помещавшемся в его собственном доме. Испытывая недостаток в профессиональных знаниях, носитель западной культуры, вчерашний кенигсбер-жец, не обратился в российское (петербургское) училище, а прошел соответствующую подготовку в Пруссии и впоследствии успешно руководил объединенной школой (1847—1864), которая, по словам М. В. Богданова-Березовского, имела в ту пору «цветущий вид». В 1870 г. Курляндия и Лифляндия получают высочайшее дозволение открыть два училища — одно в Елгаве (Курземе), другое в Вольмаре (Видземе). Решающую роль в судьбе последнего сыграла владелица поместья графиня Эмма Меллин, которая из газеты (!) узнала о том, что в губернии проживает не менее 700 детей и подростков, лишенных слуха и речи. Факт публикации подобной информации наводит на мысль о том, что необходимая статистика в данном регионе Российской империи, во-первых, собиралась, во-вторых, своевременно предоставлялась широкому кругу местных жителей, в-третьих, находила отклик в сердцах читателей. В 1870 г. Меллин решает помочь глухим детям родного уезда, находит для этого средства и обращается за поддержкой к попечителю Рижской школы пастору Мольтрехту1. Следуя западным правилам, провинциальный проект начали с организации кураторства (попечительства) будущего учебного заведения [471. Вошли в него люди известные и влиятельные — вице-губернатор Лифляндии Икскуль фон Гильденбандт2, генерал-суперинтендант3; мэр и судья города^ Вольмар, пасторы Мольтрехт и Нейланд4, а также учитель Шведе5. Последнему учредители предложили совместить функционал сурдопедагога и руководителя создаваемого училища. В распоряжение новоиспеченному попечительству графиня Меллин передает 30 000 р., рекомендуя впоследствии тратить банковский процент от их хранения на содержание необычного заведения. Со своей стороны, оба пастора предполагают пополнять школьный бюджет целевыми отчислениями от денег, собираемых приходами. Ратуша же планирует выде- 1 Мольтрехт (МокгесЬг) Карл (1860—1887) — пастор, попечитель школ 2 Икскуль Александр Александрович (Александр Карл Абрахам) фон 3 Генерал-суперинтендант — сан старшего лютеранского пастора. 4 Нейланд Йохан (№и1апс1,1оЬагше8) (1840—1870) — пастор, попечитель 5 Шведе Филлип 8уе<1е УШрз (5сплуес1е РЬШр) (1849—1905) — латышский
[ять разовые субсидии из городской казны. Подобная схема нам хорошо знакома по опыту Германии и Скандинавских стран. Что касается выбора учителя, то и здесь реализуется известная ним модель. За плечами молодого Шведе на момент его приглашения и Вольмар семинария, небольшой практический опыт учительства и приходской школе и ознакомительное путешествие по Германии, Австрии и немецкоязычным кантонам Швейцарии (1872). За границей педагог изучал опыт работы городских школ. В 1874 г. Шведе командируют на специальные курсы в Рижское училище глухонемых для овладения азами сурдопедагогической науки. Следующим паном подготовки становится поездка в Германию и Швейцарию (1875), теперь уже на предмет детального ознакомления с работой специальных учебных заведений для глухонемых. По возвращении па родину Шведе получает лестное предложение от попечительства стать сурдопедагогом и руководителем учебного заведения Видземе. 1 [ять лет понадобилось обстоятельным прибалтам, чтобы реализовать официальное разрешение на создание специальной школы, ее дата рождения — 30 июля (по старому стилю) 1875 г.1. Стартовало учебное заведение скромно, всего с одного класса, в который собрали 8 глухих мальчиков. Двумя годами позже набрали еще класс и пригласили второго сурдопедагога (Якоба Фе-дерса). В 1879 г. комплектуется третий класс, а ушедшего Федерса сменяют выпускники Цинзесской семинарии Энкманис2 и Ин-зельберг3. Все они до начала работы в Вольмаре в обязательном порядке знакомились с постановкой дела в Рижской школе глухонемых. Заботясь о квалификации своих коллег, Шведе еженедельно проводит для них открытые эталонные уроки. Со временем и давно работающие, и вновь принимаемые учителя получают возможность стажироваться в Риге, Санкт-Петербурге и, конечно, в Западной Европе. Профессиональную жизнь сурдопедагогов не назовешь легкой: рабочий день начинался с пяти утра и тянулся до позднего вечера, кроме того, через день приходилось дежурить ПО школе, отдавая ей еще и каждое второе воскресенье месяца. Финансовое положение Вольмарской школы, как любого частного заведения, оставалось неустойчивым. Достаточно сказать, что через четверть века после открытия (1900/01 учебный год) его бюджет составлял не более 8000 рублей. На тот момент в четырех классах школы пребывал 41 ученик. Годичное содержание каждого, как нетрудно подсчитать, обходилось в 195 р. Для сравнения: в Варшавском институте слепых и глухих эта сумма составляла в ту пору 323 р., в Московском Арнольдо-Третьяковском училище глухих — 120 р., в Санкт-Петербургском училище ВУИМ — 843 р. Отвлечемся, однако, от материальной стороны дела и вернемся на четверть века назад, к моменту рождения школы глухих в городе Вольмар. ' Центральный архив Латвии. (Р 6637, окр. 1, документ 88). 2 Энкманис (Епкташз,рп8) Янис — сурдопедагог школы в Валмиера (1879-1915). '! Ипзсльберг (1ше1Ъег§з Есплагск) Эдвард — сурдопедагог школы в Вал-миера (1879-1887).
^:...: '".-Д-. ;.: ■.■. ■..".■ .:,,...••«&'
Ч#«*
г,-*е 4^*.ж«нЧ-.«Й/'Й*. -;:;;:;
Инициирует создание школы остзейская дворянка, чувства и устремления которой находят отклик у лютеранской церкви и немецкой администрации края. По разным мотивам проект равно не вызывает интереса ни у верховной российской власти (государя и правительства), ни у местного населения. Согласно архивным данным, и в Риге, и в Вольмаре специальные учебные заведения официально долгое время именовались как немецкие школы глухонемых. Для того чтобы в специальные школы пошли дети из латышских семей, требовалось изменить умонастроение местного населения, что станет возможным в контексте роста национального самосознания прибалтов в конце XIX в., всплеска интереса к национальной культуре, родному языку. Сурдопедагог Шведе оказывается в гуще событий, он способствует созданию в Вольмаре Латышского общества (1882) и почти 20 лет руководит им, организует окружной Праздник песни, инициирует открытие в родном городе театра, музея, библиотеки, Общества сбережений и займов. Вовлеченное в социальную жизнь население начинает материально помогать школе глухих. Той уже не хватает имеющихся помещений, встает вопрос о строительстве специального здания. Графиня Меллин жертвует на его постройку 30 000 р., а городское мещанство передает принадлежащий ему участок земли. Живущие натуральным хозяйством жители окраин Вольмара отдают самое дорогое, что есть у крестьянина, — землю. В 1881 г. здесь проходит последний покос, после чего торжественно закладывается первый камень на месте будущего входа в школьное здание, и всего через год оно открывает двери. С этой поры в училище вместе идут немецкие и латышские дети. В конце XIX в. генерал-суперинтендант Холман предлагает создать Общество обучения глухонемых детей, которое курировало бы все специальные заведения края. Глава лютеранский церкви Лифляндии, как носитель немецкой культуры, полагает полезным максимальную «германизацию» обучения и выступает противником латышских нововведений. Вмешательство губернатора Икскуля фон Гильденбандта, занявшего сторону графини Меллин, которая всецело доверяла Шведе, сохраняет школу такой, какой видел ее сурдопедагог. Но вот уже и пастор Мольтрехт предлагает Шведе сделать выбор между руководством школой и Латышским обществом Вольмара. Подтекст этого предложения состоял в том, что клирики настаивали на введении глухого ребенка, проживающего в Лифляндии, в немецкую культуру, но не в латышскую1. Шведе смиряется, он выбирает место директора и главного сурдопедагога Вольмарской школы, которая переходит под начало Лифляндского общества обучения глухонемых детей. Вплоть до Первой мировой войны глухие латышские дети, под- 1 Об этом пишет местная газета «Диенас Лапа»: «Несмотря на существование этого заведения, надо сделать вывод, что латышским глухонемым, в пользу которых школа была основана и чьим потом и слезами содержится, она непригодна, ибо служит немцам...» (1890. — 19 июля. — № 162.)
....... СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
чанные России, будут учиться в классической немецкой специальной школе! Подобного прецедента Западная Европа не знала, и России же он оказался не только возможным, но и не единичным. Особое место в ряду специальных школ, родившихся на территории Российской империи в первой половине XIX в., занимать Варшавский институт глухонемых и слепых, чья история полна загадок и недомолвок. В отечественной литературе но дефектологии до настоящего времени нет объяснений, почему па территории, доставшейся России в результате поражения I [аполеона, при поддержке Александра I открылась маленькая частная школа для глухонемых, которая вскоре превратилась I! богадельню, но впоследствии возродилась, подобно фениксу, и стала крупнейшим образовательным заведением для глухих и слепых. Осенью 1817 г. ксендз Фальковский1, имевший в прошлом опыт индивидуальной работы с глухими, организовал в польской столице школу для глухих детей. Незадолго до этого события, по условиям Венского конгресса (1815), большая часть герцогства варшавского отошла к России, обретя административный статус I Цфства Польского. Страны связала уния, но которой поляки могли иметь выборный сейм, собственное правительство и армию. Заинтересованный в установлении добрососедских отношений, смягчении присущих Польше антирусских настроений, Александр I первоначально вел себя подчеркнуто либерально. 11еудивительно, что незадолго до своего выступления в сейме, которое состоялось в марте 1818 г., самодержец не только одобрил замысел Фальковского, но и пожаловал на его школу 18 000 р.2 Нлагодаря финансовой помощи российского царя и поддержке юродских властей в 1826 г. учебное заведение обрело новое здание па площади Трех Крестов в центре Варшавы. К 1830 г. в нем обучалось 60 детей (в том числе и девочки). Фальковский, успешно совмещая работу в костеле Св. Александра с преподаванием в школе, находил время на написание научных трактатов по сурдопедагогике3. Из-под его пера вышло несколько работ, посвященных проблеме педагогической помощи глухим, а также практическим вопросам жизнедеятельности руководимого им заведения. Фальковский Якоб Забедеуш (1775—?) —польский ксендз, сурдопедагог. Предположительно в 1802 г. предпринял опыт индивидуального обучения глухого семилетнего мальчика. В 1817 г. открыл частную школу для глухих. М. В. Богданов-Березовский приведет иные данные: Александр I снача-|,| увеличил бюджет института до 5700 р. в год (1822), а в 1825 г. выделил на постройку нового здания 18 000 р. [3]. ,! Дипломная работа Я. Фальковского «Эе тзггисйопе зигс1ит еХ. тшлго-10111» об обучении глухонемых и его другие труды по проблемам сурдопедагогики впервые изданы в 1817—1823 гг. На землях, прежде входивших в состав Речи Посполитой, варшавяне преуспели в деле обучения глухих более других, однако следует упомянуть и об инициативах граждан города Вильно1. Мечта Станислава Августа Понятовского и Непомук-Коссаковско-го создать в королевстве институт глухонемых при жизни епископа не осуществилась. Реализовать ее в границах Виленской губернии Российской империи попытаются клирик-униат Поголис и ректор императорского Виленского университета профессор Ян Снядецкий2. К 1823 г. университет Вильно считался одним из крупнейших университетов Европы, превосходя численностью студентов Оксфорда. Преподавание на четырех факультетах велось преимущественно на польском языке и на латыни.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |