КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шаг — изданы учебники, написанные по-русски и созданные с опорой на отечественный опыт обучения глухих детей. 4 страница
Петровские реформы раскололи общество на «цивилизацию» и «почву». С этого времени отношение власти и населения Российской империи к убогим перестает совпадать. По воле самодержца страна вынужденно принимается взращивать по протестантским образцам деятельную благотворительность, создавать систему государственного призрения. Из-за стремительности и чужеродно-сти предпринятые преобразования не нашли поддержки у подавляющей части населения. «Почва» (народ), не обладающая властными полномочиями, финансовыми средствами, по преимуществу бесправная, чья традиция все более противоречила писаному закону и не поддерживалась официальной церковью, участвовать в навязанной самодержцем деятельной благотворительности не стремилась. Простой человек не понял и не принял Петровские реформы, предпочитая организованному призрению милостыню. Выдвигая из своих рядов отдельных подвижников, «почва» тем не менее оказывалась в стороне от создаваемой государством системы призрения западноевропейского толка. Сторонники западных моделей образования и организованной светской благотворительности исчислялись единицами. Большинство представителей привилегированных сословий и духовенства идею государственного призрения не восприняли. Оказалось невозможным принять по царскому указу, и тем более создать в одночасье, как мечтал Петр I, те общественные институты призрения, на взращивание которых западный христианский мир затратил несколько столетий первого периода эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками. Ростки государственной социальной политики, вызванные к жизни Петровскими реформами, зачахли в пору правления Анны Иоанновны. Верховная власть, ранее запретившая подаяние нищим и калекам и заявившая об учреждении соответствующих официальных служб и заведений, перестала эти службы развивать и поддерживать. Государство, взяв курс на возврат к старине, ограничилось прекращением исполнения ранее принятых на себя обязательств по организации светского призрения. Обнищавшее и постоянно обираемое императрицей и ее фаворитами население оказалось не в состоянии помогать страждущим. Прошедшее после смерти царя-реформатора сорокалетие можно оценить как печальное для дела развития светской благотворительности в России. Все задуманные преобразования остались на бумаге, правительство о них забыло, а россиянам — как «почве», 1с*-, ■.■■-■<*■■ у -* р ■ '■■ ■....:.:■■■ •.'.VI «>«»>, ..'■'.,..:■'•: 4 &*-> .... -.-.■: ....--""'
так и «цивилизации» — петровские эксперименты по искоренению традиционных форм милосердия и насаждению регламентированного попечения убогих и калек изначально представлялись непонятными и ненужными. Первая попытка переноса западных моделей светской благотворительности на отечественную почву завершилась полным крахом. Венценосные потомки Петра I не включались в деятельную благотворительность, перестав при этом следовать правилам милостыни в духе идеалов православного благочестия. Исконная традиция ослабевала, а новые правила не приживались. В эпоху Елизаветы, стремившейся вернуться к принципам правления Петра Великого, власть декларирует необходимость организации светского призрения, пытается вновь навязать обществу западную модель благотворительности, но при этом не прилагает даже минимальных усилий к ее финансовому, организационному и кадровому обеспечению. Государыня ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами, не переходя к реальному строительству богоугодных заведений, которые без ее вмешательства появиться в России не могли. Трагическое рассогласование властных решений и общественных устремлений, указующих директив и исполнительской дисциплины, благих порывов и их финансового обеспечения становится характерной чертой развития светской благотворительности в России времен Елизаветы. Усиливается наступление на юродивых, за некоторыми из них раскольническая комиссия устанавливает полицейский надзор, на других заводит уголовные дела. Юродивый-обличитель и юродивый-сумасшедший одинаково отторгаются властью, вызывают у нее подозрение и неприязнь. Для людей, испытывающих к одержимым и бесноватым чувство сострадания, демонстрировать его публично становится небезопасно. Человек, проявляющий демонстративное сердоболие к юродивому, в глазах государства выглядит неблагонадежным. Простонародье, люди «подлого сословия», продолжают прислушиваться к бессвязной речи бесноватых, но делающие служебную карьеру представители «цивилизации» уже вынуждены сторониться их. Корона шаг за шагом ограничивает сферу влияния церкви и последовательно ущемляет ее имущественные права. Испытывающее финансовые притеснения, изнуренное в борьбе с расколом и теряющее доверие паствы, православное духовенство, в отличие от западного, не только перестало играть сколько-нибудь значимую роль в деле негосударственного призрения, но и надолго отошло от этой деятельности, как таковой. Церковно-христианская благотворительность в России переживала глубокий кризис на протяжении всего XVIII столетия. В отличие от своих западных современников российские аристократы середины XVIII в. единодушно считают слепоту, физическое увечье достаточными причинами для поражения человека в правах. Фундамент будущих перемен в деле организации светского призрения в России заложен Екатериной II. Сторонница просвещенного абсолютизма, лютеранка, перешедшая в православие,
прагматичная и не нищелюбивая императрица, пекшаяся о благе подданных, не оглядывалась на русские обычаи и не считалась с ними. Екатерина Великая перешла от слов к делу и попыталась создать в стране европейскую систему закрытого государственного призрения. В 1775 г. императрица провела губернскую административную реформу и учредила Приказ общественного призрения, в чье ведение вошли народное просвещение, медицинская помощь, богадельни, сумасшедшие дома, приюты. Организацию призрения убогих императрица вменила в обязанность чиновничеству. В сложной государственной структуре определилось конкретное должностное лицо, несущее ответственность за нищих, душевнобольных и инвалидов, им стал частный пристав. Усилиями Екатерины II в обеих столицах удалось создать показательные структуры государственной благотворительности, по губерниям учредить Приказы общественного призрения. Был создан прецедент организации светского филантропического учебно-воспитательного заведения для детей бедноты, включая малоуспешных учеников. Московский и петербургский Воспитательные дома становятся моделью государственного приюта для детей-сирот, предусматривающую их обязательное образование. Стартовав на полтора столетия позже Западной Европы, Россия обрела во времена Екатерины II все типы известных протестантским странам благотворительных заведений и вышла на передовые позиции за четверть века, правда, в пределах двух столичных городов. Обеспечить призрение всех нуждающихся на громадной территории Российской империи оказалось весьма затруднительным, необходимые предпосылки к тому в стране не успели сложиться. Подлинное развитие светской благотворительности в обществе, терпевшем крепостничество, оказалось невозможным. От человека, пекущегося о разведении крепостных как о размножении домашней скотины, нельзя ждать европейского понимания естественного права, желания поддерживать государственную филантропию, заниматься деятельной благотворительностью или задумываться о необходимости обучения глухих и слепых детей. «Просвещенная деспотия» видит необходимость в филантропии, но милосердию этому предписаны жесткие государственные рамки, творится оно исключительно в установленных формах, а главное — в известных правительству целях. Государственная благотворительность не имеет ничего общего с традицией милости и милостыни, не случайно филантропические акции сочетались с продолжением наступления на нищенство. Список ранее изданных карательных указов Екатерина II пополнила еще дюжиной собственных. Выходившие почти ежегодно постановления во многом повторяли друг друга, но по-прежнему оказывали малое влияние на происходящее. Почвенная Русь держалась за свои привычки. Возводя систему призрения, государство вольно или невольно пыталось сломать традицию, искоренить милостыню во спасение, нищелюбие — те духовные опоры, которые помогали русскому человеку выстаивать и перед лицом рока, и перед еще более грозным 9—Малофеев. Ч. 1 ълълк&а
." ■:;■ ■■■. Ш^
для соотечественника лицом безжалостной власти, помогали переносить тяжелые жизненные испытания. Средневековое незамутненное нищелюбие простонародья деформировалось и иссякало, но оно не исчезло окончательно, скорее сжалось и окуклилось, продолжая таиться в душах людей. Вековые ценности нищелюбия и милостыни во спасение оставались в фонде абсолютов и святынь национальной культуры. Они служили русскому человеку опорой в его молчаливом сопротивлении навязываемым ценностям организованной социальной опеки, лишенной, по его мнению, и чувства, и смысла. В екатерининскую эпоху «просвещенного деспотизма» доступ к образованию получают ранее ущемленные в этом праве сословия и социальные группы. Открываются гарнизонные школы для обучения солдатских детей; быстро растет число духовных школ, семинарий для обучения детей духовенства; организуется женское образование; создаются воспитательные дома для обучения сирот и детей из бедных семей; открываются школы для иноверцев. Прекращается преследование раскольников, веротерпимость провозглашается как государственная политика. Либеральные инициативы по обеспечению доступа к образованию лиц из низших сословий, представителей других, ранее угнетаемых социальных групп не затрагивают детей инвалидов. В национальном сознании убогие не воспринимались людьми второсортными, не вызывали страха как опасные «чужие» и не осмысливались как особо угнетенная социальная группа. Динамично меняющееся правовое положение инвалидов, все учащающиеся попытки индивидуального обучения глухих — эти и другие феномены западной жизни, характерные для завершающей фазы второго периода, в России конца XVIII столетия отсутствуют. Предложенное «цивилизацией» закрытое призрение, организованная благотворительность, неприятие нищенства должны были воплотиться не просто в нормы закона, но в жизненный уклад, культурную норму, однако за столь короткий исторический срок общество не могло воспринять их, тем более что внутриполитические курсы монархов, сменявших друг друга на российском престоле, часто не совпадали. Придя к власти, Павел I немедленно и почти повсеместно упразднил екатерининские Приказы общественного призрения, закрыл городские сословные думы, перепоручив управление городами военно-полицейским органам. Государственное призрение монарх понимал по-своему, по его воле был создан орган управления системой учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных учреждений, впоследствии получивший название «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ), открывались внесос-ловные больницы, возникали медицинские коллегии и врачебные управы. Во главе ведомства Павел I поставил свою супругу Марию Федоровну, доверяя ей попечение общества благородных девиц, воспитательных домов, лечебниц, сумасшедших домов, приютов и богаделен — всех существовавших на тот момент благотворительных учреждений. Императрица Мария Федоровна становится подлинным подвижником деятельной благотворительности в России. Ее подвиг на посту главы ведомства служил примером филантропии, исходящей из внутренней потребности творить добро для тех, кто нуждается в помощи и милосердии. Огромную власть и возможность распоряжаться большими средствами императрица Мария Федоровна всецело использовала для развития светской благотворительности в России в полном согласии с протестантскими ценностями, но одновременно она обладала столь близкой русской душе способностью угадывать сердцем положение человека, хоть чем-нибудь несчастливого и неудовлетворенного. Словом и делом на протяжении всей своей жизни Мария Федоровна доказывала подданным, что деятельная благотворительность есть благо для общества, если движется искренним чувством милосердия, сострадания и любви к людям. Александр I, заняв российский трон, провозглашает курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные и в их числе люди, ранее заточенные в монастыри и сумасшедшие дома. Самодержец возвращает гражданские права тем, кто прежде по суду был поражен в них, восстанавливает «жалованные грамоты» дворянству и городам. Даровав большой части подданных право собственности на землю (1801), император тем самым увеличил круг россиян, обладающих гражданским статусом. Александр I создает Министерство народного просвещения (1802), разрешает открытие университетов в Дерпте (1802), Вильно (1803), Харькове и Казани (1805), педагогического института в Петербурге (1804). Отменяются цензурные постановления и другие ограничения в области просвещения и народного образования. Благодаря либерализации общественной жизни, ориентации на европейские ценности и новинки возникает идея перенять иноземный опыт создания институтов для слепых и глухонемых. Волей просвещенного монарха модель специальной школы попала в Россию до того, как получила распространение даже в тех европейских странах, где политические, экономические и социально-культурные предпосылки к ее возникновению складывались столетиями. Открытие королевских училищ для глухих и слепых в Европе явилось результатом политических и экономических реформ, секуляризации общественной жизни, законотворчества в области гражданских и имущественных прав, развития науки (философии, медицины, педагогики), университетской традиции, неуклонного роста числа светских школ, книгопечатания, переосмысления прав людей с сенсорными нарушениями, накопления успешного опыта их индивидуального обучения. И за рубежом опытные специальные институты возникали по воле первого лица государства, но в Европе то был ответ просвещенного монарха на инициативы снизу. Общество (образованная его часть) поднялось до понимания необходимости распространить законодательство об образова-
гбн- ЛА?' **..,« --------------------------------------------;:'.Л,
нии на детей-инвалидов. В отличие от европейских венценосных особ Александр I, учреждая первые специальные школы, не мог опереться ни на одну из групп или слоев населения, исключая, возможно, некоторых обрусевших иноземцев да выученных на Западе дворян. На момент монаршего решения в России не сложились все необходимые социально-культурные предпосылки для развития практики специального обучения, вследствие чего и трудности, сопровождавшие создание образцовых школ для глухих и слепых детей, были из ряда вон выходящими. Условной границей второго и третьего периода эволюции служат прецеденты открытия специальных школ для глухих и слепых детей. Эти события пришлись как в Европе, так и в России на конец XVIII — начало XIX в. Начавшийся на пять веков позже, чем в Европе, второй период завершился в те же хронологические сроки, однако отечественная практика специального образования начала складываться под влиянием западного опыта при отсутствии необходимых социально-культурных предпосылок. Продолжайте работу над схемой периодизации эволюции отношения наших соотечественников к детям с отклонениями в развитии, отметив границы второго периода применительно к России и указав все существенные, по вашему мнению, факторы. Сравните и обсудите на семинаре составленные вами схемы. Выберите схему, лучшую по смыслу и по форме. Почему на Руси отношение власти и населения к убогим совпадало только до Петровских реформ? Продолжите высказывание «С начала XVIII в. отношение власти и отношение населения к убогим перестают совпадать, потому что...». Обсудите предполагаемые причины на семинаре. Обратитесь к тексту романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. I, гл. XII). Перечитайте разговор героев романа с «божьими людьми» в имении князей Болконских в Лысых Горах. Попытайтесь найти во второй главе учебника тезис, литературной иллюстрацией которого мог бы служить диалог из романа «Война и мир». Обсудите выбранные тезисы на семинаре. Почему, с вашей точки зрения, первая попытка переноса западных моделей светской благотворительности на отечественную почву завершилась неудачей? б. Перечитайте поэму А. С. Пушкина «Медный всадник», найдите строки, которые служили бы иллюстрацией к тексту главы. Обсудите на семинаре, какие тезисы данной главы могут быть подкреплены строками пушкинской поэмы. 7. Составьте таблицу «Развитие системы светского призрения после смерти Петра I». В левой колонке впишите последовательно имена российских императриц, царствовавших в XVIII в., а в правой — их деяния в сфере организации светского призрения. Выполняя задания к первой главе учебника, вы сделали прогноз ближайших и отдаленных последствий Петровских реформ для развития системы светского призрения в России. На семинаре оцените точность сделанных ранее прогнозов, если они оказались ошибочными, обсудите причины неудач в прогнозировании хода исторических событий. Как вы считаете, могут ли иметь успех и продолжение государственные решения в сфере призрения калек и убогих, не понятые и не поддержанные населением? Аргументируйте свою точку зрения и запишите. Согласны ли вы с утверждением о том, что фундамент перемен в деле организации светского призрения в России был заложен Екатериной II? Обоснуйте свою точку зрения. Выберите верное, по вашему мнению, утверждение. «Возводя систему организованного призрения, Екатерина II: сознательно разрушала вслед за Петром вековые традиции нищелюбия и личного подаяния; невольно разрушала национальную традицию нищелюбия и личного подаяния; не принимала во внимание национальную традицию нищелюбия и личного подаяния». Каковы основания для утверждения о том, что насаждаемая в России государственная благотворительность не имела ничего общего с традицией милости и милостыни? Почему императрице Марии Федоровне на протяжении десятилетий приходилось доказывать своим подданным, что деятельное милосердие или организованная благотворительность есть благо для общества? Используя материалы учебного пособия и дополнительную литературу, подготовьте реферат на тему «Вклад императрицы Марии Федоровны в создание системы государственного призрения в России». Проведите конкурс на лучший реферат. . В каком политическом и социокультурном контексте жизни Российской империи возникает идея перенять иноземный опыт создания училищ для слепых и глухонемых? Как вы думаете, случайным или закономерным был тот факт, что инициатором создания первых в России институтов для слепых и глухих стал император Александр I? Какое из приведенных ниже утверждений является, по вашему мнению, верным: Только в России первые специальные учебные заведения возникали по воле монарха. Только в Европе первые специальные учебные заведения возникали по воле монарха. Первые специальные учебные заведения всегда возникают по воле первого лица государства. Первые специальные учеоные заведения всегда возникают по воле первого лица государства, но в одних случаях это ответ обществу, а в других — вызов ему, это и определяет их дальнейшую судьбу. Составьте таблицу «Социально-культурные предпосылки появления первых специальных школ для слепых и глухих детей в странах Западной Европы и в России». Выявите сходство и различия, обсудите на семинаре. Зная историю возникновения первых российских специальных школ для слепых и глухих детей, попытайтесь спрогнозировать их будущее на последующие 30—50 лет. Аргументируйте свой прогноз. Как вы полагаете, при каких условиях население страны может признать, а государство узаконить цели образования слепых детей, сформулированные Валентином Гаюи? Попытайтесь расширить портретную галерею, представленную во второй главе учебника. 1. Аксаков К. С. Полн. собр. соч. В 2 т. М., 1861. — Т. 1. Сочинение историческое. 2. Анисимов Е, В. Женщины на российском престоле / Е. В. Ани-симов.-СПб., 1997. 3. Басова А. Г. История сурдопедагогики / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. - М., 1984. 4. Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. — СПб.: Лики России, 2003. 5. Богданов-Березовский М. Положение глухонемых в России / М. Богданов-Березовский. — СПб., 1901. 6. Вернадский Г. В. Русская история: учебник / ЕВ. Вернадский. — М.: АЕРАФ, 1997. 7. Власов В. П. Обитель милосердия / П. В. Власов. — М.: Московский рабочий, 1991. 8. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. В 14 т. - М., 1952. - Т. 8. 9. ГуревичВ.А. Немцы в музыкальном Петербурге XVIII в.// Немцы в России: проблемы культурного взаимодействия. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 10. Гуревич П. С. Философия культуры: пособие для студентов гуманит. вузов / П. С. Еуревич. — М.: Аспект-пресс, 1994. 11. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей / А. И. Дьячков. — М., 1957. 12. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. — М., 1997. 13. Иванов С. А. Византийское юродство / С. А. Иванов. — М., 1994. 14. Исторический опыт социальной работы в России/под ред. Л. В. Бадя. - М., 1994. 15. Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры / К. Д. Кавелин. — М., 1989. 16. КаннабихЮ.В. История психиатрии / Ю. В. Каннабих; пре-дисл. П. Б. Гаинушкина. — Л.: Госмедиздат, 1929. 17. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин. — М., 1991. 18. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма / Н. М. Карамзин. - М., 1982. 19. Карамзин Н.М. История государства Российского//Соч. В 12 т.-СПб., 1982.-Т. 2. 20. КарташовА.В. Очерки по истории русской церкви//Соч. В Зт. -М., 1991.-Т. 2. 21. Ключевский В. О. Курс русской истории//Соч. В 8 т. — М., 1956. - Т. 1. 22. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 2 кн. / Н. И. Костомаров. — М., 1995. — Кн. 1-2. 23. Кузнецов Н. И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России / И. И. Кузнецов // Вопросы философии. - 1989. - № 3. 24. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1796)/Е.Лихачева.-СПб., 1890. 25. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. / П. Н. Милюков. - 1994. - Т. 1-2. 26. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (XVIII — первая половина XIX в.) / отв. ред. М. Д. Ша-баев.-М., 1973. 27. Платонов С. Ф. Учебник русской истории / С. Ф. Платонов. - М., 1913. 28. Политическая история России: хрестоматия. — М., 1995. 29. Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1872. 30. Прыжов И. Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии / И. Г. Прыжов; под ред. Л. Я. Лурье. — Репринт, изд. — М., 1996. 31. Пушкин А. С. Собр. соч. В Ют.-М, 1981. - Т. 1. 32. ПыляевМ.И. Старая Москва / М. И. Пыляев. — М., 1995. 33. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера / сост. С. К. Иванов. — М., 1996. 34. Россия: хронологический указатель к полному собранию законов Российской империи. — М., 1830. — Ч. 1. 35. Русская старина: путеводитель по XVIII веку. — М.; СПб., 1996. 36. Скребицкий А. И. Валентин Гаюи в Петербурге / А. И. Скре-бицкий. - СПб., 1886. 37. Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соч. В 15 кн. -М., 1959.-Кн. 1.
,. ■ "■'■■..'■■',: :. ■ ■ ■"•'........ ". '.':'
38. Учебник русской истории / сост. К. В. Елпатьевский. 1909. 39. Федорченко В. И. Императорский дом. Выдающиеся сановники. Энциклопедия биографии / В. И. Федорченко. В 2 т.— Красноярск, 2003; Олма-пресс, 2003. — Т. 1—2. 40. Хотеенков В. Ф. Первый министр народного просвещения Российской империи Петр Васильевич Завадовский/ В. Ф. Хотеенков, В. Г. Чернета. — М.: Московский центр валь-дорфской педагогики, 1998. 41. ШмурлоЕ.Ф. История России 1862-1917/Е. Ф. Шмур-ло.-М.: Аграф, 1997. 42. Эйдельман Н. Я. Грань веков: политическая борьба в России, конец XVIII — нач. XIX столетия / Н. Я. Эйдельман// В борьбе за власть. — М., 1988. 43. ЯкобийП. Глухонемые / П. Якобий. — СПб., 1907. СПб.. Третий период эволюции отношения государства и общества к людям с умственными и физическими недостатками берет свое начало, как мы уже знаем, от прецедента появления в стране специальных учебных заведений, а завершается законодательным оформлением национальной системы специального образования, включающей три типа специальных школ. На протяжении этого периода государство и общество проходят путь от осознания возможности обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей к пониманию необходимости организации системы специального образования. Российская империя вступила в третий период не намного позже Франции, Англии и Германии, прецедент открытия в Санкт-Петербурге финансируемых из царской казны училищ для глухих и слепых датируется 1806 и 1807 гг. Напомним, лидер специального обучения — Франция — открыла свои королевские институты в 1789 и 1791гг., Пруссия - в 1788 и 1806 гг., Дания — в 1799 и 1811 гг. Сравнив даты появления первых частных и королевских институтов для слепых: Франция (1786), Англия (1791), Бельгия (1793), Австрия (1804), Пруссия (1806), Италия (1807), Чехия (1807), Голландия (1808), Швеция (1809), Швейца- * Рисунок к главе: Н. П. Богданов-Бельский. Устный счет. В Народной школе С. А. Рачинского. 1895. Фрагмент.
?.. •*.
рия (1809), Дания (1811), Венгрия (1821), мы с гордостью могли бы подумать о приоритете отечественной тифлопедагогики, однако сопоставимыми являются хронологические сроки, но не природа появления первых специальных школ. На Западе возникновение королевских (государственных) институтов стало суммирующим результатом накопленного ранее опыта индивидуального обучения глухих и слепых, признания ценности образования разными социальными группами и слоями населения, становления частной и городской школы, развития университетской практики. В России же это результат единоличной воли самодержца, задумавшего скопировать парижскую модель и пригласившего в страну Валентина Гаюи. В западноевропейских странах — лидерах специального образования (Франция, Англия, Германия, Дания) распространение школьного обучения «ненормальных» детей было обусловлено многими причинами, отчасти положениями закона о наследстве, отчасти интенциями протестантизма, отчасти влиянием гуманистических идей просвещения на умы значительного числа образованных людей разных сословий (от монарха до городского лавочника). Сеть специальных школ ширилась в Европе не только благодаря либерально-демократическим переменам в жизни общества, ее строительство стимулировалось промышленной революцией и индустриализацией. Аргументы в пользу специальной школы накапливались по мере роста благосостояния значительной части населения, развития образования и европейской культуры.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |